СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Организация и методика производственного обучения»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка по теме:"Организация и методика производственного обучения"

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Организация и методика производственного обучения»»

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение №168









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Организация и методика

производственного обучения»













Выполнила:

Копылова Людмила Константиновна председатель методического совета,

мастер производственного обучения

1 квалификационная категория





2019 г.






Качественную подготовку квалифицированных рабочих, возможно, вести только при хорошо организованной материально-технической базе теоретического и производственного обучения. Особенностью обучения в профессиональной школе является то, что обучение в мастерских, лабораториях должно сочетаться с обучением в условиях производствах. Большую роль в обучении играет его комплексно-методическое обеспечение, которое включает учебно-методические средства обучения и учебно-методическую документацию. В настоящее время стоит задача разработки, и создания оптимальной системы учебно-методической документации необходимой для качественного обучения профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программами.

Данные пособия поможет мастерам производственного обучения (далее мастер п/о) качественно и с наименьшими затратами времени и сил составить планирующую документацию для проведения урока производственного обучения и лабораторно-практического занятия, а также составить анализ урока.

  1. Характеристика документов мастера производственного обучения

Учебный план – это нормативный документ, отражающий основные требованию к содержанию образования по конкретной профессии и специализации. В учебном плане определен перечень, объем, последовательность и сроки изучения предметов, виды и продолжительность производственного обучения, основные формы организации учебного процесса и контроля знаний, умений и навыков учащихся, поэтапную и итоговую аттестацию в различные периоды обучения.

Тематический план – это документ, который разделяет обучение на отдельные темы, расположенные в порядке, определяемом сложностью учебного материала. В тематическом плане указано количество времени в часах, выделенное на изучение каждой темы. В работе мастера п/о используется два вида тематических планов:

  • Типовой тематический план – в котором учитывается типовая последовательность учебных тем и ориентировочное количество часов для изучения каждой темы;

  • Рабочий (фактический) тематический план – отличается от типового тем, что в нем учитывается профессия, по которой ведется подготовка в учебном заведении, материально-техническое и дидактическое оснащение индивидуальные условия, в которых работает мастер или преподаватель, а также от опыта работы и квалификации педагогов.

Учебные программы по производственному обучению – это нормативный документ, определяющий какими профессиональными знаниями, трудовыми приемами, способами и видами деятельности должны овладеть учащиеся по каждой теме или виду работ.

Учебники и учебные пособия – один из основных источников знаний по учебному предмету или виду производственной деятельности. Учебник отличается от учебного пособия тем, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования к учебным пособиям не отличаются от требований к учебникам. Мастер п/о или преподаватель сам решает, какую учебную книгу принять за основу. Учебная, учебно-производственная и производственная деятельность учащихся профессиональных учебных заведений протекает в различных организационных формах. Основной формой обучения, как при теоретическом, так и производственном обучении является урок (исключение составляет обучение учащихся в период производственного обучения на производстве). Для обеспечения четкой организации процесса производственного обучения мастер должен тщательно продумать и спланировать его конкретное содержание, последовательность, способы организации, ожидаемые результаты.

Мастер п/о, закрепленный за группой должен иметь следующие планирующие документы:

  • Перспективно-тематический план;

  • Перечень учебно-производственных работ по профессии;

  • Графики чередования звеньев по рабочим местам (или график обучения вождению);

  • Инструкционные и инструкционно-технологические карты;

  • План урока.

Одним из элементов подготовки к уроку является составление планирующей документации – это, прежде всего, перспективно-тематический план и план урока. Для опытных педагогов не составит труда грамотно выполнить эти документы. Проблема возникает как молодой специалист или квалифицированных работник с производства приходят в профессиональные учебные заведения.

Примерная форма, разработанная на основе обобщения опыта перспективно-тематического планирования в учебных заведениях профессионального образования, приводится в приложениях.

    1. Формы организации учебной работы на занятии

Типы уроков производственного обучения:

  • Вводный урок

  • Урок по изучению типовых приемов и операций

  • Урок по выполнению простых комплексных работ

  • Урок по выполнению сложных комплексных работ

  • Контрольно-проверочный урок

  • Совмещенный (бинарный) урок

Неурочные формы обучения:

  • Урок –экскурсия

  • Выполнение учащимися домашних заданий

  • Учебная конференция

  • Консультации, групповые и индивидуальные занятия

  • Факультативные занятия

  • Кружки технического творчества

  • Практические зачеты

  • Олимпиады, конкурсы

  • Диспуты

  • Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим

  • Обучение учащихся в составе ученических бригад

  • Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих

  • Обучение учащихся на штатных рабочих местах и др.

    1. Цели урока:

Образовательная(обучающая, познавательная, учебная)

  • Дать представление учащимся о …

  • Сформировать у учащихся понятие (представление) о …

  • Подвести к выводу о …

  • Научить применять знания по теме «………» на практике и повседневной жизни

  • Устранить пробелы в знаниях по теме……..

