СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по профилактике суицидального поведения «Проблема – это задача. Решил и ты победитель!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Цели у всех разные, мотивы разные, как и степень их осознанности. При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по профилактике суицидального поведения «Проблема – это задача. Решил и ты победитель!»»

ГОсударственное автономное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области

«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»





СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР

_________ О.А. Рыкова «___» ________________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР

_________ С.В. Крашенинников «___» ________________ 2023 г.




Методическая разработка


Тема: «Проблема – это задача. Решил и ты победитель!»



для специальности (профессии):

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин












НОВОСИБИРСК – 2023

СОДЕРЖАНИЕ


1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.

ВВЕДЕНИЕ

4

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5

4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

9

5.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

10







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Цели у всех разные, мотивы разные, как и степень их осознанности. При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Разработано в ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» педагог-психолог первой категории Маргус М.А.



ВВЕДЕНИЕ


Обычно проблемами мы называем ситуации, которые нас не устраивают: потери, заболевания, трудности — всё, что мешает нормальной жизни и от чего нельзя отмахнуться. Они имеют разные масштабы, по-разному влияют на нашу жизнь и по-разному нами решаются. Объединяет их одно: они присутствуют в жизни каждого.

Порой нам кажется, что решения проблемы не существует. Но это, к счастью, нам только кажется, мешают стереотипы восприятия. То, что мы не видим решения, вовсе не означает, что его нет. Да, оно не лежит на поверхности, но оно существует всегда, порой и не одно.

Проблема - это всего лишь задача, которую нужно решить

Проблему можно переживать, а можно вместо этого её решать, предварительно превратив в задачу.

Цель занятия - познакомить с приёмами решения проблем.

Ожидаемые результаты: в качестве ожидаемых результатов выделяем:

- знания о приёмах решения проблем;

- умение использования методики в ситуациях решения трудных жизненных задач;

- разрешение на ошибку и поиск дополнительных ресурсов в ситуациях решения поставленных задач.

Задачи:

1.активизировать процесс критического мышления;

2.обучить приёму анализа проблемы;

3.расскрыть ресурсы возможностей по ситуации решения проблем.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Оборудование: раздаточный материал.

Формы работы: групповая, индивидуальная работа.

Методы и приёмы:  метод «активного слушания», ответы на вопросы.

Группа: обучающиеся 3 курса

Продолжительность: 45 минут.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Упражнение «Проблема для меня – это…»

Участники по очереди формулируют понятие проблемной ситуации.

Проблемы в жизни каждого из нас как некое естественное и неизбежное явление. Проблемная ситуация не что-то угрожающее, это нормальное положение вещей, и решение любой проблемной ситуации ведет к личностному росту, развитию, получению нового бесценного опыта решения подобных проблем в перспективе.

Чем проблема отличается от задачи?

Проблема и задача – это два разных описания одной и той же ситуации, одних и тех же обстоятельств.

Проблема

Когда мы говорим:


  • У меня проблемы...

  • Всё ужасно…

  • Преподаватель не может пойти мне навстречу…

нам не на что опереться и мы тонем в своих переживаниях, как в болоте.

Проблему можно только переживать.

Задача


  • у задачи понятен результат,

  • её можно решить,

  • для неё можно поставить дед-лайн,

  • её можно разбить на подзадачи и благодаря этому сразу понять шаги, которые необходимо сделать для её решения.

Трудности при этом остаются, но формат задачи гораздо приятнее!



Вопросы для обсуждения:

«Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать что проблема решится сама?

Есть ли в вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться?

Какие шаги вы предпринимали, чтобы решить проблему?

5-шаговый алгоритм выхода из любой трудной ситуации

1. Успокоиться

Первое и самое важное.

Подождать, пока улягутся эмоции. Адекватное решение проблемы возможно только в том случае, если человек эмоционально находится в адекватном состоянии. Что бы мы ни сделали, какое бы решение ни приняли в состоянии аффекта, скорее всего в последствии об этом придётся пожалеть… Поэтому, сначала — успокоиться!

