ЗООЛОГИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ. На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них- гиганты, такие как голубые киты, слоны, а другие совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки. В зависимости от образа жизни мир животных делится на: насекомых., пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих. Вся планета заселена различными видами животных, от сурового севера до жаркого юга. Среда обитания животных влияет на строение, образ жизни и их поведение. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, их мы наделяем человеческими свойствами, их и черты и даже имена («котик», «зайка») переносим на себя. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. Средний возраст. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
«Черепашки» (ползание на четвереньках по полу, буму), «Лошадки» (ходьба и бег с высоким подниманием бедер). | Пальчиковая гимнастика: «Пчелки» (с катушками), «Ежики», «Заводила крокодила» | Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кошки-мышки». | ОРУ «Лягушки». Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Лошадки» (лошадки и наездники), «Утки», «Хитрая лиса» (1 вариант), «Утки» (шеренга – кто быстрее?), «Котята и щенята»,«Воробушки» (по типу игры «Попрыгунчики») Упражнения в равновесии:«Где комарики живете?» (речевая игра), «Страус» (ходьба с остановками на одной ноге., | |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Домашние питомцы»(Животные с самого начала заняли прочное место в жизни людей. Человек приручил многих животных жить рядом с собой в качестве своих друзей: собаки сторожат дом, охраняют хозяев; коровы и козы дают питательное молоко; лошади помогали перевозить тяжести, служили средством передвижения; из овечей шерсти делают тёплую одежду) … » | Наблюдения: «Лошадь» (рассматривание характерных особенностей: внешний вид, движение, питание и издаваемые звуки. | Наблюдения: «Лягушка» (рассматривание внешнего вида: удлинённые задние ноги, лапки покрыты перепонкой, кожа с бородавками, имеет большой рот и длинный язычок и большие выпуклые глаза, которые слепы. Способ передвижения: скачет, плавает в воде.. Квакает за счёт дрожания кожной сумки около рта) | Экологическая книга: «Домашние друзья» (составление книги, используя совместное творчество детей и родителей) | Экологическая книга: «Домашние друзья» (составление книги, используя совместное творчество детей и родителей- окончание работы) |
Речевое развитие | Логоритмика: А. Парошин. «Страусята» | Артикуляционная разминка: А. Парошин. «Носороги» | Сюжетно- ролевая игра: «Доктор Айболит» (знакомство с профессиями: ветеринар, водитель скорой помощи. Закрепление знаний о домашних животных и их детёнышах. Игровые ситуации: приём у Айболита, вызов врача на дом, путешествие в зоопарк.)» | Артикуляционная разминка:А. Парошин. «Малютка бегемот» | Речевая игра: В. Котов. «Тигрята» |
Социально-коммуникативное развитие | | Труд в природе: кормление животных в живом уголке | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка: «Донская черепашка» (из глины, раскрашивание методом набрызга ,раскрашивание маркерами) Пение: «Гуси», «Воробушки» . Слушание: «Слон» К. Сен-Санс, «Медведь играет на фаготе» А. Наседкин | Изготовление атрибутов настольного театра для игры –драматизации «Маша обедает» С. Капутикян (вырезание животных по шаблону, Пение: «Гуси», «Воробушки» , «Лягушки»Е. Карганова, Театральная игра: «Я люблю свою лошадку» Л.М. Шипицына | Пение:, «Лягушки»Е. Карганова, «Рак –чудак» М.Завалишина Игры- имитации: «Кролики», «Котик», «Пёс Барбос»» (имитация характерных движений животных) | Пение: «Лягушки»Е. Карганова, «Рак –чудак» М.Завалишина Ритмопластический этюд : «Мокрые котята» (развитие умения снимать напряжения, поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса) | Пение: «Гуси», «Воробушки» , «Лягушки»Е. Карганова, «Рак –чудак» М.Завалишина |
