СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия "Основные институты общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия "Основные институты общества"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия "Основные институты общества"»

Практическая работа №9 «Основные институты общества»

Цель: познакомиться с основными институтами общества, научиться сопоставлять сферы общественной жизни, социальные институты общества и потребности человека.

Указания к работе: Вам предстоит изучить тему «Основные институты общества».Прочитав текст рабочего листа №1, проанализируйте его и выполните практическую работу. Задания выполняйте в строгой последовательности, название таблиц, схем и ответы записывайте в рабочую тетрадь.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст рабочего листа №1 и дополните схему:


И нституты общества






2.Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни:

Общественные институты

Сферы общественной жизни

1. государство

2.семья

3. банковская система

4. образование

а) социальная;

б) духовная;

в) политическая;

г) экономическая.


3.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова или словосочетания, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Буквы запишите рядом с номером.

Текст: «Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ______________________(1). Первичным институтом общества является __________________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты.

Слова:

а) Институт семьи

б) Политический институт

в) общественные потребности

д) совместная деятельность

е) государство

ж) функции


4.Используя материал рабочего листа, различные информационные ресурсы, заполните таблицу «Ключевые институты общества и их функции».





5. Выберите один из институтов общества. Попробуйте доказать важность этого института. Какие функции выполняет данный институт? Что бы произошло, если бы этого института не было?



Теоретическая часть (рабочий лист №1)

В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основных социальных института:

- потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребности в решении духовых проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании, подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

Сделаем вывод: социальный институт - устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида, его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жизнью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств существования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Кроме того, составляющими духовного института выступают религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существования всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его существования.

Каждый социальный институт имеет:

Установки и образцы поведения как распределение прав, обязанностей и ответственности, как набор ценностей и целей.  Для института семьи - это привязанность, лояльность, ответственность, уважение; для института государства - послушание, субординация, легитимность; для института образования – стремление к знаниям, посещаемость занятий;

Символические культурные признаки как образное обозначение закрепления сложившейся системы отношений. Например, для института семьи - обручальное кольцо, брачный ритуал; для института государства - флаг, герб, национальный гимн, печать; для института образования - школьная эмблема, школьная песня, учебники;

Предметы искусственной среды обитания, созданные людьми для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, обеспечивающих нормальное функционирование институтов. Например, для института семьи - дом, квартира, мебель; для института государства - общественные здания, общественные работы, бланки и формы; для института образования - классы, библиотеки, стадионы;

Идеологию как систему господствующих взглядов и теорий, характеризующих деятельность людей, института в целом. Например, для института семьи - это любовь, совместимость, индивидуализм; для института государства - государственное право, демократия, патриотизм; для института образования - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Социальные институты выполняют следующие функции в обществе.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены  общества делятся  на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности   каждой семьи, ограничивает возможность ее распада. Распад института семьи - это хаос в личных взаимоотношениях и невозможность качественного воспитания детей.

Регулятивная функция. Она состоит в том, что обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов. Что бы человек не делал, какой-либо социальный институт регламентирует его деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

Интегративная функция. Эта функция включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимной ответственности членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Интеграция упорядочивает систему взаимодействий. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это происходит путем расширения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям. Семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на жизненные ценности, которых придерживаются его родители. Государство стремится привить нормы повиновения и лояльности гражданам.

Коммутативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей.    Функции институтов ожидаемы и необходимы. Они формируются и декларируются в кодексах, закреплены системой ролей и статусов. Если институт не справляется с выполнением своих функций, то его ждет дезорганизация и изменение. Необходимые функции могут быть присвоены другим институтам.


Список использованных источников:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальной. М.: издательский центр «Академия», 2017

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя