СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия «Изготовление двухполосного пульта дистанционного управления автомоделями»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка используется при реализации дополнительной образовательной программы «Автомоделирование» в разделе «Изготовление моделей с электродвигателями»- изготовление модели вездехода.Возраст детей: 11-15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия «Изготовление двухполосного пульта дистанционного управления автомоделями»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных техников»

города Каменск-Шахтинский





Протокол Метод. совета № _______

от «___» ____________ 20___ г.









Методическая разработка практического занятия

«Изготовление двухполосного пульта дистанционного управления автомоделями»

«Автомоделирование»


(для педагогов дополнительного образования)










Автор: педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТ»

Дедерер В.А.





Содержание


1. Пояснительная записка

Актуальность методической разработки.

Цель и задачи методической разработки

Используемые принципы обучения

Ожидаемые результаты

2. Конспект занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

3. Источники информации

4. Приложение- электрическая схема















































1.Пояснительная записка


Данная методическая разработка используется при реализации дополнительной образовательной программы «Автомоделирование» в разделе «Изготовление моделей с электродвигателями»- изготовление модели вездехода.

Возраст детей: 11-15 лет.

Занятие развивает, координацию движений пальцев, зрительную память, глазомер, творческое мышление, коммуникативные способности ребенка. Кроме того позволяет ребенку приобрести умения по составлению простейших чертежей и схем, по обработке и соединению деталей из различных по своим свойствам материалов (пластик, дерево, металл), ребенок закрепляет знания по основами электротехники полученные при работе с конструктором «Знаток», учится паять провода. При проведении занятия используется коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения.

Актуальность методической разработки. Данная методическая разработка направлена на закрепление и совершенствование учащимся навыков владения электродрелью, канцелярским ножом, клеевым пистолетом, паяльником, зубилом и молотком. Полученные знания и умения учащийся самостоятельно применяет на практике, может увидеть правильность или ошибочность своих суждений и выводов.

Преподавателю при проведении занятия по данной методике легко определить уровень навыков и умений учащегося по обработке различных материалов, оценить коммуникативные и организационные способности ребенка.

Цель методической разработки: обучить учащегося составлять чертежи и схемы, планировать процесс изготовления модели, закрепить и усовершенствовать навыки работы с различными материалами, используемыми в автомоделировании, закрепить имеющиеся знания по основам электротехники. На примере изготовленного пульта дистанционного управления показать важность полученных знаний и проверить их на практике.

Задачи методической разработки:

Обучающие:

-научить обращению с паяльником, зубилом, молотком ;

-изучить свойства пластика, дерева, металла;

-научить составлять простейший чертеж и схему;

-закрепить знания по основам электротехники;

-проверить полученные знания на практике.

Воспитательные:

-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание;

-воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости;

-мотивировать интерес к изучаемому предмету.

Развивающие:

-развивать смекалку, внимание, фантазию;

-развивать творческие способности;

-развить умение работы в коллективе.

Используемые принципы обучения:

-самостоятельность;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-наглядность;

-последовательность;

-доступность;

-актуальность;

-творческая активность.

Все эти принципы могут быть свободно реализованы в течении нескольких занятий (в зависимости от индивидуальных навыков и умений учащегося), что обеспечивает наибольшую эффективность усвоения материала.

Ожидаемые результаты.

В результате применения данной методической разработки воспитанники:

-изготовят двухполосный пульт управления автомоделями;

-закрепят навыки работы с ножовками по дереву и металлу;

-овладеют навыками работы с паяльником, зубилом и молотком;

-на практике увидят значение такого понятия как полярность;

-научатся вести работу самостоятельно и последовательно;

-научатся применять полученные знания на практике;

-разнообразят досуг.

Контроль степени усвоения материала осуществляется путем контроля на каждом этапе изготовления модели и путем проведения соревнования готовых моделей.


2.Конспект занятия


Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практическая работа.

Оборудование: бумага формата А 4, простые карандаши, линейка, штангенциркуль, канцелярский нож, паяльник, олово, канифоль,паяльная кислота, электродрель с сверлом 3 мм., клеевой пистолет с клеевыми стержнями, электропровод не менее 4Х0,22 мм в оплетке, клеммы автомобильной электропроводки- 4 шт., деревянная доска толщиной 10 мм. или более, крышки от пластиковых бутылок диаметром 30 мм.-4 шт., 1 резинка для денег, металлическая пластина, пластиковые дюбеля на 100-110 мм., внешним диаметром 6 мм.-3 шт., зубило, молоток, клемник для элемента питания типа «Крона»,4 заколки для волос. Корпус ПДУ изготавливается из гофрированного картона, фанеры или прозрачного пластика, в зависимости от выбора материала используются, канцелярский нож, либо электродрель, сверло диаметром 3 мм, лобзик, надфиль плоский.

Дидактический материал к учебному занятию: лист с электрической схемой, готовый ПДУ.

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию.

2. Этап актуализации знаний.

Теоретическая часть.

Ребята, все Вы уже умеете изготавливать прямоходную автомодель как колесную, так и на гусеничном ходу. На следующем этапе мы научимся изготавливать двухполосный проводной пульт дистанционного управления, который позволит управлять автомоделями, оборудованными 2 электродвигателями на расстоянии.

Для ее изготовления потребуется составить чертеж пульта, правильно произвести разметку креплений деталей в соответствии с чертежом, изготовить и подогнать детали для их правильной работы, составить и спаять электросхему для включения и выключения электродвигателей.

В течении нескольких занятий каждый из Вас изготовит вышеуказанный пульт, который фактически представляет собой 4 парных включателя закрепленных на 2 колесах управления и работающих парно. Каждая пара включателей подает на один из двигателей напряжение 9V, с возможностью изменения полярности, что позволяет двигателям включаться и выключаться, изменять направление вращения, независимо друг от друга.

Полученные знания пригодятся Вам при изготовлении различных поделок и моделей, а изготовленный пульт можно будет использовать в дальнейшем для управлениями разными автомоделями которые Вы изготовите в дальнейшем. Кроме того, Вы на практике увидите значение такого понятия как «полярность» и увидите возможности использования изменения полярности в автомоделировании.

Полярность-наличие выделенного направления, в переносном смысле-противопоставление двух сущностей. В нашем случае это «+» и «-» нашего источника питания, т.е. батареи напряжением 9V.Общепринятым направлением протекания тока в электротехнике принято считать от «+» клеммы источника питания к «-» клемме этого же источника. И если менять местами подсоединение данных клемм на электродвигателе направление его вращения также будет меняться. Эти свойства постоянного электрического тока мы и используем.

При выполнении задания необходимо проявлять аккуратность и внимание.

Посмотрите на готовый ПДУ.

Демонстрируется ПДУ.

-Обратите внимание, каким способом изменяется полярность подаваемого на электродвигатели тока - токоподающие пластинки, спаянны между собой и расположены под токоприемниками напротив друг друга с изменением расположения «+» и «-», расположение токоприемников не изменено.

Провода от токоприемников включателей подключаются к двигателям, а от токоподающих пластин к элементу питания.

Практическая часть

После того как мы разобрали понятие «полярности» в электротехнике, можем приступать к изготовлению пульта дистанционного управления. В ходе изготовления ПДУ необходимо ориентироваться на образец ПДУ, составленную Вами схему сборки, электрическую схему. По окончании изготовления ПДУ мы проведем ее тестирование на модели гусеничного вездехода с двумя двигателями.

Правила техники безопасности

Инструктаж по правилам безопасной работы при работе с инструментами.

