СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Вокально-хоровая работа на уроках музыки как фактор развития музыкальных способностей учащихся в начальной школе».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Вокально-хоровая работа на уроках музыки как фактор развития музыкальных способностей учащихся в начальной школе».»

ЧОУ Смоленская Православная гимназия














Методическая разработка по теме:


«Вокально-хоровая работа на уроках музыки как фактор развития музыкальных способностей учащихся в начальной школе».





учителя музыки

Яковлевой Оксаны Николаевны

















Смоленск

2018


План


Введение_________________________________________________________3

I. Возрастные особенности детского голоса начальной школы._________5


II. Принципы и методы вокально-хоровой работы на уроках музыки._________________________________________________________ 2.1.Значение вокально-хорового воспитания детей младшего школьного

возраста.______________________________________________________ 8

2.2. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся начальных классов.____ 9

2.3. Ритм в вокально-хоровой работе.________________________________ 20 2.4. Роль вокально-хоровых упражнений в развитии певческих навыков

детей._______________________________________________________ 25

2.5. Вокальная импровизация на уроках хорового пения­________________ 30


III. Взаимосвязь урока музыки с концертной деятельностью._______

3.1. Художественное исполнение как неотъемлемая часть музыкального воспитания учащихся____________________________________________ 33

3.2. Репертуар как отражение вокально-хоровых навыков и умений учащихся_______________________________________________________ 35


IV. Диагностика.________________________________________________ 38

Заключение.____________________________________________________ 40

Список литературы_____________________________________________ 42


















Введение


Православная гимназия, в которой я работаю учителем музыки, создана в Смоленске как часть единой образовательной системы, в которую входят Православный детский сад, Православная гимназия, духовное училище и семинария. Таким образом, в процессе духовно-нравственного образования включены все возрастные группы, от самого раннего до уже вполне зрелого возраста.

Цель нашей гимназии – привести детей от пассивного восприятия христианских истин к активному, где выпускники Православной гимназии могут осуществлять свое христианское служение в любой высшей школе, на любом факультете и в любой области нашей жизни в деле духовно-нравственного возрождения в России.

Гимназия - это не только учебный процесс, но и участие в православных богослужениях. Деятельному участию детей в богослужениях может способствовать пение в детском церковном хоре. Кроме того, это развивает осознанное отношение к выполнению религиозных обязанностей, оказывает благоприятное воздействие на их души.

Для того чтобы детский хор, стал постоянно действующим детским хоровым коллективом гимназической церкви и Смоленского кафедрального собора, необходимо было очень серьезно проанализировать и продуманно наметить этапы и формы вокально-хоровой работы с гимназистами, не только во внеурочной деятельности, но и на уроках музыки.

Вокально-хоровое пение является той формой активной музыкальной деятельности, которая вполне доступна для гимназии, и в то же время эффективна как путь музыкального обучения и воспитания в их единстве.

Научить детей петь одна из задач, которые решает урок музыки в гимназии. Работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. Поэтому в гимназии оно является очень важным и действенным средством, способствующим развитию певческой культуры детей, повышению их общей музыкальной культуры, воспитанию духовного мира, становления их мировоззрения.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения комплексом вокально-хоровых навыков и умений.

Цель моей работы: развивать музыкальные способности детей по

средствам вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе.

Задачи вокально-хоровой работы на ступени начального образования:

- привить любовь и уважение к вокально-хоровой музыке;

- способствовать формированию вокально-хоровых навыков, певческого голоса, музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления;

- научить воспринимать вокальное искусство как важную часть жизни каждого человека;

- научить видеть взаимосвязь между вокально-хоровым искусством и другими видами искусства.

Для достижения намеченной цели мною поставлены следующие задачи:

- изучить методическую литературу, рассматривающую физиологические особенности детей младшего школьного возраста;

- проанализировать методологические особенности вокально-хоровой работы на уроке и разработать средства их реализации;

- систематизировать и обобщить накопленный опыт школьных мероприятий, способствующих формированию музыкальных способностей учащихся;

- разработать диагностику развития музыкальных способностей учащихся в начальной школе с первого по четвертый класс.

I. Возрастные особенности детского голоса начальной школы.

Пение – сложный, комплексный психо-физиологический процесс, в котором участвуют многие системы организма. Управление этим процессом осуществляется через центральную нервную систему.

Вокальная нагрузка на уроках пения начальной школы должна соответствовать возрастным возможностям детей. Однако и дополнительное внеклассное пение не только не вредит нормальному состоянию детского голоса, но при определенных условиях способствует дальнейшему развитию.

Чтобы научить петь, нужно поставить голос, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях, навыках. Моя задача как учителя музыки – научить детей основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса.

Правильно поставленные вокальные занятия на уроках музыки помогают охране детского голоса. Многие дети поют неестественно, подражая взрослым, поют громко, не в своем диапазоне, наконец, просто кричат. Все это пагубно отражается на несформировавшихся детских голосах, теряют присущую им легкость, звонкость, чистоту звучания.

Пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим даром природы, который с детства нужно беречь и соответствующим образом воспитывать. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно занимается дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.

Пение тренирует также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, неясной, до слушателя не доносится главный компонент речи – ее содержание. Правильная речь характеризует и правильное мышление.

Физиологическая сторона пения в системе воспитания и образования школьника должна занимать важное место.

Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребенка. Так, у шестилетнего ребенка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат еще не сформирован.

Голос детей в возрасте 7-11 лет отличается рядом характерных признаков: ограниченным диапазоном, небольшой силой звучания, отсутствием ярко выраженного тембра. Голосовой аппарат в эти годы очень хрупок, так как продолжается его дальнейший рост и формирование.

Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми 1-й – соль 1-й октавы; фа 1-й – ля 1-й октавы. Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, я использую несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры.

Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.

В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.

У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми 1-й – си 1-й октавы. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях я добиваюсь ненапряженного, легкого и светлого звучания.

К концу второго класса середина певческого диапазона ребенка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре 1-й – ре 2-й октавы. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряженно.

С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до 1-й – ре 2-й (ми 2-й) октавы.

Сила голоса у детей 6-ти – 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков – mp и mf. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находится в центре внимания учителя.

Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности.

Таким образом, успех работы зависит от умений учителя, знаний возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.






II. Принципы и методы вокально-хоровой работы на уроках музыки.

2.1. Значение вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста.

Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций.

Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, ее связях с окружающей жизнью, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приемах развития, формообразования,, соотношения музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

Во-вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем певческих умений навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.

В четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личности оценки исполняемой музыки.

Таким образом, хоровое пение расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, дает возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании.


2.2. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся.

Успешность вокально-хоровой работы на уроках музыки зависит во многом от таланта и профессионализма самого учителя.

В работе над развитием певческих навыков детей я изучила методическую литературу известных и авторитетных исследователей и педагогов. Хотелось бы отметить очерки, статьи и методические работы Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стуловой, Б.В. Асафъева, В.С. Попова,

Г.А. Струве, Г.П. Сергеевой.

В предлагаемой работе я попыталась изложить основные моменты своей работы с детским хором на уроках музыки.

Какую цель я ставлю перед собой, когда учу детей петь в хоре? Для меня главная цель – развитее личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. На мой взгляд, для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.

В статье Г. Урбановича «Певческий голос учителя» довольно подробно разбирается, какими вокальными навыками должен обладать преподаватель музыки.

В своем очерке он пишет о том, что голос является главным орудием учителя: «В задачу учителя входит не только умение петь, но и умение петь так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять…» [21., с.11].

В процессе вокально-хоровой работы я добиваюсь того, чтобы учащиеся начальной гимназии приобрели вполне определенные навыки и умения.

На первом этапе обучения пению я ставлю следующие задачи:

1 класс

- освоение детьми певческой установки;

- развитие координации между слухом и голосом в процессе исполнения небольших песен в примарном диапазоне звучания детских голосов;

- выработка унисона, кантилены (от латинского cantilena – пение, напевное исполнение мелодии), мягкого спокойного вдоха в начале пения, распределение певческого дыхания на фразу, формирование навыков отчетливого и осмысленного произнесения текста песни;

- понимание дирижерских жестов учителя (внимание, одновременное начало и окончание пения);

- выразительное исполнение песен.


2 класс

- выработка унисона, кантилены, широкого дыхания, легкого «полетного» звучания, устранение форсированного звучания, расширение певческого диапазона голоса, четкой дикции и активной артикуляции;

- выполнение требований учителя-дирижера;

- исполнение штрихов (legato, non legato, staccato) в зависимости от жанровых особенностей песни, пение с инструментальным сопровождением и без него, выразительное исполнение песни;

- накопление песенного репертуара.


3 класс

- обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен, умение передать в исполнении разноплановый характер песни;

- совершенствование навыков пения без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию, развитие навыков двухголосного пения (канон, подголоски, нетерцовое «эпизодическое» двухголосие) при исполнении не только песен, но и инструментальных тем из классических произведений.

4 класс

- расширение вокального диапазона учащихся при исполнении мелодий кантиленного характера;

- совершенствование навыков широкого дыхания, правильного звукообразования, активной дикции, ансамбля и строя («Каждый класс – хор!»);

- формирование навыков пения хором, различных форм пения в ансамбле, в качестве солистов;

- накопление песенного репертуара.


Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей. Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько этапов.

Я выделяю три этапа развития певческих навыков.

1-й период: подготовительный или ознакомительный.

На первом занятии я начинаю с рассказа о фее Музыке и ее сестрах Музах, покровительницах искусств из мифов и легенд Древней Греции.О том, что Музыка нужна людям, так как она дарит добро, красоту и счастье. Далее объясняю детям, что слова «муза» и «музыка» родственные слова. Но в мире кроме добра и света существуют зло и страх, они поселяются в душах людей, если ими начинает руководить такое существо, как Шум. Он мешает Музыке и поселяет в людях ненависть и злобу. Если дети, их родители, а также все люди объединяются музыкой, то они побеждают хитрого и злого существа.

Впервые дети узнают кто такой дирижер, что такое хор. Далее рассказываю детям о том, что в Древней Греции в театральных представлениях хор был одним из действующих лиц спектакля. Если слышишь слово «хор» - и сразу представляем много певцов, а если мы слышим слово «хоровод» - и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Для наглядности я демонстрирую картинку, на которой изображен хор, а также мы прослушиваем пластинку со звучанием детского хора.

После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю, что их класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Начинаем осваивать певческую установку.

Объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения. Обращаюсь к детям:

- Садимся на стул, и сидим как бы на половине стула, но так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Спина прямая, голову держать прямо, руки свободно опускаются на колени, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте.

Правила певческой установки стоя: руки свободно опускаются вниз, голову держать прямо, ноги немного расставлены для хорошей опоры, плечи свободные, живот подтянутый, но не зажат. Стоять дети могут не больше 10-15 минут, затем нужно сесть или подвигаться.

К этим требованиям я возвращаюсь каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

С первых уроков музыки я учу ребят откликаться на дирижерские жесты. Предлагаю детям поиграть. Выбираю небольшую попевку-интонацию, состоящую из двух-трех разновысотных звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, что позволяет сохранить головное резонирование.

Представим себе, что в руке у каждого любимый цветок. И вдруг мы видим, что наш любимый цветок раскрывается и становится большим. Мы удивляемся и вместе со взмахом моей руки произносим: «Ах!». Всем классом с началом ауфтакта мы вдыхаем аромат цветка, затем задерживаем дыхание лишь на мгновение на слог «а». В это время я постоянно слежу, чтобы ученики не набирали слишком много воздуха, не напрягались. Я поняла, что в момент удивления человек в полной мере обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода. В этот момент поднимается мягкое небо, что дает основание для пения.

Добиваюсь того, чтобы звучание было мягким, негромким, напоминаю детям внимательно слушать себя.

2-ой период: первичное освоение певческих навыков (работа над дыханием, звукообразованием, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту.

Предлагаю несколько игровых упражнений: представили, что мы на лугу, среди цветов и трав. Вдыхаем аромат любимого цветка. Или: дунули на одуванчик, надули шарик и т. д.

Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит.

Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, плечи не поднимать и не задирать высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.

На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используем только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует привить навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяю русские народные напевки, например: «Ты, березка», «Солнышко», «Сорока», «»Баю, баюшки, баю», «Дождик, дождик, пуще», «Не летай соловей» и др.

