СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме «Методика обучения технике нападающего удара в игре волейбол»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нападающий удар – основное средство нападения. Выполняется с целью завершения комбинаций для выигрыша очка или подачи. Различают два вида ударов: прямой и боковой.Техника нападающих ударов состоит из разбега, прыжка, ударного движения приземления

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме «Методика обучения технике нападающего удара в игре волейбол»»

М ЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

Т ема:

« Методика обучения технике

н ападающего удара в игре волейбол»








И сполнитель:

Учитель высшей категории

Закалина Ирина Александровна









Введение


Н ападающий удар – основное средство нападения. Выполняется с целью завершения комбинаций для выигрыша очка или подачи. Различают два вида ударов: прямой и боковой.






Техника нападающих ударов состоит из разбега, прыжка, ударного движения приземления.





Прямой нападающий удар.

Разбег делается короткими шагами примерно3-4 шага. Заканчивается разбег толчком двумя ногами и активным движением прямых рук вперед-вверх. Бьющая рука сгибается в локте, затем выпрямляется и резким движением направляется к мячу. Сначала выносится предплечье, а затем кисть. Удар по мячу наносится вниз и вперед напряженной кистью прямой руки. В момент взлета до удара игрок должен оценить обстановку и принять правильное решение. После удара мягко приземлится на согнутые ноги.

Прямой нападающий удар с переводом.

Применяется при встрече с блоком противника. Техника выполнения удара с переводом такая же, как при выполнении прямого нападающего удара. Различие состоит в том, что в момент удара игрок резким движением предплечья и кисти изменяет направление полета мяча.

Боковой нападающий удар.



Для выполнения этого удара игрок перед прыжком встает боком к сетке. Ступни ног параллельны, после толка руки выносятся вверх примерно до уровня плеч. Отсюда бьющая рука повторно опускается вниз – в сторону для замаха. Замах сопровождается поворотом и прогибанием туловища в пояснице. Затем резким движением прямой руки наносится удар по мячу. Боковые нападающие удары так же могут выполнятся с переводом. В командах высокого класса применяются боковые удары в сочетание с переводом кистью и одновременным поворотом туловища.


Методика обучения нападающему удару




Методика обучения – специальная система методов и методических приёмов (иногда и форм организации соревнований), созданных для изучения конкретного двигательного действия с определённым составом занимающихся.

Методы обучения и воспитания – это способы передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений и навыков, воспитания физических и духовных сил человека.

Атакующий удар – наиболее эффективный способ завершающих действий команды. С технической точки зрения – это один из самых сложных приёмов игры. Он осуществляется выше верхнего края сетки.

По направлению атаки удары различают: по ходу, когда направление полёта мяча соответствует направлению разбега (прыжка) игрока, и удары с переводом – при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полёта мяча разделяют на силовые, кистевые и обманные.

Прямой атакующий удар расчленяют на 4 фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, приземление.

В свою очередь каждая из этих фаз состоит из микрофаз.

В фазе разбега волейболист решает две главные задачи: достижение наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности относительно скорости (траектории) полета мяча. По своей ритмической структуре разбег в свою очередь разделяют на микрофазы: начало, середину и прыжок.

В начальной микрофазе разбега с целью определения характера полета мяча (направление и траектория) волейболист выполняет один-два ступающих (поисковых) шага в медленном темпе. Во второй, подготовительной, он определяет траекторию полета и корректирует свое направление и скорость разбега.

Во второй фазе – прыжке – игрок выполняет широкий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, левую ногу приставляет к правой, руки отводит назад. Ноги сгибаются в коленях, а туловище в тазобедренных суставах. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются во всех суставах и отрываются от опоры, тело приобретает вертикальный взлет с незначительным наклоном туловища вперед. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах правой рукой вверх-назад, левая рука задерживает движение на уровне плеча. Туловище прогибается в грудном и поясничным отделах позвоночника, ноги незначительно сгибаются в коленях. Важно, чтобы кисть бьющей руки заносилась не за голову, а была над плечом; выше плеча должен быть и локоть.

В зависимости от индивидуальных проявлений скоростно-силовых качеств спортсменов различают одновременную постановку ног (жесткое отталкивание) и поочередную (мягкое отталкивание). При этом стопы могут оставаться параллельны или быть развернуты носками наружу. Высота прыжка во многом обусловлена взрывным «характером сокращения мышц и максимальным наращиванием скорости маховых движений рук.

