СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока- "Милосердие". Урок способствует развитию у учащихся представлений о добре и добрых делах.Технологическая карта.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу.



Ф.И.О. учителя: Яковлева Наталья Борисовна

Класс: 4 Г МБОУ «Лицей» г. Лесосибирск

Тема урока: «Милосердие»

Цель урока: способствовать развитию правильных представлений о добре и добрых делах, воспитанию доброты и милосердия.

Задачи:

-раскрыть смысл понятия «милосердие»

- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и другим людям, чьи поступки и жизнь может служить примером проявления милосердия и сострадания

-воспитывать желание делать выбор в пользу добра, проявляя милосердие и сострадание

Планируемые образовательные результаты.

Регулятивные:

Принимать и выполнять учебную задачу.

Планировать свою деятельность. Формировать способность к самооценке.

Коммуникативные:

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий с учётом учебных и жизненных ситуаций.-,

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться, сотрудничать с одноклассниками, в совместном решении задач.

Познавательные: Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового и речевого материала, его подведение под понятия; систематизировать сведения, понимать проводимые аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения, определять главное.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются милосердными.

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, презентация, видео- материал, раздаточный материал, учебное пособие «Основы светской этики».

Формы и методы изложения нового учебного материала:

Подводящий диалог. Решение проблемных вопросов.

Работа в группах , для совместного решения поставленных задач.

Работа с текстовым материалом. Работа с иллюстративным материалом, дискуссия;

Метод рефлексии.

Этапа урока/цель

Деятельность учителя


Деятельность учеников


1. Выработка внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

 



 Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (Слайд№1).

Мозговой штурм(антонимы)

богатый-бедный

счастье- несчастье

добро-зло

сердечный- бессердечный

здоровый- больной и .п.

- А теперь, внимательно посмотрите на экран, что объединяет всё изображённое? Кто из вас знает, как называют этих женщин? Как вы догадались?

Включаются в деятельность :«Я- знаю», «Я могу».

Рассматривают иллюстрации. Отвечают.

2.Целеполагание, постановка учебной задачи.


Раскрывает задачи урока.

-Верно. Это сёстры милосердия. Их отличительный знак - красный крест на белой косынке.

Сегодня на уроке мы будем говорить о милосердии. Кого ещё можно назвать милосердным? В чем заключается милосердие?


Осознают учебную задачу: «Мне необходимо».


3. Соотнесение того, что известно и усвоено с тем, что ещё неизвестно.

Мотивирует к высказываниям.

-Современные учёные и философы утверждают, что милосердие - одно из самых древних человеческих чувств. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки пaлку и приcтрoил к ней камень, a тогда, когда пожалел такого же человека как он.

Что в вашем представлении -милосердие?


Проявляют умение выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Отвечают на вопрос.

4. Активизация познавательных процессов Организация обсуждения, знакомства с информацией, осмысления.


















Знакомит с информацией.(Слайд№2)

-Обратимся к книгам, объясняющим значение этого слова. В словаре С.И. Ожегова читаем: « МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.»

Милосердие — милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Толковый словарь Ушакова.

Милосердие — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь. Большой энциклопедический словарь.


-Отчасти эти толкования совпадают с вашими ответами. Отчасти их дополняют. А какого человека вы назвали бы милосердным?

Активизируются. Проявляют умение выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Слушают учителя. Отвечают на вопрос.

Сравнивают свои высказывания с выдержками из словарей.

5.Составление «плана» и последовательности действий










Во время объяснения, открывает 3слайд с «семицветиком».

-Вот видите сколько мнений. Я согласна с вами всеми. И предполагая такие ответы, я объединила и выделила 7 важных, на мой взгляд, слагаемых в этом определении. Они лежат перед вами. Прочитайте. (См. прил. №1)

«Сумма» вам известна- МИЛОСЕРДИЕ. Ваша задача проверить значение «слагаемых», в определённом порядке расставить и в итоге ответить на главный вопрос: Легко ли быть милосердным?

Рассматривают иллюстрацию.

Читают «перечень» качеств милосердного человека.

Осознают следующую учебную задачу: «Мне необходимо».