Огромное значение при обучении имеет диапазон детей, их примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста (дети 7-10 лет) расположена ми - си .

В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль-диез, ля . Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми».

В дальнейшем я очень внимательно слежу, чтобы музыкальная фраза начиналась и заканчивалась одновременно. Всем классом мы осваиваем дыхательные навыки, опираясь на выразительное исполнение фразы.

Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, в стремление показать правдиво и ярко характер и содержание музыкального произведения. Содержание музыки заставляет меня и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит осваивать технические основы певческого процесса.

Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. С самых первых занятий мы обсуждаем с детьми, что и как у них получилось, как они пели (правильно или нет), понравилось ли им исполнение песни. Систематический контроль, сознательное отношение детей к вокально-хоровой работе на уроке создает атмосферу общего дела, тем самым объединяет учителя и учеников на уроке. Вместе мы радуемся и чувствуем себя счастливыми от того, что через свой труд, терпение и усердие творим музыку. Я постоянно подсказываю, направляю и в этом процессе мы равны. Вместе мы переживаем неудачи и ошибки, но всегда обсуждаем и анализируем. В своей работе на уроке я стараюсь оставить ученикам как можно больше новой интересной и полезной информации и радуюсь удачам вместе с ними.

На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Наиболее яркое определение дикции я нашла в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном переводе значит – произношение (от латинского dictio - произносить). Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом» [16., с.37].

Как же работать над дикцией в хоре? Эту проблему подробно рассматривают в своих методических трудах К.П. Виноградов, В.К. Тевлина, Л.Г. Дмитриев, Н.М. Черноиваненко и другие.

В своей работе над дикцией я выделяю два этапа работы над произношением.

1-ый этап. Рекомендую начинать работу формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Как известно, для пения наиболее удобны три тонема: «а», «о», «у».

Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за пестрых гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого использую попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии.

Большое внимание в вокальном формировании я уделяю гласному звуку «о», так как наш хор постоянно поет на воскресных службах и Двунадесятых праздниках в Успенском Кафедральном соборе. Детский хор исполняет церковные песнопения и произведения духовного содержания на церковно-славянском языке, где по правилам церковного пения предусматривается формирование специального округления звуков «а», «о», «и», «е». Пение упражнений на гласные «о», «Ё», способствует образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е».

Гласный «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный «о» способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидации зажатости.

Гласный «у» больше всех поднимает небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр. Однако «у» - самый темный звук, поэтому этим гласным злоупотреблять не следует. Звук «и» приближено к звуку «ы», «а» к «о», «е» к «э».

Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – согласную «р». Объясняю детям на то, как следует правильно переносить согласную к следующему слогу или слову. Пример обязательно пишу на доске или показываю карточки, например: «зво-нко», а не «звон-ко».

Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком четко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки я рекомендую пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на текст. Это достигается не сразу, а постепенно.

2-ой этап:

Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе я несколько раз читаю детям текст и прошу их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. У нас возникают споры, появляются разные мнения. Для меня очень важно выслушать как можно больше мнений. Обязательно слежу, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объяснили, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. И вот замечаю, дети очень внимательно, и заинтересованно работают, каждый хочет отличиться, глаза детей горят. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.

     Одним из важных вопросов хоровой деятельности является работа над текстом песни. Почти всегда учу текст только вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно, выделяю сложные в плане произношения куски, но первое обращение к тексту для меня всегда накрепко связано с интонацией музыкальной. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово "впеть", соединить его с высотностью, облагородить вокально. Я не диктую тексты песен отдельно для записи в тетрадь, но бываю довольна, когда ученики самостоятельно ведут свои песенники. Почти всегда пишу песню на доске, делаю различные пометки в тексте: подчёркиваю, обвожу нужные места.
     Главным при разучивании любого произведения является, конечно, его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолеют любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть, и сказку рассказать, показать репродукции картин, подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени я уделяю на занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах!
Хочу сказать об ансамбле. В этом смысле я подразумеваю работу над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идет речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля.

Для развития ритмического ансамбля я применяю на уроке песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Например: «Во поле береза стояла», «А я по лугу» (хороводная), «Стой, кто идет» (марш).

Более подробные методические решения по практике музыкально-ритмических движений на уроках музыки я предлагаю в разделе 2.3.

Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребенок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В этом случае я тактично объясняю ребенку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни, и даже фантазирую, вспоминаю нашу фею Музыку. Объясняю ребенку, что нужно петь так, чтобы не спугнуть нежную и красивую фею.

Считаю, что динамический и интонационный ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. В нашем классе музыки у каждого ребенка есть свое место в хоре. Рассаживаю хорошо и плохо интонирующих детей через одного, отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие – это дает мне возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Мы исполняем песни не только всем классом, но и группами. Здесь я вношу элемент игры – соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.

Работать над строем я начинаю почти с первых уроков. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления различны:

- отсутствие координации между слухом и голосом;

- заболевания голосового или слухового аппарата.

Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребенку осмыслить движение мелодии.

Во время работы над первичными певческими навыками у детей я выделяю ряд недостатков, на которые обращаю особое внимание:

- у многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию;

- некрасивый тембр;

- пропуск согласных в конце и их искажение;

- неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху;

- использование твердой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение;

- невосприимчивость к музыке.

Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливою работу. Занятия планирую так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).

Таким образом, в процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует закреплять, совершенствовать полученные умения, а не останавливаться на достигнутом. На каждом занятии необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой стороны, позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получить удовольствие от процесса пения.

Главным методом моей вокальной работы является успешное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Расширяю эмоциональный опыт детей через общение с лучшими исполнениями через магнитофонные записи, диски и пластинки. Исполнение профессиональных певцов является наиболее эффективным показом правильного звучания.

Главным критерием в занятии является качество звука и свобода при пении. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и развитием личности ребенка.

Работать стараюсь без торопливости, в спокойной и доброжелательной обстановке. Главный критерий – не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются. Использую в репертуаре разнообразные по настроению произведения, постепенно повышаю требования к исполнению.

2.3. Ритм в вокально-хоровой работе.

Ритм (от греческого слова – теку) – временная организация музыки; в более узком смысле – последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок в отличие от звуковысотного).

Ритм присущ любым жизненным процессам и движениям, однако нередко его признают особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных.