2. Принять ответственность на себя

Все свои проблемы мы создаём себе сами, поэтому и решать их – наша задача. С этим иногда трудно согласиться, но тем не менее это так. Дело в том, что любая жизненная ситуация, в которой мы оказываемся — это результат нашего собственного выбора. Мы делаем выборы постоянно, много раз в день:

Да — нет, сказать — или промолчать, сделать — или не сделать, сделать так — или сделать иначе…

Из этих ежедневных выборов и складывается наша жизнь.

Если Вы с этим не согласны, если считаете, что в Ваших проблемах виноваты окружающие люди — начальник, родители, президент России и т.д. — это позиция жертвы и из неё надо выходить. Она не принесёт Вам ничего, кроме новых проблем.

Именно с принятия ответственности начинается психологическая помощь самому себе.

3. Сделать выводы ("подстройка к будущему")

Спокойно проанализировать ситуацию, подумать: что конкретно сделано мной не так, чтобы в будущем снова не оказаться в подобной ситуации.

Сделать для себя выводы:

  • Что конкретно я сделал не так?

  • Как надо было поступить иначе?

  • Как следует поступать в следующий раз, чтобы снова не оказаться в подобной ситуации?

Если мы делаем выводы и учимся на своих ошибках, то это не ошибки, а ОПЫТ. Негативного опыта не бывает, только позитивный. Если этого не сделать, то случившееся — наши ГРАБЛИ. И на них мы наступим ещё не раз.

4. Осознать и сформулировать проблему (точка А)

  • без эмоций, на языке фактов, максимально чётко: "Моя проблема заключается в том, что…"

  • и помня, что изменить другого человека мы не в силах; мы можем только измениться сами.

Сравните две формулировки:

Мой одногруппник мне завидует, потому что моя успеваемость выше, чем у него! — это проблема, и что тут делать — непонятно! Скорее всего, ничего тут не сделаешь, можно только переживать.

Я не могу построить конструктивные отношения со своим одногруппником, и меня это беспокоит — помните, мы ведь взяли на себя ответственность. Значит, задача — построить конструктивные отношения со своим одногруппником.

5. Обозначить желаемый результат (точка Б)

Что делать? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы хотим в итоге получить. Результат нужно обозначить очень конкретно: ведь у одной и той же задачи результаты могут быть разные. И тогда разными будут наши пути её решения.

Подумать о том, что значит для меня "наладить отношения с коллегой"? Описать, какими должны быть наши отношения, чтобы я был удовлетворён результатом?

6. Составить план

Составить план конкретных действий с обозначенными сроками. И сразу же сделать первый шаг: хоть маленькое, но конкретное дело. Это порой бывает самое трудное. Но ведь этого за нас никто не сделает!

Сняли трубку и набрали нужный номер (предварительно подумав, что и как сказать).

Чтобы от размышлений сразу перейти к конкретным действиям.

Вот и всё, эти 6 действий помогут решить любую проблему.

И это в любой ситуации, что бы с нами ни произошло.





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


После знакомства с алгоритмом решения проблемных ситуаций осуществляется рефлексия по всему содержанию проведённого занятия.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что было непонятно?

- Над чем вы еще размышляете?


































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. под ред. Е.К. Масловского. М.: Мир, 1982. 220 с.

2.Батищев Д.И. Генетические алгоритмы решения экстремальных задач /Учебное пособие.- Воронеж, ВГТУ, 1995. - 69 с.

3.Вагин В.Н. Дедукция и обобщение в системах принятия решений. М.: Наука, 1988. 384 с.

4.Гладун В.П. Эвристический поиск в сложных средах. Киев: Наук. думка, 1977. 172 с.

5.Евтушенко Ю.Г. Методы решения экстремальных задач и их применение в системах оптимизации. - М.: Наука, 1982.

6.Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач. - М.: Наука, 1982.

7.Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. - 200 с.

8.Макаров И.М. и др. Теория выбора и принятия решений: [Учебное пособие для вузов в двух томах]. М.: Наука, 1982. - 327 с.

9. Шапиро Д.А. Принятие решений в системах организационного управления: Использование расплывчатых категорий. М: Энергоатомиздат, 1983. 184 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!