6.Сотрудничество в поиске и сборе информации. Интерпретация .

Формулирует задание.

-Для начала, вернёмся к сёстрам милосердия. (Слайд№4) У вас на столах тексты с небольшим отрывком из исторического рассказа. Прочитайте и подчеркните слова и выражения, раскрывающие суть их деятельности. (См. прил. №2)

Слушают задание, читают, выделяют главное.






Наблюдает за деятельностью детей. Организует обсуждение в группах. Подводит к 1 выводу. Фиксирует результат.

-Как назвать одним словом всю деятельность женщин из царской семьи, о которой вы сейчас узнали?

Ответы детей.

-Верно, они ПОМОГАЛИ, чем могли.

Их кто-то к этому обязывал, заставлял или им это было положено делать?

Ответы детей.

- Да, они это делали добровольно.

Сформулируйте, кто же такие сёстры милосердия?

Вывод на слайде.

«- женщины, добровольно помогающие раненым и больным.»

-Подумайте и вспомните, были ли случаи, когда вам, кто-либо, оказывал помощь, о которой вы не просили, но она была вам нужна?

Ответы детей.

А кто-нибудь из вас добровольно оказывал кому – нибудь, свою помощь?

Ответы детей.

Какой 1вывод сделаем? Милосердный человек- это тот, кто оказывает помощь причём добровольно.(Слайд№5)

Слайд№6-Появляются слова на лепестке: «ПОМОЩЬ И ДОБРОВОЛЬНОСТЬ».



Обсуждают. Отвечают на вопросы.

Делают вывод 1.

7.Сотрудничество в диалоге, и интерпретация информации.

Создаёт ситуацию для высказываний, обсуждения. Фиксирует совместный результат.

-Недавно мне в руки попался номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики. «Поможем» и «В хорошие руки».

В первую рубрику обращаются люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию: Сгорел дом, стали инвалидами, или одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма со словами поддержки.

Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, которые по каким-то причинам остались без хозяев, помещает их фотографии. И всех их потом разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету.

Скажите, почему незнакомые люди так поступают?

Ответы детей.

Какой 2вывод сделаем? Милосердный человек- это тот , который умеет жалеть и проявлять сочувствие, когда слышит призыв о помощи.( Слайд№7)

Появляются слова на лепестке: «ЖАЛОСТЬ и СОЧУВСТВИЕ». (Слайд№8)


Слушают задание, отвечают на вопросы.

Обсуждают

Делают вывод 1.

8. Сотрудничество в диалоге, обсуждение и интерпретация информации.

Даёт задание. Наблюдает. Организует обсуждение. Подводит к выводам.

-Чтобы сделать следующий вывод, предлагаю вам посмотреть небольшой ролик. И сказать, какие качества милосердного человека, здесь являются ключевыми. (Слайд№9)

-Как девочка относится к сестре?

-Какие душевные качества она быть может «разбудила» в торговце ювелирными украшениями?

-Какие, сразу 2 вывода напрашиваются? Милосердный человек - это

тот, кто любит и искренне заботится о близком, отдавая ему всё самое дорогое, что у него есть.

Милосердный человек - это тот, кто может быть щедрым и бескорыстным, ради счастья других людей.(Слайд№10)

Появляются слова на 2-х лепестках(3,4): «ЛЮБОВЬ и ЗАБОТА», «ЩЕДРОСТЬ и БЕСКОРЫСТИЕ».( Слайд№11)


Смотрят фильм. «Девочка и бусы».

Обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы:№3,№4.

9. Сотрудничество в диалоге, обсуждение и интерпретация информации

Подводит к определению. Даёт задание. Наблюдает за деятельностью детей. Организует обсуждение в группах.

-Наверное, нередко в своей жизни вы слышите призывы людей к тому, чтобы они простили кого-то, бывает, вы сами просите прощения.

Вспомните, что вы чувствуете, когда виноваты и от чистого сердца просите прощения? На что надеетесь?

А было так, что тот, кто виноват, и не думал извиниться или попросить прощения у вас?