Ритм является одним из основных средств выразительности музыки. Известно, что чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную, природу: в основу его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому только через активную музыкальную деятельность возможно развить у певцов ритмическую свободу.

Наиболее ярко связь музыки с движениями человека проявляет себя в народной музыке. И песня, и народный танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, «разыгрыванием» музыкального произведения, его инсценированием. Наивысшей точкой взаимодействия музыки и движения является балетный спектакль. Именно в балете содержание музыки, все средства музыкального языка обретают тесную связь с пластическими образами, ритмом и рисунком танца.

Задачи музыкального движения:

- развитие природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций;

- развитие способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.

Музыкально-двигательные упражнения на уроках музыки я часто применяю для физической разрядки детей, для снятия усталости. Например, метод прохлопывание ритмических рисунков не всегда сочетается с музыкой и проходит на уроках как изолированный от музыки вид деятельности.

Проверка ритмического чувства проводится мною в форме игры в «Эхо».

Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной. Изначально предлагаю наипростейший, элементарный ритм, а затем усложняю.

Далее на уроках музыки продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях.

1. Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т. д., затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.

2. Ученики получают задание: Прохлопать или проговорить ритмический рисунок, переданные движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показываю я, затем ученик, а остальной класс передает его хлопками.

3. Класс делится на 3 группы, которые одновременно делают следующее:

1 группа: прохлопывает простой ритм

2 группа – простукивает карандашом немного усложненный ритм

3 группа – прохлопывает усложненный ритм

В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребенок может почувствовать каждый из вышеуказанных ритмов, и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического ансамбля.

Благодаря данным приемам я делаю вывод: у детей развивается чувство ритма; они не устают потому, что задание на чувство ритма проходит в форме игры.

Как любой из видов музыкальной деятельности детей пластически ритмическое воспроизведение музыки я начинаю с вслушивание в нее. Детям предлагаю внимательно слушать музыку и объясняю им: - «Что значит вслушаться в музыку?

– Прежде всего – сопереживать тому, о чем говорят языком музыки и композитор, и исполнитель. Но это сложнейшее чувство сопереживания, «труд души», возникает лишь в том случае, если ученик слушает музыку сосредоточенно, если весь настрой урока мобилизирует его на такое вслушивание.

Свободное дирижирование.

С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты при разучивании песен. Снова игра. Предлагаю детям представить себя в роли дирижера. Предлагаю им дирижировать сначала собственным пение, при этом выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра.

В дальнейшем предлагаю дирижировать, выделяя не только логические ударения, но и штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес или песен, составляя при этом свой «исполнительский план». Постепенно перехожу к коллективному дирижированию небольшими инструментальными пьесами типа «Сладкая греза», П. Чайковского (на размер ¾), «Мелодия» А. Рубенштейна (на размер 2/4), П.Васильев «В классическом роде (на размер 2/4), «Черешенки» В.Младой (на размер ¾), Этюд С.Майкапара (на размер ¾) и др. При этом я не стремлюсь, чтобы учащиеся точно подражали дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации и т. п.

Свободное дирижирование музыкального произведения А.Рубинштейна «Мелодия».

1-ый этап.

Вначале дети подсознательно ощущают долгие и короткие звуки, а затем осознанно.

2-ой этап.

Прохлопывают ритмический рисунок в ладоши, проходят шагами, отмечают условными движениями рук, например: восьмые – хлопками в ладоши, четверти – движением ребра ладони правой и левой руки снизу вверх, половинные – положив руки на пояс. Хлопками дети отмечают сильные доли, определяя размер.

3-ий этап.

Дирижируют, стоя на месте. Если помещение позволяет можно дирижировать с одновременным прохождением ритмического рисунка. Внимательно слежу за тем, чтобы дети передавали в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации.

Все предложенные выше пьесы в дальнейшей работе могут быть использованы для определения длительностей с помощью дирижерского жеста. Дети должны знать, что на четверть приходится один дирижерский жест, на половинные длительности – два, и две восьмые – на один дирижерский жест.

В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением. Поэтому на начальном этапе я считаю целесообразно отдавать предпочтение фольклору, в котором, как правило, ритмическая организация связана с тексом или движением.

В народных хороводных песнях, например, организующей основой ритма является движение. Поэтому очень полезно включать хороводные песни в репетиционную работу на уроке.

Во время разучивания русской народной песни «Со вьюном я хожу», я разбиваю хор на две группы:

1-ая группа водит хоровод, то есть равномерно движется;

2-ая группа поет песню.

Затем группы меняются ролями и, наконец, все поют, мысленно ведя хоровод. Еще более удовлетворяют этой задаче хороводы, в которых сюжету певцы распределяются на две группы: одна - спрашивает, а другая – отвечает. Образцом такого хоровода является русская народная песня «А мы просо сеяли». Итог: разыгрывая «сюжет» песни, дети начинают свободно двигаться и достигают необходимой ритмической четкости и темповой устойчивости.


Песни с драматизацией.

Большую пользу приносят песни с драматизацией. Простейшие, самые несложные движения помогают не только выразительному исполнению, но и ритмической упругости и ясности.

В своей работе я использую русскую народную песню «Дрема». Само содержание сюжета подсказывает мне форму ее «постановки»:

- среди круга сидит один участник хора и «дремлет», а хоровод движется вокруг него и простыми движениями раскрывает содержание каждого куплета:

1. Сидит Дрема,

Сидит Дрема на скамейке.

Сидит Дрема на скамейке, Да!

2. Вяжет Дрема,

Вяжет Дрема рукавицы,

Вяжет Дрема рукавицы. Пятый год.

3. Столь не вяжет,

Столь не вяжет, сколько дремлет,

Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит.

4. Вставай, Дрема.

Будет, Дремушка дремать,

Полно, Дрема, стыдно спать, Встань!

5. Гляди, Дрема,

Гляди, Дрема, на народ,

Вставай, Дрема, в хоровод. Спляши!

6. Бери, Дрема,

Бери, Дрема, кого хошь,

Саму лучшу, как найдешь. Ну!

7.Вдруг он, Дрема,

На одну Дрема взглянул –

На ходу дрема заснул. Тьфу!

Полезно также отдельные песни разучивать следующим образом:

одна половина хора поет, другая – прохлопывает.

