СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия c использованием нетрадиционной техники аппликации крупами и семенами с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  на занятиях различных  мелких материалов, таких как: песок, цветная соль,  крупа, семена , фасоль, макароны, пуговицы, бусы,  мелкие камни, ракушки и т. д. в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции мотивационной сферы, ручной моторики, тактильной чувствительности, воображению детей

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия c использованием нетрадиционной техники аппликации крупами и семенами с детьми ОВЗ»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

Детско-юношеский центр «На Молодeжной»















Методическая разработка практического занятия

c использованием нетрадиционной техники аппликации крупами и семенами с детьми ОВЗ









педагог дополнительного образования Поликанова И.А.

г. Калининград

2025г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Развитие мелкой моторики стимулируя отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируют и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Использование на занятиях различных мелких материалов, таких как: песок, цветная соль, крупа, семена , фасоль, макароны, пуговицы, бусы, мелкие камни, ракушки и т. д. в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции мотивационной сферы, ручной моторики, тактильной чувствительности, воображению детей.

Еще И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

Данное занятие разработано для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Место занятия в программе.

Учебное занятие на тему «Дикие звери и их детеныши», в технике аппликация с использованием круп и семян проводится на первом году обучения по программе «Островок творчества» (4 часа). Занятие по программе рассчитано для детей с ОВЗ 8-18 лет.


Методическая цель разработки: совершенствование профессионально-педагогической компетентности в области проектирования учебного занятия в соответствии с современными требованиями.


Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения занятия, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы, средства обучения.


Вид занятия: смешанный (беседа, показ, практическая работа)

План-конспект занятия

Цель:

Закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей, о местах их проживания.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;

  • закрепить у детей обобщающее понятие «дикие животные»;

  • расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

Коррекционно-развивающие :

  • развивать мелкую моторику рук и пальцев;

  • развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.

  • содействовать развитию творчества и фантазии в процессе создания образов;

  • формировать последовательность работы над объемной аппликацией из круп и семян, закреплять пространственную ориентировку;

  • научить наклеиванию круп и семян на бумажную основу;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

  • воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.


Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением диких животных и их детенышей, трафареты животных, картон белый; ножницы; клей ПВА; кисточки; поставки под кисточки; простой карандаш, наборы круп: гречка, пшено, рис, манка.


Ход занятия:

Организационный момент

  • Приветствие обучающегося.

  • Создание положительного эмоционального настроя на усвоение материала.

Актуализация субъективного опыта

  • Задаются вопросы по теме.

  • Оценивается уровень подготовленности обучаемого.

  • Мотивация на изучение нового материала.

  • Формулируется тема и цель занятия.


Основной этап

Изучение новых знаний и способов деятельности

Вводная беседа

  • Объяснение предназначение декоративного панно, техники и материалы для их изготовления.

  • Стимулирование познавательного интереса через создание ситуации успеха.

Показ и анализ

  • Показ как выглядят декоративное панно

  • Объяснение способа оформления панно.

  • Организация просмотра фотографий

  • Анализ представленного образца декоративного панно

Первичная проверка понимания изученного материала

  • Осмысление обучащимися полученных знаний.

  • Выявление затруднений обучащихся и их устранение.

Закрепление изученного материала на практике

Физкультминутка

  • Гимнастика для глаз.

  • Пальчиковая гимнастика

Практическая работа

  • Инструктаж по технике безопасности.

  • Организация продуктивной деятельности, создание ситуации успеха.

  • Задание по изготовлению работы

  • Инструктаж по ходу выполнения задания.

  • Анализ и комментарии действий обучащихся.

Заключительный этап

  • Рефлексия

Подведение итогов

Оценивание работы, отмечается положительное в работе и разбираются ошибки.

Сценарий занятия


1.Вводная часть.

-Рада видеть вас на занятии. Надеюсь на совместную хорошую плодотворную работу на занятии.

2. Постановка цели и задач занятия

- Какую тему мы с вами изучаем?

(Аппликация, составление декоративного панно)


Рассказ-беседа

А чей образ мы будем создавать сегодня на занятии, вы узнаете, отгадав загадку:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…..


- Наше занятие будет построено таким образом:

1. Объяснение нового материала.

2. Практическая работа

3. Подведение итогов занятия.


3. Теоретическая часть занятия

Посмотрите, какие красивые и оригинальные работы сделаны детьми из круп и семян (показ работ). Сколько возможностей дарит нам природа.

Крупа — это отличный материал для творчества. 

Поделки из крупы получаются интересными и оригинальными, а если крупу еще и подкрасить, то яркими и привлекательным. Для работы подходят манка и рис, пшено и гречка, горох и любые семечки, – все, что можно наклеить. Здесь главное – проявить фантазию. А картины из круп – это красивое украшение для дома.

Каждая крупа отличается по своей структуре, размеру, форме и цвету. Поэтому ее можно использовать для украшения различных элементов одной поделки. Например, если для изделия нужен желтый цвет – подойдет кукурузная крупа, коричневый – гречка, белый – рис и манка, ну а если нужен зеленый, синий, красный и другие цвета, то можно подкрасить любую крупу.

