СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: Диссоциация кислот, щелочей и солей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит презентацию, методические рекомендации и конспект урока. Презентация разработана к уроку-изучения нового материала "Электролитическая диссоциация" 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: Диссоциация кислот, щелочей и солей»

Методическая разработка по теме: Диссоциация кислот, щелочей и солей

Материал содержит презентацию, методические рекомендации и конспект уорока. Презентация разработана к уроку-изучения нового материала "Электролитическая диссоциация" 9 класс. Урок составлен на основе УМК

Г. Е.Рудзитиса, Ф. Г. фельдмана. Презентацию можно использовать для подготовки к ОГЭ по химии.

Методические рекомендации к уроку

Программы по химии  для  8-11 классов общеобразовательных учреждений / [ Н.Н. Гара и др.]; - М.: Вентана – Граф, 2010

Учебник: УМК Г. Е.Рудзитис, Ф. Г. фельдман  Химия: 9 класс.  Ч.1 -  М.:Просвещение , 2020г.

Место урока к изучению темы «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов». На раздел отводится 7 уроков.

  1. Теория электролитической диссоциации.

  2. Диссоциация кислот, щелочей и солей.

  3. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.

  4. Реакции ионного обмена.

  5. Окислительно-восстановительные реакции.

  6. Гидролиз солей.

  7. Практическая работа №1

Тема: Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей

Планируемые результаты обучения:
Предметные. Знать определения понятий «кислота»,«основание», «соль» с точки зрения теории электролитическойдиссоциации. Уметь объяснять общие свойства кислотных ищелочных растворов наличием в них ионов водорода и гид-роксид-ионов соответственно, а также составлять уравнения
электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.
Метапредметные. Уметь самостоятельно определять целисвоего обучения, ставить и формулировать для себя новые за-дачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить своидействия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Основные виды деятельности учащихся. Проводить наблюдения в ходе демонстрационного эксперимента, исследовать свойства растворов электролитов, обсуждать результаты опытов, делать выводы.
Демонстрации. Ученический демонстрационный эксперимент —определение индикаторами кислот, щелочей и солей в растворах.

Когнитивные цели урока:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

- смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойства ;

-- будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов;

- усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

Оборудование и учебные материалы: компьютер, мультимедийная презентация

На столах учащихся: 2 пробирки с водными растворами кислот (соляной и серной), 2 пробирки с водными растворами щелочей (гидроксидов натрия и калия), ф-ф, лакмус, метилоранж. 2 пробирки с водными растворами солей (хлорида натрия и сульфата калия)

Ход урока


1.Итак, внимание на экран.

Что вы видите на экране? ( формулы кислот, солей, оснований)

О чем  эти вещества  заставляют вас задуматься? (Видимо что-то их объединяет). Как эти вещества можно классифицировать? (В составе всех этих веществ  есть отличия). Как эти вещества могут быть связаны  с темой нашего урока? Значит на уроке мы будем говорить об электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

Учитель вместе с учениками формулирует тему урока «Диссоциация кислот, щелочей и солей». Запишите тему в рабочую тетрадь.

2.Актуализация знаний:

Создает условия для  восприятия учебного материала через актуализацию  знаний:

1). Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?(оксиды, кислоты, основания, соли)

2) Распределите вещества по классам неорганических соединений:

H2SО4, CuSO4, А1Cl3, KOH, Ba(OH)2, K3PO4, Al2(SO4)3, HNO3, Ca(OH)2, H3PO4, Mg(NO3)2, H2СО3, LiOH.

кислоты

основания

соли

H24

HNO3

H3PO4,

H2СО3.

KOH,

Ba(OH)2,

Ca(OH)2

LiOH.

А1Cl3,

CuSO4,

K3PO4

Al2(SO4)3,

Mg(NO3)2


3. Мы продолжим повторение изученных терминов, для этого немного поиграем. Для этого нам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 7, лежащие у вас на столе.

Я читаю вопрос, вы даете ответ карточкой с номером, под которым, по вашему мнению, содержится ответ.

На слайде :   

  1. Анионы.

  2. Электролитическая диссоциация.

  3. Катионы.

  4. Углекислый газ.

  5. Электролиты.

  6. Щелочь.

  7. Неэлектролиты.

Вопросы:

  1. Положительно заряженные ионы – это… (3)

  2. Вещества,  водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток, называются… (7)

  3. Распад веществ на ионы называется… (2)

  4. Отрицательно заряженные ионы – это… ( 1)

  5. К электролитам относится  …  (6)

  1. С позиции представлений об электролитической диссоциации вещества можно разделить на две группы: …(5 и 7).

  2. К  неэлектролитам  относится   …  (4).

Учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые будут использованы в процессе изучения нового материала:

1)Почему раствор сахара не проводит элекрический ток, а раствор хлорида натрия проводит?

2)Почему электолиты распадаются на ионы при растворении их в воде?

II.  Изучение нового материала

  1. Выпишем из таблицы  формулы  азотной, серной и ортофосфорной кислот.

Откройте учебник на стр 8. Прочитайте определение кислоты.

Давайте составим уравнения их диссоциации.

                                               HNO3 ⇄  H+  +  NO3-

Надо сказать, что если у кислоты число атомов водорода больше одного, то кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации кислоты = ее основности (т.е. числу атомов водорода).

Ступенчатая диссоциация серной кислоты:

Рассмотри процесс электролитической диссоциации серной кислоты. Серная кислота диссоциирует ступенчато, в две стадии.

I–я стадия диссоциации

На первой стадии отрывается один катион водорода и образуется гидросульфат-анион.

H2SO4 ⇄ H+ + HSO4 2-

                  Гидросульфат-анион.                                                                              

II - я стадия диссоциации                                                                                                                 На второй стадии происходит дальнейшая диссоциация гидросульфат - анионов.  

 HSO4- ⇄ H+ +  SO4 2-

Эта стадия является обратимой, то есть, образующиеся сульфат - ионы могут присоединять к себе катионы водорода и превращаться в гидросульфат - анионы. Это показано знаком обратимости.

У доски, один из учащихся записывает диссоциацию фосфорной кислоты.

H3PO4  ⇄  H+ + H2PO4 ─ 

H2PO4-  ⇄  H+ +  HPO4 2-

HPO4 2-  ⇄  H+  + PO4 3-

А теперь сделаем вывод: что общего вы увидели при диссоциации кислот?

Можем предположить общие свойства кислот.  Какие?  Чем обусловлены?

    Выполним лабораторный опыт: «Обнаружение катионов  водорода».

    Общий вывод о кислотах.

  • Кислый вкус

  • Изменение окраски индикатора

  • Взаимодействие с некоторыми металлами с выделением водорода

  1. Основания являются также электролитами. Но не все. А только щелочи.

Прочитайте определение оснований стр. 9 учебника.

Запишем диссоциацию оснований (из нашей таблицы - гидроксиды калия, бария)

         КОН  ⇄  К+ + ОН-

Надо сказать, что основания, как и кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации основания = его кислотности (т.е. числу гидроксо-групп).

Ва(ОН)2  ⇄  ВаОН+ + ОН-

ВаОН+  ⇄  Ва2+ +  ОН-

Какие общие свойства вы заметили?  

Какой вывод сделаем, какие общие черты для оснований  вы можете предположить?

Выполнение  лабораторного опыта (часть 2).

Общий вывод об основаниях. 

  • Мыльность на ощупь

  • Едкое действие

  • Изменение окраски индикатора

  1. Нам осталось рассмотреть последнюю группу веществ «Соли». На стр 10 читаем определение.

Запишем  диссоциацию следующих солей  

FeCl3,  CuSO4, K3PO4, Al2(SO4)3, Mg(NO3)

В отличие от кислот  и  оснований соли диссоциируют сразу (т.е.в одну ступень). Учитель работает на доске, а учащиеся в тетрадях.

FeCl3 ⇄   Fe3+   +  3Cl-

Al2(SO4)3  ⇄  2Аl3+ + 3SO42-

Mg(NO3)2   ⇄   Mg2+ + 2NO3- и т.д.

Есть ли у них общие свойства? Чем обусловлены  свойства растворов солей? 

Очевидно, что свойства солей определяются как катионами, так и анионами    кислотного остатка.

III. Закрепление.

1.Для закрепления нового материала предлогает
учащимся качественную задачу: в трёх пробирках без этике-
ток находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия,
соляной кислоты, гидроксида натрия. Как можно распознать
эти вещества?

4) Загорится ли лампочка в приборе по испытанию электропроводности, если взять

следующие вещества: NaOH, BaSO4, KCl, H2SO4, глюкоза, растительное масло, HBr, Al(ОН)3.

Самостоятельная работа
1. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых приведены ниже? Составьте уравнения реакций диссоциации этих веществ.
В а р и а н т I
KNO3, Ba(OH)2 , Al 2(SO4 )3 , H2SO4, KHSO4 .
В а р и а н т II
FeCl3 , H2SO4, Mg(NO3)2, NaOH, NaHSO4 .
В а р и а н т III
Ca(OH)2, CuSO4 , H3PO4 , Na2CO3 , NaHCO3 .


2) Учитель предлагает поиграть учащимся:

а) игра «выбивает лишний»

  1. Углекислый газ, водород, соляная кислота;

  2. Сахар, сульфат натрия, хлорид калия;

  3. Вода, серная кислота, гидроксид натрия,

  4. Нитрат алюминия, хлорид магния, фосфорная кислота.


IV. Подведение итогов. Рефлексия. (3мин.)

- Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали и выполнили намеченный план.  

- С какими новыми понятиями вы познакомились?

- Какие трудности вы испытали?

- Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу?

Я хочу проверить ваше настроение в конце урока. Зарисуйте свое настроение на индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте (дорисовывают смалики).

V. Подведение итогов и выставление оценок

Итоговую оценку выставляет учитель с учётом работы каждого ученика.

Домашнее задание. § 2, упр. 5—9, тестовые задания;
электронное приложение (тесты к § 2)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!