«Перестановка слагаемых»
Михалаш Татьяна Витальевна, учитель начальных классов.
МБОУ «КСОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»,
пгт. Камские Поляны НМР РТ
Тема урока: Перестановка слагаемых.
Класс: 1
Цель: вывести правило том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Задачи:
- образовательные:
познакомить с правилом перестановки слагаемых,
научить применять правило перестановки слагаемых на практике.
- развивающие:
развивать коммуникативные способности (посредством высказываний);
развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза,
сравнения, через решение логических задач);
развивать самостоятельность и творческие способности (через дифференцированную самостоятельную работу);
развивать познавательную активность обучающихся;
развивать внимание (через разные виды деятельности);
развивать память (оперативную, зрительную, произвольную и
др. виды);
- воспитательные:
воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, потребность в знаниях;
воспитывать позитивное отношение к урокам математики;
воспитывать чувство сострадания и сопереживания.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с примерами для парной работы, раздаточный счетный материал (по 4 желтых квадрата и 3 красных для работы в парах).
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг!
2. Актуализация знаний
1. Целеполагание
Сегодня нас ждёт удивительное путешествие по стране Математика с серьёзными препятствиями, сложными задачами и трудными примерами. А поможет нам герой сказки Алана Милна. Послушайте загадку.
Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И ещё, как говорится,
Рад он мёдом подкрепиться. (Винни-Пух) (Сл.1)
(сл.2-3) Когда-то очень давно в красивом городе Лондоне родился мальчик, которого назвали Алан, будущий известный английский писатель, автор повестей о Винни – Пухе. Помимо того, что он замечательный автор, он еще был замечательным отцом. Когда его сыну Кристоферу Робину исполнился 1 год, он подарил мальчику плюшевого мишку. А по вечерам стал рассказывать удивительные истории о приключениях медвежонка и мальчика в волшебном лесу. Так появилась на свет книга сказок о Винни - Пухе и его друзьях.
2. Устный счёт.
Вы знаете, что Винни-Пух очень любит мёд. Давайте поможем ему до него добраться. Для этого нам нужно решить задачки (сл.4-8).
1) Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли 10 варежек. Сколько детей лепили снеговика? (Пятеро)
2) Из-под ворот видно 8 собачьих лап. Сколько собак за воротами? (2)
3) У Бабы-Яги на носу 9 бородавок, а у Кощея Бессмертного на 3 бородавки меньше. Сколько бородавок на носу Кощея Бессмертного? (6)
4) Давным-давно воин рыцарь должен был обязательно иметь шлем и копьё. Шлем стоил 6 коров, а копьё – 2 коровы. Сколько всего коров должен заплатить рыцарь за шлем и копьё? (8) Как узнали?
5) В сети к пауку попалось 7 мух. Двум мухам повезло – они вырвались из паутины. Сколько мух осталось в паутине? (5)
Вы отлично справились с заданием, молодцы! Теперь Винни-Пух сможет добраться до меда.
Пока он лакомится, мы посчитаем. Скажите, сколько на чертеже треугольников? (Сл. 9)
Физминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
3. Открытие нового знания.
Постановка проблемы.
(Сл.10) Как-то Кролик попросил Винни-Пуха помочь ему сосчитать банки с вареньем и медом, которые он приготовил на зиму. Друзья начали считать и чуть не поссорились.
Кролик утверждал, что верное решение 4+3, а Винни-Пух что 3+4. Кто из них прав?
- Как вы думаете, почему?
- Что произошло? (Числа поменялись местами)
- Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, значение суммы)
- Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)
- А можно ли так делать в математике? (Да, нет)
Мнения разделились. У нас возникла проблема, затруднение. Мы не знаем, можно ли переставлять слагаемые местами.
- Что надо сделать, чтобы разобраться в затруднении? (Разобраться, посчитать…)
Чтобы разобраться в сегодняшней теме, предлагаю доказать это на практике. И сделаем мы это при помощи геометрических фигур.
Эксперимент (работа в парах): положите на стол 5 желтых квадратов и 3 красных.
- Сколько всего квадратов? Запишите решение на доске. (5 + 3 = 8)
Поменяйте квадраты местами и запишите получившееся равенство.
(3 + 5 = 8)
- Изменилось количество? (Нет, осталось одинаковым)
- Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
Ребята, мы сделали очень важное открытие!
Тема нашего урока: «Перестановка слагаемых». (Сл.11)
Эту особенность учёные заметили давно. В математике это называется переместительным свойством сложения.
Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику (с.14-15).
Откройте учебники на с.14 и прочитайте правило.
Сначала по команде «Глазки». Читаем только глазками.
Читаем по команде «Вслух». Читаем вполголоса.
Рассказать по памяти. Рассказывают соседу по парте.
- Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (Да)
Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, ребята, применить этот закон на практике.
Винни - Пух любит учиться. Кролик дал ему задание, в котором пригодится правило о перестановке слагаемых. Давайте поможем медвежонку.
С.15 №2 (устно).
Физминутка (видео).
(Сл.12) Из истории. Когда-то давно (в 1920-х годах) в Лондонском зоопарке жила медведица по кличке Виннипег (Винни). Когда Кристоферу Робину было 4 года Алан Милн впервые привёл его в зоопарк. Кристофер по-настоящему сдружился с медведицей. И даже назвал в её честь своего любимого плюшевого мишку. Так у Винни - Пуха появилось имя.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.
А) Теперь откройте тетради на печатной основе на с. 8 и мы выполним задание под №1. Прочитайте задание, что мы будем делать в этом упражнении?
- Сколько синих кеглей на первом рисунке?
- Сколько красных кеглей? Сколько кеглей всего?
- Какое равенство мы можем составить? (3 + 2 = 5)
Составьте ещё одно равенство, посчитав кегли справа налево. (2 + 3 = 5)
- Сравните равенства в каждой паре. Сделайте вывод.
(сл.13) Из истории. Действия в повестях о Винни-Пухе происходят в лесу Эшдаун. Этот лес не вымышленный. Когда Кристоферу Робину было 4 года, его родители купили ферму рядом с этим лесом. Реальными (настоящими) являются также шесть сосен и ручеёк, у которого Винни - Пух с друзьями нашли Северный Полюс.
Задание 3
Винни - Пух приготовил для вас задание. Работа в парах (на листочках).
На рисунке изображены два столбика примеров. Необходимо найти суммы в левом и правом столбике с одинаковым значением, соединив их стрелочками.
2+5 = | 2+7 = |
6+4 = | 5+2 = |
7+2 = | 4+6 = |
1+9 = 9+1 =
3+5 = 5+3 =
То есть, не нужно выполнять вычисления, чтобы найти суммы с одинаковым значением, поскольку можно воспользоваться переместительным свойством сложения.
Мы знаем, что переместительное свойство сложения – это когда слагаемые меняются местами.
Проверка. Читают по цепочке. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет – топают.
(сл.14) Из истории. Все истории о «Винни-Пухе и его друзьях» изначально были написаны на английском языке. Прошло немного времени, и сказочные истории были переведены на 25 языков мира, в том числе и на русский. А на русском языке мы знаем эту сказку благодаря писателю Борису Заходеру, который и перевёл эту сказку на русский язык, чтобы наши детки тоже знали Винни-Пуха и его друзей.
Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке).
Цели: зафиксировать новое содержание урока.
Формировать и развивать умение анализировать и осмысливать свои достижения.
- Какой математический закон мы сегодня открыли?
- Мы смогли доказать это на практике?
Еще раз запомните! От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- С каким настроением вы работали на уроке?
Оцените свою работу на уроке с помощью цветного квадратика (рисуют в тетради). Он может быть:
Зеленым - «Я - молодец! Справился сам».
Желтым - «Я - молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился».
Синим - «Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».
Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, аплодируем своим одноклассникам и себе, конечно.
На следующем уроке мы продолжим работу по применению правила перестановки слагаемых и обязательно откроем другие случаи и причины применения нового правила.
Список литературы:
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Часть 2. 1 класс, - издательство Москва «Просвещение», 2015 г.
Рабочая тетрадь по математике. М.И. Моро, С.И. Волкова. Часть 2. 1 класс.
Поурочные разработки по математике, Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко (Москва «ВАКО», 2011).
Сайт www.nachalka.com