Департамент здравоохранения Брянской области
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)
Учебная дисциплина
ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
МДК.01.04 Лекарствоведение с основами фармакологии
Тема: Противомикробные, противопаразитарные, противовирусные и противоопухолевые препараты.
Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.
Курс: 3
Вид занятия: практическое
Кол-во времени: 270 мин.
Брянск¸ 2023
Рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 33.02.01 Фармация «______ » _______ 2023 г. Протокол № __ Председатель ___________ /Алексеева С.Н. Рекомендована методическим советом «_______ » __________ 2023 г. Протокол № __ | Утверждаю Зам. директора по учебной работе ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» ___________________М.А. Захарова «_______ » ________________2023 г. |
Методическая разработка практического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, рабочей программой по ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
МДК.01.04 Лекарствоведение с основами фармакологии
по теме: «Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.»
для специальности 33.02.01 Фармация.
Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».
Цели занятия:
Образовательная: систематизировать, углубить и закрепить знания студентов в области классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики сульфаниламидных препаратов, синтетических противомикробных препаратов. Противотуберкулезных, противопротозойных, антигельминтных препаратов.
После изучения темы студент должен:
Уметь: распределять лекарственные препараты по фармакологическим группам, и классифицировать их по различным признакам; анализировать и проводить сравнительную характеристику препаратов в рамках одной фармакологической группы по правилам приема, побочным эффектам и противопоказаниям к применению; выписывать и читать на латинском языке рецепты на указанные препараты.
Знать: характеристику лекарственных препаратов, относящихся к сульфаниламидам, синтетическим противомикробным препаратам, противотуберкулезным, противопротозойным, антигельминтным препаратам, в том числе торговые наименования в рамках одного международного непатентованного наименования и аналогичные лекарственные препараты в рамках фармакологической группы, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.
Развивающая:
- развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
и формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
Место проведения: кабинет №220 ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Время проведения: 270 минут
Оснащение: методическая разработка, задания для самостоятельной работы, ситуационные задачи, раздаточный дидактический материал, лекарственные препараты по теме занятия.
Междисциплинарные связи
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией.
ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
МДК.01.02 Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.
МДК.01.05 Лекарствоведение с основами фармакогнозии.
Внутримодульные (внутридисциплинарные) связи
Темы: Общая фармакология.
Антисептические средства. Противогрибковые средства. Антибиотики.
Используемая литература
Основная литература
1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017
2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 702 с.
Дополнительная литература:
1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.
Технологическая карта практического занятия
№ | Содержание этапа занятия | Методическое обоснование | Кол-во времени |
1. | Организационный момент | Готовность студентов к занятию, контроль наличия необходимого индивидуального обеспечения студентов: сменная обувь, халат, колпак, тетрадь по практике. Оценить внешний вид студентов, нацелить на активную работу на практическом занятии. Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале. | 2 мин |
2. | Тема практического занятия: Противомикробные, противопаразитарные, противовирусные и противоопухолевые препараты. Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты. Цели: систематизировать, углубить и закрепить знания студентов в области классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики перечисленных групп препаратов. Актуальность: см. ниже. | Раскрыть теоретическую и практическую значимость и актуальность темы, определить цели, внутридисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, связь с будущей профессиональной деятельностью по специальности. | 5 мин |
3. | Контроль исходного уровня знаний студентов: Самостоятельная работа по вариантам. Доклад: История открытия противотуберкулезных средств. | Выявление исходного уровня теоретических знаний и его коррекция. Преподаватель привлекает студентов к рецензированию, анализу и оценке ответов сокурсников. | 30 мин 10 мин |
4. | Формирование первичного практического опыта. Инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой. Преподаватель даёт рекомендации по выполнению и оформлению самостоятельной работы. | Повторение, закрепление, систематизация, совершенствование знаний, формирование и развитие умений применять их на практике. | 5 мин |
5. | Самостоятельная работа студентов: Применение теоретических знаний и приобретение практических умений студентами. Приложение №2. | Предупреждение возможных практических и этико-деонтологических ошибок в работе. | 180 мин |
6. | Проверка выполнения самостоятельной работы. Оценивается работа каждого студента, выставляется оценка за практическую работу. | Преподаватель делает анализ, указывает на положительные стороны и недостатки, даёт рекомендации. | 40 мин |
7. | Подведение итогов занятия: Анализ работы каждого студента и выставление общей оценки. | Анализ и оценка успешности достижения целей занятия, поставленных в начале занятия | 5 мин |
8. | Домашнее задание. Тема: Противогрибковые препараты. Противовирусные препараты. Противоопухолевые препараты. Учебник: Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. - 702 с. | Пояснения, инструктаж преподавателя, акцент на самое важное. | 3 мин |
| Итого | | 270 мин |
| Уборка кабинета в присутствии преподавателя после занятия. | | |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В последние годы большое внимание вызывают фторхинолоны – производные хинолона, содержащие атомы фтора. Синтезировано много таких препаратов, они отличаются высокой противомикробной активностью и широким спектром действия, устойчивость микроорганизмов к ним развивается относительно медленно.Фторхинолоны являются очень сильными препаратами и должны назначаться только при тяжелых заболеваниях, то есть должны находиться в глубоком резерве.
В последние годы наблюдается рост заболеваемости туберкулезом, по данным ВОЗ, сейчас в мире насчитывается до 20 млн больных активной формой туберкулеза, в год инфицируется от 50 до 100 млн человек, главным образом детей. Ежегодно умирает 3 млн больных, из них более 80% в развивающихся странах.
В России у одного из каждых 5 тысяч жителей диагностируется активная форма туберкулеза, опасная для окружающих и требующая немедленного лечения.
Распространению туберкулеза способствует снижение жизненного уровня населения, резко возросшие миграционные процессы, высокая инфицированность людей без определенного места жительства, больных алкоголизмом.
В комплексе медикаментозной терапии туберкулеза основное место занимают химиотерапевтические препараты: антибиотики и синтетические средства. Обычно комбинируют 2-3 препарата, что позволяет замедлить развитие резистентности возбудителя.
К противосифилитическим средствам относятся антибиотики (бензилпенициллины, тетрациклины, макролиды, а также препараты висмута.
Фармацевтические работники должны хорошо ориентироваться в данных препаратах, знать их достоинства и недостатки, изучить их классификацию, механизмы действия, общую характеристику наиболее типичных эффектов, особенностей действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты и меры по их предупреждению.
Приложение 1
Задания для исходного контроля знаний
1 вариант
-
Задача.
В инфекционное отделение поступил больной с диагнозом «бактериальная дизентерия» Укажите противомикробные средства для подавления возбудителя дизентерии, принадлежность к фармакологической группе, особенности действия и применения.
-
Выписать в рецептах:
- резервный антибиотик при сифилисе
- наиболее эффективный синтетический препарат при туберкулезе
- хинолон 2 поколения
2 вариант
-
Задача.
В урологическое отделение поступил больной с диагнозом «пиелонефрит». Бактериальное исследование определило устойчивость возбудителя к антибиотикам. Укажите препараты для лечения данного заболевания, принадлежность к фармакологической группе, особенности действия и применения.
-
Выписать в рецептах:
- противотуберкулезный антибиотик в капсулах
- препарат висмута для лечения сифилиса
- сульфаниламидный препарат при конъюнктивите
3 вариант
-
Задача.
Больной обратился к стоматологу по поводу стоматита. При осмотре врач обратил внимание на темную кайму по краю десен. Какое заболевание врач заподозрил у больного? Объясните ситуацию.
-
Выписать в рецептах:
- натриевую соль бензилпенициллина для лечения сифилиса
- противотуберкулезный антибиотик 2 ряда
- комбинированный сульфаниламидный препарат
4 вариант
-
Задача.
Больному туберкулезом в схеме лечения был назначен антибиотик. Вскоре больной отметил у себя ухудшение слуха. Какой антибиотик применял больной? Назовите группу антибиотика, особенности его действия, применения, побочные эффекты.
-
Выписать в рецептах:
- фторхинолон для инъекционного введения
-салазосульфаниламид
- противодиарейное противомикробное средство
5 вариант
-
Задача.
Врач назначил больному сульфаниламидный препарат в дозе 1г 5 раз в день. Однако, больной посчитал дозу слишком высокой и принимал препарат по 1 таблетке (0,5г) 3 раза в день. Эффективно ли такое лечение? Объясните ситуацию.
-
Выписать в рецептах:
- уроантисептик – производное нитрофурана
- фторхинолон в глазных каплях
- производное изониазида в ампулах
Приложение 2
Задания для самостоятельной работы
Задание №1
Составьте таблицу по фторхинолонам: укажите МНН; основные торговые названия; форму выпуска и способ применения.
Препараты: ципрофлоксацин, норфлоксацин, пефлоксацин, левофлоксацин, ломефлоксацин.
Задание №2 Заполните таблицу
Комбинированные противотуберкулезные препараты
Препараты | Состав | Правила приема |
Изокомб | | |
Фтизопирам В6 | | |
Фтизоэтам В6 | | |
В чём вы видите преимущества данных препаратов? Какие фармакологические эффекты характерны для этих препаратов?
Задание №3
Укажите осложнения, характерные для сульфаниламидных препаратов, противоспирохетозных, синтетических противомикробных средств, противотуберкулезных, противопротозойных средств.
Задание №4
Заполнить таблицу по комбинированным препаратам с противопротозойным компонентом.
Препарат, синонимы | Состав | Фармакологические свойства компонентов | Форма выпуска | Показания к применению |
| | | | |
Препараты: Метрогил А, Метрогил дента, Клион Д, Гайномакс, Тержинан, Метрогил плюс.
Задание №5
Работа с лекарственными препаратами и аннотациями. Разложите имеющиеся в кабинете препараты сульфаниламидов, синтетических противомикробных средств, противотуберкулезных, противопротозойных, антигельминтных препаратов. Назовите спектр действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты.
Задание №6
Выписать в рецептах
-
Основной противотуберкулезный синтетический препарат.
-
Противотуберкулезный антибиотик, оказывающий ототоксическое действие.
-
Резервный антибиотик при сифилисе.
-
Комбинированный сульфаниламидный препарат.
-
Фторхинолон в глазных каплях.
-
Респираторный фторхинолон.
-
Противоглистный препарат для лечения нематодозов.