Этапы выполнения работы

-Организация рабочего места

-Осмотр образцов

1. Осмотреть образец ПДУ;

2. Осмотреть электросхему ПДУ;

-Составление схемы ПДУ

1.Измерить элементы корпуса;

2.Измерить втулки, оси, элементы крепления;

3.Измерить места расположения токоподающих пластин;

3.Изобразить измеренные элементы на листе бумаги карандашом, указать размеры;

-Составление электросхемы модели

1.Осмотреть схемы инструкции конструктора «Знаток»;

2.Нарисовать электросхему соединения электродвигателей с включателями, элементом питания ПДУ используя обозначения принятые в электротехнике.

-Изготовление корпуса ПДУ

1.В соответствии с чертежом выпилить из доски толщиной не менее 10 мм. прямоугольник размером 195 Х 90 мм.- дно корпуса;

2.Вырезать из гофрированного картона, либо выпилить из фанеры или пластика 2 прямоугольника размером 200 Х 38 мм., 95 Х 38 мм.- боковины корпуса;

3.Вырезать из гофрированного картона, либо выпилить из фанеры или пластика 1 прямоугольник размером 210 Х 105 мм.- крышка корпуса.

4. В крышке корпуса вырезать отверстия под колеса управления включателями (после сборки боковин и установки колес управления).

5.Вырезать из пластиковых дюбелей и шпажек подобие дверной петли (механизм открывания крышки корпуса).

-Изготовление колес включателей

1.Из шпажек диаметром 3 мм. отрезать две оси длинной 55 мм.;

2.Из дюбелей с внутренним диаметром 3 мм. изготовить 4 втулки длинной 10 мм.;

3.Из доски толщиной 10 мм. выпилить 4 крепления осей размером 15Х15 мм.;

4.В 4 крышках от пластиковых бутылок просверлить отверстия по 3 мм, крышки склеить клеевым пистолетом между собой нижней стороной.;

5.В полученные колеса вклеить оси;

6.Разогнуть и зачистить от лака в местах припаивания проводов и на концах 4 женские заколки, после чего центральной частью обернуть их вокруг шпажек, припаять к каждой заколке по 1 электропроводу из 4; приклеить клеевым пистолетом, получившиеся токоприемные контакты к осям колес управления;

-Изготовление токоподающих пластин

1.Из металлической пластины вырезать 8 пластин размером не менее 10Х15мм., спаять их попарно электропроводом (длину провода выбрать на месте);

2.К каждой паре пластин припаять выводы клемника для батареи- 2 плюсовых пары, 2 минусовых пары;

-Сборка ПДУ

1.На дно корпуса клеевым пистолетом приклеить крепления осей колес управления;

2.К креплениям приклеить втулки с одной стороны, вставить колеса на осях во втулки и приклеить втулки с другой стороны;

3.Проверив места попадания токоприемников, приклеить клеевым пистолетом токоподающие пластины, расположив, спаянные плюсовые и минусовые пластины по диагонали друг к другу;

4.К осям приклеить резинки для денег, приклеить концы резинок к дну корпуса, обеспечив достаточное натяжение и исключив свободной опускание токоприемников на токоподающие пластины;

5.Приклеить клемник для батареи между креплениями колес;

6.В зависимости от выбранного материала, приклеить или прикрутить саморезами боковины корпуса, прорезав выемку для провода, вырезать в крышке отверстия под колеса управления, приклеить крышку ПДУ на поворотном механизме к корпусу;

7.На концах провода закрепить клеммы.


Вместо токоприемных пластин можно использовать оцинкованные саморезы с плоскими шляпками, что упростит конструкцию, исключив приклеивание пластин и припайку к ним проводов.

Итог занятия.

Рефлексия:

-Осмотр, устранение ошибок;

-Проведение проверки ПДУ путем подключения 2 двигателей согласно схеме.






3.Источники информации


Занков Л.В.Избранные педагогические труды- Москва 2010 г.

wikipedia.org

present5.ru

pinterest.ru






































Приложение №1




























Приложение №2



Основные части ПДУ




1.Токоподающие пластины 2.Токоприемники 3.Элементы ПДУ в сборе




4.ПДУ в корпусе из оргстекла





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!