Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Калининграда
Детско-юношеский центр «На Молодeжной»
Методическая разработка практического занятия
c использованием нетрадиционной техники аппликации крупами и семенами с детьми ОВЗ
педагог дополнительного образования Поликанова И.А.
г. Калининград
2025г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Развитие мелкой моторики стимулируя отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируют и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Использование на занятиях различных мелких материалов, таких как: песок, цветная соль, крупа, семена , фасоль, макароны, пуговицы, бусы, мелкие камни, ракушки и т. д. в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции мотивационной сферы, ручной моторики, тактильной чувствительности, воображению детей.
Еще И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».
Данное занятие разработано для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Место занятия в программе.
Учебное занятие на тему «Дикие звери и их детеныши», в технике аппликация с использованием круп и семян проводится на первом году обучения по программе «Островок творчества» (4 часа). Занятие по программе рассчитано для детей с ОВЗ 8-18 лет.
Методическая цель разработки: совершенствование профессионально-педагогической компетентности в области проектирования учебного занятия в соответствии с современными требованиями.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения занятия, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы, средства обучения.
Вид занятия: смешанный (беседа, показ, практическая работа)
План-конспект занятия
Цель:
Закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей, о местах их проживания.
Задачи:
Образовательные:
-
расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
-
закрепить у детей обобщающее понятие «дикие животные»;
-
расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
Коррекционно-развивающие :
-
развивать мелкую моторику рук и пальцев;
-
развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
-
содействовать развитию творчества и фантазии в процессе создания образов;
-
формировать последовательность работы над объемной аппликацией из круп и семян, закреплять пространственную ориентировку;
-
научить наклеиванию круп и семян на бумажную основу;
Воспитательные:
-
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
-
воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением диких животных и их детенышей, трафареты животных, картон белый; ножницы; клей ПВА; кисточки; поставки под кисточки; простой карандаш, наборы круп: гречка, пшено, рис, манка.
Ход занятия:
Организационный момент
Актуализация субъективного опыта
-
Задаются вопросы по теме.
-
Оценивается уровень подготовленности обучаемого.
-
Мотивация на изучение нового материала.
-
Формулируется тема и цель занятия.
Основной этап
Изучение новых знаний и способов деятельности
Вводная беседа
-
Объяснение предназначение декоративного панно, техники и материалы для их изготовления.
-
Стимулирование познавательного интереса через создание ситуации успеха.
Показ и анализ
-
Показ как выглядят декоративное панно
-
Объяснение способа оформления панно.
-
Организация просмотра фотографий
-
Анализ представленного образца декоративного панно
Первичная проверка понимания изученного материала
Закрепление изученного материала на практике
Физкультминутка
-
Гимнастика для глаз.
-
Пальчиковая гимнастика
Практическая работа
-
Инструктаж по технике безопасности.
-
Организация продуктивной деятельности, создание ситуации успеха.
-
Задание по изготовлению работы
-
Инструктаж по ходу выполнения задания.
-
Анализ и комментарии действий обучащихся.
Заключительный этап
Подведение итогов
Оценивание работы, отмечается положительное в работе и разбираются ошибки.
Сценарий занятия
1.Вводная часть.
-Рада видеть вас на занятии. Надеюсь на совместную хорошую плодотворную работу на занятии.
2. Постановка цели и задач занятия
- Какую тему мы с вами изучаем?
(Аппликация, составление декоративного панно)
Рассказ-беседа
А чей образ мы будем создавать сегодня на занятии, вы узнаете, отгадав загадку:
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…..
- Наше занятие будет построено таким образом:
1. Объяснение нового материала.
2. Практическая работа
3. Подведение итогов занятия.
3. Теоретическая часть занятия
Посмотрите, какие красивые и оригинальные работы сделаны детьми из круп и семян (показ работ). Сколько возможностей дарит нам природа.
Крупа — это отличный материал для творчества.
Поделки из крупы получаются интересными и оригинальными, а если крупу еще и подкрасить, то яркими и привлекательным. Для работы подходят манка и рис, пшено и гречка, горох и любые семечки, – все, что можно наклеить. Здесь главное – проявить фантазию. А картины из круп – это красивое украшение для дома.
Каждая крупа отличается по своей структуре, размеру, форме и цвету. Поэтому ее можно использовать для украшения различных элементов одной поделки. Например, если для изделия нужен желтый цвет – подойдет кукурузная крупа, коричневый – гречка, белый – рис и манка, ну а если нужен зеленый, синий, красный и другие цвета, то можно подкрасить любую крупу.
Для того чтобы поделка удалась, нужно Ваше желание, фантазия, немного терпения и хорошее настроение. Поделки из крупы — это один из самых оригинальных и красивых подарков, сделанных своими руками.
Из каких круп можно делать поделки?
Из всех: гречка, рис, манка, кукурузная крупа
Что делать, если нет крупы нужного цвета?
Покрыть красками белую крупу.
Посмотрите на готовую работу и подумайте, что нужно знать, прежде чем начать работу.
Вводный инструктаж
Ребята, давайте вспомним правила безопасности на занятии. Что можно делать, а чего нельзя?
Правила безопасной работы с ножницами:
-
Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
-
Используй ножницы по назначению.
-
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу
Правила безопасной работы с клеем:
-
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
-
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
-
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
-
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
4.Практическая часть
Для изготовления работы нам понадобятся: лист картона, цветной картон, шаблон с изображением ежа, клей ПВА, стека, ножницы; глазки из набора для детского творчества; крупы: пшено ,манка, гречка, сухие листья.
Пошаговый процесс выполнения работы
1. Изготовим рамку для нашей поделки из картона.
2. Изображение ежа переносим на картон по шаблону.
3. Контуры шубки ежа , предварительно смазав клеем, «прорисовываем» гречневой крупой. Прижимаем семена через лист бумаги. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.
4. Контуры тельца и лапки ежа, предварительно смазав клеем, «прорисовываем» манной крупой. Прижимаем семена через лист бумаги. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.
5. Приклеиваем глаза.
6. Контур яблока, предварительно смазав клеем, «прорисовываем» пшеном. Прижимаем семена через лист бумаги. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.
7.Нос ежа и черешок яблока можно выполнить пшеном и покрасить гуашью, после того , как клей высохнет.
8. Заполняем отдельные фрагменты аппликации сухими листьями, убираем лишнее.
9. Фон нашего панно по желанию заполняем различными крупами.
Очень интересно работать с крупами и семенами, придумывать сюжеты, собирать композиции! Привлекает доступность и простота обработки.
Физкультминутка «Отдыхалочка»
Физкультминутка «Гномики»
5.Заключительная часть занятия
Оформляем в рамку, можно для этого взять готовую раму, или оформить из семян фасоли, подсолнечника .
Наша работа готова!
Готовые работы ребят
Полезные советы родителям и педагогам, чтобы детское творчество по созданию аппликаций крупами получалось с первого раза:
-
для работы нужно выбирать в качестве основы выбирать материал поплотнее. Обычный альбомный лист может деформироваться от большого количества клея или испортить будущую картину;
-
выполняя аппликацию, будет правильно двигаться, направляясь сверху вниз и слева направо. Это поможет не задевать уже выполненные детали изображения;
-
клей лучше накладывать толстым слоем. Это позволит крупинкам хорошо приклеиться и надежно удержаться на основе;
-
при желании шаблон можно вырезать, тем самым сделав не картину, а отдельную фигурку. Они могут послужить деталями для панно, какой-нибудь инсталляции или просто в качестве самостоятельного украшения.
Основные приемы изготовления аппликации из семян.
-Контурное выкладывание.
Намазываем контур нашего рисунка клеем и выкладываем по линии с помощью пинцета или зубной палочки
-Техника насып.
Промазываем нужные элементы клеем и засыпаем мелкими семенами. Лишнее стряхиваем на газетку. С помощью зубочистки корректируем границы рисунка.
Можно объединить 2 приема изготовления аппликации, она подойдет только для выполнения на клеевой основе.
- Работа с крупными семенами
Крупные семена можно выкладывать на пластилине.
Круглые элементы узоров выкладываются от края к центру(цветы), длинные от начала до конца (ветки)
Технология выполнения аппликации из семян и круп.
-
Приготовьте семена для работы, разложите их по размеру и цветовой гамме. В каждой группе найди самые светлые и самые темные цвета.
-
Возьмите лист бумаги и нарисуйте будущий рисунок, затем переведите его на картон с помощью копирки.
-
Затем можно выкладывать рисунок семенами без клея. Когда мы будем уверены, что нас устраивает выложенная композиция, мы будем намазываем каждое семя и класть на свое место обратно.
-
Выкладываем контур нашего рисунка семенами.
-
Делаем засыпку нужных элементов рисунка.
-
После того как выполнены контуры семенами и заполнены нужные участки, выкладываем крупные семена.
-
Даем время для просушки клея, если композиция на клею
Литература:
-
Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2017.
-
Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2015.
-
Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2015.
-
Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 2011.
-
Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2018.
-
ЮА Майорова. Педсовет. Рисование, аппликация, лепка для дошколят. - Нижний Новгород, 2015.
Интернет ресурсы.
1. ped-kopilka.ru Развитие мелкой маторики пальцев рук у детей с ОВЗ.
2. metodbv.ru Мелкая моторика у детей с ОВЗ – крепнут пальчики и развивается мозг.
3. www Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ. Воспитателям детских садов, школьным учителям.
4. esina edumsko.ru Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.