СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Медицинская протозоология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке имеется исходная информация о простейших, являющихся паразитами человека, представлен материал для контроля знаний по теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Медицинская протозоология"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Дисциплина ОУД.11. Биология


Раздел 8. Взаимоотношения между организмами


Тема 8.6. Медицинская протозоология, общая характеристика простейших


Разработчик: преподаватель биологии Дъячук Людмила Владимировна









2019



Содержание

Методический лист …………………………………………………………..4 Интегративные связи…………………………………………………………5

Примерная хронокарта занятия……………………………………………...6

Исходный материал…………………………………………………………. 9

Контроль знаний по предыдущей теме…………………………………….19

Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….19

Предварительный контроль знаний………………………………………...20

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………...22

Список использованных источников……………………………………….23








































Выписка из рабочей программы
дисциплины ОУД.11. Биология
для специальности
34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Тема 8.6.

Медицинская протозоология, Общая характеристика простейших

Содержание учебного материала

2


Определение и задачи медицинской протозоологии. Общая характеристика простейших. Организация собственной деятельности при работе с учебником. Формирование умения описывать особей вида по морфологическому критерию. Формирование умения работать в коллективе и команде


1,2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие 6. Ознакомление с отдельными представителями простейших – паразитов человека

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, зарисовка представителей простейших [2, с.353-364]

0,5


























МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Тип занятия – комбинированный урок

Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, выполнения заданий.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

- сформировать знания о задачах медицинской протозоологии, общей характеристике простейших. Продолжить формирование умения описывать особей вида по морфологическому критерию.

2. Развивающие цели:

- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.

3. Воспитательные цели:

- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при работе с текстом учебника.

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики

человека с основами медицинской генетики.


МОТИВАЦИЯ

Медицинская протозоология изучает паразитов подкласса простейших. В настоящее время известно около 70000 видов простейших, из которых 10150 видов ведут паразитический образ жизни; более 50 видов являются паразитами человека.

Знание особенностей строения, процессов жизнедеятельности паразитических простейших позволит медицинским работникам своевременно применять профилактические меры в отношении ряда паразитарных заболеваний, организовывать собственную деятельность для эффективного решения задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.



Интегративные связи



Генетика человека с основами медицинской генетики

Анатомия и физиология человека









Основы патологии



Медицинская протозоология, общая характеристика простейших















Здоровый человек и его окружение



























ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

1.

Организационный этап

2 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради


2.

Контроль знаний по предыдущей теме

13 мин.

Оценка уровня сформированности знаний по теме «Взаимоотношения в системе паразит-хозяин»

Инструктирует и проводит контроль

Индивидуальный опрос

Приложение 1

Индивидуальный опрос

3.

Мотивационный этап

1 мин.

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

4.

Цели занятия

1 мин

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, презентация

5.

Изложение исходной информации

45 мин.

Формирование знаний о задачах медицинской протозоологии, общей характеристике простейших. Формирование умений описывать особей вида по морфологическому критерию.


Излагает новый материал

Слушают, записывают

6.

Выполнение заданий для закрепления знаний

15 мин.

Закрепление знаний, формирование умений описывать особей вида по морфологическому критерию.

осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, формирование способности

организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.


Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, слушают правильные ответы, после выполнения, вносят коррективы

Приложение 2

Задания для закрепления знаний

7.

Предварительный контроль новых знаний и проверка

10 мин.

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, развитие самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели.

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3


8.

Подведение итогов занятия

1 мин

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Журнал

9.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2 мин.

Формирование и закрепление знаний, формирование способности организовывать собственную деятельность при работе с текстом учебника.

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует

Записывают задание

Приложение 4

































Исходный материал


План

1. Характеристика типа Простейшие

2. Класс Саркодовые

3. Класс Жгутиконосцы

1. Характеристика типа Простейшие

К типу Простейших относят более 70 000 видов. Простейшие широко распространены на нашей планете. Они обитают в самых различных средах - в морях, океанах, пресных водах и почве. Многие простейшие приспособились к паразитированию внутри клеток, в крови и тканевой жидкости человека и животных.

Клетка простейших - самостоятельная особь, выполняющая все функции целостного организма - состоит из цитоплазмы и одного или нескольких ядер и покрыта оболочкой. Части тела простейших, выполняющие различные функции, называют органеллами. Клетка простейших имеет те же органеллы общего назначения, что и клетки тела многоклеточного организма: рибосомы, комплекс Гольджи, митохондрии и др.