В своей работе я применяю метод пения без дирижера. Это заставляет детей с еще большим вниманием следить за ритмической и темповой ровностью.


2.4. Роль вокально-хоровых упражнений в развитии певческих навыков детей.

Цель вокально-хоровых упражнений:

– вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.

- упражнения расширяют диапазон хора, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику хора (например, пение в быстром темпе, в дальнейшем элементы цепного дыхания);

- создать в хоре единую манеру пения – это очень важно для меня, как художественного руководителя детского хора Смоленской Православной гимназии.

Особое внимание при пении, я уделяю посадке. Для каждого ребенка на уроке предусмотрено свое место. К более сильному, хорошо интонирующему ребенку сажаю более слабого ребенка. На уроках поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс.

Таким образом, более слабые дети начинают слушать более сильных и подстраиваются под них.

Распевание обычно занимает 5-7 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижерский жест.

В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

1. применяются вне связи, с каким-либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.

2. направлены на преодоление конкретных трудностей при звучании произведения.

Обычно все меленькие дети не поют (не тянут звук), а говорят нараспев, иногда совершенно правильно интонируя. Необходимо сразу же показать разницу между таким псевдопением и правильным протяжным звуковедением и так построить разучивание песен и специальных упражнений, чтобы главное внимание на данном этапе работы было направлено на пение «долгих» звуков.



Использую следующие упражнения:

1. Продолжительное пение отдельных звуков с их названием:


2. Пение трех звуков, последний тянется дольше других:



3. Пение более длинных упражнений, в которых также основное внимание обращается на последний звук:


Последний звук должен петься спокойно, красиво и активно. Активность звучания зависит от умелого распределения дыхания на всю музыкальную фразу и хорошей артикуляции. Мера активности в звуковедении будет зависеть от возраста детей и степени их овладения дыханием. Поэтому в начале работы я беру песни с короткими музыкальными фразами, спокойные по характеру, с небольшим диапазоном.

Таким примером может служить «Песня о пограничнике» С. Бугославского на слова О. Высотской. Данное произведение я разучиваю отдельными фразами. Это помогает мне добиваться в них равномерного распределения дыхания:




Остановка на последнем звуке создает нужные вокальные условия для начала следующей фразы и, в целом, воспитывает чувство музыкальности.

Протяжное пение невозможно без предварительной беседы о певческом дыхании.

В первую очередь я рассказываю о разнице между обычным дыханием и дыханием при пении, затем объясняю, что пение без правильного певческого дыхания невозможно. Беседу иллюстрирую противоположными примерами:

Показываю красоту «опертого» звучания и непривлекательность «неопертого» звука.

Полезно, чтобы дети при вдохе положили руки на ребра и проследили их движение во время дыхания. Своим примером я показываю, как расширяются ребра. Вдох нужно производить быстро и бесшумно, спокойно, следя при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. После этого начинаем петь на равномерном, плавном выдохе, сохраняя ощущение вдоха.

Работая над протяжным пением, не следует отказываться от пения non legato, которые очень полезно для закрепления навыка правильного вдоха и выдоха. Дыхание при пении non legato берется после каждого звука.

Для этого я использую песню Л.Абелян «Про меня и муравья», где с пением non legato должны сочетаться и легкость звучания, четкая дикция, и подвижный темп.

Работу над дыханием провожу в течение всех лет обучения.

Детям в возрасте с 7 до 11 лет свойственно легкое головное звучание. Добиваться этого, одновременно освобождая детские голоса от так называемого (горлового, при скованной гортани), низкого и крикливого звучания – очень трудная и ответственная задача. Дети должны понять, что красота звука зависит не от его силы и что мягкое и нежное пение будет гораздо лучше слушать и восприниматься, чем крикливое пение. Очень важно для пения правильное дыхание. Но этого мало! Надо создать звуку такие условия, чтобы он стал красивым. Эти условия зависят, как дети открывают рот, как произносят гласные и согласные звуки, насколько одинаково и одновременно они это делают.

Очень полезны упражнения на гласную «у», на слоги «гу», «лю», «мо», «ле», которые способствуют появлению головного звучания:



Пение любых гласных, чередующихся с «и» (при сохранении той же позиции), помогают появлению звонкого и одновременного близкого звучания. Как пример рекомендую такое упражнение, в котором звук «а» должен приобрести звонкость, а звук «и» - округлость:



Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Например:



Для более чистого интонирования предлагаю следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

Хорошо отрабатывается дикция в песнях, где подвижный темп сочетается с пропеванием коротких звуков и отчетливым произношением каждого звука.

Например, Л.Абелян «Про меня и муравья», Т. Попатенко «Котенок и щенок».

Правильная артикуляция способствует и эмоциональному исполнению и непринужденному свободному звуковедению.

В распевании, во время вокально-хоровых упражнений, я всегда помню о большой роли выразительности. Упражнения, которые призваны выработать автоматизм всех элементов певческого процесса (дыхания, звукообразования, формирования гласных и т.д.), будут скучны и принесут мало пользы, если не внести какой-то прием, обращенный к чувствам детей.

Например, стараюсь добиваться от ребят нежного, мягкого и протяжного звука в упражнении:


Могу предложить спеть это упражнение, как колыбельную песенку, так как обращение к художественному образу всегда обогащает представление ребят и помогает им правильно найти выразительные средства.


Работа над элементами двухголосного пения.

В своей работе при переходе к двухголосному пению я применяю народные песни и другие произведения, в которых есть либо диалог, позволяющий распределить исполнение музыкальных фраз между первыми и вторыми голосами. Например, песня Д.Кабалевского «Игра в гостей».

Полезны упражнения и песни, в которых имеются лишь элементы двухголосного пения. Например, русская народная песня «Со вьюном я хожу» или упражнение типа:

Очень полезны для привития навыков двухголосного пения русские народные песни, в которых мелодия поручена вторым голосам, а первые – поют подголоски. В своей работе я использую русскую народную песню. «Не летай соловей»

Дальше можно переходить к разучиванию песен в терцовом соотношении голосов. Например «Вечерняя песня» А.Тома.

Итак, для успешной работы хора необходимо систематически на каждом занятии проводить распевания. Только правильно проводимое распевание может помочь хору овладеть всем вокально-хоровыми навыками: ансамблем, строем, нюансировкой, дыханием и дикцией. При распевании, я упорно работаю над выработкой высокой позиции и расширением диапазона.


