Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Рязанский строительный колледж
имени Героя Советского Союза В. А. Беглова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по учебно - воспитательной работе
«Ах…Война»
Рязань 2022
Организация-разработчик: ОГБПОУ РСК
Рекомендована методической комиссией ОГСЭЦ
Протокол №____________ от «____»__________2022г.
Председатель Т.И.Соболева
Разработчик: Беляева Е.В.- преподаватель ОГБПОУ РСК.
Ляпина О.В. преподаватель ОГБПОУ РСК
Методические рекомендации составлены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах
Федеральным государственным
образовательным стандартом по
профессии/специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовая подготовка)
Аннотация
В программе обучения литературы на 1курсе отводится время только для обзорного знакомства с авторской песней как явлением в русской культуре и литературе. Так же изучая темы Советского периода развития культуры в нашей стране, по дисциплине Культурология, невозможно пройти мимо творчества посвященного ВОВ. Нетрадиционная форма литературно-музыкальной композиции позволила более полно, наглядно и эмоционально изучить эти темы на примере песен и стихотворений военной тематики, позволила объединить студентов первого и 3 курсов. Студенты готовятся к концерту заранее, поэтому имеют возможность глубже ознакомиться с материалами темы. Эту разработку можно использовать как внеклассного мероприятия, расширяя знания по материалам курса и воспитательное мероприятие ко Дню Победы.
Цель мероприятия – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций специалистов среднего звена на практике.
Образовательные: познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; учить студентов интерпретации нового и уже известного музыкального и поэтического материала, выразительно исполнять его;
Развивающие: развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего уважения к своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Личностные результаты
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР 1 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР 8 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 |
Литературно-музыкальная композиция
Ведущие.
Лучшие люди нации, творцы и гении, не могли не затронуть тему войны в своем творчестве. Среди них и те, кто участвовал в войне или пережил блокаду Ленинграда, кто знает о голодном военном и послевоенном детстве не понаслышке, кто помнит рассказы своих отцов и дедов о войне и воплощает их в поэтические и музыкальные произведения.
«Четверть века назад какой-то солдат повесил на берёзу винтовку. Четверть века она висела на этой березе. Сталь ствола съела ржавчина, ремень сгнил. Но ложе приклада приросло к берёзе, стало её частью, и сквозь этот бывший приклад уже проросли, пробились к солнцу молодые весёлые ветки. То, что было орудием войны, стало частью мира, природы. И я тогда подумал, что это и есть — я, мы, моё поколение, выросшее на старых, трудно затягивающихся ранах войны»
— «Берёзовая ветка», Юрий Визбор
Раны затягивались тяжело и кровоточили именно потому, что среди них и те, кто участвовал в войне или пережил блокаду Ленинграда, кто знает о голодном военном и послевоенном детстве не понаслышке, кто помнит рассказы своих отцов и дедов о войне и воплощает их в поэтические и музыкальные произведения.
Авторская песня- это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно скребет по нервам, рвет душу.»
Война всегда будет нас волновать – это такая великая Беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не должно забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером.
О ВОЙНЕ ПЕЛИ УЧАСТНИКИ И ТЕ, КТО РОДИЛСЯ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, НО ПРОЧУВСТВОВАЛ БОЛЬ УТРАТЫ.
Помни войну! Пусть далёка она и туманна.
Годы идут, командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас.
Мы посвящаем нашу композицию все тем мальчишкам, которые не вернулись с фронта, кого война коснулась утратой друзей, тем детям у кого война отняла детство, матерям которые так и не дождались сыновей.
Литературно- музыкальная композиция
На сопках Манчжурии.музыка , танец – вальс студенты групп Го-11, ГО-31, ДЗ-11
Голос Левитана извещающий о начале Войны.,
Ребята надевают пилотки, уходят строем.
До свидания мальчики. ( Б.Ш. Окуджава)
Поют Лиля Девятайкина и Дарья Мехоношина
Ах, война, что ж ты сделала, подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат
До свидания, мальчики!
Мальчики
Постарайтесь вернуться назад
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад
Вставай страна Огромная- трек
Беляева Е.В.
Общеизвестно, что юные мальчишки тайком сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. В детском сознании сформировалась единая идеология, согласно которой считалось постыдным оставаться в стороне от всеобщей народной беды. Они хотели наряду со всеми совершать достойные взрослые поступки и сразить наповал фашистского врага. Для них это была особая гордость.
(Р. Рождественский – 210 шагов) Композиция группы ГО-11
Война
Было Училище.
Форма - на вырост
Стрельбы с утра.
Строевая – зазря.
Полугодичный
ускоренный выпуск.
И на петлице -
два кубаря...
Шёл эшелон
по протяжной
России,
шёл на войну
сквозь мельканье берёз
"Мы разобьём их!.."
"Мы их осилим!.."
"Мы им докажем!.." -
гудел паровоз.
Станции
как новгородское вече.
Мир,
где клокочет людская беда.
Шёл эшелон.
А навстречу,
навстречу –
лишь
санитарные поезда...
В глотку не лезла
горячая каша.
Полночь
была, как курок,
взведена...
"Мы разобьём их!.."
"Мы им докажем!.."
"Мы их осилим!.." -
шептал лейтенант.
В тамбуре,
Маясь на стрелках гремящих,
весь продуваемый
сквозняком,
он по дороге взрослел –
этот мальчик –
тонкая шея,
уши торчком...
Только во сне,
оккупировав полку
в осатанелом
табачном дыму,
он забывал обо всём
ненадолго.
И улыбался.
Снилось ему
что-то распахнутое
и голубое.
Небо,
а может,
морская волна...
"Танки!!."
И сразу истошное:
"К бою-у!.."
Так они встретились:
Он
и Война...
Белорусский вокзал(песня)
Булат Шалвович Окуджава
Здесь птицы не поют
Деревья не растут
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут
Горит и кружится планета
Над нашей родиною дым
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех - мы за ценой не постоим
Одна на всех - мы за ценой не постоим
Нас ждёт огонь смертельный
И всё ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон
Десятый наш десантный батальон
Едва огонь угас
Звучит другой приказ
И почтальон сойдёт с ума
Разыскивая нас
Взлетает красная ракета
Бьёт пулемет, неутомим
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех - мы за ценой не постоим
Одна на всех - мы за ценой не постоим
Нас ждёт огонь смертельный
И всё ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон
Десятый наш десантный батальон
Воздух наполнился громом,
гуденьем.
Мир был изломан,
был искажён...
Это
казалось ошибкой,
виденьем,
странным,
чудовищным миражом...
Только виденье
не проходило:
следом за танками
у моста
пыльные парни
в серых мундирах
шли
и стреляли от живота!..
Ёжась
от близких разрывов гранат, -
чёрный,
растерянный,
онемевший, –
в жёстком кювете
лежал лейтенант.
Мальчик
лежал посредине России,
всех её пашен,
дорог
и осин...
Что же ты, взводный?!
"Докажем!.."
"Осилим!.."
Вот он -
фашист!
Докажи.
И осиль.
Вот он –
фашист!
Оголтело и мощно
воет
его знаменитая
сталь...
Знаю,
что это почти невозможно!
Знаю, что страшно!
И всё-таки
встань!
.
Только он не вернулся из боя(песня В.Высоцкого)
Поют группа Го-31
Почему всё не так? Вроде всё как всегда
То же небо — опять голубое
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя
Он молчал невпопад и не в такт подпевал
Он всегда говорил про другое
Он мне спать не давал, он с восходом вставал
А вчера не вернулся из боя
Он мне спать не давал, он с восходом вставал
А вчера не вернулся из боя
Наши мёртвые нас не оставят в беде
Наши павшие — как часовые
Отражается небо в лесу, как в воде
И деревья стоят голубые
Отражается небо в лесу, как в воде
И деревья стоят голубые
Нам и места в землянке хватало вполне
Нам и время текло — для обоих
Всё теперь одному. Только кажется мне
Это я не вернулся из боя
Всё теперь одному. Только кажется мне
Это я не вернулся из боя
. Майор привез мальчишку на лафете…( К. Симонов )
Смирнова Арина ДЗ-11
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он
Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой ( А. Эшпай,Е. Винокуров)
поют Девятайкина Лиля и Дарья Мехоношина
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой,
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.
Баллада о матери. ( Андрей Дементьев)
Читает Ляпина О.В.
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино — и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
— Алексей! Алёшенька! Сынок! —
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась — вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки.
— Алексей! — просили, — добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
— Алексей! Алёшенька! Сынок! —
Словно сын её услышать мог…
Дома всё ей чудилось кино…
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Читает Смирнова Арина ДЗ-11
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара, —
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои, —
те,
кто погибли, —
павшим
вечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…
Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..
Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!
Метроном –Минута молчания