МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной музыкально-эстетический
педагогический колледж»
Методическая разработка занятия
По рабочей программе «Вокальный ансамбль»
Автор: Сосновских К.В.
Екатеринбург
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.Аннотация…………………………………………………………….3
2.Общая характеристика работы………………………………………4
3.Основное содержание занятия………………………………………6
3.1.План занятия…………………………………………………………6
3.2.Методические рекомендации к проведению занятия…………….7
3.3.Материально-техническое обеспечение………………………….7
4.Список литературы……………………………………………………8
5.Приложение……………………………………………………………9
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка занятия «Формирование ансамблевых навыков» основана на рабочей программе «Вокальный ансамбль». Разработана для педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности, которые могут воспользоваться в учебном процессе на занятиях вокального ансамбля.
Занятие «Формирование ансамблевых навыков» ориентировано на развитие навыка постановки голоса младших школьников в условиях занятия вокального ансамбля.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность данной методическая разработки обуславливается тем, что пение - один из видов музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Они познают жанровую основу песни, способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. В настоящее время дети стремятся заниматься вокалом.
Вокальный ансамбль – предмет, обладающий огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, его гармонично-духовного и физического развития. Он создаёт фундамент познания возможностей певческого голоса, ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности.
Формирование ансамблевых навыков – это большой раздел, состоящий из множества тем. Подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов. Ансамбль – это коллектив, в котором люди одинаково мыслят, говорят на одном языке.
Вышеизложенное позволило сформулировать цель методической разработки, которая заключается в оказании методической помощи педагогам в области музыкальной деятельности в проведении занятий предмета «Вокальный ансамбль».
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать рабочую программу «Вокальный ансамбль».
2. Разработать занятие «Формирование ансамблевых навыков» и методические рекомендации к нему.
3. Апробировать разработанное занятие.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов:
-теоретических: метод моделирования занятия, метод анализа;
-эмпирических: метод опытно-поисковой работы, проводившийся на базе МАУ ДО ДДТ Октябрьского района г. Екатеринбурга.
В основе разработки – теоретические положения таких авторов, как: Емельянов В.В. – «Развитие голоса. Координация и тренинг», Добровольская Н. – «Вокально-хоровые упражнения».
Материалы методической разработки могут быть использованы различными учреждениями в сфере дополнительного образования, педагогами дополнительного образования.
Методическая разработка состоит из общей характеристики работы, основного содержания занятия включающего его план, ход занятия, методические рекомендации и описание материально-технического оснащения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
3.1. План урока
Тема «Формирование ансамблевых навыков» основывается на технике постановки голоса и умения слышать себя и других в ансамбле.
Тип занятия: комбинированное занятие - ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала.
Форма занятия: групповая.
Цель: формировать и развивать навыки постановки голоса младших школьников в условиях занятия вокального ансамбля.
Задачи:
Обучающие (предметные):
-сформировать первоначальные вокальные навыки у детей;
-практически усвоить знания.
Развивающие (метапредметные):
-развивать творческое мышление;
-развить внутреннюю собранность, внимание.
Воспитательные (личностные):
- развитие работоспособности, требовательного отношения к себе;
-уметь работать в коллективе.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Участники: вокальный ансамбль младших классов.
Возраст: 7-10 лет.
3.2.Методические рекомендации
При работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности и физические данные учащихся.
На подготовительном этапе, педагог показывает распевания. Участники повторяют, следуя дирижёрскому жесту.
В основном этапе педагог показывает песню, но не говорит названия. Дети сами должны догадаться и предположить, тем самым педагог заинтересовывает их. Также педагог работает над встречающимися интонационными, ритмическими и дикционными трудностями.
Вывод: Для достижения целей, поставленной в конспекте занятия, педагог использовал различные методы, приёмы и виды деятельности для формирования ансамблевых навыков младших школьников в условиях занятия вокального ансамбля. Но 1 занятия мало для формирования ансамблевых навыков. Поэтому на такой раздел отводится 50 часов практической деятельности.
3.3. Материально-техническое обеспечение
-наличие специального кабинета;
-фортепиано;
-нотный материал;
-музыкальный центр (ноутбук);
-флешка;
-записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
-стулья.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Билль А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий / А. Билль. – М.: «Чистый голос», 2003.
Голубев П.В. «Советы молодым педагогам - вокалистам» / П.В. Голубев. – М.: Феникс, 2016.
Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей» / И. Исаева. - М.: АСТ, 2007.
Охомуш Т. В. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии» / Т.В. Охоиуш. – М.: Владос, 2003.
Ручинская Т. И. Методическая разработка «Основы вокальной методики» / Т.И. Ручинская. – СПб. 2001.
5. ПРИЛОЖЕНИЕ Конспект занятия 1
Образовательная организация: ДДТ Октябрьского района.
Тема занятия: формирование навыка точного интонирования.
Творческий коллектив: вокальный ансамбль младших классов.
Возраст детей: 7-10 лет.
Цель: научиться слышать скачки, повторяющиеся звуки.
Задачи:
Обучающая: формирование навыка точного интонирования.
Развивающая: развитие музыкальной способности детей (музыкально-слуховых представлений) в процессе разучивания песни.
Воспитательная: воспитание организованности и внимания.
Предполагаемый результат: точное интонирование мелодии.
Оборудование занятия: фортепиано, ноутбук, флешка, стулья.
Список используемой литературы, наглядных пособий:
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н.Добровольская. 1987.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В.Емельянов.- Спб.: 2004.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения: вып.1 / В.Попов, Л.Тихеева.- М.: 1986.
Стулова Г.П.Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. Заведений / Г.П. Стулова. – М.: Владос, 2002.
Структура Занятия | Регл. | Задачи | Методы, Приёмы | Ход занятия: |
1.Организацион ный момент. | 1м. | -Создание благоприятной рабочей (творческой) атмосферы. | Методы: словесный | Здравствуйте ребята. Сейчас мы с вами распоёмся, потом послушаем и разучим с вами новое произведение, название которого вы постараетесь определить сами. |
2.Подготовительный этап. | 5 м. | Подготовка певческого аппарата к работе. | - Словесный (напоминания). - Наглядно- слуховой (исполнение распевания педагогом, обучающимися). - Наглядный метод (показ ауфтакта, дирижерского жеста, приема звукоизвлечения дыхания). - Практический метод исполнения распеваний | Вокальные упражнения (распевания): 1.«Скок-скок» (навык активной артикуляции и чёткой ясной дикции, интонирование поступенного нисходящего движения мелодии и восходящего скачка кварта) 2. «Зайчик» (расширение звукового диапазона, навык интонирования мажорной гаммы в восходящем и нисходящем движении, навык активной артикуляции и чёткой дикции, навык пения повторяющихся звуков, формирование различных гласных в единой вокальной позиции) |
3.Основной этап. | 9 м. | Развивать певческие умения и навыки; учить слушать себя, петь естественным голосом без напряжения в ансамбле; обращать внимание на одновременное вступление и окончание музыкальных фраз | -Словесный (рассказ) -Наглядно- слуховой (исполнение песни педагогом, обучающимися) | Автор музыки и слов этой песни Е.Пекки - Я исполню песню, а вы определите название -Д-(слушают) - О чем песня? -Д. - Да, правильно о Международном женском дне. А в каком характере я её исполнила? - Д. - Радостно, светло. Молодцы! - А сейчас ребята, вы послушайте меня, я спою 1 фразу, а потом вы повторите за мной. (Дети спели) Анализирую: - Сейчас мы поработаем над интонационными трудностями: -пропоём вне ритма мелодические скачки -проучим точное интонирование звуков мелодии на стыке фраз (окончание предыдущей фразы и начало следующей). Обратить внимание детей, в каких фразах нота повторяется и когда происходит скачок в мелодии. - Давайте пропоем скачок на слог «да». -Д. - Ребята, вы очень вяло произносите слова и поете неточный ритм. Сейчас еще раз со словами вам прохлопаю ритм, а вы повторите за мной. -Д. - Молодцы. Мне понравилось, как вы внимательно меня слушали и повторяли за мной. К следующему занятию каждый из вас назовёт 5 характеристик, как должно исполняться произведение. |
4.Подведение итогов занятия. | 1 м. | Анализ деятельности детей в процессе разучивания песни | -Словесный (оценка деятельности) | Исполнение разученного песенного материала (запева) с кратким анализом закрепляемых певческих навыков. Оценивание (поощрение) деятельности детей на занятии. |