СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). «Война и мир» - вершина творчества писателя".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке предусмотрено демонстрация знаний об известных биографических фактах Л.Н. Толстого, перечисление лучших произведений писателя, определение отношения писателя к жизни, образованию, религии; раскрытие своеобразия характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; всткпление к изучению романа "Война и мир".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). «Война и мир» - вершина творчества писателя".»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Учебная дисциплина: «Литература» І семестр Занятие №15

Раздел 1: Русская литература второй половины ХІХ ст.


Тема занятия: Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

«Война и мир» - вершина творчества писателя.


Цели занятия:

Методическая – Совершенствовать методику организации деятельности

студентов на занятии «Литература».

Дидактическая – Продемонстрировать знания об известных биографических фактах Л.Н. Толстого, перечислить лучшие произведения писателя, определить отношение писателя к жизни, образованию, религии; раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни. Развить интерес к изучению творчества великого писателя, способствовать развитию творческого мышления, проявлению интереса к творчеству Л.Н.Толстого. Совершенствовать умение работать в группах при обработке материала.

Воспитательная – Воспитывать уважение к литературе, к лучшим её творцам; пробуждать чувство патриотизма и гражданственности; укреплять основы духовно- нравственной культуры.


Тип занятия: информационная лекция

Методы и формы проведения занятия: исследование биографических сведений писателя, работа с учеником (Использование метода «Стратегия Жигсо 1»), просмотр видеоматериала «Жизнь Льва Толстого», блиц-викторина, выполнение дифференцированных заданий в подгруппах, составление «синквейна», ассоциативный диктант, игра «Микрофон».


Междупредметные связи: история России, философия, религиоведение


Теория литературы: углубление понятия о романе, роман-эпопея, внутренний монолог (развитие понятия), психологизм художественной прозы (развитие понятия).


Методическое обеспечение: политическая карта России, портреты Льва Толстого, иллюстрации и фото к биографии писателя, выставка книг Л.Толстого, опорная схема «Программа оновления личности и общества», карточки с заданими для работы в подгруппах.


Технические способы обучения: ноутбук, видеоматериал «Жизнь Льва Толстого», Х/ф «Война и мир».


Литература:


Обязательная:

  1. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 367 с.

  2. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 368 с.

  3. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

4. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / [ Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 272 с.


Дополнительная:


http://www.levtolstoy.org.ru/

http://www.levtolstoy.ru/

http://www.tolstoymuseum.ru/ (Государственный музей Л.Н. Толстого)

ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич

www.litra.ru/biography/get/biid/00969871255677395589/

to-name.ru/biography/lev-tolstoj.htm

www.koob.ru/tolstoy_l/

literatura5.narod.ru/tolstoy_1908.html

feb-web.ru/feb/tolstoy/texts/pss100/t02/t02-275-.htm

www.a4format.ru/index.php?lt=210

www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/411b0a0f.jpg&percenta=

71ru.info/arsenal/region/1205-lev-tolstoy-i-yasnaya-polyana.html

ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoy-ln-ss22-11.html

точка24.рф/authors/detail.php?ELEMENT_ID=681251

www.edu54.ru/node/193457

www.etvmarket.com/book/detail/31000-kniga-dlya-chteniya

libozersk.ru/pages/index/705?cont=2

uroki.86schhmr-gornoprawdinsk3.edusite.ru/p28aa1.html

www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/4429/

www.ryltat.ru/v_mire_prek_tolstoi.html

www.bibliotekar.ru/rusTolstoy/index.htm

booksss.ru/authors/t/tolstoi_lev_detstvo.html

books.imhonet.ru/element/161327/

mediascope.ru/node/502

www.surgpu.ru/bibl_listaya_vetkhie_stranitsy

all-the-books.ru/book/genres/klassika/-usskaya-klassika/page/8

bookcrimea.ucoz.ru/publ/

www.dowladssoft.ru/knigionlaun/page/5/











ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организация коллектива

1.1. Приветствие студентов.

1.2. Подготовка аудитории к занятию. Деление группы на подгруппы.

1.3. Проверка присутствующих студентов.

1.4. Проверка готовности к занятию студентов.

  1. Актуализация опорных знаний

2.1. Сбор внеаудиторных самостоятельных работ

(по теме «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов, их роль в романе Достоевского «Преступление и наказание».)

2.2. Текущее тестирование

(по теме «Романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».)

2.3. Подведение итогов произведения.

  1. Коментарий ответов студентов

  2. Преподавание и изучение нового материала

4.1. Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы приступаем к изучению жизни и творчества Л.Н. Толстого, великого писателя земли русской. Огромно наследие этого гиганта русской литературы, имя его известно всему миру. Мы будем глубоко изучать его произведения, со многими знакомиться. Это все впереди. Но  в нашей первой беседе мы поведем разговор о Л.Н. Толстом как о человеке и писателе. Вы мне сегодня поможете, потому что вы получили опережающие задания. Постараемся, вглядываясь в портреты писателя, понять его внутренний мир и черты характера.

