Методическая разработка практического занятия
Специальность 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»
«Постановка зубов по стеклу»
Преподаватель ПМ 01 «Изготовление съёмных
пластиночных протезов»
МДК 01.02. «Технология изготовления съёмных пластиночных
протезов при полном отсутствии зубов»
г.Лабинск, 2018г.
Содержание
№ п/п | Название разделов | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Мотивация (актуальность) темы | 4 |
3. | Методические рекомендации | 5 |
4. | Технологическая карта практического занятия: -цели занятия (образовательная, развивающая, воспитательная) ; -образовательные технологии; -оснащение занятия; -межпредметные и внутрипредметные связи; -список литературы; -хронологическая карта занятия; -определение исходного уровня знаний; -план самостоятельной работы на занятии. | 6 |
5. | Приложения | 9 |
6. | Материалы для контроля исходного и конечного уровнейусвоения | 13 |
7. | Фотографии практического занятия | 18 |
8. | Критерии оценки | 22 |
9. | Домашнее задание | 22 |
10. | Оценочный лист | 23 |
11. | Список использованной литературы | 24 |
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 31. 02. 05. «Стоматология ортопедическая», очная форма по дисциплине МДК 01.02 «Технология изготовления съёмных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов».
Методическая разработка структурирована и содержит:
- методический блок: определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной работы и внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;
- информационный блок включает тестовый контроль на выбор правильного ответа, с эталонами ответов;
- блок контроля знаний включает контрольные задания, самостоятельная работа (работа с моделями, заполнение кроссворда).
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной системы (презентации по данной теме).
Методическая разработка создана с целью оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний у студентов первого курса.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован, как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщение ранее полученных знаний по данной теме.
Мотивация (актуальность) темы
Зубочелюстная система человека является крайне сложным механизмом, подверженным изменениям даже при незначительных патологиях. Особенно сложные и серьезные изменения, проявляющиеся особенно ярко, случаются при полнойпотере зубов.
Особенно часто данное отклонениепроисходит у пожилых людей, однако адентия встречается и в более молодом возрасте, а иногда и у детей и подростков.
Главным разрешением данной проблемы, и, в то же время, одной из самых сложных стоматологических услуг является протезирование зубов.
Ортопедическое лечение адентии зубов является самой востребованной стоматологической процедурой. В результате правильного его проведенияпроисходит восстановление функционирования и эстетичности зубного ряда.
На сегодняшний день ортопедическая стоматология ввиду существования разнообразных видов зубных протезов позволяет подобрать пациенту наиболее подходящую модель, которую он сможет снимать и надевать самостоятельно.
В настоящее время съемное протезирование является наиболее современным и лучшим способом, совмещающем в себе эстетичную натуральность, надежность и доступность. Основываясь на состоянии зубного ряда и десны пациента, специалист получает возможность индивидуально подойти к решению проблемы восстановления зубов.
Методические рекомендации к практическому занятию
Практическое занятие № 7
Тема: «Постановка зубов по стеклу»
Содержание:
Научиться осуществлять правильную анатомическую постановку искусственных зубов «по стеклу», разработанную М. Е. Васильевым.
Формируемые компетенции
-
ПК 1.2. Изготавливать съёмные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
-
ОК 4.Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
-
ОК 5. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Технологическая карта практического занятия № 7
Дисциплина: Технология изготовления съёмных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов.
Специальность: Стоматология ортопедическая
Курс 1 Семестр 2
Тема:Постановка искусственных зубов по стеклу
Группы/подгруппы: 1 ЗТ 1/2
Преподаватель: Боглай Г. Н.
Продолжительность 270 мин. Место проведения ауд. 19
Цели учебного занятия:
Образовательная: обеспечить знание обучающимися понятий: полный съёмный протез, правила постановки зубов в зависимости от соотношения челюстей;
Развивающая: овладеть правилами постановки искусственных зубов по стеклу.
Воспитательная: привить студентам необходимые навыки в работе при постановки искусственных зубов по стеклу; воспитывать требовательность к качеству выполненной работы.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать: конструирование зубных рядов при различных соотношениях челюстей; ориентиры, используемые при постановки искусственных зубов для изготовления полных съёмных протезов.
Уметь: выполнять постановку искусственных зубов; моделировать базис полных съёмных протезов.
Иметь практический опыт: применять правила постановки искусственных зубов по стеклу.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядно - практический.
