Практическая работа №9 «Основные институты общества»
Цель: познакомиться с основными институтами общества, научиться сопоставлять сферы общественной жизни, социальные институты общества и потребности человека.
Указания к работе: Вам предстоит изучить тему «Основные институты общества».Прочитав текст рабочего листа №1, проанализируйте его и выполните практическую работу. Задания выполняйте в строгой последовательности, название таблиц, схем и ответы записывайте в рабочую тетрадь.
Ход работы:
-
Прочитайте текст рабочего листа №1 и дополните схему:
И
нституты общества
2.Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни:
Общественные институты | Сферы общественной жизни |
1. государство 2.семья 3. банковская система 4. образование | а) социальная; б) духовная; в) политическая; г) экономическая. |
3.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова или словосочетания, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Буквы запишите рядом с номером.
Текст: «Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ______________________(1). Первичным институтом общества является __________________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты.
Слова:
а) Институт семьи
б) Политический институт
в) общественные потребности
д) совместная деятельность
е) государство
ж) функции
4.Используя материал рабочего листа, различные информационные ресурсы, заполните таблицу «Ключевые институты общества и их функции».
5. Выберите один из институтов общества. Попробуйте доказать важность этого института. Какие функции выполняет данный институт? Что бы произошло, если бы этого института не было?
Теоретическая часть (рабочий лист №1)
В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основных социальных института:
- потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
- потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
- потребности в решении духовых проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании, подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).
Сделаем вывод: социальный институт - устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида, его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.
Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.
Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жизнью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.
Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств существования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.
Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Кроме того, составляющими духовного института выступают религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существования всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его существования.
Каждый социальный институт имеет:
Установки и образцы поведения как распределение прав, обязанностей и ответственности, как набор ценностей и целей. Для института семьи - это привязанность, лояльность, ответственность, уважение; для института государства - послушание, субординация, легитимность; для института образования – стремление к знаниям, посещаемость занятий;
Символические культурные признаки как образное обозначение закрепления сложившейся системы отношений. Например, для института семьи - обручальное кольцо, брачный ритуал; для института государства - флаг, герб, национальный гимн, печать; для института образования - школьная эмблема, школьная песня, учебники;
Предметы искусственной среды обитания, созданные людьми для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, обеспечивающих нормальное функционирование институтов. Например, для института семьи - дом, квартира, мебель; для института государства - общественные здания, общественные работы, бланки и формы; для института образования - классы, библиотеки, стадионы;
Идеологию как систему господствующих взглядов и теорий, характеризующих деятельность людей, института в целом. Например, для института семьи - это любовь, совместимость, индивидуализм; для института государства - государственное право, демократия, патриотизм; для института образования - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.
Социальные институты выполняют следующие функции в обществе.
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность ее распада. Распад института семьи - это хаос в личных взаимоотношениях и невозможность качественного воспитания детей.
Регулятивная функция. Она состоит в том, что обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов. Что бы человек не делал, какой-либо социальный институт регламентирует его деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
Интегративная функция. Эта функция включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимной ответственности членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Интеграция упорядочивает систему взаимодействий. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это происходит путем расширения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям. Семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на жизненные ценности, которых придерживаются его родители. Государство стремится привить нормы повиновения и лояльности гражданам.
Коммутативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей. Функции институтов ожидаемы и необходимы. Они формируются и декларируются в кодексах, закреплены системой ролей и статусов. Если институт не справляется с выполнением своих функций, то его ждет дезорганизация и изменение. Необходимые функции могут быть присвоены другим институтам.
Список использованных источников:
-
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальной. М.: издательский центр «Академия», 2017
3