2.5. Вокальная импровизация на занятиях хорового пения.

Импровизация от латинского слова improvisus – неожиданный. Исторически это наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Большое внимание импровизации как одному из видов творческой деятельности детей уделяли в своих системах воспитания зарубежные педагоги-исследователи – З.Кодай, К.Орф, Э. Жак-Далькроз.

В исследованиях другого видного педагога Б.Л. Яворского высказывается мнение о том, что развитию творческих способностей детей свойственны определенные этапы:

1. накопление впечатлений;

2.спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные;

4. музыкальное творчество.

Яворский считал, что в процессе творческих проявлений ребенка необходимо раскрывать следующие свойства музыкального искусства:

- ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп), штрихи, жанровые связи, фактуру изложения.

На необходимость включения импровизаций в учебно-воспитательный процесс указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений. Так, по мнению Д.Б. Кабалевского, занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом задачи:

- первая – выработка интонационного и ладового слуха;

- вторая – развитие творческой фантазии ребенка.

Я считаю, что вокальная импровизация – одно из любимых занятий младших гимназистов. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо

подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее не верно и продемонстрировать тем самым свое неумение. В этой форме работы я стараюсь проявлять терпение и доброжелательность, чтобы пробудить творческую активность ребят. Поощряю попытки детей в этом направлении и отмечаю лучшие импровизации. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказываются на развитии вокально-слуховых способностей.

Формирование первичных творческих звуковых проявлений детей у меня происходит в процессе игры по озвучиванию имен.

Игра «Озвучивание» имен начинаю обычно с самых первых уроков музыки, когда я знакомлюсь с первоклассниками.

Пропевая вопросы-задания типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться».

- Я - Оксана Николаевна, - пропеваю ученику.

- А ты?

Я предлагаю отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. При этом обращаю внимание ребят на то, что можно называть-петь полное имя, например Ирина, или его короткий вариант Ира. С первых опытов озвучивания имен я приучаю детей петь свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.

Иногда имена детей я записываю на доске и отмечаю в них ударные слоги, изображая под ними условными графическими знаками ритмическую формулу. Постепенно в этом задании использую на доске нотную запись придуманных детьми интонаций, что помогает моим ученикам соединять слуховые представления со зрительно-графическими представлениями, показывать варианты звучания имен, звуковысотную, метроритмическую основу. По мере того как ребята успешно справляются с таким заданием, в нотной записи я добавляю различные знаки нотного письма, обозначающие характер звучания (тихо, ласково, грустно, задорно), длительности нот, такты, размер, динамику.

Завершение мелодии.

Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации это задания на завершение мелодии, пропетой учителем. Прежде чем приступить к этому заданию, я разучиваю с классом текст песенки-попевки с опорой на ее ритмическую основу. Ритм той фразы, мелодию которой дети будут сочинять сами, я изображаю на доске. Примеры для этого рода импровизаций я выбираю из детских песен.

При выборе мелодий для этого вида вокальных импровизаций я знаю и помню о том, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясность, ладовым колоритом, текстом, понятным для детей. Разучивание метроритмической основы текста песенки-попевки мне в работе помогает графическая запись ритма той фразы, которую дети допевают самостоятельно. И еще, на первоначальном этапе в своей работе такого рода задания я выполняю с учениками индивидуально.

III. Взаимосвязь урока музыки с концертной деятельностью.

3.1. Художественное исполнение, как неотъемлемая часть музыкального воспитания учащихся.

3-ий этап развития певческих навыков:

Дает возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно – исполнительных задачах:

- сознательное восприятие текста;

- ясное и выразительное произношение текста при пении;

- напевность звука.

"Песня - есть кристально-чистый жанр, отражающий всё наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом. Значит, песня - прежде всего художественное произведение, где на протяжении немногих тактов автор обязан дать сгусток чувств, образов и настроений. Песня, наконец, должна быть пронизана огромной искренностью"... (И.О.Дунаевский)
Очень важно помнить о том, что черновая работа над песней обязательно включает в себя решение задач художественного исполнения, т.е. выразительного и эмоционального звучания. Выразительность исполнения – одна из составляющих высокохудожественного исполнения музыкального произведения.

Было бы ошибкой считать, что работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения – это следующий этап вокально-хоровой работы. Работа над вокальными навыками неотделима от выразительного исполнения музыкального произведения.

Я глубоко убеждена, что навыки и умения формируются успешнее, если они эмоционально окрашены. Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов – содержание каждого куплета. Я использую на уроках близкие по тематике стихи, показываю репродукции картин.

Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться – вот цель моей учебно-воспитательной деятельности.

Я считаю, что при работе над произведением нет двух отдельных этапов – технического и художественного. С самого начала работы над песней я стремлюсь:

- искать выразительный звук;

- стремлюсь к тому, чтобы фразировка была логически оправданной, осмысленному произнесению текста;

- подчеркиваю жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамику, тембр звучания голосов, темповые отклонения.

Чтобы научить детей выразительно и правильно исполнять музыкальные произведения, надо заинтересовать ребят и увлечь их пением.

Успех работы зависит от умений учителя. Я стараюсь петь красиво, эмоционально выразительно, чтобы мой голос нравился детям. Большое значение имеет умение провести беседу перед показом песни, в каком настроении я провожу ее, так как это передается ученикам.

Когда я пою детям песню, то исполняю произведение выразительно, стараюсь применять большую палитру голосовых красок, использую разнообразие своего тембра, стараюсь владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать и объяснять. Тогда дети с большим вниманием и удовольствием смотрят на меня и слушают. Они невольно хотят подражать мне.

Основой выразительности пения является невидимая связь, т.е. контакт поющих со слушателями. При исполнении песен, ребята должны помнить о тех, кто их слушает – рассказывать им о том, что они переживают во время исполнения музыкального произведения.

Из опыта своей работы я убедилась, что огромные потенциальные возможности улучшения музыкального воспитания и образования заложены в едином союзе учебной, внеклассной и внешкольной работы. Без общего соединения учебной и внеурочной работы нельзя успешно овладеть программой, закрепить ее и сделать по-настоящему реально действенной.

