СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебно - воспитательной работе «Ах…Война»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована как мероприятие к памятным датам ВОВ

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебно - воспитательной работе «Ах…Война»»

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Рязанский строительный колледж

имени Героя Советского Союза В. А. Беглова»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по учебно - воспитательной работе

«Ах…Война»



















Рязань 2022



Организация-разработчик: ОГБПОУ РСК

Рекомендована методической комиссией ОГСЭЦ



Протокол №____________ от «____»__________2022г.

Председатель Т.И.Соболева

Разработчик: Беляева Е.В.- преподаватель ОГБПОУ РСК.

Ляпина О.В. преподаватель ОГБПОУ РСК

































Методические рекомендации составлены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах

Федеральным государственным

образовательным стандартом по

профессии/специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовая подготовка)



Аннотация

В программе обучения литературы на 1курсе отводится время только для обзорного знакомства с авторской песней как явлением в русской культуре и литературе. Так же изучая темы Советского периода развития культуры в нашей стране, по дисциплине Культурология, невозможно пройти мимо творчества посвященного ВОВ. Нетрадиционная форма литературно-музыкальной композиции позволила более полно, наглядно и эмоционально изучить эти темы на примере песен и стихотворений военной тематики, позволила объединить студентов первого и 3 курсов. Студенты готовятся к концерту заранее, поэтому имеют возможность глубже ознакомиться с материалами темы. Эту разработку можно использовать как внеклассного мероприятия, расширяя знания по материалам курса и воспитательное мероприятие ко Дню Победы.



Цель мероприятия – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций специалистов среднего звена на практике.

  • Образовательные: познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; учить студентов интерпретации нового и уже известного музыкального и поэтического материала, выразительно исполнять его;

  • Развивающие: развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение

  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего уважения к своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Личностные результаты

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 1

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12




Литературно-музыкальная композиция

Ведущие.

Лучшие люди нации, творцы и гении, не могли не затронуть тему войны в своем творчестве. Среди них и те, кто участвовал в войне или пережил блокаду Ленинграда, кто знает о голодном военном и послевоенном детстве не понаслышке, кто помнит рассказы своих отцов и дедов о войне и воплощает их в поэтические и музыкальные произведения.



«Четверть века назад какой-то солдат повесил на берёзу винтовку. Четверть века она висела на этой березе. Сталь ствола съела ржавчина, ремень сгнил. Но ложе приклада приросло к берёзе, стало её частью, и сквозь этот бывший приклад уже проросли, пробились к солнцу молодые весёлые ветки. То, что было орудием войны, стало частью мира, природы. И я тогда подумал, что это и есть — я, мы, моё поколение, выросшее на старых, трудно затягивающихся ранах войны»

«Берёзовая ветка», Юрий Визбор


Раны затягивались тяжело и кровоточили именно потому, что среди них и те, кто участвовал в войне или пережил блокаду Ленинграда, кто знает о голодном военном и послевоенном детстве не понаслышке, кто помнит рассказы своих отцов и дедов о войне и воплощает их в поэтические и музыкальные произведения.

Авторская песня- это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно скребет по нервам, рвет душу.»

Война всегда будет нас волновать – это такая великая Беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не должно забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером.

О ВОЙНЕ ПЕЛИ УЧАСТНИКИ И ТЕ, КТО РОДИЛСЯ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, НО ПРОЧУВСТВОВАЛ БОЛЬ УТРАТЫ.

Помни войну! Пусть далёка она и туманна.
Годы идут, командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас.

Мы посвящаем нашу композицию все тем мальчишкам, которые не вернулись с фронта, кого война коснулась утратой друзей, тем детям у кого война отняла детство, матерям которые так и не дождались сыновей.



Литературно- музыкальная композиция


На сопках Манчжурии.музыка , танец – вальс студенты групп Го-11, ГО-31, ДЗ-11

Голос Левитана извещающий о начале Войны.,

Ребята надевают пилотки, уходят строем.

До свидания мальчики. ( Б.Ш. Окуджава)

Поют Лиля Девятайкина и Дарья Мехоношина



Ах, война, что ж ты сделала, подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры

На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат
До свидания, мальчики!
Мальчики
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад

Вставай страна Огромная- трек

Беляева Е.В.

Общеизвестно, что юные мальчишки тайком сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. В детском сознании сформировалась единая идеология, согласно которой считалось постыдным оставаться в стороне от всеобщей народной беды. Они хотели наряду со всеми совершать достойные взрослые поступки и сразить наповал фашистского врага. Для них это была особая гордость.

(Р. Рождественский – 210 шагов) Композиция группы ГО-11

Война

Было Училище.

Форма - на вырост

Стрельбы с утра.

Строевая – зазря.

Полугодичный

ускоренный выпуск.

И на петлице -

два кубаря...


Шёл эшелон

по протяжной

России,

шёл на войну

сквозь мельканье берёз

"Мы разобьём их!.."

"Мы их осилим!.."

"Мы им докажем!.." -

гудел паровоз.

Станции

как новгородское вече.

Мир,

где клокочет людская беда.

Шёл эшелон.

А навстречу,

навстречу –

лишь

санитарные поезда...


В глотку не лезла

горячая каша.

Полночь

была, как курок,

взведена...

"Мы разобьём их!.."

"Мы им докажем!.."

"Мы их осилим!.." -

шептал лейтенант.

В тамбуре,

Маясь на стрелках гремящих,

весь продуваемый

сквозняком,

он по дороге взрослел –

этот мальчик –

тонкая шея,

уши торчком...

Только во сне,

оккупировав полку

в осатанелом

табачном дыму,

он забывал обо всём

ненадолго.

И улыбался.

Снилось ему

что-то распахнутое

и голубое.

Небо,

а может,

морская волна...


"Танки!!."

И сразу истошное:

"К бою-у!.."

Так они встретились:

Он

и Война...



Белорусский вокзал(песня)

Булат Шалвович Окуджава

Здесь птицы не поют
Деревья не растут
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут

Горит и кружится планета
Над нашей родиною дым
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех - мы за ценой не постоим
Одна на всех - мы за ценой не постоим

Нас ждёт огонь смертельный
И всё ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон
Десятый наш десантный батальон

Едва огонь угас
Звучит другой приказ
И почтальон сойдёт с ума
Разыскивая нас

Взлетает красная ракета
Бьёт пулемет, неутомим
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех - мы за ценой не постоим
Одна на всех - мы за ценой не постоим

Нас ждёт огонь смертельный
И всё ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон
Десятый наш десантный батальон

Воздух наполнился громом,

гуденьем.

Мир был изломан,

был искажён...

Это

казалось ошибкой,

виденьем,

странным,

чудовищным миражом...

Только виденье

не проходило:

следом за танками

у моста

пыльные парни

в серых мундирах

шли

и стреляли от живота!..


Ёжась

от близких разрывов гранат, -

чёрный,

растерянный,

онемевший, –

в жёстком кювете

лежал лейтенант.

Мальчик

лежал посредине России,

всех её пашен,

дорог

и осин...

Что же ты, взводный?!

"Докажем!.."

"Осилим!.."

Вот он -

фашист!

Докажи.

И осиль.

Вот он –

фашист!

Оголтело и мощно

воет

его знаменитая

сталь...


Знаю,

что это почти невозможно!

Знаю, что страшно!

И всё-таки

встань!


.

Только он не вернулся из боя(песня В.Высоцкого)

Поют группа Го-31

Почему всё не так? Вроде всё как всегда
То же небо — опять голубое
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя

Он молчал невпопад и не в такт подпевал
Он всегда говорил про другое
Он мне спать не давал, он с восходом вставал
А вчера не вернулся из боя
Он мне спать не давал, он с восходом вставал
А вчера не вернулся из боя

Наши мёртвые нас не оставят в беде
Наши павшие — как часовые
Отражается небо в лесу, как в воде
И деревья стоят голубые
Отражается небо в лесу, как в воде
И деревья стоят голубые

Нам и места в землянке хватало вполне
Нам и время текло — для обоих
Всё теперь одному. Только кажется мне
Это я не вернулся из боя
Всё теперь одному. Только кажется мне
Это я не вернулся из боя










. Майор привез мальчишку на лафете…( К. Симонов )

Смирнова Арина ДЗ-11

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он

Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой ( А. Эшпай,Е. Винокуров)

поют Девятайкина Лиля и Дарья Мехоношина

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой,
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.


Баллада о матери. ( Андрей Дементьев)

Читает Ляпина О.В.

Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино — и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
— Алексей! Алёшенька! Сынок! — 
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась — вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки.
— Алексей! — просили, — добеги!..

Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
— Алексей! Алёшенька! Сынок! — 
Словно сын её услышать мог…
Дома всё ей чудилось кино…
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

Читает Смирнова Арина ДЗ-11

Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара, —
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои, —
те,
кто погибли, —
павшим
вечная слава!
Вечная слава!

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!

Метроном –Минута молчания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!