Старший возраст. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба «Паучки» (ходьба с упором на руки), «Скаковые лошадки» (прямой галоп), «Носороги» (упражнения в парах) | Пальчиковая гимнастика:«1,2,3,4 – жили мыши на квартире», «Голуби». Экскурсия в зоопарк: «Жители жарких стран» (обезьяны, львы, зебры…), «Живой транспорт» (ослик, верблюд, олень, слон) | Подвижные игры:«Я ищу в лесу зверей», «Водят мыши хоровод», «Утка, утка, утка, гусь!», | ОРУ «Дрессированные звери» Дыхательная гимнастика: «Пчелки» (ж-ж-ж), «Одинокий волк» (у-у-у), «Кошачий концерт» (дети поют любую мелодию, произнося «мяв»). Подвижные игры: «Соревнования лошадок», «Хомячки», (Страковская В.), «Гуси, гуси», «Совушка», «Хитрая лиса» (2 вариант), «Ленточки-хвосты» (сзади крепятся ленточки, водящий ловит детей и забирает ленточки), «Шмель» (Вавилова). | Эстафеты: «Лошадки» (с гимн. палками), «Бобры» (передача палочек и др.) Упражнения в равновесии: «Сторожевой петух» (кружение на одной ноге), «Аист» (равновесие на 1 ноге, стоя на возвышении), «Фламинго» (на 1 ноге с закрытыми глазами) |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Всё обо всём» Любопытные факты из истории животного мира: ёж не носит ничего на спине, так как иголки в спокойном состоянии не топорщатся, а прижаты к телу; змеи не гипнотизируют добычу, пристальный не мигающий взгляд от того, что у неё прозрачные сросшиеся веки, змея не может мигать, у змеи плохое зрение, она видит только движущиеся предметы, змеи абсолютно глухи, высовывая раздвоенный язык змея узнаёт вкус и запах предмета, анализирует состав воздуха – это не является признаком агрессивности; бородавки не имеют никакого отношения к жабам и лягушкам, наоборот их кожа бактерицидная. | Наблюдение: «Белка» (рассматривание внешнего вида, способ передвижения, чем питается, как приспосабливается к условиям внешней среды). | Наблюдение: «Ёжик» (рассматривание внешнего вида и способа передвижения, защитные реакции) Опыт: «Хитрый зверёк» (кормление белки жареными и сырыми подсолнечными семечками, объяснение её выбора) «Реакция ежа» (рассматривание реакции ежа на музыку , на изменения освещения) | Наблюдение: «Лошадь и пони» (сравнение внешнего вида двух животных) | Экологическая викторина: «Клички животных |
Речевое развитие | Логоритмика: «Зоосад» Е.Макшанцева | Сюжетно- ролевая игра: «Зоомагазин» | Речевая игра: Маквала Мревлишвили. «Кикли-кикли» (В переводе Якова Акима) | Артикуляционная разминка: А. Парошин. «Слон и жираф» | Логоритмика: В. Котов. «Волк» |
Социально-коммуникативное развитие | Этюды на сопоставление различных эмоций: « Я медведя поймал!», «Собака, что лаешь?», «Идёт котенька из кухни» Н.Ф. Сорокина | Труд в природе: уборка в живом уголке | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация из семечек арбуза, дыни, тыквы: «Гости с бахчи» Пение: «Здравствуй ёжик» А. Аверкин «Птичка на ветке» Р. Паулс, Слушание: «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев, «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевский | Литьё из гипса: «Животные разных стран» (раскрашивание гуашью фигурок животных) Пение: «Здравствуй ёжик» А. Аверкин «Птичка на ветке» Р. Паулс, Музыкальные игры: «Звери и коза» А.Зимина | Изготовление паспортов животных для дня домашних любимцев Пение:» «Я- хрю-хрюшка» И. Кадомцев Театральная игра: «Внимательные звери» (тренировать слуховое и зрительное внимание, координацию движения | Оформление фотовыставки: «Четвероногие друзья» Пение:» «Я- хрю-хрюшка» И. Кадомцев Ритмопластический этюд: «Ёжик» (развитие координации движений, ловкости и чувства ритма) | День домашних любимцев: «Зоосад в Топольке» Концерт: «Мой ласковый и нежный зверь» Пение: «Здравствуй ёжик» А. Аверкин «Птичка на ветке» Р. Паулс, «Я- хрю-хрюшка» И. Кадомцев |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба: «Лисий след» (ходьба им бег со сменой направления), «Заячья хитрость» (челночный бег с прыжком и остановкой в и.п.- лежа на спине). Подвижные игры: «Укротители диких зверей» (М.Дюнн «Все о детской вечеринке»), «Хвост павлина» (в кругу), | Эстафеты: «Пингвины» (с мячом), Сороконожка» (держась за талию впередистоящего) Экскурсия в музей в серпентарий: «Разноцветные животные» | Пальчиковая гимнастика «Сороконожки», «Коготки» (одной рукой собрать лист бумаги в кулак). Дыхательная гимнастика: «Коровушки» (м-м-м, похлопывая по одной половинке носа), «Комарики» (кто дольше?), «Обитатели Джунглей» (звуки птиц, животных). | ОРУ «Поход в зоопарк» (имитация движений различных животных на месте и в движении), «Хулиганка-обезьянка» (переворот на кольцах, лазанье по канату, шесту) Подвижные игры: «Караси и щука», «Хитрые рыбки», «Медведь и пчелы», «Обезьянки», «Паук и мухи». Упражнение в равновесии: «Кенгуру - каратист» (поворот на 360о с махами одной ногой), «Два барана» (встречная ходьба по гимнаст. скамейке). | Упр – я для укрепления мышц рук: «Крокодильчики» (ползание на руках), «Бегемоты» (отжимание |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Животные нашей области» (Ростовская область богата и лесными и степными животными. Самый крупный – лось, водятся олени, сайгаки. Есть и хищники: волк, лиса, хорёк, ласка. В большом количестве обитают зайцы, суслики, сурки, хомяки и мыши –полёвки. Разнообразен мир птиц, даже водится розовый скворец, занесённый в красную книгу) | Наблюдение: «Верблюд в городском парке» (рассматривание характерных особенностей внешнего вида: большое тело с одним или двумя горбами, длинная изогнутая шея, мощные конечности, покрыты густой шерстью, что помогает выжить в пустыне. Верблюды могут обходиться без воды много дней за счёт жира накопленного в горбах, могут выпить больше десяти вёдер воды за 10 минут. Питается скудной растительностью пустыни. Человеком используется как транспорт) , | Опыты: «Пища верблюда» (предложить животному: сено, мясо, овощи) Изготовление паспортов животных для дня домашних любимцев | Цикл бесед: «Заповедник Дона» (В нашей области есть государственный природный заповедник «Ростовский». Существует уже 9 лет, расположен на юге области. Основное - это сохранение естественного состояния степной природы. В заповеднике созданы безопасные условия жизни животных от человеческого влияния. В нём охраняются: лисы, волки, дикие лошади. | Экологическая книга: «Пёстрая лента» Экологические игры с использованием ТРИЗа: «Чей хвост? Чей клюв?» |
Речевое развитие | Логоритмика: С. Косенко. «Львы» | Сюжетно- ролевая игра: «Поход в зоопарк» | Логоритмика: Ю. Черных. «Братья и сестры» | Артикуляционная разминка: И. Нехода. «Медвежонок Мишка» | Речевая игра: О. Иванова. «Котик-жених» |
Социально-коммуникативное развитие | | Труд в природе: приготовление корма и уборка в живом уголке | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация из пряжи: «Животные Дона» (на самоклейке мелко нарезанной пряжей) Пение: «Зебрёнок» М. Славкин, «Кашалотик» Р.Паулс. Слушание: цикл песен «Я с мамой иду в зоосад» А. Флярковский | Ручной труд: «Корзинка для котёнка» (плетение из лозы) Пение: «Зебрёнок» М. Славкин, «Кашалотик» Р.Паулс Драматизация экологический сказки: «Волшебная поляна» Е. Усатова | Изготовление рамок под фотографии: (используя штампы, печати) Пение: «Носорог» А. Арутюнов Музыкально- пластическая импровизация: «Петя и волк» С. Прокофьева | Оформление фотовыставки: «Четвероногие друзья» Пение: «Носорог» А. Арутюнов Музыкальные игры: «Бобёр» русские нар. мелодии | День домашних любимцев: «Зоосад в Топольке» Концерт: «Мой ласковый и нежный зверь Пение: «Зебрёнок» М. Славкин, «Кашалотик» Р.Паулс, «Носорог» А. Арутюнов » |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Зоологической неделе.
Рекомендации к проведению
Дня домашних любимцев: «Зоосад в Топольке»
Накануне родители получают приглашения принять участие в организации Зоосада в детском учреждении. В пятницу они приносят
домашних животных: кроликами, хомячками, морскими свинками, котами, черепахами и других.. Животные и их хозяева располагаются на небольших отгороженных участках по видам. Дети организованными группами путешествую по зоосаду. Возле каждого вольера детей встречает персонаж- представитель этого вида, который в занимательной форме рассказывает о себе и своих сородичах. Хозяева рассказывают о характере и повадках своих любимцах, об особенностях их содержания в домашних условиях. Проводится акция «Ищу друга»- раздача детёнышей животных всем желающим.