  • Обучить новому способу действия

  • Сформировать умение находить связь между понятиями

  • Научить учащихся выполнять задания по образцу

  • Формирование умений применять полученные знания на практике

  • Формирование умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач

Развивающая:

  • Развитие умений выделять существенные признаки и свойства

  • Развитие абстрактного мышления

  • Формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде…

  • Выделять главное, составлять планы, тезисы

  • Развитие познавательной активности, самостоятельности

  • Развитие умений работать в должном темпе – читать, писать, чертить, конспектировать

  • Развитие внимания, наблюдательности и в достижении целей

  • Развитие конструкторско-технических умений, нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач

  • Формирование и развитие культуры труда

  • Развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности

  • Развитие умений самостоятельно приобретать знания, привычек самообразования и совершенствования в избранной профессии

Воспитывающая:

  • Воспитание уважения к труду

  • Воспитание бережного отношения к учебному оборудованию и инструментам

  • Воспитание любви к избранной профессии

  • Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, коллективизма

  • Воспитание самостоятельности и ответственности в принятии решений

  • Воспитание патриотизма и любви к Родине

  • Воспитание усидчивости, умения выполнять однообразную монотонную работу

  • Воспитание культуры труда, культуры речи

    1. Методы обучения, используемые в работе мастера п/о:

1.Словесные методы:

  • Устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция)

  • Работа с технической документацией

  • Учебная дискуссия

  • Инструктаж

  • Письменное инструктирование

  • Звукозапись

  • Телевидение

2.Письменное инструктирование

  • Инструкционные карты

  • Инструкционно-технологические карты

  • Учебные алгоритмы

  • Карточки-задания

3.Наглядно-демонстрационные

  • Демонстрация наглядных пособий

  • Показ трудовых приемов и операций

  • Самостоятельное наблюдение учащихся

  • Использование технических средств обучения

4.Практические методы

  • Упражнения

  • Лабораторно-практические работы

  • Графические работы

  • Упражнения на тренажерах

  • Упражнения на учебном оборудовании и технике

  • Учебно-производственные экскурсии

    1. Виды самостоятельной работы на уроке

Для заполнения этой графы перспективно-тематического плана и плана урока необходимо перечислить те виды самостоятельной работы, которые планируются использовать на данном уроке:

  • Решение задач творческого характера. Упражнения

  • Работа с технической, справочной и др. литературой

  • Разработка технологической схемы

  • Разработка инструкционных или инструкционно-технологических карт

  • Работа с текстом, первоисточниками, словарем, с Сборником рецептур

  • Составление отчета

  • Выполнение схем, чертежей, эскизов, рисунков

  • Самостоятельная работа по выявлению неисправностей оборудования

  • Анализ (самоанализ) ошибок и выполненной работе

  • Работа с раздаточным материалом и др.

    1. Вводный инструктаж:

Содержание вводного инструктажа мастера может быть примерно следующим:

  • ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия

  • ознакомление учащихся с содержанием учебного задания предстоящей работы, с чертежами, технологическими картами и техническими требованиями

  • показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений

  • показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания готовых изделий

  • объяснения методов контроля качества работы

  • объяснение правил техники безопасности

  • проведение пробного выполнения учащимися показанных новых приемов, повторные показы и объяснения приемов работы, в выполнении которых большинство учащихся допускает ошибки

  • проверка усвоения учащимися изложенного материала путем привлечения нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объяснения способов выполнения задания

  • на некоторых занятиях (например: по вождению автомобиля, работа в поле) следует объяснить и место занятия, и маршрут движения и т.д.

    1. Текущий инструктаж.

После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся приступают к самостоятельному выполнению запланированных работ. Эта часть урока является основной. Цель текущего инструктажа – контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся.

Примерные цели обходов:

  • Проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности

  • Проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и технологического процесса выполнения работы

  • Проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и технологическими картами

  • Оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования

  • Проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание помощи учащимся

  • Проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допускать ошибки

  • Проверка умения пользоваться технической и справочной литературой

    1. Заключительный инструктаж

Каждый урок в производственном обучении заключительным инструктажем. Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока. На заключительном инструктаже проводится:

  • Сообщение и достижение цели урока

  • Разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении работ. Организации рабочих мест, указаний путей их предупреждения и устранения. Анализ соблюдения правил техники безопасности

  • Рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущения брака и анализ их причин

  • Сообщение оценок за выполнение работы

  • Показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их работ

  • Сообщение учащимися темы следующего урока и выдача домашнего задания

    1. Домашнее задание

Домашнее задание мастер ведет в зависимости от содержания предстоящего учебного материала, и вида, и периода обучения. Во время изучения операционных тем домашнее задания могут включать следующие моменты:

  • Изучение предстоящего учебного материала по учебнику, конспекту и другим пособиям

  • Выполнение рабочего чертежа той детали, которую предстоит учащемуся изготовить на очередном уроке

  • Составление операционной карты и т.д.