В третьей фазе – ударе по мячу – правая рука выпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед.



Удар осуществляется резким и последовательным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бьющей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоянии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задачами атаки и будет увеличиваться в сторону напряжения при необходимости повышения точности удара. Правильное ударное движение кисти – основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и совершенствования техники атакующих ударов следует особое внимание уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.

В четвертой фазе – приземлении – игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

В успешном завершении взаимодействий команды использование только прямого атакующего удара недостаточно. Поэтому все большее значение в современном волейболе находят применение удары с переводом мяча.

При ударе переводом с поворотом туловища все подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом ударе.

Ошибки, которые встречаются при выполнении нападающего удара:

Несвоевременный и неточный разбег. Волейболист не согласовы­вает свой разбег со скоростью и траекторией полета мяча и поэтому выбегает к сет­ке преждевременно или запаздывает. Спортсмен забегает под мяч или не добегает до него — в результате прыгает и бьет по мячу либо над собой, либо за головой, либо не дотягивается до мяча.

Упражнения. 1. В парах. Один игрок располагается с мячом около сетки, дру­гой находится в 3 м от нее. Игрок, стоящий около сетки, многократно подбрасы­вает мяч двумя руками снизу вверх на 1 м выше сетки. Волейболист, выполняющий удар, должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он прыгает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и забежал под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же на­падающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начнет, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный разбег.

То же, что и в упражнении 1, но с передачи, выполненной партнером на 1 м выше сетки; сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

II. Отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору. Волейболист после прыжка «улетает» вперед и касается сетки. Нога (ноги) недоста­точно выставляется вперед перед постановкой на опору.

Упражнения 1. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с пристав­лением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

То же, что и в упражнении 1, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

То же, что и в упражнении 2, но в прыжке выполнить имитацию нападающе­го удара.

III. Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком. Иг­рок выпрыгивает не на максимальную высоту. В этом случае за счет махового дви­жения руками облегчается нагрузка на ноги и при активном их разгибании прыжок будет выше.

Упражнения. 1. Стоя на опоре как при стартовом положении пловца (ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад), волейболист энергичным махом руками вперед-вверх с последующим отталкиванием от опоры выпрыгива­ет вверх.

Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое поло­жение пловца и незамедлительно, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, пос­ле чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Обратить внимание волей­болиста на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на актив­ное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

IV Удар по мячу производится над или за головой, рука в мо­мент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз. В результате снижается си­ла удара и мяч часто летит за пределы площадки. Игрок ударяет рукой по сетке — это происходит за счет близкого отталкивания около сетки.

Упражнения. 1- Исходное положение — ноги на ширине плеч, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки игрок ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз

Игроки в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют уда­ры правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед- вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание спорт­сменов на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему — другой.

Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60—70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой. Ударом правой руки мяч перебивается через сетку. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Пра­вая рука после удара без за­держки опускается вниз, сет­ку не задевать.

4. То же, что и в упражне­нии 3, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сет­ку. Занимающиеся при вы­полнении нападающего удара могут подниматься на носки.

5. Тренажер закрепляется на сетке так, чтобы мяч был выше ее на 20 см и вынесен на 10 см. Игрок, нахо­дясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на две ноги под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из тре­нажера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.

6. То же, что и в упражнении 5, но нападающий удар выполняется после раз­бега в 2—3 шага под углом 45° к сетке.

 



Подводящие упражнения:

Обучение разбегу и прыжку:

1. Прыжок на месте со взмахом рук.

2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

3. Разбег с 1–2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке.

4. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера

5. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:

а) в стену или через сетку;

б) с низкого подбрасывания в «темп»;

в) с высокого подбрасывания партнера;

г) с низкого подбрасывания партнера.

Обучение ударному движению

1. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

2. Взмах руками и постановка руки в замах:

а) на месте;

б) в прыжке.

3. Из положения замаха выполнить нападающий удар:

а) по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки;

б) по мячу в левой руке;

в) без мяча с опусканием руки;

г) в пол, в стену с руки;

д) в пол, в стену после подбрасывания.

Обучение нападающему удару с разбега в прыжке

1. Разбег с 1–2 шагов, нападающий удар по мячу в держателе или с поддержкой партнера:

а) в пол;

б) через сетку.

2. Имитация нападающего удара в прыжке с разбега с 1–2 шагов, затем нападающий удар по мячу:

а) с низкого набрасывания партнера в «темп»;

б) с высокого набрасывания партнером;

в) с собственного набрасывания.

3. Нападающий удар с подачи учителя или партнера.

Организация и проведение занятия по совершенствованию игры в волейбол

Результативность урока физической культуры во многом зави­сит от того, насколько преподаватель будет претворять намечен­ный им план, применять наиболее рациональные методы органи­зации деятельности занимающихся и методические приемы, про­дуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, тех­нические средства обучения, учитывая при этом специфику мес­та проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортив­ная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная мест­ность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Организационное обеспечение урока предусматривает: 1) со­здание санитарно-гигиенических условий; 2) материально-техни­ческое обеспечение; 3) выбор способа (метода) организации де­ятельности занимающихся на уроке, который позволит наилуч­шим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения уро­кa предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечиваю­щих оздоровительный эффект от занятий физическими упраж­нениями.

В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий должно строго соответствовать установленным нормам (во вся­ком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха

для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14—16’С.

После каждого занятия с классом в школе необходимо провет­ривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортив­ные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддер­жанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнасти­ческие маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.

Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требова­ний приводит к большому скоплению пыли в помещении. Заня­тия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

За последние годы по инициативе многих учителей физичес­кой культуры школьные спортивные залы и площадки оснащают­ся нестандартным (многопропускным) оборудованием, различ­ными устройствами и тренажерами. Использование такого обору­дования значительно повышает плотность занятий, вызывает по­вышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методичес­ких форм урока и в конечном счете во многом способствует ре­зультативности занятий.

Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В прак­тике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем со­ставом класса одного и того же задания независимо от форм пост­роения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимуще­ственно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стре­миться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плот­ность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени

непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей стра­ховки, например — при разучивании и совершенствовании тех­ники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувыр­ков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).

Важным требованием является такое расположение занимаю­щихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавате­ля, а он, в свою очередь, — учеников.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполне­ние в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделе­ние занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и дру­гих признаков (например, по росто-весовым показателям на уро­ках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специ­альной подготовки помощников учителя из числа наиболее под­готовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся пред­лагаются индивидуальные задания, которые выполняются само­стоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного со­става класса по своей подготовленности, особенностям и способ­ностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применя­ется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выпол­нение занимающимися серии заданий (упражнений) на специ­ально подготовленных местах («станциях»), как правило, распо­ложенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «стан­ции» выполняется один вид упражнений или двигательных дей­ствий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможнос­тей организма. Весь круг проходят от I до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.

Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, за­дачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 ч в учебном году).

Педагогическое построение урока определяет физиологиче­ская закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовитель­ной, основной, заключительной.

В содержание подготовительной части входят: 1) начальная орга­низация занимающихся (построение, сообщение задач урока, стро­евые упражнения, упражнения на внимание); 2) различные ва­рианты ходьбы, бега; 3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами).

При составлении комплекса упражнений для подготовитель­ной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовлен­ности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8: а) после предварительного показа и объяснения преподавателя; б) одновре­менно с показом и объяснением преподавателя; в) только по показу; г) только по объяснению. Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10.

При проведении общеразвивающих упражнений для активиза­ции внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать: 1) хлопки руками; 2) вы­полнение упражнений с закрытыми глазами; 3) выполнение уп­ражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5—7; 4) выполнение упражнений в различном темпе; 5) выпол­нение упражнений с постепенным увеличением амплитуды дви­жения; 6) выполнение одного и того же упражнения из различ­ных исходных положений.

При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимающимися конкретное задание. Например, во время накло­на вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении по­ворота туловища направо из стойки ноги врозь правой рукой кос­нуться левой пятки, и наоборот.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разно­образные способы проведения этих упражнений.

1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выпол­нения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподава­телю легче их контролировать,

2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исход­ным для последующего.

3. Выполнение упражнений в парах.

4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической ска­мейкой, на гимнастической стенке и т.д.).

5. Выполнение упражнений в движении.

