Конспект ННОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак-, логическая задача, геометрические фигуры»
Задачи:
-познакомить со знаком «минус»;
- познакомить с цифрой 0;
- учить писать цифру 0;
- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
- учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков цифр;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной задачи.
Материал к занятию: Демонстрационный: цифры от «1» до «6», макет дерева, бумажные фигурки синиц, кубики с цифрами, дорожные знаки светофор, пешеходный переход.
Раздаточный: рабочие тетради по программе, цветные и простые карандаши.
Метод проведения:
1.Организационный момент:
Психогимнастика:
- Ребята, встаньте все в круг (на ковре)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Скажите, ребята, когда вы шли в детский сад какая была погода? А какое сейчас время время года? Назовите осенние месяцы.
-Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А отправимся мы в страну Знаний в город Математику. Как вы думаете каких жителей в городе математика мы можем встретить? (в этом городе живут различные цифры, геометрические фигуры и математические знаки)
В: Давайте сначала немного посчитаем.
2. Работа с числовом рядом 1-6. Прямой и обратный счёт.
-Ребята, путь нам предстоит долгий, и мы поедем на одном из видов транспорта. А, чтобы узнать на каком, отгадайте загадку:
Что за чудо этот дом,
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином (автобус)
-Правильно, это автобусе. Посмотрите и скажите из каких геометрических фигур состоит автобус? (автобус состоит из прямоугольника, квадрата, круга)
-Правильно. А какие вы правила поведения в общественном транспорте знаете?
Внимание перекресток, посмотрите, что за знаки?
Загадка о светофоре
Его видят все и сразу.
Он висит меж двух опор. У него горит три глаза.
Он зовется … (Светофор)
-А как нам перейти дорогу?
-Ребята, посмотрите на дорожку, видите - путь нам преградили кирпичи. Надо выполнить задание и расчистить проход.
Игра «Восстанови числовой ряд»
-Цифры перепутались нужно восстановить порядок.
-Молодцы. Путь свободен.
-Вот и прибыли мы в город Математика.
Проходим и садимся на свои места.
3.Знакомство со знаком «– « и решение задачи.
-Посмотрите на доску, ребята, а как называются птицы, которые сидят на дереве?
-Какие это птицы? Как мы им можем помочь зимой)
(Синицы - зимующие птицы, и для них мы развешиваем зимой кормушки)
- сколько синичек вы видите на дереве? Давайте посчитаем. (4)
-Вдруг раздался странный звук, птицы испугались и улетели.
- Сколько синичек улетело? (4)
- сколько синичек осталось на дереве? (ни одной или 0)
-Сколько стало меньше и больше?
-Итак, жителем этого города, с которым мы сегодня с вами познакомимся является знак МИНУС. Вот как он выглядит. При появлении минуса всё уменьшается, идет на убыль или совсем исчезает. Минус любит все отрицать. В математике принято обозначать знак минус чертой.
4.Физминутка
Итак, попробуем вместе составить задачу.
На дереве сидели 4 синицы, затем 4 улетели. Сколько синичек осталось на дереве. (Ни одной)
Когда кто-то улетает, уходит, уезжает, то пишется какой знак?
- Запишите в тетрадях решение задачи: 4-4
На дереве не осталось ни одной синицы. Это можно записать цифрой 0.
Знакомство с цифрой 0.
Цифру 0 ты раньше знал:
Это круг или овал. (выполняем задание №2 в тетрадях)
Ира «Сколько»
Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:
• ушей; (2)
• лап; (4)
• хвостов; (1)
• рогов. (нисколько)
- С помощью, какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)
5. Рефлексия. С каким числом и какой цифрой познакомились в Стране Знаний? Количество скольких предметов обозначает число 0?С каким знаком мы познакомились? Что делает знак минус?
-Молодцы, дети. Со всеми заданиями вы справились. Я рада, что вы такие умные, внимательные, смышленые и добрые.
Вот и подошло наше путешествие к концу я думаю, что вы хорошо запомните математических жителей и будете с ними дружить.