Для того чтобы поделка удалась, нужно Ваше желание, фантазия, немного терпения и хорошее настроение. Поделки из крупы — это один из самых оригинальных и красивых подарков, сделанных своими руками.

Из каких круп можно делать поделки?

Из всех: гречка, рис, манка, кукурузная крупа

Что делать, если нет крупы нужного цвета?

Покрыть красками белую крупу.


Посмотрите на готовую работу и подумайте, что нужно знать, прежде чем начать работу.


Вводный инструктаж

Ребята, давайте вспомним правила безопасности на занятии. Что можно делать, а чего нельзя?

Правила безопасной работы с ножницами:

  • Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

  • Используй ножницы по назначению.

  • Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу

Правила безопасной работы с клеем:

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.



4.Практическая часть

Для изготовления работы нам понадобятся: лист картона, цветной картон, шаблон с изображением ежа,  клей ПВА, стека, ножницы; глазки из набора для детского творчества; крупы: пшено ,манка, гречка, сухие листья.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Изготовим рамку для нашей поделки из картона.

2.  Изображение ежа переносим на картон по шаблону.

3. Контуры шубки ежа , предварительно смазав клеем, «прорисовываем» гречневой крупой. Прижимаем семена через лист бумаги. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.

4. Контуры тельца и лапки ежа, предварительно смазав клеем, «прорисовываем» манной крупой. Прижимаем семена через лист бумаги. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.

5. Приклеиваем глаза.

6. Контур яблока, предварительно смазав клеем, «прорисовываем» пшеном. Прижимаем семена через лист бумаги. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.

7.Нос ежа и черешок яблока можно выполнить пшеном и покрасить гуашью, после того , как клей высохнет.

8. Заполняем отдельные фрагменты аппликации сухими листьями, убираем лишнее.

9. Фон нашего панно по желанию заполняем различными крупами.


Очень интересно работать с крупами и семенами, придумывать сюжеты, собирать композиции! Привлекает доступность и простота обработки.

Физкультминутка «Отдыхалочка»

Физкультминутка «Гномики»



5.Заключительная часть занятия

Оформляем в рамку, можно для этого взять готовую раму, или оформить из семян фасоли, подсолнечника .


Наша работа готова!



Готовые работы ребят

Полезные советы родителям и педагогам, чтобы детское творчество по созданию аппликаций крупами получалось с первого раза:


  • для работы нужно выбирать в качестве основы выбирать материал поплотнее. Обычный альбомный лист может деформироваться от большого количества клея или испортить будущую картину;

  • выполняя аппликацию, будет правильно двигаться, направляясь сверху вниз и слева направо. Это поможет не задевать уже выполненные детали изображения;

  • клей лучше накладывать толстым слоем. Это позволит крупинкам хорошо приклеиться и надежно удержаться на основе;

  • при желании шаблон можно вырезать, тем самым сделав не картину, а отдельную фигурку. Они могут послужить деталями для панно, какой-нибудь инсталляции или просто в качестве самостоятельного украшения.


Основные приемы изготовления аппликации из семян.

-Контурное выкладывание.

Намазываем контур нашего рисунка клеем и выкладываем по линии с помощью пинцета или зубной палочки

-Техника насып.

Промазываем нужные элементы клеем и засыпаем мелкими семенами. Лишнее стряхиваем на газетку. С помощью зубочистки корректируем границы рисунка.

Можно объединить 2 приема изготовления аппликации, она подойдет только для выполнения на клеевой основе.

Работа с крупными семенами

Крупные семена можно выкладывать на пластилине.

Круглые элементы узоров выкладываются от края к центру(цветы), длинные от начала до конца (ветки)

Технология выполнения аппликации из семян и круп.

  • Приготовьте семена для работы, разложите их по размеру и цветовой гамме. В каждой группе найди самые светлые и самые темные цвета.

  • Возьмите лист бумаги и нарисуйте будущий рисунок, затем переведите его на картон с помощью копирки.

  • Затем можно выкладывать рисунок семенами без клея. Когда мы будем уверены, что нас устраивает выложенная композиция, мы будем намазываем каждое семя и класть на свое место обратно.

  • Выкладываем контур нашего рисунка семенами.

  • Делаем засыпку нужных элементов рисунка.

  • После того как выполнены контуры семенами и заполнены нужные участки, выкладываем крупные семена.

  • Даем время для просушки клея, если композиция на клею



Литература:

  1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2017.

  2. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2015.

  3. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2015.

  4. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 2011.

  5. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2018.

  6. ЮА Майорова. Педсовет. Рисование, аппликация, лепка для дошколят. - Нижний Новгород, 2015.
    Интернет ресурсы.
    1. ped-kopilka.ru Развитие мелкой маторики пальцев рук у детей с ОВЗ.
    2. metodbv.ru Мелкая моторика у детей с ОВЗ – крепнут пальчики и развивается мозг.
    3. www Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ. Воспитателям детских садов, школьным учителям.
    4. esina edumsko.ru Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя