СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по вокалу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по вокалу»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной музыкально-эстетический

педагогический колледж»











Методическая разработка занятия

По рабочей программе «Вокальный ансамбль»







Автор: Сосновских К.В.





















Екатеринбург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

1.Аннотация…………………………………………………………….3

2.Общая характеристика работы………………………………………4

3.Основное содержание занятия………………………………………6

3.1.План занятия…………………………………………………………6

3.2.Методические рекомендации к проведению занятия…………….7

3.3.Материально-техническое обеспечение………………………….7

4.Список литературы……………………………………………………8

5.Приложение……………………………………………………………9























АННОТАЦИЯ

Методическая разработка занятия «Формирование ансамблевых навыков» основана на рабочей программе «Вокальный ансамбль». Разработана для педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности, которые могут воспользоваться в учебном процессе на занятиях вокального ансамбля.

Занятие «Формирование ансамблевых навыков» ориентировано на развитие навыка постановки голоса младших школьников в условиях занятия вокального ансамбля.





















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность данной методическая разработки обуславливается тем, что пение - один из видов музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Они познают жанровую основу песни, способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. В настоящее время дети стремятся заниматься вокалом.

Вокальный ансамбль – предмет, обладающий огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, его гармонично-духовного и физического развития. Он создаёт фундамент познания возможностей певческого голоса, ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности.

Формирование ансамблевых навыков – это большой раздел, состоящий из множества тем. Подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов. Ансамбль – это коллектив, в котором люди одинаково мыслят, говорят на одном языке.

Вышеизложенное позволило сформулировать цель методической разработки, которая заключается в оказании методической помощи педагогам в области музыкальной деятельности в проведении занятий предмета «Вокальный ансамбль».

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Проанализировать рабочую программу «Вокальный ансамбль».

2. Разработать занятие «Формирование ансамблевых навыков» и методические рекомендации к нему.

3. Апробировать разработанное занятие.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов:

-теоретических: метод моделирования занятия, метод анализа;

-эмпирических: метод опытно-поисковой работы, проводившийся на базе МАУ ДО ДДТ Октябрьского района г. Екатеринбурга.

В основе разработки – теоретические положения таких авторов, как: Емельянов В.В. – «Развитие голоса. Координация и тренинг», Добровольская Н. – «Вокально-хоровые упражнения».

Материалы методической разработки могут быть использованы различными учреждениями в сфере дополнительного образования, педагогами дополнительного образования.

Методическая разработка состоит из общей характеристики работы, основного содержания занятия включающего его план, ход занятия, методические рекомендации и описание материально-технического оснащения.
















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

3.1. План урока

Тема «Формирование ансамблевых навыков» основывается на технике постановки голоса и умения слышать себя и других в ансамбле.

Тип занятия: комбинированное занятие - ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала.

Форма занятия: групповая.

Цель: формировать и развивать навыки постановки голоса младших школьников в условиях занятия вокального ансамбля.

Задачи:

Обучающие (предметные):

-сформировать первоначальные вокальные навыки у детей;

-практически усвоить знания.

Развивающие (метапредметные):

-развивать творческое мышление;

-развить внутреннюю собранность, внимание.

Воспитательные (личностные):

- развитие работоспособности, требовательного отношения к себе;

-уметь работать в коллективе.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Участники: вокальный ансамбль младших классов.

Возраст: 7-10 лет.









3.2.Методические рекомендации

При работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности и физические данные учащихся.

На подготовительном этапе, педагог показывает распевания. Участники повторяют, следуя дирижёрскому жесту.

В основном этапе педагог показывает песню, но не говорит названия. Дети сами должны догадаться и предположить, тем самым педагог заинтересовывает их. Также педагог работает над встречающимися интонационными, ритмическими и дикционными трудностями.

Вывод: Для достижения целей, поставленной в конспекте занятия, педагог использовал различные методы, приёмы и виды деятельности для формирования ансамблевых навыков младших школьников в условиях занятия вокального ансамбля. Но 1 занятия мало для формирования ансамблевых навыков. Поэтому на такой раздел отводится 50 часов практической деятельности.


3.3. Материально-техническое обеспечение

-наличие специального кабинета;

-фортепиано;

-нотный материал;

-музыкальный центр (ноутбук);

-флешка;

-записи фонограмм в режиме «+» и «-»;

-стулья.







4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Билль А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий / А. Билль. – М.: «Чистый голос», 2003.

  2. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам - вокалистам» / П.В. Голубев. – М.: Феникс, 2016.

  3. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей» / И. Исаева. - М.: АСТ, 2007.

  4. Охомуш Т. В. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии» / Т.В. Охоиуш. – М.: Владос, 2003.

  5. Ручинская Т. И. Методическая разработка «Основы вокальной методики» / Т.И. Ручинская. – СПб. 2001.


















5. ПРИЛОЖЕНИЕ Конспект занятия 1

Образовательная организация: ДДТ Октябрьского района.

Тема занятия: формирование навыка точного интонирования.

Творческий коллектив: вокальный ансамбль младших классов.

Возраст детей: 7-10 лет.

Цель: научиться слышать скачки, повторяющиеся звуки.

Задачи:

Обучающая: формирование навыка точного интонирования.

Развивающая: развитие музыкальной способности детей (музыкально-слуховых представлений) в процессе разучивания песни.

Воспитательная: воспитание организованности и внимания.

Предполагаемый результат: точное интонирование мелодии.

Оборудование занятия: фортепиано, ноутбук, флешка, стулья.

Список используемой литературы, наглядных пособий:

  1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н.Добровольская. 1987.

  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В.Емельянов.- Спб.: 2004.

  3. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения: вып.1 / В.Попов, Л.Тихеева.- М.: 1986.

  4. Стулова Г.П.Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. Заведений / Г.П. Стулова. – М.: Владос, 2002.

Структура

Занятия

Регл.


Задачи


Методы,

Приёмы


Ход занятия:



1.Организацион

ный момент.



1м.

-Создание благоприятной рабочей (творческой) атмосферы.




Методы: словесный

Здравствуйте ребята. Сейчас мы с

вами распоёмся, потом послушаем

и разучим с вами новое

произведение, название которого

вы постараетесь определить сами.


2.Подготовительный этап.







5

м.







Подготовка певческого аппарата к работе.










- Словесный (напоминания).

- Наглядно- слуховой (исполнение распевания педагогом, обучающимися).

- Наглядный метод (показ ауфтакта, дирижерского жеста, приема звукоизвлечения дыхания).

- Практический метод исполнения распеваний


Вокальные упражнения (распевания):

1.«Скок-скок» (навык активной

артикуляции и чёткой ясной дикции,

интонирование поступенного

нисходящего движения мелодии и

восходящего скачка кварта)

2. «Зайчик» (расширение звукового

диапазона, навык интонирования

мажорной гаммы в восходящем

и нисходящем движении, навык

активной артикуляции и чёткой

дикции, навык пения повторяющихся

звуков, формирование различных

гласных в единой вокальной позиции)


3.Основной этап.

9 м.









Развивать певческие умения и навыки;

учить слушать себя, петь естественным голосом без напряжения в ансамбле;

обращать внимание на одновременное вступление и окончание музыкальных фраз





-Словесный (рассказ)

-Наглядно- слуховой (исполнение песни педагогом, обучающимися)


Автор музыки и слов этой песни Е.Пекки

- Я исполню песню, а вы

определите название

-Д-(слушают)

- О чем песня?

-Д.

- Да, правильно о Международном

женском дне. А в каком характере

я её исполнила?

- Д.

- Радостно, светло. Молодцы!
- А сейчас ребята, вы послушайте

меня, я спою 1 фразу, а потом вы

повторите за мной. (Дети спели)

Анализирую:

- Сейчас мы поработаем над

интонационными трудностями:

-пропоём вне ритма мелодические

скачки

-проучим точное интонирование

звуков мелодии на стыке фраз

(окончание предыдущей фразы и

начало следующей). Обратить внимание

детей, в каких фразах нота повторяется

и когда происходит скачок в мелодии.

- Давайте пропоем скачок на слог «да».

-Д.

- Ребята, вы очень вяло произносите

слова и поете неточный ритм. Сейчас

еще раз со словами вам прохлопаю

ритм, а вы повторите за мной.

-Д.

- Молодцы. Мне понравилось, как вы

внимательно меня слушали и

повторяли за мной. К следующему

занятию каждый из вас назовёт 5

характеристик, как должно исполняться

произведение.


4.Подведение

итогов занятия.

1 м.




Анализ деятельности детей в процессе разучивания песни











-Словесный (оценка

деятельности)

Исполнение разученного песенного

материала (запева) с кратким

анализом закрепляемых певческих

навыков.

Оценивание (поощрение) деятельности детей на занятии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!