4.2. Знакомство студентов с темой и учебными задачами занятия

Тема занятия: Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

«Война и мир» - вершина творчества писателя.


Цели занятия: Продемонстрировать знания об известных биографических фактах Л.Н. Толстого, перечислить лучшие произведения писателя, определить отношение писателя к жизни, образованию, религии; раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению творчества великого писателя, способствовать развитию творческого мышления, проявлению интереса к творчеству Л.Н.Толстого.

4.2. Мотивация изучения темы

4.2.1. Работа над эпиграфами занятия

Эпиграф занятия: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.

М. Горький

Граф Лев Толстой – гениальный художник… Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений.

М. Булгаков

Какое чудо творчества, ума, души, страсти гения!!! Что за счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником…

В. Стасов

(запись цитаты с доски М.Горького).

К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты мы используем уже сегодня. Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под выражением: «знать Толстого»?

(рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком, Толстым-писателем)

Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.

4.2.2. Запись плана работы на занятии

1. Очерк жизни и творчества Л.Н.Толстого.

2. Начало творческого пути.

3. «Война и мир» - вершина творчества писателя.

  1. Изучение нового материала

5.1. Просмотр видеоурока «Жизнь Льва Толстого»

5.2. Блиц-викторина по просмотренному материалу.

1. Сколько лет прожил Толстой? (82 года)

2. Как называется родовое имение писателя? (Ясная Поляна)

3. Назовите имена и фамилии родителей писателя? (Николай Ильич Толстой и Мария Николаевна Волконская)

4. В каком возрасте был Л.Н. Толстой, когда умерла его мама? (2 года)

5. Как звали тетушку писателя, которая занималась воспитанием братьев? (Ергольская Татьяна Александровна)

6.Какие воспоминания пронес через всю жизнь Лев Толстой? (о детстве)

7. Как называлась игра, которую придумал старший брат Николенька? («Муравьиные братья»)

8. В каком году Толстые переезжают в Москву? (1837)

9. Какое горе постигло семью Толстых в этом же году? (Умирает отец)

10.В каком городе проходит юность писателя? (Казань)

11. В каком году писатель поступает в Императорский Казанский университет? (1844)

12. В каком году возвращается в имение? (1847)

5.3. Использование метода «Стратегия Жигсо 1» при работе с учебником.

Студенты читают статьи в учебнике, предварительно разделенные на части для работы в подгруппах. Студент из 1 группы переходит в другие рабочие группы и делятся своей информацией. Далее возвращаются в свои группы и выполняют свои задания.

5.4. Выполнение дифференцированных заданий для подгрупп

Задания для группы № 1: перечислить лучшие произведения Л.Толстого

1.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857)

2. «Война и мир» (1864-1869)

3. «Анна Каренина» (1870-1877)

4. «Власть тьмы» (1866)

5. «Крейцерова соната»(1889-1889)

6. «Воскресение» (1889-1899)

7. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)

8. «Севастопольские рассказы» (1855)

9. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

10. «После бала» (1903)


Задания для группы № 2: заполнить таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1.1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

2.1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3.1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4.1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5.1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6.1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.


Задания для группы № 3: рассказать об отношении к образованию.

1. Придает образованию огромное значение, всю жизнь занимается самообразованием.

2. В 1859 г. открывает в Ясной поляне народную школу;

3. Затем открывает в окрестностях еще 20 школ;

4. Издает педагогический журнал;

5. В 1872 году написана «Азбука». Были написаны детские рассказы: «Филиппок», «Лев и собачка», «Акула», «Кавказский пленник», «Косточка» и т.д.

6. В совершенстве владел английским, немецким, французским языками; Прилично знал: итальянский, сербский, польский, греческий, латынь, иврит, церковно-славянский, украинский, турецко-татарский, болгарский.


Задания для группы № 4: рассказать об отношении к религии

1. Сложное отношение к религии;

2. Считал, что вера – одна из главных составляющих жизни человека;

3. В 1901 году предан анафеме и отлучен от церкви;

4. На могиле Толстого нет креста;

5. Читал Евангелие, изучал ислам.

6. Выучил иврит, чтобы читать талмуд на языке оригинала;

7. Был масоном.

Общее задание для групп: составить «Синквейн» к слову «Л.Н.Толстой»


5.5. Защита выполненных заданий на карточке.

5.6. Вступительная беседа к роману «Война и мир».


1863-1869 – время работы над романом

1860 – задуман роман о декабристе

1857 – встреча с Пущиным и Волконским

1825 – восстание декабристов

1812 – Отечественная война 1812 года

1805 – война против Наполеона в союзе с Австрией.


