Муниципальное образовательное учреждение
Линдовская средняя общеобразовательная школа.
Методическая разработка по разделу: «Морфология. Орфография. Культура речи» по теме «Частица» в 7 классе.
Работу выполнила
учитель русского языка и литературы
Крестова Валентина Еврасьевна.
Содержание.
I. Пояснительная записка.
2.Основные цели и задачи обучения русскому языку.
3.Знания и умения при изучении темы: «Частица».
4.Психолого-педагогическая характеристика 7 «В» класса МОУ Линдовской СОШ.
5.Устное выступление-комментарий к слайдам презентации.
6.Календарно-тематическое планирование по теме: «Частицы» в 7 классе.
7.Варианты уроков по теме: «Частица как часть речи» (приложение 1).
8.Виды работ на уроках по теме: «Частица как часть речи» (приложение 1, 2.1, 2.2).
9.Составление схем.
10.Нестандартные формы проведения мероприятий, обобщающих уроков, (приложение 3).
11.Дидактический материал для различных видов работ по закреплению знаний о частицах (приложения 4-10,15).
12.Виды работ по закреплению знаний (приложения 11-13).
13.Изучение нового материала на основе нестандартных форм урока (приложения 14.1,14.2,14.3).
14.Использованная литература.
Основные цели и задачи обучения русскому языку:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- развитие логического мышления;
- воспитание интереса к родному языку;
- развитие языкового эстетического идеала;
- обучение умению самостоятельно пополнять знания.
Знания и умения при изучении темы «Частица»:
- дать понятие о частице как части речи;
- показать текстообразующую роль частиц;
- познакомить учащихся с разрядами частиц по значению;
- формировать умение выразительно читать предложения с модальными частицами;
- изучить и закрепить правописание частиц НЕ и НИ; раздельное и дефисное написание частиц;
- формировать умение различать на письме частицу НИ, союз НИ-НИ, приставку НИ-; частицу НЕ и приставку НЕ-.
Частица как часть речи
на основе текстов сказок А.Пушкина.
(Приложение №1).
на основе текстов произведений И.С.Тургенева.
(Приложение №1).
Частица как часть речи
Работа- «исследование»:
классная устная(письменная)
домашняя письменная(устная)
Вывод:
устный- письменный-
ответы-обобщения работа в тетради-
на поставленные справочнике:
вопросы а)доказательство
(Приложение №2.1) (Приложение № 2.1)
б)карта «Море частиц».
Лингвистические задачи:
- сопоставление текстов различных стилей.
Вывод о многоплановости частиц.
(Приложение №1);
- сопоставление предложений (словосочетаний).
Вывод о роли частиц (других служебных частей речи) в предложении.
(Приложение №2.2).
Опорная схема. Тема: «Место частицы в предложении».
(ПО ОТНОШЕНИЮ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ЧЛЕНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
( СООТНОСИТСЯ НЕ С
КАКИМ-ЛИБО СЛОВОМ, А ВНОСИТ ОТТЕНОК)
СТОЯТ ПОСЛЕ ТОГО СЛОВА ,К КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ:
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
(А. Грибоедов)
- да ,ну ,что за, пусть, дай, давай.
СТОЯТ ВПЕРЕДИ ТОГО СЛОВА, К
КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ:
«ДЕЛО ОБ
ОШИБКАХ»
(СУД.ЗАСЕ-
ДАНИЕ)
ИНТЕЛЛЕКТУ-
АЛЬНАЯ
БИРЖА
ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО СТРАНЕ
«ЧАСТИ-
ЦИИ»
ИССЛЕДОВА-
ТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
НЕСТАНДАРТНЫЕ
ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯ-
ТИЙ,ОБОБЩАЮЩИХ
УРОКОВ.
УСТНЫЙ
ЖУРНАЛ
КОНКУРС
РЕДАКЦИЙ
ГАЗЕТ
(ПРИЛОЖ.№3)
ИНТЕЛЛЕКТУ-
АЛЬНАЯ
ВИКТОРИНА
ЛИНГВИСТИ-
ЧЕСКИЙ
КРОСС
«БИАТЛОН»
Дидактический материал для различных видов работ по закреплению знаний о частицах.
- Материал для комплексного анализа .
(Приложение№4).
- Материал для свободных диктантов или изложений (Приложение№5).
- Материал для анализа предложений и составления таблиц (Приложение №6).
- Материал для комментируемого письма, объяснительно-предупредительных диктантов (Приложение№7).
- Материал для творческих работ (Приложение №8).
- Тесты (Приложение №9).
- Олимпиады, викторины (Приложение №10).
- Конкурсные диктанты (Приложение№10).
- Материал для уроков Р.Р.(Приложение №15).
Виды работ по закреплению знаний:
- упражнения (приложение №11);
- самодиктанты, инд.контроль (приложение №12);
- работа с карточками различного уровня
(приложение №13);
- составление правил, рецептов, руководств (приложение№13);
- выписывание предложений из учебников литературы, истории и др. (по выбору);
- составление лозунгов, призывов на общественно значимые темы ;
- работа с деформированным текстом;
- составление и инсценировка диалогов на различные темы.
Изучение нового материала на основе нетрадиционных форм урока.
- Урок-путешествие по станциям «Частиции» (Приложение №14.1).
- Урок-викторина с использованием вопросов неграмматического характера
с эффектом неожиданности ответа.
(Приложение №14.2).
- Урок-сказка (Приложение №14.3).
- Урок-презентация.
- Урок с просмотром отрывков из мультфильмов.
Список литературы.
1.Бабайцева В. В., Чеснокова А.Д. Русский язык. 5-9 классы.Теория.М.:Дрофа,2007.
2.Баранов М. Т., Ладыженская Т.А. Русский язык.7 класс: учебное пособие.М.:Просвещение,2009.
3.Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс./сост. Колчанова С.С.-Волгоград: Издательский Дом «Корифей»,2006.
4.Гогулан М. Мудрые мысли знаменитостей о языке. Справочник.М.:Слово,2001
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку
7 класс.М.:Вако,2006.
6. Новиченок И.К. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах .СПб.. 'Издательский Дом «Литера»,2006.
7.Никитина Е.Н. Русская речь.7класс.М.: Дрофа,2008.
Список литературы.
8. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы./под ред. Баранова М.Т. и др. М.: Просвещение, 2010.
9. Пушкин А.С. Избранное.М. :Детская литература, 1994.
10. Русский язык. 7 класс. Практика./под ред.Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2007.
11.Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты./сост. Брагина С.А.-Волгоград: Учитель,2009.
12.Русский язык. 7-9 классы. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания./сост. Попова Т.П.- Волгоград: Учитель, 2007.
13.Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988.
14.Тематические тесты по русскому языку./сост. Кабанова Н.М.- М.: Айрис пресс, 2009.
15.Тургенев И.С. Сочинения в двух томах. Том 2.-Самара:Самар.Дом печати, 1995.