Средства обучения: видео иллюстрации
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал; Технические средства обучения: ПК
Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы).
Литература:
Основные учебные издания:«Съёмные протезы» учебник под ред. Мироновой М.Л.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 5 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | 5 |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 10 |
4. | Вводный инструктаж. | 20 |
5. | Самостоятельная работа. | 160 |
6. | Заключительный инструктаж. | 20 |
7. | Заполнение дневников и др. | 30 |
8. | Подведение итогов. | 10 |
9. | Задания для самостоятельной работы студентов. | 5 |
10. | Уборка рабочего места. | 5 |
Организационный момент:
Проверка посещаемости: отмечаются отсутствующие. Контролируется готовность к проведению занятия.
Постановка целей, начальная мотивация:
Формулировка темы практического занятия. Характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, постановка целей занятия. Изложение плана занятия.
Определение исходного уровня знаний:
Фронтальный опрос:
-
Анатомо-физиологические изменения в зубочелюстной системе при полном отсутствии зубов?
-
Классификация беззубых верхних челюстей по Шредеру?
-
Фиксация полных съёмных протезов?
-
Стабилизацияполных съёмных протезов?
-
Функциональные пробы Гербста?
-
Что такое окклюзия? Виды окклюзии.
Вводный инструктаж:
Инструктаж выполнения заданий,правила работы с информационными источниками и оформление результатов работы.
Просмотр презентаций на тему: «Постановка искусственных зубов по стеклу».
Самостоятельная работа:
1.Работа с моделями для изготовления полных съёмных протезов. Обучающиеся выполняют постановку искусственных зубов.
2.Решение кроссворда (Приложение №1).
3.Решение ситуационных задач (Приложение №2).
Заключительный инструктаж:
-ответы на вопросы, вызвавшие затруднения; изготовления
- исправление ошибок;
- правильность оформления дневника.
Заполнение дневников: оформление дневника практического занятия
Контроль конечного уровня знаний:
- выполнение заданий в тестовой форме (приложение №3)
Подведение итогов:
оценивается работа каждого обучающегося и группы в целом, проводится разбор ошибок, отмечаются лучшие работы,
каждому выставляется оценка и комментируется вслух.
Приложение 1.
Кроссворд
| | | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | 12 | | | | |
| | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 4 | | | | | | | | | | 13 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 11 | | | | | | 15 | | | | | | | | | |
| | | 5 | | | | | | | | 14 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали
2. На месте перехода слизистой оболочки альвеолярного гребня на дно полости рта наблюдается возвышение слизистой оболочки в виде валика. Между последним и основанием альвеолярной части образуется ____________ сумка.
4. Область представляющая собой пространство, расположенное позади третьего моляра нижней челюсти. По сторонам оно ограничено двумя гребнями - внутренней и наружной косыми линиями.
5. ___________ центр лица проходит вертикально через линию, соединяющую наиболее выступающие точки надбровных дуг, спинку носа и подносовой желобок к центру подбородка.
12. ___________ сосочек, бугорок на слизистой оболочке неба, расположенный позади медиальных резцов соответственно отверстию резцового канала.
По вертикали
1.Приспособление, изготовленное в форме какой-н. части тела для замены утраченной природной.
3. Анатомическое образование верхней челюсти человека.
6. Процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров, а также выраженными в той или иной степени качественными изменениями клеток, тканей и органов.
7. Слизистая оболочка, покрывающая альвеолярный отросток верхней челюсти и альвеолярную часть нижней челюсти и охватывающая зубы в области шейки.
9. Подъязычное пространство делится на следующие отделы: передний, боковой и задний. Последний отдел имеет и другое название - «__________ карман».
10. Доброкачественное разрастание на поверхности кости. Образуется из постепенно окостеневающей хрящевой ткани.
11. В зависимости от степени атрофии различают три типа вестибулярного ската альвеолярного отростка:
_____________; отвесный; с «навесом».
12. Область, расположенная между внутренней поверхностью тела нижней челюсти и нижней поверхностью языка в пределах передней его трети.
13. _________ ямки расположены по сторонам от задней носовой ости. Они представляют слияние выводных протоков слизистых желез, отверстия которых находятся в непосредственной близости от линии «А».
Эталоны ответов
Кроссворд
По горизонтали: | По вертикали: |
2. слизистая 4. ретромолярная 5. эстетический 8. резцовый | 1. протез 3. торус 6. атрофия 7. десна 9. язычный 10. экзостоз 11. отлогий 12. подъязычная 13. нёбные 14. сагиттальная 15. диастема |
Приложение 2.