У простейших есть органеллы передвижения, питания, защиты, выделения, осморегуляции и др. Органеллы передвижения могут быть временными) и постоянными образованиями.

Ложноножки (псевдоподии) - временные выросты цитоплазмы, разнообразные по форме и размеру.

Жгутики - постоянные органеллы, имеющие вид длинных и тонких нитей цитоплазмы, начинающиеся обычно на переднем конце тела. Число жгутиков невелико: 1 – 2.

 Реснички - многочисленные короткие выросты цитоплазмы, расположенные по всей поверхности тела.

Цитоплазма простейших распадается на два слоя: наружный, более светлый и плотный, называемый эктоплазмой; и внутренний, содержащий многочисленные включения, называемый эндоплазмой. Цитоплазма ограничена наружной мембраной, которая может увеличивать толщину и плотность наружного слоя, образуя пелликулу, или более прочную кутикулу.

По типу ассимиляции большинство простейших можно отнести к гетеротрофным организмам. Но среди свободноживущих есть аутотрофные и миксотрофные организмы.

Простейшие могут питаться частицами твердой пищи и иметь органеллы для их захвата, заглатывания и переваривания. У таких простейших (трихомонада) есть специальное ротовое отверстие - клеточный рот, у некоторых, кроме того, есть клеточная глотка, у других пища поступает в любом месте тела.

Для переваривания пищи служит пищеварительная вакуоль, представляющая собой каплю жидкости, содержащую пищеварительные ферменты. Жидкость окружает пищевую частицу и вместе с ней начинает передвигаться по клетке. В процессе перемещения пищеварительной вакуоли пища переваривается под действием ферментов и всасывается в окружающую цитоплазму. После того, как переваренная пища всосалась, пищеварительная вакуоль вместе с непереваренными остатками выбрасывается наружу в любой части тела амебы. У некоторых простейших (инфузорий) для этого имеется специальное отверстие - порошица. Если в тело одновременно поступают несколько пищевых частиц, образуется соответствующее число вакуолей.

Паразитические формы простейших, в основном, питаются осмотически, всасывая пищу всей поверхностью тела.

Некоторые представители простейших имеют хроматофоры, содержащие хлорофилл. Эти формы способны на свету осуществлять фотосинтез. Есть виды (эвглена зеленая), совмещающие оба типа ассимиляции - автотрофную (в присутствии света) и гетеротрофную (в темноте). Это миксотрофные организмы.

Органеллы выделения представлены выделительной (пульсирующей) вакуолью. Это небольшой пузырек жидкости, который периодически сокращается, выбрасывая жидкость наружу и вновь наполняется. У некоторых простейших (инфузории) помимо вакуолей имеются расположенные венчиком 5 - 7 приводящих каналов. Наполнение и сжатие вакуолей происходит через правильные промежутки времени, ритмически. Через сократительные вакуоли удаляются излишки воды и жидкие продукты диссимиляции. Благодаря сократительным вакуолям осмотическое давление поддерживается на одном и том же уровне.

Таким образом, сократительная вакуоль играет роль органеллы выделения, дыхания и осморегуляции.

Многие простейшие имеют органеллы защиты (трихоцисты) - инфузории, чувствительные (стигмы) - эвглена, опорные образования (аксостиль) - лямблии.

Явления раздражимости у простейших проявляются в виде таксисов. Они представляют собой движения, направленные либо в сторону раздражителя (положительный таксис), либо от него (отрицательный таксис).

Простейшим, как и всем живым организмам, свойственно размножение. Существует две основные формы размножения простейших: бесполая и половая. В основе того и другого размножения лежит процесс деления клетки.

При бесполом размножении происходит митотическое деление ядра вегетативной (материнской) особи на две равные части, с образованием двух дочерних ядер, или множественное деление - шизогония, при котором ядро материнской особи дает начало нескольким дочерним ядрам, затем тело распадается на соответствующее число дочерних клеток (особей).

Жизненный цикл - ряд следующих друг за другом стадий, которые в существовании данного вида повторяются с определенной закономерностью.

Цикл развития связан с размножением и условиями обитания. Цикл развития начинается с зиготы, затем следует бесполое размножение, далее формируются половые особи. В результате полового процесса образуется зигота.

