СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Повышение мотивации обучающихся к изучению обществознания с помощью инструментов ИКТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Повышение мотивации обучающихся к изучению обществознания с помощью инструментов ИКТ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зимёнковская средняя общеобразовательная школа













Методическая разработка



«Повышение мотивации обучающихся к изучению обществознания с помощью инструментов ИКТ»







Лапаева Юлия Геннадьевна, учитель обществознания

















2021 год

Сегодня невозможно себе представить по - настоящему образованного, культурного человека, не владеющего основами социальных наук, которые объединяет в себе школьный курс обществознания. Обществознание расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение обществознания прививает любовь к Родине, к родным местам, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам, воспитывая настоящего патриота и гражданина.

В настоящее время одним из направлений модернизации системы обществоведческого образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Данные приёмы позволяют активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память учащихся.

Современный урок обществознания — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике.

Организуя и осуществляя учебно - познавательную деятельность, стимулируя и мотивируя, контролируя и осуществляя самоконтроль, я в своей практике стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании обществознания, активно использую новые информационные технологии.

В современной школьной жизни компьютер – это средство повышения эффективности процесса обучения. Решая вопрос повышения мотивации на уроках обществознания, я все чаще стала обращаться к информационным технологиям. Использование ИКТ помогает расширить выбор материалов и форм работы, делает урок более увлекательным и интересным. Именно поэтому в своей обучающей деятельности я решила широко применять возможности данной технологии.

На своих уроках я использую программу MICROSOFT EXCEI, в которой создаю тесты. Использую приемы групповой и индивидуальной работы: одна половина класса работает с рабочей тетрадью, другая часть учащихся работает с компьютером. Учащиеся сразу видят результат своей работы, могут его улучшить, повторив работу с тестом. Также я практикую подготовку домашних заданий в виде творческой работы учащихся с использованием ИКТ. Учащиеся сами могут приготовить презентацию, нарисовать рисунок, построить схему или диаграмму и все продемонстрировать на уроке.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе отношу: электронные учебники и пособия, образовательные ресурсы Интернета, электронную справочную литературу, иллюстративный материал на электронных носителях, дистанционные олимпиады, конференции, конкурсы, научно - исследовательские работы. На практике убедилась, что кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и отдачи самих учащихся.

Известно, что научить – это дать учащимся знания, умения и навыки. Однако этого мало. Необходимо воспитать у них мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная мотивация, т.е. стремление, желание учиться, выступает важным фактором получения образования.

На данный момент я обучаю учащихся 6-9 классов и отдельно веду уроки в 10 и 11 классах по праву. В начале учебного года метод наблюдения позволил увидеть следующее: учащиеся не умеют ставить цели, преодолевать трудности, отличаются слабым интересом к предмету, у них слабо сформированы навыки учебной деятельности. Передо мной встала одна из важных задач - повышение уровня учебной мотивации учащихся. Для ее решения я применяла активные методы обучения, так как считаю, что они позволяют повысить интерес к учению. Учитывая возрастные особенности, стала активно использовать элементы игровой технологии. Особое внимание уделяла ролевым играм. Обществознание – это целый синтез различных наук, его содержание нельзя пронаблюдать, очень трудно оценить личностную составляющую. Ролевая игра на уроке обществознания - не что иное, как «создание реальных ситуаций»: каждый ученик выступает в роли участника событий. Интересными для учащихся стали соревнования: «Дуэль на шпагах», «Кроссворд без поля»,
На итоговых уроках проводила «Правовой марафон», это помогало обобщить и закрепить изученный материал. С уверенностью могу сказать, подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к обществознанию, развивают социальное мышление, воображение, речь, память.
Интересные результаты в повышении уровня познавательных мотивов приносит использование метода «сложных заданий». В конце урока предлагаю учащимся задания, предупреждая, что выполнить их они могут по желанию и оценок за их выполнение не выставляю. Выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к учебному предмету. Применяю сложные задания нечасто. Считаю, что по их результатам можно с большой надежностью установить уровень и характер мотивации учащихся.

В 6 и 7 классах использую методику составления задач и вопросов. В конце изучения темы провожу обобщающий урок, к которому ученики сами готовят вопросы и задания для своих одноклассников. Незаменимым в этом возрасте становится и использование кроссвордов. Учащиеся с увлечением разгадывают и учатся их составлять, что развивает логику, умение анализировать, сопоставлять.

В старших классах повысить уровень мотивации позволяет проблемное обучение. Создание проблемной ситуации сталкивает учащихся с трудностью, которую они иногда не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Именно в такие моменты ученики понимают необходимость получения новых знаний или применения имеющихся в новой ситуации. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся. Уникальность проектной работы в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, а также создать интересный проект с использованием компьютерных технологий. С интересом учащиеся воспринимают видеофильмы. Использование видеофильма на уроках позволяет решить проблемные задачи и мотивирует учащихся к работе на уроке.

Применение ИКТ на уроках позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях современной школы.

Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разноуровневых заданий позволяет гораздо большему числу учащихся обрести радость и уверенность в учебном труде. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но при этом трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Формируя стойкую учебную мотивацию, считаю: особое значение имеет эмоциональный настрой, который царит на уроке, стремлюсь к тому, чтобы ученикам было достаточно комфортно на моих уроках. Учитываю то, что результаты каждого ребенка надо сравнивать не с результатами других учащихся, а с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

Таким образом, преимущества использования ИКТ в повышении мотивации обучающихся к изучению обществознания вижу в следующем:

1. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле.

2. Ускоряется процесс получения и использования информации, развиваются познавательные способности учащихся.

3. Компьютер — это еще и возможность объединить разные способы подачи информации. В электронные издания включены различные типы информационных объектов, что предполагает информационное воздействие различных типов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!