Ситуационная задача №1
Больной 61г. Жалобы на отсутствие зубов на в/ч. Из анамнеза зубы терял вследствие осложненного кариеса и заболевания парадонта. Ранее протезы не носил.
Объективно: лицо симметричное, кожные покровы чистые, носогубные складки выражены, нижняя треть лица снижена.
Прикус не фиксированный. Соотношение челюстей по ортогнатическому типу.
В полости рта выявлена неравномерная атрофия альвеолярного отростка. Резко выраженный торус, уздечки и щечные тяжи, расположены ближе к вершине альвеолярного гребня.
321!12345 оставшиеся зубы устойчивы, перкуссия б/б. 32 зуб лечен по поводу осложненного кариеса. Пломба расположена на жевательной поверхности и занимает 1/3 зуба. Перкуссия б/б, зуб устойчив. На рентгенограмме периапикальные ткани без изменения, корни запломбированы до апикса.
Задания.
1. Поставьте диагноз?
2. Какие дополнительные методы обследования необходимы?
3. Составьте план лечения?
Ситуационная задача №2
Больная обратилась с жалобами на полное отсутствие зубов на н/ч и частичное отсутствие на в/ч, затрудненный прием пищи, боли. Протезировалась год назад в связи с удалением зубов была проведена приварка зубов на в/ч и н/ч.
Объективно: Лицо симметричное. Нижняя треть лица не изменена. 13 и 23 зубы покрыты металлическими коронками, которые не соответствуют клиническим требованиям. Слизистая под базисом гиперемирована, наличие атрофированной оболочки, покрывающей отросток и небо тонким натянутым слоем. Места прикрепления естественных складок расположены близко к вершине альвеолярного отростка, резкая равномерная атрофия альвеолярного отростка, резкая.
Задания.
1. Поставьте диагноз.
2. План лечения.
Приложение 3.
Тестовый контроль
1. Наиболее информативными методами обследования больных с полной потерей зубов являются
а) клинический
б) рентгенологический
в) биометрический
г) анализ фотографий
д) все вышеперечисленное вместе
2. Используя функциональные двигательные пробы, можно выявить
а) смещение нижней челюсти
б) функциональные отклонения в мышцах
в) функциональные отклонения в височно-нижнечелюстных суставах
г) миосуставной дисфункциональный синдром
д) все вышеперечисленное
3. С помощью речевых проб и двигательных функций можно определить
а) соотношение челюстей до потери зубов
б) величину вертикального перекрытия зубов
в) оптимальную высоту нижней трети лица
г) величину межокклюзионного промежутка покоя
д) все вышеперечисленное
4. При конструировании полных протезов следует учитывать
а) состояние тканей протезного ложа
б) дифференцированное распределение давления базиса на подлежащие ткани
в) тщательное формирование клапанной зоны
г) площадь протезного ложа
д) все вышеперечисленное
5. Для протезирования наиболее благоприятна
а) плотная слизистая оболочка
б) тонкая слизистая оболочка
в) рыхлая, податливая слизистая оболочка
г) подвижная слизистая оболочка
д) сочетание тонкой слизистой оболочки с подвижной
6. Какая форма альвеолярного отростка наиболее благоприятна для протезирования?
