СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по разделу "Морфология.Орфография. Культура речи по теме "Частица"".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Частица"в курсе обучения русскому языку в 7 кл. одна из трудных...В материале представлен опыт обобщающей работы с темой...

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по разделу "Морфология.Орфография. Культура речи по теме "Частица"".»

Муниципальное образовательное учреждение Линдовская средняя общеобразовательная школа. Методическая разработка по разделу: «Морфология. Орфография.  Культура речи»  по теме «Частица» в 7 классе. Работу выполнила учитель русского языка и литературы Крестова Валентина Еврасьевна.

Муниципальное образовательное учреждение

Линдовская средняя общеобразовательная школа.

Методическая разработка по разделу: «Морфология. Орфография. Культура речи» по теме «Частица» в 7 классе.

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

Крестова Валентина Еврасьевна.

Содержание. I. Пояснительная записка. 2.Основные цели и задачи обучения русскому языку. 3.Знания и умения при изучении темы: «Частица». 4.Психолого-педагогическая характеристика 7 «В» класса МОУ Линдовской СОШ. 5.Устное выступление-комментарий к слайдам презентации. 6.Календарно-тематическое планирование по теме: «Частицы» в 7 классе. 7.Варианты уроков по теме: «Частица как часть речи» (приложение 1). 8.Виды работ на уроках по теме: «Частица как часть речи» (приложение 1, 2.1, 2.2). 9.Составление схем. 10.Нестандартные формы проведения мероприятий, обобщающих уроков, (приложение 3). 11.Дидактический материал для различных видов работ по закреплению  знаний о частицах (приложения 4-10,15). 12.Виды работ по закреплению знаний (приложения 11-13). 13.Изучение нового материала на основе нестандартных форм урока (приложения 14.1,14.2,14.3). 14.Использованная литература.

Содержание.

I. Пояснительная записка.

2.Основные цели и задачи обучения русскому языку.

3.Знания и умения при изучении темы: «Частица».

4.Психолого-педагогическая характеристика 7 «В» класса МОУ Линдовской СОШ.

5.Устное выступление-комментарий к слайдам презентации.

6.Календарно-тематическое планирование по теме: «Частицы» в 7 классе.

7.Варианты уроков по теме: «Частица как часть речи» (приложение 1).

8.Виды работ на уроках по теме: «Частица как часть речи» (приложение 1, 2.1, 2.2).

9.Составление схем.

10.Нестандартные формы проведения мероприятий, обобщающих уроков, (приложение 3).

11.Дидактический материал для различных видов работ по закреплению знаний о частицах (приложения 4-10,15).

12.Виды работ по закреплению знаний (приложения 11-13).

13.Изучение нового материала на основе нестандартных форм урока (приложения 14.1,14.2,14.3).

14.Использованная литература.

Основные цели и задачи обучения русскому языку: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков; развитие логического мышления; воспитание интереса к родному языку; развитие языкового эстетического идеала; обучение умению самостоятельно пополнять знания.

Основные цели и задачи обучения русскому языку:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • развитие логического мышления;
  • воспитание интереса к родному языку;
  • развитие языкового эстетического идеала;
  • обучение умению самостоятельно пополнять знания.
Знания и умения при изучении темы «Частица»: дать понятие о частице как части речи; показать текстообразующую роль частиц; познакомить учащихся с разрядами частиц по значению; формировать умение выразительно читать предложения с модальными частицами; изучить и закрепить правописание частиц НЕ и НИ; раздельное и дефисное написание частиц; формировать умение различать на письме частицу НИ, союз НИ-НИ, приставку НИ-; частицу НЕ и приставку НЕ-.

Знания и умения при изучении темы «Частица»:

  • дать понятие о частице как части речи;
  • показать текстообразующую роль частиц;
  • познакомить учащихся с разрядами частиц по значению;
  • формировать умение выразительно читать предложения с модальными частицами;
  • изучить и закрепить правописание частиц НЕ и НИ; раздельное и дефисное написание частиц;
  • формировать умение различать на письме частицу НИ, союз НИ-НИ, приставку НИ-; частицу НЕ и приставку НЕ-.
Частица как часть речи  «пушкинский» урок на основе текстов сказок А.Пушкина. (Приложение №1).  «тургеневский» урок на основе текстов произведений И.С.Тургенева. (Приложение №1).

Частица как часть речи

  • «пушкинский» урок

на основе текстов сказок А.Пушкина.

(Приложение №1).

  • «тургеневский» урок

на основе текстов произведений И.С.Тургенева.

(Приложение №1).

Частица как часть речи Работа- «исследование»: классная устная(письменная) домашняя письменная(устная) Вывод: устный- письменный- ответы-обобщения работа в тетради- на поставленные справочнике: вопросы а)доказательство (Приложение №2.1) (Приложение № 2.1)  б)карта «Море частиц».

