СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия по теме: Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены задания различной степени сложности для выполнения на практическом занятии по указанной теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия по теме: Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя






Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)


Учебная дисциплина

ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.

МДК.01.04 Лекарствоведение с основами фармакологии


Тема: Противомикробные, противопаразитарные, противовирусные и противоопухолевые препараты.

Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.

Курс: 3

Вид занятия: практическое


Кол-во времени: 270 мин.









Брянск¸ 2023


Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2023 г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______ » __________ 2023 г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2023 г.







Методическая разработка практического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, рабочей программой по ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.

МДК.01.04 Лекарствоведение с основами фармакологии

по теме: «Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.»

для специальности 33.02.01 Фармация.


Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»



Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».





Цели занятия:


Образовательная: систематизировать, углубить и закрепить знания студентов в области классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики сульфаниламидных препаратов, синтетических противомикробных препаратов. Противотуберкулезных, противопротозойных, антигельминтных препаратов.


После изучения темы студент должен:


Уметь: распределять лекарственные препараты по фармакологическим группам, и классифицировать их по различным признакам; анализировать и проводить сравнительную характеристику препаратов в рамках одной фармакологической группы по правилам приема, побочным эффектам и противопоказаниям к применению; выписывать и читать на латинском языке рецепты на указанные препараты.

Знать: характеристику лекарственных препаратов, относящихся к сульфаниламидам, синтетическим противомикробным препаратам, противотуберкулезным, противопротозойным, антигельминтным препаратам, в том числе торговые наименования в рамках одного международного непатентованного наименования и аналогичные лекарственные препараты в рамках фармакологической группы, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.



Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая:

- развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

и формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.


Место проведения: кабинет №220 ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 270 минут

Оснащение: методическая разработка, задания для самостоятельной работы, ситуационные задачи, раздаточный дидактический материал, лекарственные препараты по теме занятия.


Междисциплинарные связи

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.

МДК.01.02 Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.

МДК.01.05 Лекарствоведение с основами фармакогнозии.


Внутримодульные (внутридисциплинарные) связи

Темы: Общая фармакология.

Антисептические средства. Противогрибковые средства. Антибиотики.



Используемая литература

Основная литература

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 702 с.

Дополнительная литература:


1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.










Технологическая карта практического занятия


Содержание этапа занятия

Методическое обоснование

Кол-во

времени

1.

Организационный момент



Готовность студентов к занятию, контроль наличия необходимого индивидуального обеспечения студентов: сменная обувь, халат, колпак, тетрадь по практике. Оценить внешний вид студентов, нацелить на активную работу на практическом занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.

2

мин

2.



Тема практического занятия:

Противомикробные, противопаразитарные, противовирусные и противоопухолевые препараты.

Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты.

Цели: систематизировать, углубить и закрепить знания студентов в области классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики перечисленных групп препаратов.

Актуальность: см. ниже.

Раскрыть теоретическую и практическую значимость и актуальность темы, определить цели, внутридисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, связь с будущей профессиональной деятельностью по специальности.

5

мин

3.

Контроль исходного уровня знаний студентов:

Самостоятельная работа по вариантам.


Доклад:

История открытия противотуберкулезных средств.

Выявление исходного уровня теоретических знаний и его коррекция.

Преподаватель привлекает студентов к рецензированию, анализу и оценке ответов сокурсников.

30

мин









10 мин

4.

Формирование первичного практического опыта.

Инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой.

Преподаватель даёт рекомендации по выполнению и оформлению самостоятельной работы.

Повторение, закрепление, систематизация, совершенствование знаний, формирование и развитие умений применять их на практике.


5

мин

5.

Самостоятельная работа студентов:

Применение теоретических знаний и приобретение практических умений студентами.

Приложение №2.

Предупреждение возможных практических и этико-деонтологических ошибок в работе.

180

мин

6.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

Оценивается работа каждого студента, выставляется оценка за практическую работу.

Преподаватель делает анализ, указывает на положительные стороны и недостатки, даёт рекомендации.

40

мин

7.

Подведение итогов занятия:

Анализ работы каждого студента и выставление общей оценки.

Анализ и оценка успешности достижения целей занятия, поставленных в начале занятия

5

мин

8.

Домашнее задание.

Тема: Противогрибковые препараты. Противовирусные препараты. Противоопухолевые препараты.

Учебник: Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. - 702 с.

Пояснения, инструктаж преподавателя, акцент на самое важное.

3

мин



Итого


270

мин

Уборка кабинета в присутствии преподавателя после занятия.





















АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ



В последние годы большое внимание вызывают фторхинолоны – производные хинолона, содержащие атомы фтора. Синтезировано много таких препаратов, они отличаются высокой противомикробной активностью и широким спектром действия, устойчивость микроорганизмов к ним развивается относительно медленно.Фторхинолоны являются очень сильными препаратами и должны назначаться только при тяжелых заболеваниях, то есть должны находиться в глубоком резерве.

В последние годы наблюдается рост заболеваемости туберкулезом, по данным ВОЗ, сейчас в мире насчитывается до 20 млн больных активной формой туберкулеза, в год инфицируется от 50 до 100 млн человек, главным образом детей. Ежегодно умирает 3 млн больных, из них более 80% в развивающихся странах.

В России у одного из каждых 5 тысяч жителей диагностируется активная форма туберкулеза, опасная для окружающих и требующая немедленного лечения.

Распространению туберкулеза способствует снижение жизненного уровня населения, резко возросшие миграционные процессы, высокая инфицированность людей без определенного места жительства, больных алкоголизмом.

В комплексе медикаментозной терапии туберкулеза основное место занимают химиотерапевтические препараты: антибиотики и синтетические средства. Обычно комбинируют 2-3 препарата, что позволяет замедлить развитие резистентности возбудителя.

К противосифилитическим средствам относятся антибиотики (бензилпенициллины, тетрациклины, макролиды, а также препараты висмута.

Фармацевтические работники должны хорошо ориентироваться в данных препаратах, знать их достоинства и недостатки, изучить их классификацию, механизмы действия, общую характеристику наиболее типичных эффектов, особенностей действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты и меры по их предупреждению.






















Приложение 1

Задания для исходного контроля знаний


1 вариант

  1. Задача.

В инфекционное отделение поступил больной с диагнозом «бактериальная дизентерия» Укажите противомикробные средства для подавления возбудителя дизентерии, принадлежность к фармакологической группе, особенности действия и применения.

  1. Выписать в рецептах:

- резервный антибиотик при сифилисе

- наиболее эффективный синтетический препарат при туберкулезе

- хинолон 2 поколения


2 вариант

  1. Задача.

В урологическое отделение поступил больной с диагнозом «пиелонефрит». Бактериальное исследование определило устойчивость возбудителя к антибиотикам. Укажите препараты для лечения данного заболевания, принадлежность к фармакологической группе, особенности действия и применения.

  1. Выписать в рецептах:

- противотуберкулезный антибиотик в капсулах

- препарат висмута для лечения сифилиса

- сульфаниламидный препарат при конъюнктивите







3 вариант

  1. Задача.

Больной обратился к стоматологу по поводу стоматита. При осмотре врач обратил внимание на темную кайму по краю десен. Какое заболевание врач заподозрил у больного? Объясните ситуацию.

  1. Выписать в рецептах:

- натриевую соль бензилпенициллина для лечения сифилиса

- противотуберкулезный антибиотик 2 ряда

- комбинированный сульфаниламидный препарат

4 вариант

  1. Задача.

Больному туберкулезом в схеме лечения был назначен антибиотик. Вскоре больной отметил у себя ухудшение слуха. Какой антибиотик применял больной? Назовите группу антибиотика, особенности его действия, применения, побочные эффекты.

  1. Выписать в рецептах:

- фторхинолон для инъекционного введения

-салазосульфаниламид

- противодиарейное противомикробное средство





5 вариант

  1. Задача.

Врач назначил больному сульфаниламидный препарат в дозе 1г 5 раз в день. Однако, больной посчитал дозу слишком высокой и принимал препарат по 1 таблетке (0,5г) 3 раза в день. Эффективно ли такое лечение? Объясните ситуацию.

  1. Выписать в рецептах:

- уроантисептик – производное нитрофурана

- фторхинолон в глазных каплях

- производное изониазида в ампулах






































Приложение 2


Задания для самостоятельной работы

Задание №1

Составьте таблицу по фторхинолонам: укажите МНН; основные торговые названия; форму выпуска и способ применения.

Препараты: ципрофлоксацин, норфлоксацин, пефлоксацин, левофлоксацин, ломефлоксацин.


Задание №2 Заполните таблицу

Комбинированные противотуберкулезные препараты

Препараты

Состав

Правила приема

Изокомб



Фтизопирам В6



Фтизоэтам В6



В чём вы видите преимущества данных препаратов? Какие фармакологические эффекты характерны для этих препаратов?



Задание №3

Укажите осложнения, характерные для сульфаниламидных препаратов, противоспирохетозных, синтетических противомикробных средств, противотуберкулезных, противопротозойных средств.


Задание №4

Заполнить таблицу по комбинированным препаратам с противопротозойным компонентом.

Препарат, синонимы

Состав

Фармакологические свойства компонентов

Форма выпуска

Показания к применению







Препараты: Метрогил А, Метрогил дента, Клион Д, Гайномакс, Тержинан, Метрогил плюс.

Задание №5

Работа с лекарственными препаратами и аннотациями. Разложите имеющиеся в кабинете препараты сульфаниламидов, синтетических противомикробных средств, противотуберкулезных, противопротозойных, антигельминтных препаратов. Назовите спектр действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты.


Задание №6

Выписать в рецептах

  1. Основной противотуберкулезный синтетический препарат.

  2. Противотуберкулезный антибиотик, оказывающий ототоксическое действие.

  3. Резервный антибиотик при сифилисе.

  4. Комбинированный сульфаниламидный препарат.

  5. Фторхинолон в глазных каплях.

  6. Респираторный фторхинолон.

  7. Противоглистный препарат для лечения нематодозов.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!