СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по основам духовно-нравственной культуры народов России (внеурочная деятельность) С любовью к Богу и Отечеству

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по основам духовно-нравственной культуры народов России (внеурочная деятельность) С любовью к Богу и Отечеству»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Локотская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области



Методическая разработка по основам духовно-нравственной культуры народов России (внеурочная деятельность)

Возраст детей: 12-14 лет

















Лабецкая Оксана Юрьевна

учитель ОПК







с. Локоть2021г.



Урок основы духовно-нравственной культуры народов России в 8 классе по теме «С любовью к Богу и Отечеству».

Тип урока: урок изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и фронтальная.

Цели урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу;

- показать на примере воин разного времени, значимость православной веры для воинов и полководцев.

 

 За дачи:

Воспитательная: способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности на основе Великих Побед нашей страны; воздействовать на эмоции детей яркими примерами с исторических событий разных веков; развивать чувство благодарности и долга перед ветеранами за Великую Победу; способствовать воспитанию патриотизма и гордости за своё Отечество.

Развивающая: развивать умение самостоятельно готовить дополнительный материал, доказывать, слушать, развивать связную устную речь.

Обучающая: формировать знания истории православной культуры. Планируемые результаты:

- предметные: выявить духовно-нравственные качества личности воина-героя; осознание значимости подвига воина для нашего народа; формировать на основе рассказа понятий чуда и благодарности, веры в жизни человека; сознавать значимость нравственности, человеческих добродетелях и пороках.

- метапредметные: развивать логическое мышление, уметь работать индивидуально и в группе, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- личностные: проявлять уважительное отношение к героям всех времён и ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, записи песни и музыки, видеоролики, раздаточный материал, репродукции портретов великих героев, горошина.

Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, благословение на войну, верность, войны Христовы.



Эпиграф:

«Нет больше той любви,

если кто положит душу свою за друзей своих»

План урока

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.(1 мин)

II. Определение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

(5 мин)

III. Изучение нового материала. (25 мин)

1) Куликовская битва

2) Курская битва

Физминутка ( 2 мин)

3) Чтение рассказа «Дуэль»

IV. Закрепление изученного материала (5мин)

V. Рефлексия (5 мин)

Домашнее задание (2 мин)


Цель: знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

Задачи урока:

познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью святых-русских воинов, и простых солдат;

помочь учащимся понять термин «справедливая война»;

познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, благословение на войну, верность, войны Христовы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, горошина.

Ход урока.

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности - Сегодня мы собрались, чтобы вновь поделится теплотой и добротой. Возьмите друг друга за руки и передайте частичку своей теплоты.

Мы отправляемся в мир православной культуры.

- Протяните ладошку (учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину)

- Что это такое?

- На что похожи горошины? (Ответы учеников)

- А ещё горошины похожи на нашу планету Земля.

- Попробуйте сберечь горошину до конца урока. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.

II. Определение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

Мы любим своих родных, свой дом, свою улицу. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, то он всегда вспоминает свой дом, приезжает к родным. Его тянет туда, где он вырос, где его ждут. Тянет к родным местам. Здесь его Родина. Родина – это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные.

- Подберите синонимы к слову «Родина». (Ответы: Отечество, Отчизна, Россия)

В словаре С. И. Ожегова, это понятие звучит так: «Отечество, родная сторона. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть сторона, где человек родился к гражданам которой он принадлежит».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн говорил: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

- Все человеку важно и дорого, без чего он не может жить. Человек должен беречь, хранить и защищать.

- Если обидели тебя – можно стерпеть. Христос говорил, что нужно представить левую щеку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя.

Есть и другие слова Христа «Всякий гневающийся на брата своего понапрасно, подлежит суду».

Значит гнев бывает и напрасным и уместным.

- Если обижают твою мать или сестру, кого то слабого – долг каждого человека встать на защиту.

- Из истории мы знаем, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов.

Ёще в период становления Московского государства с 13 до середины 15веков ( за 200 лет) оно пережило 160 суровых войн. В 18 и 19 столетиях войны продолжались в общей сложности 128 лет. А 20 век принес России ёще более тяжёлые испытания не только по количеству воин но и по количеству людских потер и материальным затратам.

Какие войны были в 20 веке?

- Может ли война влиять на человека?

- Может ли человек во время войны изменится в плохую сторону? (Предательство, дезертирство, мародёрство)

- А может ли человек во время войны изменится в хорошую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно изменится.

- Послушайте письмо, которое нашли в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Оно адресовано не родным, а Богу.

Письмо солдата Богу

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя,
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого, мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой,
Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

-Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

- О чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о войнах, о защитниках которые могут называться воинами Христовыми.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Тема урока: «С любовью к Богу и Отечеству».



III. Изучение нового материала.

  1. Куликовская битва

Из 650 лет Российской Государственности (начало с поля Куликового) 300 лет из жизни русского народа ушло на войны. Причём все оборонительные. Самим главным призванием для мужчин была защита Родины, земли и своего народа.

- Можна ли быть защитником Родины, не любя своё Отечество?

-Нет.

Велико наше Отечество – Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру.

Потому, что выстоять в борьбе с врагом помогала именно православная вера и православный дух. Вот почему среди русских героев защитников так много русских святых: благоверные князь Александр Невский и князь Дмитрий Донской, праведный Фёдор Ушаков…

«Ради кого хочешь жить, ради того и погибнуть не бойся».

Какая любовь к Родине русского воина, можно понять, вспоминая битву на Куликовом поле.

Дмитрий Донской, Пересвет, Ослябя, Сергий Радонежский - вот они, воины Христовы.

Посмотрим видеофильм (Благословение Сергия Радонежского на войну)

Просмотр видеоролика «Куликовская Битва»

Во время сражения Сергий Радонежский и вся Троицкая лавра молились в храме. Духовными очима святой видел всё поле битвы и поминал всех раненных и убитых.

  1. Курская битва

И в годы Великой Отечественной войны у нас были много патриотов и христолюбивых воинов, которые не жалели своей крови и своей жизни ради своей родной земли.

Курская дуга – одна из значимых сражений Великой Отечественной войны. 34 воина стали героями Советского Союза.

Просмотр видеофильма «Курская дуга»

Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках но и с молитвой на устах.

-Я вам прочитаю рассказ о маленькой хрупкой девочке, которая вступила в бой с фашистами.



  1. Чтение рассказа «Дуэль»
     Они пытались спастись. Таких людей назы­вают беженцами. Но какие они беженцы? Многие из них не то что бегать — ходить не умели. Их держали на руках, прижав к гру­ди. И всё-таки они спасались .
    За каждый метр Крыма шли бои. Детей, беспомощных стариков, раненых, — тех, кто не мог сражаться, — посадили на корабли, чтобы переправить на Таманский полуостров. Там было спасение. Но туда ещё надо было доплыть. А над Крымом бушевала смерть. Накануне корабль с тяжелоранеными был потоплен фашистской авиацией. Только бы миновать Керченский пролив...
    Вдруг в небе появились немецкие самолё­ты. Погода была ясная, видимость — отлич­ная. Пролетая над самой палубой, мастера смерти видели детские головки, носилки с больными, быть может, видели лица детей, объятых ужасом. И, глядя на беззащитных, они равнодушно сбрасывали бомбы и нажи­мали на гашетки пулемётов.
     
    С грохотом проносились над головами де­тей фашисты, сбрасывая свой смертоносный груз, а затем вновь набирали высоту, чтобы, развернувшись, как следует прицелиться и на этот раз не промахнуться.
    Беженцы не могли видеть глаз своих убийц, закрытых шлемами. Что было в этих взглядах? Азарт игроков, оттачивающих своё мастерство? Ненависть? Желание уничто­жить именно детей, чтобы у этого народа не было будущего? Или они автоматически вы­полняли бесчеловечный приказ? Это так просто — нажать, как в компьютерной игре, кнопку. Взорвётся бомба, и кого-то уже не будет в живых. Вновь и вновь набирали они высоту и разворачивали самолёты...
    И тут на дуэль с летающей смертью вы­шла маленькая девочка. Она встала на носу корабля и... начала молиться. Фашисты за­сыпали её свинцом. Она отвечала им молит­вой. Вой и грохот разрывающихся бомб, стрекот пулемётов заглушали слова, но де­вочка продолжала молить Господа о помощи.
    Корабли выпустили дымовую завесу. Как ненадёжна эта защита, которая может рассе­яться в любой момент... Но Бог, услышав слова детской молитвы, повелел ветерку так обдувать корабли, чтобы дым закрыл их, и фашисты понапрасну разбросали свой смер­тоносный груз.
    Фашистские самолёты убрались восвояси, не повредив ни один из кораблей, не задев молящуюся девочку. Они улетели. Но что эти лётчики скажут Создателю, когда пред­станут перед Ним?
    Беженцы целыми и невредимыми сошли на берег. И каждый со слезами благодарил малышку, что-то дарил ей, ибо все понима­ли, что произошло чудо: детская молитва спасла от верной гибели тысячи людей.
    Мы не знаем имени этой девочки. Она бы­ла так мала... Но какая огромная, спаси­тельная вера жила в её сердце!



Борис Ганаго

Женя Радеонов.

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Чечня – кровоточащая рана России. Там каждый день умирали люди: русские и чеченцы. Гибли молодые ребята, не успевшие ещё и пожить по-настоящему.

Люди, вы слышали про
парня,
Что был растерзан у
врагов в плену?
Он вынес все свои
страданья
И выгнул линию свою.
Его пытали, били,
унижали,
Хотели, чтоб сорвал он
крест с груди,
Но верх над ним не
одержали ,
Не предал он своей
любви.
Остался до конца он
верен
России ,Богу ,Матери
Своей
И знал солдат, что век
его отмерен,
Что он умрет, но после
всех страстей.
Осатаневшие шакалы
Не зная ,как его
сломить,
Достали острые
кинжалы
И стали голову пилить.
И в страшных
муках ,окровавлен,
Но не отрекся от
Христа
Зверьем тем был он
обезглавлен ,
Но сам не снял с себя
креста ....



IV. Закрепление изученного материала

  1. Без каких добродетелей невозможно быть воином-героем?

Продолжите ряд : братолюбие, благочестие, отвага…( терпение, любовь, патриотизм, смирение, послушание, воздержание, разум…)



  1. Подберите слова начинающиеся со слов «добро», «благо»

  2. Подберите определение к слову «верность»



IV. Рефлексия

В самые трудные времена Бог посылал людям героев:

Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова , Александра Суворова,  Михаила Кутузова,   Георгия Жукова…


- Давайте вспомним, с чего начинались сражения А.Невского, Д. Донского? (С обращения к Богу)

- Что делали полководцы после сражения? (Благодарили Бога за помощь)

- А теперь ещё раз посмотрим на свою горошину. Сумели ли вы её все сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломится на части. Так и мир в мире котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрые, внимательные друг к другу и тогда станет меньше в мире зла и насилия.

Домашнее задание: учебник с.34-38, читать

Творческое задание: Сделать буклет «Имена героев Советского Союза удостоенных звания за битву на Курской дуге».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!