Для успешного решения задач подготовительной части урока

преподавателю необходимо:

— правильно выбирать место для показа упражнений;

— в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;

— кратко и точно называть показываемые упражнения;

— правильно, своевременно и достаточно громко подавать ко­манды;

— помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять под­сказки и подсчеты;

— добиваться точного и синхронного выполнения упражне­ний;

— исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допу­щенные учащимися.

При проведении подготовительной части урока преподавателю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:

— начинались из разных исходных положений (различных сто­ек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);

— имели разную направленность, кинематические и динами­ческие характеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и характер выполнения);

— содержали в одном цикле от двух до восьми движений. В содержание основной части урока входят; 1) разучивание но­вых двигательных действий; 2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразова­тельного, прикладного и спортивного характера; 3) развитие фи­зических качеств; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных знаний.

В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:

— избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;

— использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблю­дать справедливость и объективность, чувство меры и такта;

— индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и от­дельно каждого;

— формировать у учащихся умения самостоятельного выпол­нения физических упражнений.

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8—10 раз, а при закреплении уже изученного движения — в пределах 20—30 раз.

Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятельности. Включение в урок физической культуры подвижных игр, игровых заданий и упражнений, использование игрового метода активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся и заинте­ресованность.

Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомо­гательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащих­ся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно вы­полняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмо­циональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

Последовательность применения игр на уроках физической культуры должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение, имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудования.

Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движе­ния с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроке при формировании навыка.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведе­нии итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.

В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражне­ний на уроке следует применять соревновательный метод обуче­ния, предусматривающий использование соревновательного на­чала в качестве подчиненного цели обучения.

Объектом соревновательной деятельности являются показате­ли качества выполнения элементов или целостных двигательных действий («кто правильнее?», «кто точнее? и т.п.).

Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет множество действий: объясняет, показы­вает, наблюдает, анализирует, оценивает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного материала также Г строится через выполнение ими различных действий: восприятие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скорректированных действий, совершенствование действий и т.д.

- Все действия педагога (и занимающихся) подчинены в итоге конкретному результату; научить (научиться) выполнять двигательные действия.

Большое значение при обучении двигательным действиям иг­рают зрительное и слуховое восприятие изучаемого упражнения (наглядность). Использование наглядности зависит от этапа обу­чения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разу­чивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления появившихся ошибок.

К средствам наглядности при обучении двигательным действиям относят следующие,

1. Показ двигательного действия преподавателем {или учеником по заданию преподавателя). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. При показе двигательных действий преподавателю необходимо соблюдать следующие требования :

—— показ всегда следует сочетать с методами использования слова, это позволяет избежать слепого копирования;

— содержание показа обязано, при всем прочем, соответствовать задачам обучения: а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о технике исполнения физичес­кого упражнения; б) в дальнейшем, когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчеркиваются именно эти моменты; в) для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы;

— недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать;

— поручать показ упражнения ученику можно в следующих, случаях: а) если преподаватель по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить действие; б) если при показе преподава­тель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; в) когда необходимо снять предубеждение учеников в невыполняемости задания;

— при показе преподаватель занимает положение, при котором ему удобно руководить всеми учащимися (например, стоя на возвышении, легче держать под контролем учащихся всего класса), а ученикам видеть упражнения в плоскости, наглядно отражающей структуру действия (например, стоя к учащимся в профиль, легче показать правильное сгибание ноги вперед);

— показы преподавателем «как не надо выполнять» допустимые в тех случаях, когда учащиеся способны критически относиться к выполняемым упражнениям, умеют анализировать свои движе­ния и если такой показ сопровождается убедительным объясне­нием и не является передразниванием недостатков учащегося;

— зеркальные показы целесообразны при использовании лишь простых, преимущественно общеразвивающих упражнений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит, как правило, к нарушению естественности, легкости исполнения.

2. Наглядные пособия (рисунки; кинопрограммы с изображением последовательности движений, составляющих действие; учебные видеофильмы и т.п.). Демонстрация наглядных пособий обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последователь­ной смене фаз движений.

Для усвоения результатов наглядного восприятия полезны вопросы преподавателя и ответы учащихся.

3. Ориентиры (предметные регуляторы).Если показ движений и демонстрация наглядных пособий при обучении двигательным действиям используются довольно часто, то ориентиры пока не получили широкого применения на уроке физической культуры. А между тем ориентиры — одно из эффективных средств нагляд­ности. Для безошибочного выполнения отдельных элементов и уп­ражнений в целом в учебном процессе используются следующие ориентиры:

— пространственные (линии, флажки, метки, жесткие ограничители движений по амплитуде, направлению), указывающие точную меру движений тела или его отдельных частей;

— звуковые и световые (метроном, хлопки руками, словесны» сигнал, музыкальный такт, электронные звуколидеры и светолидеры и т.п.), задающие определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.;

— инструментальные (показания приборов, секундомеров, измерителей высоты и длины прыжка и т.п.)

Некоторые ориентиры, используемые на уроках физической культуры, представлены на рисунке.

Увидев, как выполняется упражнение, и выслушав объясне­ния преподавателя, учащиеся иногда не могут воспроизвести его правильно: они лишь зрительно воспринимают «чужие» движе­ния. Зрительные восприятия, как бы точны они ни были, не со­здают полного «живого» представления, если они не подкрепле­ны мышечно-двигательными ощущениями.

Чтобы воспроизвести упражнение правильно, надо его зри­тельный образ соединить с мышечно-двигательными ощущения­ми собственных движений. Создать правильные мышечно-двигательные ощущения как раз и помогают различные ориентиры (предметные регуляторы). Например, часто после показа и объяснения ученики не выполняют требования бежать, высоко поднимая бедро.

Добиться правильных движений помогают такие зада­ния, как бег через набивные мячи, невысокие препятствия. При метании малого мяча на дальность с места и разбега ученики не­редко посылают его не прямо перед собой, а в сторону, хотя пре­подаватель показывал и объяснял, как правильно выполняется метание. Более точному направлению броска способствует мета­ние в длинный узкий коридор.

Предметные регуляторы в основном используются при начальном разучивании двигательных действий.

Ни один урок не должен проходить без включения в него специальных упражнений, способствующих развитию тех или иных физических качеств. При выборе упражнений, активно воздействующих на то или иное физическое качество, важно придерживаться следующих рекомендаций.

1. Для достижения лучших результатов в развитии у школь­ников быстроты следует включать в уроки упражнения по мгно­венному реагированию на различные сигналы, преодолению ко­ротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необхо­димо подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемеще­ния, скорость действий, частоту движений. Такими упражнения­ми являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д. Такие упражнения (за исключением игр и эстафет) лучше при­менять в начале основной части урока, когда организм еще не; утомлен.

Проявлению максимума скоростных возможностей содействуют соревновательные и игровые приемы выполнения упражнений.

2. Для развития силы типичными являются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные виды единоборств и т.д.).

3. Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специальные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции, крос­сы, бег на лыжах, подвижные игры («Ручей», «Кросс по кругу», «Бег с выбыванием», «Смена лидеров» и др.) и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в медленном, рав­номерном темпе, т.е. бег со скоростью 2—3 м/с, а также равномерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В средних и старших классах применяется равно­мерный бег продолжительностью 8—25 мин, повторный бег на отрезках 200—800 м и др.

В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует выполнять последними.

4. Развитию координации движений способствуют подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, полосы препятствий, эстафеты с предметами и различные упражнения с использованием нестандартного оборудования и др.

5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения на равновесие.

Специфика предмета «Физическая культура» помогает препо­давателю успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того чтобы достигнуть наибольшего эффекта в вос­питании нравственности, необходимо применять на каждом уро­ке различные средства воспитывающего характера.

ВЫВОД.

Техника обучения нападающему удару – один из главных этапов в овладении волейбольным искусством. Основной принцип здесь – системность и последовательность. Любые действия обучающегося и учителя должны быть комплексными и методически выверенными. Начала техники обучения связаны с «расщеплением» техники на составляющими, неким спортивным анализом техники. Таким образом, рассматриваются мельчайшие технические подробности, которые затем оформляются в комбинации, движения, позиции и т.п. Под последовательность техники обучения нападающему удару подразумевается порядок выполнения тех или иных действий игрока. Принципиально важным с точки зрения методики является овладение навыком технических приемов каждым из команды, что связано с переходом игроков. Следующий крупный пласт в технике обучения нападающему удару в волейболе – навыки движения. Их необходимо правильно сформировать у игрока с самого начала, так как в последующем все движения выполняются «на автомате», а вместе с ними и неисправленные ошибки.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!