В период выполнения комплексных работ тематика домашних заданий может быть такой:

  • Выполнение рабочего чертежа изделия, которое предстоит изготовить на очередных занятиях

  • Составление технологии выполнения работы

  • Дополнение недостающих данных в технологической карте и т.д.

1.9 Перечень учебно-производственных работ по профессии

Перечень учебно-производственных работ по профессии – это документ, который устанавливает конкретные работы, предназначенный для выполнения учащимися данной конкретной работы в данной профессии в процессе обучения.

При подборе учебно-производственных работ необходимо учитывать следующее:

  • Требования учебной программы

  • Работы (изделия), как правило, должны иметь производственную ценность

  • Учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их учащимися по степени сложности, точности, физическими усилиями и объему необходимых профессиональных знаний

  • Учебно-производственные работы должны подбираться с учетом постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой

  • Учитывать материально-техническую базу мастерских, заказы предприятий, хозяйственной части школы, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, населения

Перечень учебно-производственных работ составляется мастером п/о под руководством старшего мастера.











ОБРАЗЕЦ

План урока

Профессия: _________

1.Раздел № ____ (наименование)_______________

2.Тема урока________________

3.Тип урока: (например) Вводный урок

4.Цели урока:

Образовательная: _______________________

Развивающая: __________________________

Воспитывающая: _______________________

Задачи урока:

- закрепить знания к обработке и нарезке овощей;

- научить технологической последовательности к обработке и нарезке овощей;

-объяснить правила хранения обработанных овощей;

- выявить ошибки при обработке и нарезке овощей.

5.Место проведения урока: учебные мастерские, лаборатория и т.д.

6.Учебно-производственные работы (упражнение), выполняемые на уроке:

  • Изучение оборудование………….

  • Выполнение операций…………… и т.д.

7.Материально-техническое оснащение урока

Оборудование: (перечислить)………..

Инструменты и инвентарь (перечислить) медицинская аптечка ……..

Сырье (перечислить) ………..

Межпредметная связь: (перечислить спец. предметы)

8.Метод обучения: объяснение, инструктаж, инструкционные и инструкционно-технологические карты; демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций, самостоятельное наблюдение учащихся, упражнения на учебном оборудовании и технике

9.Ход урока

9.1.Организационная часть(3 мин)

Во время организационной части мастер п/о проверяет учащихся по журналу, назначает дежурных, проверка спецодежды на соответствие санитарным требованиям (заполнение журнала «Здоровья» и «Гнойничковых заболеваний»);

деление на звенья;

9.2.Вводный инструктаж (Мотивационный момент45 мин)

9.2.1. тема и цели занятия

9.2.2.Актуализация знаний (проверка знаний, полученных учащимися на теоретических занятиях и при выполнении домашнего занятия)

Вопросы для повторения: фронтальный опрос (ссылаясь на предмет «Товароведение пищевых продуктов»)

-на какие группы подразделяют овощи?

-какие клубнеплоды вы знаете?

-какие корнеплоды вы знаете?

- какие виды капусты вы знаете?

- возможные ошибки при выполнении задания.

9.2.3.Объяснение нового материала

9.3. Текущий инструктажи самостоятельная работа учащихся (упражнения)(300 мин)


Целевые обходы рабочих мест мастером п/о

Деятельность учащегося

Деятельность мастера

1.Организация рабочего места каждой бригады, подбор посуды и приспособлений

1.Обход с целью проверки правильности организации рабочего места, каждой бригады

2. Подготовка овощей (сортировка и калибровка)

2.Наблюдение за деятельностью учащихся

3.Мытье овощей

3.Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности (занести данные в карту критериев оценки)

4. Очистка овощей

4.Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ (занести данные в карту критериев оценки).

5. Нарезка овощей

5. Обход с целью контроля соблюдения техники безопасности. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ (занести данные в карту критериев оценки)


- уборка рабочего места.


9.4.Заключительный инструктаж – 20 мин.

- подведение итогов за занятие (Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?Достигнута ли цель занятия?)

- разбор ошибок, пути их устранения (Какие трудности возникли ?Справилось ли звено с работой?).

- определение лучших форм нарезок.

- сообщить оценку каждому ученику.

Рефлексия: особую роль в деятельности преподавателя по воспитанию толерантности играет организация рефлексии. Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляют через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления». Рефлексии подразделяются на:

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ – определение основания деятельности, оценка собственной позиции, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;

  • ЛИЧНОСТНЫЕ – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.

9.5.Задание на дом: А сейчас запишите домашнее задание для подготовки к следующему уроку.Повторить темы: «Обработка зелени и способы хранения», «Обработка консервированных овощей», «Подготовка овощей для фарширования», «Обработка грибов», «Требование к качеству, отходы овощей и их использование»

Используемая литература:

Анфимов Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»., М.: Издательский центр «Академия» - 2005.

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий., М.: Издательский центр «Академия» - 2010.

Качурина Т.А. «Кулинария» рабочая тетрадь., М.: Издательский центр «Академия» - 2007.

Золин В.Л. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания»., М.: Издательский центр «Академия» -2006.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!