Внеклассная работа невозможна без поддержки единомышленников. К проведениям уроков я подготавливаюсь индивидуально, а подготовка и проведение интересных мероприятий я провожу с заместителем директора по воспитательной части, учителями, с которыми я объединилась в творческом союзе. Почти каждый праздник в нашей школе - это концерт, который является неотъемлемой частью школьной жизни, служит продолжением уроков музыки.

В начальной гимназии я провожу различные мероприятия. Осенью это «Праздник первоклассника или посвящение в гимназисты!». Это первое выступление ребят в нашей гимназии всегда волнительное и трепетное. Дети исполняют школьные песни, читают стихи, разыгрывают сценки из жизни первоклассника. Проводим Рождественские утренники, которые не обходятся без новогодних песен, рождественских колядок (русских, украинских, белорусских). Замечательная традиция – «Проводы масленицы» (1 – 4 классы). С 1-4 классов мы обязательно отмечаем праздник «Светлой Пасхи», где мы поем пасхальные тропари на русском, греческом и латинском языках, а также различные детские пасхальные песни с сопровождением и без сопровождения. Тропарь – праздничная песня в честь праздника. И один из трепетных и волнительных – «Прощание с начальной школой!»

3.2. Репертуар как отражение вокально-хоровых навыков и умений учащихся.

Репертуар – самый важный вопрос в жизни творческого коллектива. Не для кого не секрет, что репертуар хора – это его лицо и визитная карточка. Зная исполняемый репертуар, можно в определенной мере судить о творческом уровне коллектива, его нравственных, эстетических и духовных позициях, его исполнительских возможностях. Не слыша исполнителей, но, зная исполняемый репертуар, можно оценивать творческий уровень хорового коллектива.

Часто мне приходится наблюдать такие явления, как отсутствие координации между слухом и голосом (особенно у первоклассников), что влечет за собой отсутствие чистоты интонирования вокальных мелодий; ограниченный диапазон голоса (смешенный либо вниз, либо вверх от звуков так называемой примарной зоны звучания); форсированное звучание или открытый, «белый» звук; отсутствие легкости и «полетности» звука, сип, поверхностное, «ключичное» дыхание; вялая артикуляция. Эти явления во многом тормозят успешность развития вокально-хоровых навыков.

Поэтому репертуарная политика продумывается мною с особой тщательностью, выбираю репертуар с учетом особенностей музыкального развития каждого конкретного класса.

Что же составляет основу вокально-хорового репертуара в начальной школе на мой взгляд?

В первую очередь – образцы детского русского и зарубежного музыкального фольклора: несложные в мелодическом и ритмическом отношении песенки-попевки, потешки, скороговорки, заклички. Их легко запоминающиеся мелодии, небольшой диапазон, как правило, повторяющиеся метроритмические формулы, игровые формы разучивания служат надежной основой для формирования певческих навыков и умений. Разучивание и исполнение народных песен в начальной гимназии дает возможность познакомить учащихся как с подлинными народными напевами, записанными собирателями фольклора (например, я работаю с детскими песенками из коллекции фольклористов Г.Науменко, С.Пьянковой), а так же с обработками народных мелодий, сделанными профессиональными композиторами.

Особенности содержания и интонационно-образного строя народных песен позволяет мне, как учителю использовать их для распевания на уроках музыки, формировать на их основе навыки пения a capella, разучивать их «с голоса», как это обычно происходит в народном быту, «разыгрывать» песни, изображая действия персонажей, сопровождать пение танцевальными движениями.

Традиции многоголосного народного пения, его импровизационность и вариативность дают основание для меня уже в начальной гимназии начать работу по развитию навыков двухголосного пения на фольклорных песнях и исполнение духовных песнопений на образцах церковных текстов, например: праздничные и воскресные тропари и кондаки Двунадесятых праздников с использованием таких элементов, как подголосок, контрастное и терцовое двухголосие, пение антифонами (отчет, план работы детского хора Смоленской Православной гимназии и список репертуара – в приложении).

Антифоны (греч. «противогласие», т.е. попеременное пение двух хоров).

Кондак – церковное песнопение, содержащее краткое описание праздника или жизни святого.

Тропарь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Канон – молитвословие, состоящее из девяти частей, называемых песнями, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмоса (он поется на указанный глас) и нескольких тропарей. Канон читается и поется на утрени после Евангелия.

Непременной частью песенного репертуара на моих уроках музыки становятся произведения композиторов-классиков. Из русских это произведения М.Глинки, П.Чайковского, М.Мусоргского, А.Гречанинова и другие. Вокальные сочинения зарубежных композиторов И.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига.

Третьей составляющей песенного репертуара становятся песни современных композиторов. Я считаю, что именно интонационно-образный строй массовой песни сегодняшнего дня позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений, способствовать интереса к современной музыке, противостоять шлягерам наших дней и закреплению из однообразных интонаций и ритмов в сознании ребенка.

Содержание певческого репертуара расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает у ребенка позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Я убеждена в том, что изучение отечественной и мировой музыкальной культуры в гимназии является существенным компонентом в системе средств духовно-нравственного и общего культурного развития учащихся.

Таким образом, через репертуар учащиеся знакомятся с лучшими примерами музыкального песенного творчества русского народа и других народов Росси, с выдающимися авторами и произведениями музыкальной культуры народов Западной Европы и мира, составившими содержание традиции классической музыки. А изучение современной музыкальной культуры предусматривает приобщение гимназистов к культурным ценностям, воспитывает духовно-нравственное сознание наших детей.

IV. Диагностика.

Успешность вокально-хоровой работы на уроках музыки во многом зависит от моего контроля, постоянным наблюдением и фиксированием в специальном журнале за изменениями музыкальных способностей детей в течение года. Диагностирование я провожу таким образом.

1-ый этап.

Цель: определить исходный уровень музыкальных способностей ребенка

на первоначальном этапе обучения: состояние слуха и голосового

аппарата, сформированность первичных вокально-хоровых

навыков до поступления в школу.

2-ой этап.

Цель: определить итоговый уровень музыкальных способностей ребенка

после вокально-хоровых занятий на уроках музыки в конце

обучения начальной школы (4-ый год обучения).

Критерии диагностирования музыкальных способностей учащихся:

1. Ритмический слух – проверка чувства ритма через наипростейший, элементарный ритм в форме игры « Ритмическое эхо».

2. Музыкальная память (повторить звук после отвлечения).

3. Вокальные способности (наличие координации между слухом и

голосом в процессе исполнения песни в примарном диапазоне

звучания детского голоса, состояние первичных голосовых и

вокальных навыков).

4. Интонация (умение точно воспроизвести мелодию с

сопровождением, затем без мелодической поддержки).

Я проверяю результаты диагностического наблюдения в начале учебного (сентябрь 1-го класса) и конец каждого учебного года в течение 4-ех лет обучения. Сравниваю и анализирую развитие музыкальных способностей учащихся с 1-го по 4-й классы. Исходя из результатов диагностики, я определяю, насколько эффективно выбраны мною методы, формы и приемы моей вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки.

Я вижу изменения, которые происходят с детьми, а также очень радует то, что эти изменения замечают педагоги нашей школы, родители и, что самое интересное свой рост видят сами дети!

Работая над диагностикой развития музыкальных способностей детей, я, пришла к выводу, что наличие музыкальных способностей практически есть у всех детей, что развитие их возможно у каждого ребенка, разница лишь в том, что период времени для каждого разный. Это зависит от многих причин.

Одна из них - исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, которые на первоначальный этап обучения влияют на развитие таких психо-физических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные действия на уроке. Другая – состояние слуха и голосового аппарата ребенка, сформированность первичных вокально-хоровых навыков до поступления в школу.

Заключение

Каждый педагог-музыкант в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям к профессиональному мастерству. При этом, удается ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идет ли он к детям через яркое художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование детского коллектива; на уроке или вне его проводит он свою работу - важно то, что она направлена на развитие духовной культуры учащихся.

И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них, на их души.
     Сегодня много говорят о духовно - нравственном воспитании детей. Проблема духовности является предметом споров и рассуждений. Испытывая кризис в этой области человеческого начала, общество пытается найти пути к решению этой важной проблемы.
     Возможно, понимание самой природы нравственности, т.е. осознание сочетания трех проявлений: чувства, разума и воли позволит осознанно и направленно воплощать идею становления и развития нравственной сферы ребенка.
     Одним из путей к развитию основополагающих компонентов духовно-нравственной сферы детей может стать музыкальное творчество, а именно - хоровое пение.
     Глубокие эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки способны воздействовать на душу ребенка, то есть вызвать различные, душевные переживания, чувства, ощущения. "Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания человека", - говорил Д.Д Шостакович.
     Меня, как педагога-хормейстера всегда интересовал вопрос детского хора - прекрасного инструмента, который может жить только на одном дыхании с руководителем. Работая в гимназии учителем музыки, одной из главных задач, хотя не единственной, для меня является задача научить всех правильному, красивому пению.
     Но пение - это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся и на наших глазах развивающаяся, трепетная музыкальная мысль, эмоция, вызывающая ответные мысли и эмоции.
     Для меня важным является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание человеческой морали. Пение для меня - ведущий способ активной музыкальной деятельности. На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.
         Учитывая повышенные требования к музыкальному развитию в гимназии, я определилась в направленности своей работы:
     - деятельный подход к музыкальному воспитанию;
     - единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка;
     - демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и со всеми, кто хочет музицировать после уроков, независимо от уровня их музыкальных способностей).
     Подводя итог, я убедилась в правильности выбора направления свой работы. Дети, увлеченные вокально-хоровым исполнительством, стремятся развивать свои способности. Во время учебы в гимназии у детей появляется желание продолжать узнавать и разучивать новый музыкальный материал. Учащиеся поступают в музыкальные школы на хоровые и вокальные отделения. Перейдя в старшую гимназию и закончив ее, мои ученики поступают и становятся студентами музыкального и духовного училищ (учатся на хоровом – дирижерском отделении), а некоторые учащиеся уже готовятся в этом году к поступлению в музыкальное училище.

Я вижу рост своих учеников, изменения, которые происходят с детьми, заметны не только мне, но и учителям, родителям.

Благодаря вокально-хоровым занятиям, исполнительский уровень учащихся значительно вырастает по сравнению с первоначальными результатами, когда ребята только пришли в школу.

Воспитывается внимательность и сосредоточенность – дети с особым вниманием следят за моими дирижерскими показами, в соответствии с ними они начинают петь, поют и заканчивают пение. Сосредоточенность и воля к красивому исполнению своей певческой задачи приводит юных певцов к выработке стойкости, целеустремленности, способности преодолевать трудности.

По результатам диагностики хорошо прослеживается динамика роста вокально-хоровых навыков учащихся. Результаты диагностики показывают, что музыкальные способности каждого ребенка постепенно и планомерно развиваются. Совершенствуется музыкальная память, улучшается чистота интонирования мелодии, формируются вокальные навыки, владение чувства ритма, более совершенной становится художественное исполнение.


Список литературы.

1. Асафьев Б.В. Хоровое пение в школе / Асафьев, О хоровом искусстве. – Л., 1980.

2. Алеев Б. В помощь школьному хормейстеру и учителю музыки. – Новгород, 1997.

3. Аверина Н.В. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.

4. Балашов С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя / Сост. Т.В. Челышева. – М., 1993.

5. Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». – М, 1967.

6. Дмитриев Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М, 1989.

7. Духовная музыка: Россия и Запад. 1-4 классы / И.В.Кошмина, В.В. Алеев. – М., 1994.

8. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1987.

9. Кадобнова И., Критская Е. Музыка в движении // Музыка в школе. – 1984. - №2.

10. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Авт колл. Под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 1985.

11. «Музыка в школе» №2, №5: Изд. «Просвящение.- М., 2001.

12. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.

13. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990.

14. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.

15. Практическая энциклопедия «Основы церковной жизни». – СПб., 2007.

16. Сарычев Е.Г. Сценическая речь. – М., 1984.

17. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. _ М., 1994.

18. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.

19. Соколов В. Вокально-хоровые упражнения. //Школа хорового пения. – Вып.2 / Сост. В.Г. Соколов, В.П.Попов, Д.М. Абелян. - М., 1978.

20. Сергеева Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике для подготовительных групп ДМШ и школ искусств. – М., 1993.

21. Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Составитель – О.А. Апраксина: В.12. – М., 1977.

21. Гневышева В. Вокальная работа с детьми младшего школьного возраста. – М., 1963.

22. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми. – М., 1978.


























44



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!