Частица как часть речи

Работа- «исследование»:

классная устная(письменная)

домашняя письменная(устная)

Вывод:

устный- письменный-

ответы-обобщения работа в тетради-

на поставленные справочнике:

вопросы а)доказательство

(Приложение №2.1) (Приложение № 2.1)

б)карта «Море частиц».

Лингвистические задачи: сопоставление текстов различных стилей. Вывод о многоплановости частиц. (Приложение №1);  сопоставление предложений (словосочетаний). Вывод о роли частиц (других служебных частей речи) в предложении. (Приложение №2.2).

Лингвистические задачи:

  • сопоставление текстов различных стилей.

Вывод о многоплановости частиц.

(Приложение №1);

  • сопоставление предложений (словосочетаний).

Вывод о роли частиц (других служебных частей речи) в предложении.

(Приложение №2.2).

Опорная схема.  Тема: «Место частицы в предложении».   Постоянное Непостоянное (ПО ОТНОШЕНИЮ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ЧЛЕНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) ( СООТНОСИТСЯ НЕ С КАКИМ-ЛИБО СЛОВОМ, А ВНОСИТ ОТТЕНОК)  же, ли  Бы, все, ещё, ведь, уже. СТОЯТ ПОСЛЕ ТОГО СЛОВА ,К КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ:   Здоров ли?  Служить бы рад, прислуживаться тошно.  (А. Грибоедов)  да ,ну ,что за, пусть, дай, давай. СТОЯТ ВПЕРЕДИ ТОГО СЛОВА, К КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ:  Что за прелесть…

Опорная схема. Тема: «Место частицы в предложении».

  • Постоянное
  • Непостоянное

(ПО ОТНОШЕНИЮ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ЧЛЕНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

( СООТНОСИТСЯ НЕ С

КАКИМ-ЛИБО СЛОВОМ, А ВНОСИТ ОТТЕНОК)

  • же, ли
  • Бы, все, ещё, ведь, уже.

СТОЯТ ПОСЛЕ ТОГО СЛОВА ,К КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ:

  • Здоров ли?
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.

(А. Грибоедов)

  • да ,ну ,что за, пусть, дай, давай.

СТОЯТ ВПЕРЕДИ ТОГО СЛОВА, К

КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ:

  • Что за прелесть…
«ДЕЛО ОБ ОШИБКАХ» (СУД.ЗАСЕ- ДАНИЕ) ИНТЕЛЛЕКТУ- АЛЬНАЯ БИРЖА ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ЧАСТИ- ЦИИ» ИССЛЕДОВА- ТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ  МЕРОПРИЯ- ТИЙ,ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ КОНКУРС РЕДАКЦИЙ ГАЗЕТ (ПРИЛОЖ.№3) ИНТЕЛЛЕКТУ- АЛЬНАЯ ВИКТОРИНА ЛИНГВИСТИ- ЧЕСКИЙ КРОСС «БИАТЛОН»

«ДЕЛО ОБ

ОШИБКАХ»

(СУД.ЗАСЕ-

ДАНИЕ)

ИНТЕЛЛЕКТУ-

АЛЬНАЯ

БИРЖА

ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО СТРАНЕ

«ЧАСТИ-

ЦИИ»

ИССЛЕДОВА-

ТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

НЕСТАНДАРТНЫЕ

ФОРМЫ

ПРОВЕДЕНИЯ

МЕРОПРИЯ-

ТИЙ,ОБОБЩАЮЩИХ

УРОКОВ.

УСТНЫЙ

ЖУРНАЛ

КОНКУРС

РЕДАКЦИЙ

ГАЗЕТ

(ПРИЛОЖ.№3)

ИНТЕЛЛЕКТУ-

АЛЬНАЯ

ВИКТОРИНА

ЛИНГВИСТИ-

ЧЕСКИЙ

КРОСС

«БИАТЛОН»

Дидактический материал для различных видов работ по закреплению знаний о частицах. Материал для комплексного анализа .  (Приложение№4). Материал для свободных диктантов или изложений (Приложение№5). Материал для анализа предложений и составления таблиц (Приложение №6). Материал для комментируемого письма, объяснительно-предупредительных диктантов (Приложение№7). Материал для творческих работ (Приложение №8). Тесты (Приложение №9). Олимпиады, викторины (Приложение №10). Конкурсные диктанты (Приложение№10). Материал для уроков Р.Р.(Приложение №15).

Дидактический материал для различных видов работ по закреплению знаний о частицах.

  • Материал для комплексного анализа .

(Приложение№4).