Концерт: «Мой ласковый и нежный зверь».
Концерт ведут «ожившие» животные зооуголка детского сада. Например, попугай Кеша и черепаха Муля. Дети исполняют песни, хореографические композиции и домашних животных.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Маквала Мревлишвили. «Кикли-кикли»
(В переводе Якова Акима)
Кикли-кикли, лесенка,
По ступенькам песенка.
Это песенка зайчат –
В барабан они стучат
В заячьей каморке
На высокой горке.
А внизу лиса с мешком
Клянчит сладким голоском:
- Вы спустились бы пониже,
Я не трону, не обижу,
Вам морковки принесу...
- Знаем мы тебя, лису!
А.Парошин. «Слон и жираф»
- Нет, дружище, ты не прав! -
Говорит слону жираф. -
Хобот что! Важнее шея,
Ведь она куда длиннее!
А. Парошин. «Малютка бегемот»
На лугу траву жуёт
Этот крошка-бегемот.
Он сегодня скушал сам
Целых сорок килограмм!
А. Парошин. «Носороги»
Подальше от дороги
Гуляют носороги,
Чтобы кого-нибудь
Случайно не боднуть.
А. Парошин. «Страусята»
Озорные страусятки
Целый день играют в прятки.
Чтоб никто найти не смог,
Прячут голову в песок.
С. Косенко. «Львы»
Сказали львы:
- Слыхали ль вы,
Что не едят халвы
Все львы?
Зато по вкусу нам,
Всем львам,
Мясные блюда,
Как и вам.
В. Котов. «Тигрята»
Что за странные зверята,
Полосатые зверята
Веселятся под кустом?
Это глупые тигрята,
Несмышленые тигрята
Забавляются хвостом.
Забавлялись, кувыркались,
Вдруг чего-то испугались,
Стали тише двух овечек:
Испугал тигрят... кузнечик
В. Котов. «Волк»
Мчится, мчится, мчится, мчится
За оленями волчица...
Только это все без толку –
Не догнать оленя волку.
Жадно щелкают клыки...
Только ноги коротки.
И. Нехода. «Медвежонок Мишка»
Мишка наш пока что крошка,
Он и плачет, и ревёт...
Подвернул он, бедный, ножку
И теперь хромой немножко...
Но не страшно — заживёт
Ю. Черных. «Братья и сестры»
Отличите-ка зайчонка
От пушистого крольчонка!
Не устану повторять я:
Это братья, это братья!
Вот коза, а вот косуля,
Грациозная красуля:
Ножки быстры, рожки остры —
Это сестры, это сестры!
Вот барашек круторогий
Рядом с диким козерогом,
Вот охотничья собака
Рядом с волком-забиякой.
Это резвая лошадка
Рядом с зеброй полосатой,
Это кошка-баловница
И красавица тигрица.
Все животные и звери -
Нам родня, прошу поверить.
Мы должны оберегать их,
Как своих сестёр и братьев!
О. Иванова. «Котик-жених»
Прилетайте, птицы-свахи,
Будем шить коту рубахи.
Клювы, пальцы сильны-ловки –
Будем шить коту обновки.
Станем песни распевать
Да рубашки расшивать,
Да рубашки примерять,
Котофея восхвалять.
Мы кота нарядим в срок.
Где же гости? Где пирог?
Гости все уже на месте.
Где невеста? Вот невеста!
Котик – истинный жених!
Свадьбой и закончим стих!
Виктор Котов
Олень
Через овраги и кусты,
Как облачная тень,
Как воплощенье быстроты,
Стрелой летит олень,
Как будто в воздухе парит...
И вот исчез в кустах.
И только дробь его копыт
Еще звенит в ушах.
Маквала Мревлишвили
Кенгуру
(В переводе Якова Акима)
Видишь сумочку-нору
В животе у кенгуру?
Там уютно
Кенгуренку
В дождь,
И в холод,
И в жару.
Андрей Парошин
Антилопа гну
Посмотрите, ну и ну!
Это антилопа гну.
Её гнутые рога
Защищают от врага.