У большинства простейших, особенно у паразитических форм, происходит при этом переход из одной среды обитания в другую. Сложный цикл развития имеют, например, представители класса споровиков.

При неблагоприятных условиях (понижение или повышение температуры, высыхание и т.д.) простейшие перестают питаться, теряют органеллы движения, округляются и покрываются толстой оболочкой.

Такая стадия получила название цисты, а процесс превращения в цисту. В состоянии цисты простейшие сохраняют жизнеспособность в течение длительного времени даже при неблагоприятных условиях. Когда условия становятся благоприятными, оболочка цисты растворяется, возобновляется движение, питание, и циста превращается в вегетативную форму.

Циста - пассивная стадия в жизненном цикле простейших, а вегетативная форма - активная.

2. Класс Саркодовые

Саркодовые насчитывают около 10 000 видов и имеют наиболее примитивную организацию. Обитают в морях, пресных водоемах и могут вызывать заболевания человека.

Представителем класса Саркодовых может быть амеба протей, обитающая в прудах и канавах с илистым дном. Тело амебы достигает размера 0,2 - 0,7 мм - одна из крупных свободноживущих форм. Наблюдая под микроскопом за живой амебой, можно увидеть, что тело ее покрыто тонкой цитоплазматической мембраной, за которой идет слой прозрачной плотной эктоплазмы. Далее располагается полужидкая эндоплазма, составляющая основную массу амебы. В цитоплазме есть ядро. Цитоплазма находится в непрерывном движении, в результате которого возникают цитоплазматические выросты - ложноножки или псевдоподии. Псевдоподии служат не только для движения, но и для поглощения частиц пищи. Амеба охватывает пищевые частицы (одноклеточные водоросли, клетки бактерий, мелких простейших и др.) ложноножками и втягивает их внутрь тела, где образуются пищеварительные вакуоли. В них, благодаря ферментам, происходит переваривание пищи. Поглощение пищи при участии псевдоподий называется фагоцитозом. Жидкости поступают пиноцитозом. Вакуоли с непереваренными остатками подходят к поверхности тела и выбрасываются наружу.

Кроме пищеварительных вакуолей в цитоплазме амебы протея отчетливо виден светлый пузырек, который периодически то появляется, то исчезает. Это сократительная или пульсирующая вакуоль. Промежуток между двумя пульсациями равен 1 - 5 минутам.

Функция сократительной вакуоли - регуляция осмотического давления внутри тела простейшего. Вода из окружающей среды поступает в тело амебы осмотически через наружную мембрану. Концентрация веществ в теле амебы выше, чем пресной воде. Это создает разность осмотического давления внутри и вне тела простейшего. Сократительная вакуоль периодически удаляет избыток воды из тела амебы.

Кроме осморегуляторной функции сократительная вакуоль выполняет

выделительную функцию, выводя вместе с водой в окружающую среду продукты обмена. В основном выделение осуществляется через наружную мембрану.

Сократительная вакуоль принимает участие в дыхании, так как в воде находится растворенный кислород.

Размножается амеба бесполым путем - делением на два. При этом сначала втягиваются псевдоподии и амеба округляется. Затем происходит деление ядра митозом и на теле амебы появляется перетяжка, которая перешнуровывает тело на две равные половины, в каждую отходит по одному ядру. При наступлении неблагоприятных условий амеба инцистируется.

Некоторые виды амеб приспособлены к паразитическому образу жизни в кишечнике позвоночных и беспозвоночных животных. В толстом кишечнике человека паразитируют 6 видов амеб. Пять видов обитают в просвете кишечника, питаются бактериями и не оказывают патогенных влияний на организм человека. Один вид - дизентерийная амеба - при определенных условиях может вызвать тяжелое заболевание - амебиаз (амебная дизентерия). Это заболевание встречается чаще всего в районах с жарким и теплым климатом.

У человека дизентерийная амеба паразитирует в трех формах, смотря по фазам жизни:

• вегетативной формой малой;

• вегетативной формой крупной;

• цисты.

Дизентерийная амеба в организм человека попадает на стадии цисты. Заражение происходит через немытые овощи, фрукты, некипяченую воду. Оболочка цисты растворяется в толстом кишечнике под действием ферментов. Четыре вегетативные малые формы выходят в просвет кишечника. Их размеры от 7 до 15 мкм. Амебы питаются бактериями и грибками, переваривая их в вакуолях, и не наносят вреда здоровью человека. После нескольких циклов бесполого размножения малые просветные формы могут превратиться в цисты. Перед инцистированием амебы округляются, перестают питаться и двигаться, образуя предцистные формы. Зрелая инвазионная циста содержит четыре ядра и цитоплазму. Размеры цист - 10 - 15 мкм. Люди, в кишечнике которых есть эти формы, способны выделять их во внешнюю среду годами. Таких людей называют цистоносителями.

Возникновению заболевания способствуют бактерии определенного вида, попадающие в кишечник человека с пищей. Бактерии подготавливают слизистую оболочку кишечника к проникновению амеб.

Вегетативные малые формы амеб внедряются в стенки кишечника, поселяясь между ворсинками, интенсивно размножаются, превращаясь в тканевые формы. С помощью протеолитических ферментов они разрушают кишечный эпителий, вызывая язвенные поражения кишечника, способствуя возникновению кровотечений. Болезнь сопровождается кровавым поносом. Чаще всего поражаются слепая и сигмовидная кишки. Оставшиеся в просвете кишечника амебы начинают питаться эритроцитами, увеличиваются в размерах до 45 мкм и превращаются в крупные вегетативные формы. Эти формы амебы имеют широкие и тупые псевдоподии и способны передвигаться. С током крови амебы могут попасть в печень, легкие, мозг и другие органы и вызвать абсцессы.

При лечении крупные вегетативные формы снова превращаются в малые, которые инцистируются. Больной выздоравливает или заболевание переходит в хроническую форму.

Лабораторную диагностику амебиаза проводят путем нахождения в фекалиях крупных вегетативных форм, содержащих эритроциты. При хронической форме и цистоносительстве в фекалиях обнаруживают 4 - ядерные цисты.

Профилактика амебиаза предполагает мытье овощей, фруктов, питье кипяченой воды, соблюдение правил личной гигиены, а также выявление больных и цистоносителей.

Кроме дизентерийной амебы в просвете толстого кишечника человека очень часто может обитать непатогенная кишечная амеба.

Она также образует малую и крупную вегетативные формы. Цитоплазма амебы не имеет резкой границы между эктоплазмой и эндоплазмой. Есть много вакуолей.

Питается амеба бактериями и грибками, но не заглатывает эритроциты. Образует много мелких псевдоподий, но почти не двигается. Ядро богаче хроматином по сравнению с ядром дизентерийной амебы. Циста диаметром 14 - 26 мкм имеет 8 ядер. В центре видна светлая крупная гликогеновая вакуоль.

В полости рта у человека часто встречается ротовая амеба. Вегетативная форма имеет величину от 5 до 30 мкм. Цитоплазма содержит большое количество пищеварительных вакуолей. Питается бактериями, лейкоцитами. Цисты не обнаружены.

В литературе описаны случаи возникновения острого менингита со смертельным исходом, вызванные инвазией свободноживущей амебы.

Эти амебы могли попасть в носоглотку человека при купании в пресных водоемах за несколько дней до начала заболевания. Свободноживущие амебы по ходу обонятельных нервов проникли в мозг и поразили его.

3. Класс жгутиконосцы

К типу Простейших относится класс Жгутиконосцев, насчитывающий 6000 - 8000 видов. Органеллами передвижения служат жгутики. Их может быть от 1 до 8. Тело покрыто пелликулой, и поэтому они имеют постоянную форму. Среди Жгутиконосцев встречаются формы, соединяющие в себе признаки животных и растительных организмов, то есть организмы, как с автотрофным, так и гетеротрофным типом ассимиляции. Например, эвглена зеленая, подобно растениям, содержит хлорофилл и обладает способностью к фотосинтезу. При отсутствии света эвглена способна поглощать готовые органические вещества.

Среди Жгутиконосцев встречаются колониальные формы, имеющие сложное строение и рассматривающиеся, как переходные формы от одноклеточных к многоклеточным организмам.

Жгутиконосцы обитают как в морских, так и в пресных водоемах. Многие Жгутиконосцы паразитируют в организме животных и человека. Средой обитания паразитических форм может быть жидкая часть (плазма) крови, спинномозговая жидкость, кишечник, кожа, мочеполовая система.