  • Материал для свободных диктантов или изложений (Приложение№5).
  • Материал для анализа предложений и составления таблиц (Приложение №6).
  • Материал для комментируемого письма, объяснительно-предупредительных диктантов (Приложение№7).
  • Материал для творческих работ (Приложение №8).
  • Тесты (Приложение №9).
  • Олимпиады, викторины (Приложение №10).
  • Конкурсные диктанты (Приложение№10).
  • Материал для уроков Р.Р.(Приложение №15).
Виды работ по закреплению знаний: упражнения (приложение №11); самодиктанты, инд.контроль (приложение №12); работа с карточками различного уровня  (приложение №13); составление правил, рецептов, руководств (приложение№13); выписывание предложений из учебников литературы, истории и др. (по выбору); составление лозунгов, призывов на общественно значимые темы ; работа с деформированным текстом; составление и инсценировка диалогов на различные темы.

Виды работ по закреплению знаний:

  • упражнения (приложение №11);
  • самодиктанты, инд.контроль (приложение №12);
  • работа с карточками различного уровня

(приложение №13);

  • составление правил, рецептов, руководств (приложение№13);
  • выписывание предложений из учебников литературы, истории и др. (по выбору);
  • составление лозунгов, призывов на общественно значимые темы ;
  • работа с деформированным текстом;
  • составление и инсценировка диалогов на различные темы.
Изучение нового материала на  основе нетрадиционных форм урока. Урок-путешествие по станциям «Частиции» (Приложение №14.1). Урок-викторина с использованием вопросов неграмматического характера  с эффектом неожиданности ответа.  (Приложение №14.2). Урок-сказка (Приложение №14.3). Урок-презентация. Урок с просмотром отрывков из мультфильмов.

Изучение нового материала на основе нетрадиционных форм урока.

  • Урок-путешествие по станциям «Частиции» (Приложение №14.1).
  • Урок-викторина с использованием вопросов неграмматического характера

с эффектом неожиданности ответа.

(Приложение №14.2).

  • Урок-сказка (Приложение №14.3).
  • Урок-презентация.
  • Урок с просмотром отрывков из мультфильмов.
Список литературы. 1.Бабайцева В. В., Чеснокова А.Д. Русский язык. 5-9 классы.Теория.М.:Дрофа,2007. 2.Баранов М. Т., Ладыженская Т.А. Русский язык.7 класс: учебное пособие.М.:Просвещение,2009. 3.Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс./сост. Колчанова С.С.-Волгоград: Издательский Дом «Корифей»,2006. 4.Гогулан М. Мудрые мысли знаменитостей о языке. Справочник.М.:Слово,2001 5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку  7 класс.М.:Вако,2006. 6. Новиченок И.К. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах .СПб.. 'Издательский Дом «Литера»,2006. 7.Никитина Е.Н. Русская речь.7класс.М.: Дрофа,2008.

Список литературы.

1.Бабайцева В. В., Чеснокова А.Д. Русский язык. 5-9 классы.Теория.М.:Дрофа,2007.

2.Баранов М. Т., Ладыженская Т.А. Русский язык.7 класс: учебное пособие.М.:Просвещение,2009.

3.Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс./сост. Колчанова С.С.-Волгоград: Издательский Дом «Корифей»,2006.

4.Гогулан М. Мудрые мысли знаменитостей о языке. Справочник.М.:Слово,2001

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку

7 класс.М.:Вако,2006.

6. Новиченок И.К. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах .СПб.. 'Издательский Дом «Литера»,2006.

7.Никитина Е.Н. Русская речь.7класс.М.: Дрофа,2008.

Список литературы. 8. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы./под ред. Баранова М.Т. и др. М.: Просвещение, 2010. 9. Пушкин А.С. Избранное.М. :Детская литература, 1994. 10. Русский язык. 7 класс. Практика./под ред.Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2007. 11.Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты./сост. Брагина С.А.-Волгоград: Учитель,2009. 12.Русский язык. 7-9 классы. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания./сост. Попова Т.П.- Волгоград: Учитель, 2007. 13.Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988. 14.Тематические тесты по русскому языку./сост. Кабанова Н.М.- М.: Айрис пресс, 2009. 15.Тургенев И.С. Сочинения в двух томах. Том 2.-Самара:Самар.Дом печати, 1995.

Список литературы.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы./под ред. Баранова М.Т. и др. М.: Просвещение, 2010.

9. Пушкин А.С. Избранное.М. :Детская литература, 1994.

10. Русский язык. 7 класс. Практика./под ред.Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2007.

11.Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты./сост. Брагина С.А.-Волгоград: Учитель,2009.

12.Русский язык. 7-9 классы. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания./сост. Попова Т.П.- Волгоград: Учитель, 2007.

13.Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988.

14.Тематические тесты по русскому языку./сост. Кабанова Н.М.- М.: Айрис пресс, 2009.

15.Тургенев И.С. Сочинения в двух томах. Том 2.-Самара:Самар.Дом печати, 1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!