Логопедический планшет для автоматизации звуков Р, Л, С, Ш.
Цель: автоматизация звуков Р, Л, С, Ш.
Задачи:
Закрепить навык правильного произношения звуков Р, Л, С, Ш.
Обучать детей слоговому чтению.
Развивать мелкую моторику.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры
Вначале воспитатель выкладывает на уголки планшета звуки: Р, Л, С, Ш.
Затем предлагает ребенку воспроизвести звук по звуковой дорожке (провести пальчиком зигзагообразную или волнистую линию и тянуть звук: р-р-р. Затем другой звук: ш-ш-ш.
На втором этапе на планшет выкладываются по мере их усвоения гласные звуки: А, У, И, О, Ы, Э. Задача заключается в произнесении слогов: А-а-ал и Л-л-л-ла.
На третьем этапе можно выкладывать слово Л-И-С-А. Ребенок проводит пальчиком от звука к звуку, тянет его, прочитывая слово. На данном этапе можно усложнить игру, спросив ребенка «Догадайся, какого звука не хватает».
На четвертом этапе воспитатель использует дополнительную круглую панель с животными. Ребенок называет картинки: жираф, божья коровка, птица, сова, бабочка, стрекоза, динозавр.
Варианты.
1 вариант игры.
Воспитатель прикрепляет круглую панель и выкладывает под нее буквы. Прокручивая панель, педагог останавливает ее на определенной букве и просит назвать ребенка то слово, в котором встречается этот звук или стоит вначале слова или стоит в конце слова.
2 вариант игры.
Воспитатель кладет в центр круглой панели одну гласную букву. Прокручивая панель, ребенок должен прочесть получившийся слог: ПА, МА, ДА, РА и т.д.
3 вариант игры.
По кругу круглой панели воспитатель выкладывает буквы. Прокручивая панель, воспитатель показывает, как собрать слово: первая буква в центре, вторая буква в окошечке панели и третья буква за круглой панелью: Оса.
Воспитатель и ребенок по очереди делают ход. Если слово получилось (такое слово сесть), то ребенок получает одну фишку. Если такого слова нет – ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество слов.
4 вариант игры на артикуляцию.
В этой игре проводится тренировка артикуляции. Воспитатель произносит слово, содержащее один из звуков Р, Л, С, Ш, и ребенок должен его правильно и четко повторить.
5 вариант игры – игра на слоги. Воспитатель произносит слова или звуки на слоги, а ребенок должен их правильно воспроизвести и расположить их в нужном порядке на планшете.
6 вариант игры «Кто как кричит?»
Ребенок загадывает животное, например, жираф и говорит: «Как кричит жираф? Сейчас мы узнаем». Прокручивает панель и читает слог.
7 вариант игры «Что сказал динозавр?»
Воспитатель спрашивает: «Однажды божья коровка мешала спать динозавру. Динозавр проснулся и что он сказал? Сейчас мы узнаем». Прокручивает панель и читает слог.
8 вариант игры.
Воспитатель загадывает животное. Например, жираф.
Воспитатель и ребенок по очереди берут карточку с буквой. Если в слове Жираф есть эта буква, то она остается у этого игрока. Если нет – откладывается в сторону.
Выигрывает тот, кто больше всего выиграет букв.
9 вариант игры.
Ребенок называет одно из животных: жираф, божья коровка, птица, сова, бабочка, стрекоза, динозавр.
А воспитатель достает наугад карточку с буквой. Если в этом слове есть эта буква, воспитатель оставляет карточку себе. Ребенок проверяет, правильно ли определил воспитатель.
Затем педагог и ребенок меняются ролями.
Правила
- Называть все звуки отчетливо.
- Не перебивать друг друга.
- Слушать друг друга внимательно.
Вывод: ребёнку автоматизация звуков требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Игра с ребёнком, несомненно, оживит его интерес к овладению бесценным даром слова.