а) отлогая
б) отвесная
в) с навесами
г) с резко выраженными буграми
д) с неравномерной атрофией
7. Наиболее благоприятным типом атрофии нижней челюсти для изготовления протеза является
а) выраженная равномерная атрофия альвеолярного отростка
б) незначительная равномерная атрофия альвеолярных отростков
в) выраженная атрофия альвеолярного отростка в боковых отделах при относительной сохранности в переднем отделе
г) выраженная атрофия в переднем отделе
д) неравномерная выраженная атрофия
8. Тщательное формирование границ протезного ложа необходимо
а) при наличии узкого, острого альвеолярного гребня
б) при резком сужении безмышечных пространств
в) при расположении подбородочных отверстий выше гребня альвеолярных отростков
г) при наличии подвижной слизистой в боковых участках челюсти
д) при всем вышеперечисленном
9. При определении центрального соотношения челюстей следует учитывать
а) оптимальную высоту нижнего отдела лица
б) равномерное и одновременное сокращение жевательных мышц на обеих сторонах
в) определенное положение суставных головок в суставных ямках
г) определенное положение нижней челюсти по отношению к верхней челюсти, лицевому и мозговому черепу
д) совокупность всех вышеперечисленных признаков
10. Для правильного определения положения нижней челюсти по отношению к верхней важна
а) подготовка гипсовых моделей челюстей
б) определение высоты нижнего отдела лица
в) определение и формирование окклюзионной плоскости
г) фиксация центрального положения челюстей
д) совокупность всего вышеперечисленного
11. Применять жесткие базисы целесообразно
а) при значительной атрофии беззубых челюстей
б) при получении оттиска под контролем жевательного давления
в) при применении внутри ротовой регистрации центральной окклюзии
г) при использовании фонетических проб для постановки зубов
д) во всех вышеперечисленных случаях
12. При постановке передних зубов следует учитывать
а) тип губы
б) межальвеолярную высоту
в) величину межокклюзионного промежутка
г) угол межальвеолярный
д) все вышеперечисленное
13. При подборе искусственных зубов следует учитывать
а) форму лица
б) форму зубной дуги
в) форму головы
г) возраст и пол пациента
д) все вышеперечисленное
14. При постановке зубов на верхней челюсти важен следующий ориентир
а) эстетический центр лица
б) резцовый сосочек верхней челюсти
в) линия клыков
г) межальвеолярные линии улыбки
д) все вышеперечисленное
15. Укажите фактор, определяющий успех адаптации больного к протезу
а) качество протезов
б) реактивность организма
в) тип высшей нервной деятельности пациента
г) психологическая подготовка пациента к протезированию
д) важны все вышеперечисленные факторы
16. Лабораторная перебазировка протезов необходима
а) при недостаточной фиксации съемных протезов
б) при изменении формы альвеолярного отростка после непосредственного протезирования
в) при незначительном снижении высоты нижней трети лица
г) при необходимости уточнения прилегания базиса к протезному ложу
д) все вышеперечисленное
17. Применение эластичной пластмассы целесообразно
а) при протезировании в ранние (после удаления) сроки
б) при очень резкой атрофии альвеолярных отростков
в) для изготовления временных лечебных и непосредственных протезов
г) для облегчения адаптации к съемным протезам пожилых людей
д) все вышеперечисленное
18. Причиной повышенного рвотного рефлюкса может быть
а) неплотное прилегание протеза в дистальных отделах
б) удлиненный дистальный край протеза
в) недостаточная изоляция торуса
г) неравномерное смыкание зубных рядов, сужение зубных рядов
д) все вышеперечисленное
19. Металлические базисы применяются
а) у больных с бруксизмом
б) у лиц с мощной жевательной мускулатурой
в) при частых поломках пластмассового базиса
г) при непереносимости пластмассы
д) все вышеперечисленное верно
Эталон ответов:
1-д; 2-д; 3-д; 4-д; 5-а; 6-б; 7-б; 8-д; 9-д; 10-д; 11-д; 12-д; 13-д; 14-д; 15-д; 16-д; 17-д; 18-д; 19-д.
Кабинет №19 «Технология изготовлениия съёмных пластиночных протезов»
Объяснения преподавателя
Обучающиеся группы 1 ЗТ
Самостоятельная работа обучающихся группы 1 ЗТ
Критерии оценки
Оценка «5» ставится, если студент:
1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.
Оценка «4» ставится, если студент:
ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «3» ставится, если студент:
ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
Оценка «2»ставится, если студент:
ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Домашнее задание
Задания для самостоятельной работы студентов:
задания для группы: лекционный материал, учебник Мироновой М.Л., стр.371.
Оценочный лист
Ф.И.О. студента | Дом. задание | Фронт. опрос | Ответы у доски | Ситуац задачи | Работа с муляж. | Самост работа | Тестовый контроль | Итоговая оценка |
Аветисян Д. | | | | | | | | |
Бородина А. | | | | | | | | |
Володькин В. | | | | | | | | |
Дауров А. | | | | | | | | |
Каменева А. | | | | | | | | |
Лукошкина Л. | | | | | | | | |
Мачула С. | | | | | | | | |
Москалец Дан. | | | | | | | | |
Москалец Дав. | | | | | | | | |
Солтаев Х. | | | | | | | | |
Чистяков В. | | | | | | | | |
Януркаев Ю. | | | | | | | | |
Список использованной литературы
-
Миронова М.Л. «Съёмные протезы».Москва, «Геотар-Медиа»,2009
-
Лекционный материал.