СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по математике в 1 классе "Перестановка слагаемых"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по математике в 1 классе "Перестановка слагаемых"»

«Перестановка слагаемых»

Михалаш Татьяна Витальевна, учитель начальных классов.
МБОУ «КСОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»,

пгт. Камские Поляны НМР РТ



Тема урока: Перестановка слагаемых.

Класс: 1


Цель: вывести правило том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.


Задачи:

- образовательные:

  • познакомить с правилом перестановки слагаемых,

  • научить применять правило перестановки слагаемых на практике.

- развивающие:

  • развивать коммуникативные способности (посредством высказываний);

  • развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза,

сравнения, через решение логических задач);

  • развивать самостоятельность и творческие способности (через дифференцированную самостоятельную работу);

  • развивать познавательную активность обучающихся;

  • развивать внимание (через разные виды деятельности);

  • развивать память (оперативную, зрительную, произвольную и

др. виды);

  • развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку).

- воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, потребность в знаниях;

  • воспитывать позитивное отношение к урокам математики;

  • воспитывать чувство сострадания и сопереживания.



Тип урока: изучение нового материала.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с примерами для парной работы, раздаточный счетный материал (по 4 желтых квадрата и 3 красных для работы в парах).


Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!


2. Актуализация знаний

1. Целеполагание


Сегодня нас ждёт удивительное путешествие по стране Математика с серьёзными препятствиями, сложными задачами и трудными примерами. А поможет нам герой сказки Алана Милна. Послушайте загадку.

Он не тучка, а медведь.

Очень любит песни петь.

И ещё, как говорится,

Рад он мёдом подкрепиться. (Винни-Пух) (Сл.1)


(сл.2-3) Когда-то очень давно в красивом городе Лондоне родился мальчик, которого назвали Алан, будущий известный английский писатель, автор повестей о Винни – Пухе. Помимо того, что он замечательный автор, он еще был замечательным отцом. Когда его сыну Кристоферу Робину исполнился 1 год, он подарил мальчику плюшевого мишку. А по вечерам стал рассказывать удивительные истории о приключениях медвежонка и мальчика в волшебном лесу. Так появилась на свет книга сказок о Винни - Пухе и его друзьях.


2. Устный счёт.

Вы знаете, что Винни-Пух очень любит мёд. Давайте поможем ему до него добраться. Для этого нам нужно решить задачки (сл.4-8).


1) Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли 10 варежек. Сколько детей лепили снеговика? (Пятеро)


2) Из-под ворот видно 8 собачьих лап. Сколько собак за воротами? (2)


3) У Бабы-Яги на носу 9 бородавок, а у Кощея Бессмертного на 3 бородавки меньше. Сколько бородавок на носу Кощея Бессмертного? (6)


4) Давным-давно воин рыцарь должен был обязательно иметь шлем и копьё. Шлем стоил 6 коров, а копьё – 2 коровы. Сколько всего коров должен заплатить рыцарь за шлем и копьё? (8) Как узнали?


5) В сети к пауку попалось 7 мух. Двум мухам повезло – они вырвались из паутины. Сколько мух осталось в паутине? (5)

Вы отлично справились с заданием, молодцы! Теперь Винни-Пух сможет добраться до меда.

Пока он лакомится, мы посчитаем. Скажите, сколько на чертеже треугольников? (Сл. 9)

Физминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

3. Открытие нового знания.

Постановка проблемы.

(Сл.10) Как-то Кролик попросил Винни-Пуха помочь ему сосчитать банки с вареньем и медом, которые он приготовил на зиму. Друзья начали считать и чуть не поссорились.

Кролик утверждал, что верное решение 4+3, а Винни-Пух что 3+4. Кто из них прав?

- Как вы думаете, почему?

- Что произошло? (Числа поменялись местами)

- Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, значение суммы)

- Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)

- А можно ли так делать в математике? (Да, нет)

Мнения разделились. У нас возникла проблема, затруднение. Мы не знаем, можно ли переставлять слагаемые местами.

- Что надо сделать, чтобы разобраться в затруднении? (Разобраться, посчитать…)

Чтобы разобраться в сегодняшней теме, предлагаю доказать это на практике. И сделаем мы это при помощи геометрических фигур.


Эксперимент (работа в парах): положите на стол 5 желтых квадратов и 3 красных.

- Сколько всего квадратов? Запишите решение на доске. (5 + 3 = 8)

Поменяйте квадраты местами и запишите получившееся равенство.

(3 + 5 = 8)

- Изменилось количество? (Нет, осталось одинаковым)

- Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)

Ребята, мы сделали очень важное открытие!


Тема нашего урока: «Перестановка слагаемых». (Сл.11)

Эту особенность учёные заметили давно. В математике это называется переместительным свойством сложения.


Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику (с.14-15).

Откройте учебники на с.14 и прочитайте правило.

Сначала по команде «Глазки». Читаем только глазками.

Читаем по команде «Вслух». Читаем вполголоса.

Рассказать по памяти. Рассказывают соседу по парте.


- Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (Да)

Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, ребята, применить этот закон на практике.


Винни - Пух любит учиться. Кролик дал ему задание, в котором пригодится правило о перестановке слагаемых. Давайте поможем медвежонку.

С.15 №2 (устно).


Физминутка (видео).

(Сл.12) Из истории. Когда-то давно (в 1920-х годах) в Лондонском зоопарке жила медведица по кличке Виннипег (Винни). Когда Кристоферу Робину было 4 года Алан Милн впервые привёл его в зоопарк. Кристофер по-настоящему сдружился с медведицей. И даже назвал в её честь своего любимого плюшевого мишку. Так у Винни - Пуха появилось имя.

Включение нового знания в систему знаний и повторения.

А) Теперь откройте тетради на печатной основе на с. 8 и мы выполним задание под №1. Прочитайте задание, что мы будем делать в этом упражнении?

- Сколько синих кеглей на первом рисунке?

- Сколько красных кеглей? Сколько кеглей всего?

- Какое равенство мы можем составить? (3 + 2 = 5)

Составьте ещё одно равенство, посчитав кегли справа налево. (2 + 3 = 5)

- Сравните равенства в каждой паре. Сделайте вывод.

(сл.13) Из истории. Действия в повестях о Винни-Пухе происходят в лесу Эшдаун. Этот лес не вымышленный. Когда Кристоферу Робину было 4 года, его родители купили ферму рядом с этим лесом. Реальными (настоящими) являются также шесть сосен и ручеёк, у которого Винни - Пух с друзьями нашли Северный Полюс.


Задание 3

Винни - Пух приготовил для вас задание. Работа в парах (на листочках).

На рисунке изображены два столбика примеров. Необходимо найти суммы в левом и правом столбике с одинаковым значением, соединив их стрелочками.

2+5 =

2+7 =

6+4 =

5+2 =

7+2 =

4+6 =

1+9 = 9+1 =

3+5 = 5+3 =

То есть, не нужно выполнять вычисления, чтобы найти суммы с одинаковым значением, поскольку можно воспользоваться переместительным свойством сложения.

Мы знаем, что переместительное свойство сложения – это когда слагаемые меняются местами.

Проверка. Читают по цепочке. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет – топают.

(сл.14) Из истории. Все истории о «Винни-Пухе и его друзьях» изначально были написаны на английском языке. Прошло немного времени, и сказочные истории были переведены на 25 языков мира, в том числе и на русский. А на русском языке мы знаем эту сказку благодаря писателю Борису Заходеру, который и перевёл эту сказку на русский язык, чтобы наши детки тоже знали Винни-Пуха и его друзей.


Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке).

Цели: зафиксировать новое содержание урока.

Формировать и развивать умение анализировать и осмысливать свои достижения.


- Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Мы смогли доказать это на практике?

Еще раз запомните! От перестановки слагаемых сумма не изменяется.


- С каким настроением вы работали на уроке?

Оцените свою работу на уроке с помощью цветного квадратика (рисуют в тетради). Он может быть:

Зеленым - «Я - молодец! Справился сам».

Желтым - «Я - молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился».

Синим - «Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».


Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, аплодируем своим одноклассникам и себе, конечно.


На следующем уроке мы продолжим работу по применению правила перестановки слагаемых и обязательно откроем другие случаи и причины применения нового правила.


Список литературы:

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Часть 2. 1 класс, - издательство Москва «Просвещение», 2015 г.

Рабочая тетрадь по математике. М.И. Моро, С.И. Волкова. Часть 2. 1 класс.

Поурочные разработки по математике, Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко (Москва «ВАКО», 2011).

Сайт www.nachalka.com










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!