Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Методическая разработка
Познавательная игра "Толерантность - путь к миру"
Разработчик:
Болотова Галина Михайловна
педагог дополнительного образования
лаборатории
«Компьютерное моделирование»
г. Кумертау РБ
2019 год
Цель:
дать определение толерантности;
определить качества толерантного человека;
содействовать воспитанию толерантного, милосердного, терпимого отношения к
другим людям.
Задачи:
раскрыть понятие феномена толерантности;
обосновать теоретическую модель системы толерантного воспитания;
познакомить воспитанников с технологиями по формированию толерантности.
Ход занятия.
Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наша республика
Башкортостан. Наш город. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на
доске). Как вы его понимаете?
Определение толерантности
- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.
В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке – «уважение свободы другого, его образа мысли».
В арабском языке – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке – «готовность к примирению».
Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Смысловая поддержка
- На экране вы видите положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них:
«Не делай другому того, от чего больно тебе».
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
«В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
- Передайте эти мысли своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение
других. Они должны быть толерантными друг к другу.
- Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть
толерантность? Давайте попробуем составить образ толерантности.
Образ толерантности учащиеся рисуют в Painte (работа на компьютере).
(Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из
пластилина, использовать фотографии, мягкие игрушки).
Ученики рассматривают свои рисунки, высказывают свое мнение.
- На земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и
черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны уметь
договариваться между собой.
Качества толерантности
- Образ толерантности мы составили. Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
На экране конверты с различными качествами человека. Попробуйте
выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с
толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение,
понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие,
зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,
милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт,
великодушие.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание,
скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно
выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас
людей, разрешить конфликты мирным путем?
-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о
которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, друг за другом. Приколите чистый лист бумаги на спину впереди стоящему. Возьмите фломастер и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: спасибо за то, что ты такой
добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим. Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе.
А напоследок вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
-Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
-Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.