Какие чувства вы испытывали? В сказочной притче, которую вы сейчас услышите, один цветок испытал примерно то же, о чём вы сейчас мне рассказали. Вот послушайте…(Слайд№12, прил№3)



Слушают. Вспоминают. Отвечают.

Предполагаемые ответы:


…боюсь, что не простят, надеюсь на милость и т.п.


…обиду, злость, негодование и т.д.




Притчу эмоционально, читает хорошо подготовленный ученик.

10. Сотрудничество в обсуждение и интерпретация информации

Организует обсуждение в группах. Подводит к выводу.

-Что вас больше всего удивило?

-Смогли бы вы, пожалеть и простить, оказавшись в подобном положении?

Пришли ли вы к единому мнению?


-Действительно, испытывая боль и обиду, очень трудно простить и помиловать своего обидчика. И под силу это только милосердному человеку. (Слайд№13)

На слайде появляется надпись на 5 лепестке: « МИЛОСТЛИВОСТЬ и ПРОЩЕНИЕ».(Слайд№14)

Обсуждают,

отвечают, делятся эмоциями.


Слушают мнение учителя.

11.Применение изученных способов действий.

Даёт установку на просмотр ролика

-«Милосердие – вещь удивительная. Оно сближает людей, как ничто другое, оно тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Оно избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.

У нас осталось 2 лепестка. После просмотра ещё одного ролика, назовите мне те качества милосердного человека, которые мы еще не назвали, прослеживаются ли они в поступках героев этого сюжета. (Слайд№14)


Смотрят фильм. «Спасение животных».

Обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы:

Организует обсуждение в группах.

-Как можно назвать людей, которые помогали животным?

-Легко ли им было спасать животным жизнь?

-Что помогало им доводить доброе дело до счастливого окончания?


Следовательно милосердный человек –это человек, который умеет терпеливо доводить доброе дело до конца. Это человек, совершающий подвиг.

На слайде появляется надпись на 6 и 7 лепестках: «ДОБРОТА и ТЕРПЕНИЕ» «ПАМЯТЬ и ПОДВИГ».

-При чём же здесь «ПАМЯТЬ»?


Действительно, милосердный человек, всегда помнит обо всех, кто нуждается в его помощи. (Слайд№16)

Ответим на главный вопрос. Легко ли быть милосердным?

Действительно, абсолютных идеалов не существует. Но проявлять милосердие может каждый.

Давайте подумаем, в какой помощи нуждаются люди, которых я назову:

Больной-.., несчастный-…, проигравший-…, обиженный-…, уставший-…, слабый-…, грустный-…., одинокий-…, сирота-…, старый-…. и т.п.

А теперь, возьмите цветочки для нашего воображаемого «Дерева добрых дел»(на доске открывается штора, под ней дерево, только без цветов), вспомните о тех, кто вам дорог или просто знаком, о тех, кто нуждается в вашем милосердии, напишите на цветке, что вы уже сегодня можете для них сделать. И прикрепите на доску.

Предполагаемые ответы

- добрыми и т.п.

-нет, многие рисковали жизнью и здоровьем, совершали подвиг

-терпение, упорство, сила духа и т. д.










Предполагаемые ответы

Разные.


Больной- в уходе, несчастный- в сочувствии, проигравший- в поддержке, обиженный- в утешении, уставший- в покое, слабый- в защите, грустный- в улыбке и т.п.


12.Подводят итоги.

Намечают цель последующей деятельности.

Вот какое «Дерево» у нас получилось.

А насколько долго и пышно оно будет цвести, мы узнаем на следующем занятии, когда вы поделитесь впечатлениями от выполненного. Это ваше домашнее задание. Наше занятие подошло к завершению. И вместо обычного подведения итогов, мне захотелось прочитать вам следующие строки Галины Есауловой … (Слайд№17)

Благодарить?... Благодарить..

Благодарить?
Благодарить...
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги...
Поднять упавшего?
Поднять...
Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить...
И проклинающих?
Их тоже...
Любить жестокий мир?
Любить...
Его спасти любовь лишь может...

Спасибо за работу!

Осознают следующую учебную задачу: «Мне необходимо». Слушают, настраиваются на исполнение задуманного.

«Делают эмоциональный выбор, в пользу добра»
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!