  1. Закрепление знаний студентов

6.1. Ассоциативный диктант

(Написать человеческие качества, которые свойственны Л.Толстому)

6.2. Обращение к целям занятия

Достигли мы целей нашего урока?

Продемонстрировали ли знания по биографии писателя?

Смогли ли перечислить лучшие произведения?

Узнали ли Вы об отношении писателя к жизни, образованию, религии?


  1. Подведение итогов занятия

6.1. Выводы преподавателя к изучению темы

6.2. Интерактивное упражнение «Микрофон»

«Толстой для мене ... »

«Мене удивило ... »

«Я бы хотел прочитать Толстого…»

6.3. Оценивание учебной деяльности студентов

    1. 6.4. Домашнее задание

  • Выучить биографию Л.Толстого;

  • Знать содержание романа «Война и мир» (сокращённый вариант) или посмотреть Х/ф.








Дополнительный материал преподавателя

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (18281910) – писатель огромного дарования  и  трудолюбия,  автор  известных  всему  миру  гениальных  произведений.

Вот портрет писателя (работы И. Е. Репина). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…

Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми людьми.

В служении людям видел писатель смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой). А жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени; был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.

Литературное наследие Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.

Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться с какими бы то ни было проявлениями лицемерия, фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие – душевная подлость», – считал он. По мнению Толстого, человек должен постоянно находиться в поиске, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

Основной путь к преобразованию мира, путь к счастью Лев Николаевич Толстой видел в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. Это учение получило название – «толстовство».

Величайшее открытие писателя – метод «диалектики души». В чем смысл этого? Толстой изображает внутренний мир своего героя в постоянном развитии. «Диалектика души» – изображение процесса душевных движений через борьбу противоположностей в характере человека» (Н. Н. Наумова) [14].

Обратимся к драгоценным событиям биографии великого художника слова Льва Николаевича Толстого.

1. ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ

Родился 28 августа 1828 года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвертым сыном графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.

1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.

Автобиографическая трилогия – повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1856). Главный герой – Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трех периодов в жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя.

2. Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1851 г. вместе с братом Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он описал  в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями. Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый материал для «Севастопольских рассказов».

«Военная карьера – не моя…» – записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за границу.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО

1859 г. Для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процесса  –  личность  ученика,  обучение  ведется  методом  свободной беседы.

«Школьная  деятельность  Толстого  носила  разнообразный  характер, но  более  других  заметно  было  в  ней  все-таки  литературное  направление» (Е. Маймин).

Лев Николаевич увлекся философией. Он поставил перед собой задачи:

  1. Изучить курс юридических наук и сдать экзамены в университете.

  2. Изучить следующие языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.

  3. Изучить сельское хозяйство.

  4. Изучить историю, географию, математику.

  5. Заняться музыкой, живописью.

Учитель. Из этой программы выполнено многое. Это говорит о способностях молодого человека, о целеустремленности.



4. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА.
РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПИСАТЕЛЯ

1862 г. Толстой женился на дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.

И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.

Лучшие произведения Л. Н. Толстого:

џ «Война и мир» (1864–1869).

џ «Анна Каренина» (1870–1877).

џ «Власть тьмы» (1866).

џ «Крейцерова соната» (1887–1889).

џ «Воскресение» (1889–1899).

џ «Хаджи-Мурат» (1896–1905).

џ Комедия «Плоды просвещения» (1900).

џ Публицистические  статьи  «Не  могу  молчать»  «Не  убий»  и  др.
(1908).

џ «После бала» (1903).

Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:

1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)

2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.

3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.

4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.

5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Л. Н. Толстой развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.

5. «ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО…» (М. Горький)

Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит народ нравственности».

1896 г. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л. Толстой). 7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой. 7 ноября  в 6 часов 5 минут остановилось сердце великого писателя.

       Долгий путь Толстого был окончен. Газеты всего мира печатали печальную весть. Тело Толстого от станции несли на руках до Ясной Поляны. Люди огромными потоками шли проститься с гениальным писателем и необыкновенным человеком. 11 ноября, в 14.30, гроб подняли сыновья и передали крестьянам. Никто из духовенства не отпевал Льва Толстого. Но когда появился гроб, многотысячная толпа опустилась на колени и запела.

     Толстого похоронили на том месте, где он в детстве играл в зеленую палочку. Вырос холмик, на котором нет креста, зимой этот холмик покрыт снегом, а весной и летом – ковром из цветов. 

     

      Лев Николаевич Толстой умер. Но какой богатый и интересный мир подарил он нам в своих произведениях, читая которые мы можем убедиться в правдивости слов великого писателя: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». 



«Мы сами не понимаем, что, несмотря на страшные уклонения жизни от истинного пути, мы минуем счастливо самые глубокие пропасти; что этим счастьем, которое всегда твердит нам: ещё не поздно, — мы обязаны, может быть, только недремлющему и незаходящему солнцу Толстого».

А. Блок



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!