2. Повторение изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить ранее изученный материал. На прошлом уроке мы с вами изучали «Род имён существительных». Для того чтобы проверить, насколько вы усвоили эту тему, я проведу у вас распределительный диктант. Метод: диктант Прием: распределительный диктант Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Итак, Ребята, данную работу вы будете выполнять на отметку. Для этого вам нужно разделить листочки, которые вы видите у себя на столах, на четыре колонки. Я буду диктовать вам языковой материал. Ваша задача: в первый столбик записать слова мужского рода, во второй – женского рода, в третий – среднего рода и, соответственно, в четвертый - имена существительные общего рода. Кто не понял? Установка на работу Итак, приступаем. Озвученное выразительное чтение языкового материала Языковой материал: Молоко, кофе, загадка, неряха, автомобиль, береза, огонь, плакса, пьяница, кошка, окно, пилот, морковь, бревно, грязнуля, малина, кино, кактус, ябеда, поле. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Собираем листочки. Завтра вы узнаете свои отметки. А теперь устно обобщим то, что вы знаете об этих словах. Метод: опрос Прием: фронтальный опрос. Вопросы для обсуждения: 1.Какую грамматическую категорию называют родом имен существительных? 2.Все ли существительные в русском языке имеют род? 3.Изменяются ли существительные по родам? 4. Какого рода бывают имена существительные? Приведите примеры. 5. Как определить род имен существительных. Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Молодцы, ребята! Действительно, род имени существительного – это его постоянная категория, так как сущ. по родам не изменяются. Зачастую мы говорим о трех родах имен существительного – мужском, среднем или женском, однако, как вы правильно отметили, бывают сущ. и общего рода, обозначающие называние именем существительным лицо мужского или женского пола. На категорию рода указывает окончание сущ. и форма слова-помощника, которое можно подобрать к нему по контексту. Как вы правильно заметили и в данном случае, это может быть слово-местоимение или (реже) прилагательное. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. Образец выполнения: Муж.р | Жен.р | Ср.р | Общий род | Кофе Автомобиль Огонь Пилот кактус | Загадка Береза Кошка Морковь Малина | Молоко Окно Бревно Кино Поле | Неряха Плакса Пьяница Грязнуля Ябеда | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Устные ответы учеников: 1.Род имён существительных – морфологический признак данной части речи, обозначающий ее способность сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. 2. Все существительные имеют категорию рода. 3.Существительные не изменяются по родам, а значит, этот признак для них является постоянным. 4. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода (дневник (он мой) – м.р, ягода (она моя) – ж.р., море (оно моё) – ср.р. Некоторые имена существительные относятся к общему роду, принадлежность к которому обозначает лицо мужского и женского пола, например, плакса или неряха. 5.Для того чтобы определить род имени существительного, нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники. Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. | |
| Установка на слушание: Сосредоточились. Слушаем. Озвученное выразительно чтение языкового материала Языковой материал: Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица “НЕ”. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел несуразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна… Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы…“НЕ”. Вопрос к аудитории: Итак, какова же тема нашего урока сегодня? Метод: слово учителя Приём: ведущее слово, вводное слово Да, верно. Записываем тему занятия в тетрадь. Цель урока – сформировать ваши предметные представления об особенностях написания частицы НЕ с именами существительными. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Ведущее слово учителя Перед изучением нового правила вспомним правило написания не с глаголами. Вы уже знаете эту тему. Вопросы для обсуждения: 1. Как пишется НЕ с глаголом? Приведите примеры. 2. В каких случаях НЕ с глаголом пишется слитно? Поясните примерами. Метод: слово учителя Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Да, совершенно верно, ребята, молодцы! С глаголами частица НЕ пишется раздельно. Исключением являются слова, которые без НЕ не употребляются. Вы привели правильные примеры. Методы: слово учителя, беседа. Прием: сообщающее слово, эвристическая беседа. У существительных тоже есть свои правила для слитного или раздельного написания НЕ с данной частью речи. И одно из них совпадает с глагольным. Как вы думаете с каким? Если вы внимательно слушали стихотворение, то, наверняка, ответите мне на этот вопрос. Метод: слово учителя Прием: оценочное учителя Совершенно верно, ребята. Метод: слово учителя Прием: ведущее, сопровождающее, сообщающее слова учителя Однако правило написания НЕ с существительными включает в себя больше условий, чем правило, определяющее особенности написания НЕ с глаголами. Обратите внимание на слайд. Перед вами таблица. Давайте вместе проанализируем ее содержание. Итак, в таблице две колонки, обозначающие условия слитного или раздельного написания НЕ с сущ. Как вы успели заметить, не с существительными пишется слитно, если, как мы уже выяснили, без «не» употребляется, например, неряха, невежа, а также если «не» является приставкой и к сущ. можно подобрать синоним без «не», например, недруг – враг. Раздельно «не» с сущ. пишется только в том случае, если в предложении или словосочетании есть противопоставление с союзом а. Например, ты не тетрадь дома забыл, а совесть. Кто не понял? Установка на письменную работу Перенесите таблицу себе в тетрадь. Прием: ведущее слово учителя Ребята, а теперь откройте учебники на странице семьдесят шестой и прочитайте теоретическую статью о написании НЕ с именами существительными. Прием: репродуктивная беседа Вопросы к аудитории: Узнали ли вы что-то новое об имени существительном? Совпали ли наши ответы об этой части речи с тем, что представлено в учебнике? Прием: обобщающее слово учителя А теперь давайте обобщим изученный материал. Итак, имена существительные пишутся с НЕ слитно, если: а) имя существительное без «не» употребляется, например, неряха, невежа; б) если «не» является приставкой, и можно подобрать к сущ. синоним без «не», например, недруг – враг. Раздельно «не» пишется только в том случае, если в словосочетании или предложении есть противопоставление с союзом а. | Устные ответы учеников: Изучение частицы НЕ с имена существительными! Образец записи в тетради учащегося: Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Образец устного ответа: Не с глаголами пишется раздельно (не знать, не хотеть, не смотреть), а слитно пишется только в том случае, если без не «не» употребляется. Например, невзлюбить, негодовать, ненавидеть, недоумевать. Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Устные ответы учеников: Наверное, есть существительное, которые без «не» не употребляются, например, неряха, несчастный, недоразумение. Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. Образец записи: Слитно | Раздельно | Слово без не «не» употребляется. Неряха Невежа | Можно подобрать синоним без не. Недруг - враг | Есть противопоставление с союзом а. Ты не тетрадь дома забыл, а совесть. | Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Неозвученное выразительное чтение статьи учебника Устные ответы учеников Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. | Слайд 2. Слайд 3. |
4. Закрепление изученного материала | Метод устного комментирования языкового материала Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя А сейчас закрепим изученный материал. Вначале выполним упражнение пятьсот шестьдесят третье. Выполнять будем устно. Пользуясь схемой, представленной в учебнике, объясните выбор слитного или раздельного написания не в каждом случае. Итак, по цепочке устно с первой парты начинаем работать. Читаем предложение и объясняем, почему пишем слитно или раздельно. Это упражнение закрепит ваше умение определять условия написания НЕ с сущ. Рома, начинай. Языковой материал (см. в учебнике на семьдесят шестой ) . Метод: слово учителя Прием: оценочное, ведущее слово учителя Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Только что мы потренировались с умением определять условия написания НЕ с сущ. устно, а теперь закрепим это умение письменной работой. Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово Разделим тетрадь на две колонки. Назовем их так: первая колонка - «НЕ слитно», вторая - «НЕ раздельно». Я буду читать вам слова, а вы записывайте их в ту или иную колонку, в зависимости от написания. Я вызываю двух человек к доске, остальные работают в тетради. У доски ответы объясняем. Кто не понял? Метод: диктант Прием: комментированный распределительный диктант Установка на работу Итак, приступаем. Озвученное выразительное чтение языкового материала Языковой материал: (не)доверие; (не)ряха; Это (не)правда; (не)видимка; (не)вежливость, а воспитанность; (не)настье. (не)красавица, а умница. (не)горе. (не)счастье постигло его (не)счастье , а удача помогла ему. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Итак, ребята. Вы выполнили самостоятельное задание и потренировались в объяснении особенностей написания НЕ с сущ. А сейчас выполним еще одно задание на закрепление тех же умений и знаний, на отметку. Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово Метод: диктант Прием: программированный диктант Я проведу у вас программированный диктант. Работать будем так: я читаю вам предложения, в которых есть существительные с «не». Если вы решаете, что нужно писать слитно, пишете цифру один. Если решаете писать раздельно, пишете цифру два. Пишем в строчку. Кто не понял? После диктанта я соберу у вас листочки на проверку. Итак, приступаем. Озвученное выразительное чтение языкового материала Языковой материал: 1.Мне хочется (не)веждам старинные напомнить мненья. 2. (Не)котёл варит, а стряпуха. 3. Все мы порою, как дети, Часто смеёмся и плачем. Выпали нам на свете Радости и (не)удачи 4. (Не)силой борются, а умением 5.Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. 6. Непогода нынче в моде. 7. Не погода испортила мои планы, а твои капризы. 8. Незабудка долго лежала на его неподвижных коленях (Какое слово определяем?(незабудка, потому что это имя существительное) А слово «неподвижный» к какой части речи относится?(прилагательное)). 9. Не деньги делают людей счастливыми. Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя Итак, ребята, вы закрепили полученные знания на практике и, надеюсь, научились правильному написанию НЕ с существительными. | Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Образец устного ответа: Не доверие, а сомнение (пишем раздельно, так как есть противопоставление с союзом а). Неразумность (пишем слитно, та как без не не употребляется) Не приятель, а знакомый (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а). Нелепость (пишем слитно, т.к. без не не употребляется) Несчастье (пишем слитно, так как можно заменить синонимом без не - беда) Не счастье, а беда (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а). Не друг, а враг (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а). Невиновность (пишем слитно, так как можно подобрать синоним честность, непричастность) Невзгоды (пишем слитно, т.к. без не не употребляется) Железо кузнец, а не молот кует (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а). Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Образец объяснения «Не» слитно | «Не» раздельно | Недоверие (можно подобрать синоним: сомнение) Неряха (без НЕ не употребл.) Это неправда (синоним ложь) Невидимка (без НЕ не употребл.) Ненастье(без НЕ не употребл.) Несчастье постигло его (синоним беда) | Не красавица, а умница (есть противопоставление) Не горе (подразумевается противопоставление) Не счастье, а удача помогла ему (есть противопоставление) | Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Образец записи: 121211212 Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное | |