СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ МНОГОГРАННИКОВ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей работающих на 1 курсе СПО.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия для преподавателя ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ МНОГОГРАННИКОВ»»




Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»





Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)







Методическая разработка


практического занятия для преподавателя


ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ МНОГОГРАННИКОВ»



Предмет (УД, МДК, ПМ)

Математика


Специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 34.02.02 «Акушерское дело»












Курск


Тема занятия: «Вычисление площадей и объемов многогранников»

Тип занятия: практическое.

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 90 минут.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Цели занятия:

  • общеобразовательные: обобщить и систематизировать материал по данной теме, показать практическую направленность изучаемой темы, развивать у обучающихся практические навыки;

  • воспитательные:

выработать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; формировать графическую культуру учащихся, математическую речь;

  • развивающие:

развитие умений применять теоретические знания в изменившейся ситуации; развитие умения рассуждать, сравнивать, формулировать выводы при наблюдениях; развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Студент должен:

Знать: определения многогранников, формулы площадей поверхностей и объемов многогранников.

Уметь: изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач, стоить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды, использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные:

сформированность представлений о многогранниках;

  • личностные:

формирование представлений о математике как средстве моделирования явлений и процессов;

  • метапредметные:

умение самостоятельно осуществлять, контролировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Оснащение занятия:

  1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008 – 255с.

  2. Раздаточный материал


План занятия


п/п

Этап занятия

Продолжительность этапа (мин)

1.

Организационный момент

5

2.

Контроль уровня знаний студентов по предыдущей теме, проверка домашнего задания

10

3.

Мотивация изучаемой темы, совместное целеполагание

10

4.

Решение задач с практическим содержанием

25

5.

Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме(закрепление материала)

28

6.

Рефлексия, само- и взаимооценка

5

7.

Подведение итогов занятия. Выставление оценок

5

8.

Задание на дом

2



Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие студентов, проверка их внешнего вида и санитарного состояния аудитории; проверка присутствующих, подготовка рабочих мест, создание атмосферы общения, психологического и коммуникативного комфорта.


  1. Мотивация изучаемой темы, совместное целеполагание

Сегодня мы обобщим и систематизируем пройденный теоретический материал, и применим его к практическим задачам на нахождение площадей поверхностей и объемов многогранников. Великий Леонардо да Винчи говорил: "Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет".

  1. Контроль уровня знаний студентов по предыдущей теме

Экспресс-опрос (учитель задает вопросы, студенты отвечают).





  1. Назовите и запишите формулы объемов параллелепипеда, призмы и пирамиды

Ответ:




  1. Какие фигуры могут быть в основании и призмы и пирамиды

Ответ: квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, треугольник и другие многоугольники

  1. Может ли быть в основании прямого параллелепипеда быть треугольник и почему?

Ответ: нет, так как все грани прямого параллелепипеда – прямоугольники

  1. Назовите формулы для вычисления площади:

  • Квадрата

Ответ: , где - сторона квадрата

  • Прямоугольника

Ответ: , где - стороны прямоугольника

  • Параллелограмма

Ответ: , где – сторона, h – высота, проведенная к этой стороне параллелограмма

  • Трапеции

Ответ: где - стороны оснований, h – высота трапеции

  • Треугольника


Ответ: , где – стороны треугольника,



  1. Решение задач с практическим содержанием

Приложение 1


  1. Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала)

Работа в группах:

Ваша команда решила организовать малое предприятие. В поисках необходимого помещения вы обратились к администрации города. В ответ администрации предоставила каждой команде требующее ремонта здание необычной формы: одной – в виде пирамиды, второй – в виде призмы, третьей – в виде параллелепипеда. Макет здания представлен у вас на столах. Необходимо рассчитать площадь поверхности здания, чтобы определить соответствующее количество материала на внутреннюю отделку, и объем помещения, чтобы оценить затраты на отопление помещения.

У каждой группы на столе по одному геометрическому телу.

План работы:

  1. Произвести соответствующие измерения и занести данные в таблицу;

  2. Выполнить соответствующие вычисления и занести полученные результаты в таблицу.

  3. Ответить на вопросы:

  1. Какое количество материала понадобиться для внутренней отделки помещения (стен, пола и потолка)?

  2. Какой объем воздуха в помещении необходимо отапливать?


Первая команда: Пирамида


Стороны основания

Высота

Площадь основания

Периметр основания

Апофема

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Объем пирамиды





h

Sосн

Pосн

d

Sбок

Sполн

V














Вторая команда: Призма


Стороны основания

Высота

Площадь основания

Периметр основания

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Объем пирамиды




h

Sосн

Pосн

Sбок

Sполн

V












Третья команда: Параллелепипед


Стороны

основания

Высота

Площадь основания

Периметр основания

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Объем пирамиды





h

Sосн

Pосн

Sбок

Sполн

V












А сейчас, каждая команда будет выполнять работу экспертной комиссии по приемке здания. Вам необходимо произвести проверку расчетов другой команды. Для этого первая команда передает свои расчеты и макет здания второй, вторая – третьей, третья – первой.


  1. Рефлексия, само- и взаимооценка

сегодня я узнал…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …


  1. Подведение итогов занятия. Выставление оценок

Результаты работы групп.

Контрольные вопросы:

  • Сформулируйте основные свойства объема.

  • Чему равен объем прямоугольного призмы?

  • Чему равен объем пирамиды?

  • Назовите формулы для нахождения  площади треугольника?

  • Назовите формулы для нахождения  площади четырехугольника? 

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Чему научились на этом занятии?

  • Что нового узнали?

  • Пригодятся ли вам в жизни знания по теме «Вычисление площадей и объемов многогранников».


  1. Задание на дом

Приложение 2



Преподаватель: ______________ ____________________________________






Приложение 1


1.Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного обучающегося приходилось не менее 6м3 воздуха. Можно ли в помещении с параметрами а =7,5м,

в =5м, с =3,3м заниматься 25 обучающимся, не нарушая санитарной нормы?

Решение:

V= a м3

123,75:25 = 4,93 м3 воздуха приходится на одного обучающегося. Вывод: по санитарным нормам заниматься нельзя.


2. Клумба для цветов имеет форму прямой треугольной призмы. Сколько воды выпало за сутки на треугольную клумбу (основа – правильный треугольник) со стороной 4м? Суточное выпадение осадков составило 30мм ( по высоте клумбы).

Решение:

Высота клумбы равна h = 30мм, V=

В основании лежит правильный треугольник, поэтому = 0 = 8 = 6,8 м2

h = 30мм =0,03м

V= = 6,8 0,03 = 0,204 = 200 дм3 = 200л воды

Ответ: за сутки на клумбу выпало 200л воды


3.Задача на развитие пространственного воображения

На рисунке изображено здание. Назовите геометрические фигуры, из которых состоит это здание.













Приложение 2

Задача 1.Найдите объем прямой призмы АВСА1В1С1 если: угол ВАС = 120°, АВ = 5 см, АС = 3 см и наибольшая из площадей боковых граней Sгр=35 см2.


Задача 2. Пусть дана наклонная треугольная призма АВСА1В1С1. В основании лежит треугольник АВС со сторонами АВ = 10 см, ВС = 10 см, АС = 12 см. Боковое ребро ВВ1 равно 8 см, которое наклонено к плоскости основания под углом 60˚. Необходимо определить объём призмы.

Рисунок к задаче

Краткое условие

Дано:

АВСА1В1С1 – призма

АВ = 10 см

ВС = 10 см

АС = 12 см

ВВ1 = 8 см

б = 60˚

Найти:

V - ? см3


Задача 3.Призма АВСDA1B1C1D1, в основании которой лежит прямоугольник АВСD с известными сторонами 6 и 8 см. Боковая грань AA1В1В – квадрат. Известно, что угол наклона боковой грани к плоскости основания (б) равен 60˚. Определить объём призмы.

Рисунок к задаче

Краткое условие

Дано:

ABCDA1B1C1D1 – призма

ABCD – прямоугольник

АВ = 6 см, AD = 8 см

АА1В1В – квадрат

АН ┴ABCD

∠ б = 60˚

Найти:

V - ? см3


Задача 4. Найти объем пирамиды. Дана правильная четырехугольная пирамида (рис. 4). Известно, что угол наклона бокового ребра к плоскости основания составляет   Высота  . Необходимо найти объем пирамиды.

 Рис. 4

Дано:

 – правильная пирамида




Задача 5. Основание пирамиды – равнобедренный треугольник со сторонами 6см, 6см, 8см. Все боковые ребра равны 9 см. Найдите объем пирамиды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!