Представителем свободноживущих Жгутиконосцев, ведущих одиночный образ жизни, может быть эвглена зеленая. Она соединяет в себе черты растительных и животных организмов. Эвглена обитает в загрязненных водоемах, лужах. Тело эвглены длиной около 0,05 мм имеет веретенообразную форму и покрыто кутикулой. На переднем конце находится жгутик. Передвижение происходит с помощью жгутика, совершающего вращательные движения, в результате чего эвглена как бы ввинчивается в окружающую среду. Жгутик - тонкий цитоплазматический вырост, состоящий из тончайших фибрилл. Своим основанием он прикреплен к базальному тельцу или кинетосоме. На переднем конце тела находится глотка, ведущая в резервуар. Сбоку от резервуара располагается органелла ярко - красного цвета - светочувствительный глазок или стигма. Эвглена проявляет положительный фототаксис.

Осморегуляция и выделение осуществляется сократительной вакуолью, расположенной на переднем конце тела. Жидкость поступает в вакуоль по приводящим канальцам.

В задней части тела эвглены заметно крупное ядро. В цитоплазме имеется большое количество хроматофоров, в которых находится хлорофилл. Благодаря присутствию хлорофилла эвглена способна к фотосинтезу. В темноте она может питаться как животное - готовыми органическими веществами - или загоняя мелкие частицы (бактерии) в глотку или осмотически. Эвглена как автотрофный, так и гетеротрофный организм. Такие организмы называют миксотрофными, то есть имеющими смешанный тип ассимиляции.

Размножается эвглена бесполым путем - продольным делением. Сначала делится ядро, удваиваются базальное тельце, хроматофоры, затем делится цитоплазма. Жгутик отпадает или переходит к одной особи, а у другой он образуется снова.

При неблагоприятных условиях эвглены инцистируются.

Среди жгутиконосцев много паразитов, вызывающих заболевания человека и животных.

К паразитическим жгутиконосцам относят лямблию (Lambha intestinalis, описанную профессором Харьковского университета Д.Ф. Лямблем в 1859 г. Лямблии обитают в верхнем отделе тонкого кишечника (в двенадцатиперстной кишке), иногда в желчевыводящих протоках и вызывают заболевание - лямблиоз.

Лямблиоз широко распространен на всем земном шаре и встречается у детей и взрослых.

Лямблия имеет тело грушевидной формы размером от 10 до 18 мкм. На передней части тела находится присасывательный диск, с помощью которого паразит прикрепляется к слизистой оболочке кишечника. Все органеллы парные. В расширенной части тела симметрично располагаются два ядра. Между ядрами, по продольной оси в середине проходят два опорных стержня - аксостили. Между ядрами лежит группа базальных гранул, от которых берут начало 4 пары жгутиков.

Позади присасывательного диска, почти перпендикулярно к продольной оси тела, располагаются парабазальные тела. Питаются лямблии осмотически. В нижних отделах кишечника человека лямблии могут инцистироваться. Размножаются лямблии продольным делением.

Заражение происходит при попадании цист с водой или пищевыми продуктами в пищеварительный тракт. Диагноз ставят - при нахождении цист в фекалиях или вегетативных форм в содержимом двенадцатиперстной кишки.

Профилактика состоит в охране воды и пищевых продуктов от загрязнения. Очень важно соблюдать правила личной гигиены.

Кроме лямблии к паразитическим жгутиконосцам относят представителей рода Трихомонад.

В толстом кишечнике у человека обитает кишечная трихомонада (Trichomonas hominis), Ее размеры от 5 до 15 мкм. Тело овальной формы. В

передней части тела находится ядро и клеточный рот (цистом). Посредине тела расположен опорный стержень (аксостиль). Передвигается трихомонада с помощью четырех жгутиков и ундулирующей мембраны. Четыре жгутика находятся на переднем конце тела свободно, а пятый начинается в передней части тела, идет вдоль его края назад. Между жгутиком и телом образуется ундулирующая мембрана. Питается трихомонада бактериями, которые попадают в организм через клеточный рот. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях. Размножаются трихомонады продольным делением. Цисты не обнаружены.

Паразитирование кишечной трихомонады у человека вызывает развитие воспалительных заболеваний кишечника.

Заражение кишечной трихомонадой происходит через немытые овощи, фрукты, грязные руки и некипяченую воду.

Для диагностики исследуют мазки фекалий.

Профилактика заключается в соблюдении правил личной гигиены.

В мочеполовых путях женщин и мужчин обитает влагалищная трихомонада (Trichomonas vaginalis), она вызывает заболевание - трихомоноз. Ее размеры больше, по сравнению с кишечной трихомонадой и составляют от 7 до 23 мкм.

Впереди расположены четыре свободные жгутика и ундулирующая мембрана, которая доходит до середины тела трихомонады. Есть аксостиль.

Питается влагалищная трихомонада осмотически. У нее отсутствует клеточный рот. Размножается продольным делением. Цист не образует.

Заражение происходит половым путем, при пользовании предметами личной гигиены больных трихомонозом.

Диагноз ставят путем исследования мазков из отделяемого влагалища и уретры.

Профилактика направлена на выявление и лечение больных трихомонозом, а также ознакомление населения с путями передачи возбудителя.

В ротовой полости человека может обитать ротовая трихомонада (Trichomonas buccalis). Ее размеры от 5 до 12 мкм. Трихомонада имеет четыре жгутика, круглое ядро и ундулирующую мембрану, проходящую по краю тела на 2/3 его длины.

Ротовая трихомонада может вызывать воспалительные процессы в ротовой полости человека.

Профилактика связана с уходом за зубами и полостью рта.

Кроме трихомонад к паразитическим жгутиконосцам относят лейшманий. Лейшмании паразитируют внутри клеток и тканей человека и животных. Внутриклеточная форма не имеет жгутиков и называется лейшманиальной. Жгутиковая стадия проходит в организме насекомых (москитов), которые являются переносчиками лейшманий. Заболевания, вызываемые различными видами лейшманий, называют лейшманиозами и относят к трансмиссивным с природной очаговостью. Эта группа заболеваний, которые связаны с определенным комплексом природных условий и могут существовать в природе независимо от человека. Наличие очагов этих заболеваний связано с тремя группами организмов:

1)возбудителей заболеваний;

2)хозяев возбудителей (представляющих естественный резервуар

возбудителей заболеваний);

3)переносчиков возбудителей заболеваний.

У человека встречается кожный, висцеральный и кожно-слизистый лейшманиоз.

Возбудитель кожного лейшманиоза (Leishmania tropica) был открыт русским ученым П.Д.Боровским в 1898 г. в Ташкенте. Лейшмании очень малы (2 - 8 мкм). Паразитируют в клетках кожи человека, в результате чего образуются длительно не заживающие язвы. Заражение происходит при укусе человека москитом, в слюнных железах которого находятся жгутиковые формы паразита, имеющие удлиненное тело и один жгутик на переднем конце (лептомонадная форма). На поверхности кожи (на открытых частях тела в местах укуса), через 3 - 8 месяцев появляется небольшой бугорок буровато - красного цвета. В это период паразит интенсивно размножается и имеет округлую безжгутиковую форму. На месте бугорка

через 3 - 6 месяцев образуется сухая корка, прикрывающая небольшую язву. Заболевание длится около года, после чего язва начинает рубцеваться. Рубцы

остаются на всю жизнь, возникает иммунитет к лейшманиозу.

Заражение москита лейшманиями происходит при питании на больных животных (резервуарных хозяевах - больших песчанках) или человеке. Вместе с кровью лейшмании попадают в пищеварительный тракт москита, где превращаются в жгутиковую форму, размножаются и передвигаются в передние отделы пищеварительной системы, а далее в хоботок. После этого москит снова способен передать возбудителя незараженным хозяевам.

Заболевание распространено в Европе, Африке, Азии, Америке, а также в районах Средней Азии и Закавказья. Кожный лейшманиоз называют также болезнью Боровского, пендинской язвой.

Диагноз кожного лейшманиоза ставят при нахождении паразитов в клетках крови, взятых из язвы.

Профилактика связана с защитой от укусов москитов и борьбой с ними и резервуарными хозяевами. Рекомендуют делать прививки.

Возбудители висцерального лейшманиоза (Leishmania donovam) (внутреннего или кала-азар) имеют размеры 2 - 4 мкм. Резервуарными хозяевами могут быть собаки, волки шакалы. Заражение человека происходит при укусе москита, являющегося переносчиком возбудителя лейшманиоза. Инкубационный период длится от 3 до 5 месяцев. Лейшмании, паразитируя в клетках внутренних органов - в печени, селезенке, костном мозге лимфатических узлах, стенках кишечника - интенсивно в них размножаются. Заболевание сопровождается лихорадкой,

анемией, увеличением печени, селезенки, истощением организма. Часто болеют дети. При правильном лечении выздоровление наступает через 2 - 3 месяца. При отсутствии лечения наблюдается высокий процент смертельных исходов.



Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме

1) Какие морфологические признаки отличают дизентерийную амёбу от других амёб? В чём особенности цикла развития дизентерийной амёбы, какие возможны пути заражения амёбиазом?

2) Какие виды жгутиконосцев обитают в организме человека? Какие клинические признаки характерны для больных лейшманиозом?

3) Какие виды трихомонад обитают в организме человека? Каковы пути заражения трихомонозами?

4) Каковы особенности строения лямблии? Пути заражения лямблиозом, особенности профилактики.

Критерии оценки за устный опрос (контрольные вопросы)

Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

Приложение 2

Задания для закрепления знаний по теме

«Медицинская протозоология, общая характеристика простейших»

Заполните таблицу:

Простейшие – паразиты человека

Название паразита, заболевание

Локализация в организме

Способ заражения

Хозяин

Дизентерийная амёба




Трихомонада




Лямблия




Лейшмания





Эталон ответа:


Простейшие – паразиты человека


Название паразита, заболевание

Локализация в организме

Способ заражения

Хозяин

Дизентерийная амёба

Амёбиаз

Толстый кишечник

Геооральный

Человек

Трихомонада

Трихомониаз

Толстый кишечник, слепая кишка

Геооральный

Человек

Лямблия

Лямблиоз

Тонкий кишечник

Геооральный

Человек

Лейшмания

Лейшманиоз

Селезёнка, печень, костный мозг, ЖКТ (висцеральный лейшманиоз)

Клетки кожи (кожный лейшманиоз)


Трансмиссивный, инокулятивный (москиты)

Человек, собаки, шакалы, лисы, грызуны


Критерии оценок:

Оценка «5»: задание выполнено правильно

Оценка «4»: допущено не более 2 ошибок

Оценка «3»: допущено 3-5 ошибок.


Приложение 3

Предварительный контроль новых знаний

Выберите правильные утверждения:

1) Ложноножки (псевдоподии) – постоянные выросты цитоплазмы, разнообразные по форме и размеру.

2) По типу ассимиляции большинство простейших можно отнести к гетеротрофным организмам.

3) Эвглена зелёная относится к автотрофам.

4) Существует две основные формы размножения простейших: бесполая и половая. В основе того и другого размножения лежит процесс деления клетки.

5) Циста – активная стадия в жизненном цикле простейших.

6) Представителем класса Саркодовых является амеба.

7) Один вид - дизентерийная амеба - при определенных условиях может вызвать тяжелое заболевание - амебиаз (амебная дизентерия).

8) У человека дизентерийная амеба паразитирует в трех формах.

9) Кроме дизентерийной амебы в просвете толстого кишечника человека очень часто может обитать патогенная кишечная амеба.

10) К паразитическим жгутиконосцам относят лямблию.

11)  Лямблия имеет тело палочковидной формы размером от 10 до 18 мкм.

12) Между ядрами у лямблии лежит группа базальных гранул, от которых берут начало 2 пары жгутиков.

13) Кроме трихомонад к паразитическим жгутиконосцам относят лейшманий. Лейшмании паразитируют внутри клеток и тканей человека и животных.

14) Безжгутиковая стадия проходит в организме насекомых (москитов), которые являются переносчиками лейшманий.

15) Заболевания, вызываемые различными видами лейшманий называют, лейшманиозами и относят к трансмиссивным с природной очаговостью.


Эталон ответа:

Правильные ответы под номерами – 2, 4, 6, 7, 10, 13, 15.

Критерии оценок:

Оценка «5»: задание выполнено правильно

Оценка «4»: допущено не более 2 ошибок

Оценка «3»: допущено 3-4 ошибки.


Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Изучите текст учебника (1, с.314 – 325).


Критерии оценок

Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала.




























Список использованных источников

1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.

3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.

4. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с.: ил.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя