СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для преподавателя работающего на 1 курсе СПО.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия для преподавателя ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ»»




Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»





Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)







Методическая разработка


практического занятия для преподавателя


ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ»



Предмет (УД, МДК, ПМ)

Математика


Специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 34.02.02 «Акушерское дело»












Курск


Тема занятия: «Вычисление площадей и объемов тел вращения»

Тип занятия: практическое.

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 90 минут.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Цели занятия:

  • общеобразовательные: обобщить и систематизировать материал по данной теме, показать практическую направленность изучаемой темы, развивать у обучающихся практические навыки;

  • воспитательные:

выработать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; формировать графическую культуру учащихся, математическую речь;

  • развивающие:

развитие умений применять теоретические знания в изменившейся ситуации; развитие умения рассуждать, сравнивать, формулировать выводы при наблюдениях; развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Студент должен:

Знать: определения тел вращения, формулы площадей поверхностей и объемов тел вращения.

Уметь: изображать основные тела вращения, выполнять чертежи по условиям задач, стоить простейшие сечения тел вращения, использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные:

сформированность представлений о телах вращения;

  • личностные:

формирование представлений о математике как средстве моделирования явлений и процессов;

  • метапредметные:

умение самостоятельно осуществлять, контролировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Оснащение занятия:

  1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008 – 255с.

  2. Раздаточный материал


План занятия


п/п

Этап занятия

Продолжительность этапа (мин)

1.

Организационный момент

5

2.

Контроль уровня знаний студентов по предыдущей теме, проверка домашнего задания

10

3.

Мотивация изучаемой темы, совместное целеполагание

10

4.

Актуализация опорных знаний

25

5.

Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала)

28

6.

Рефлексия, само- и взаимооценка

5

7.

Подведение итогов занятия. Выставление оценок

5

8.

Задание на дом

2



Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие студентов, проверка их внешнего вида и санитарного состояния аудитории; проверка присутствующих, подготовка рабочих мест, создание атмосферы общения, психологического и коммуникативного комфорта.


  1. Мотивация изучаемой темы, совместное целеполагание

Сегодня мы продолжаем обобщать и систематизировать пройденный теоретический материал, и применим его к практическим задачам на нахождение площадей поверхностей и объемов тел вращения. Великий Леонардо да Винчи говорил: "Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет".

  1. Контроль уровня знаний студентов по предыдущей теме, проверка домашнего задания

  1. Проверка домашнего задания у доски (2 студента)

  2. Кроссворд (повторение определений основных понятий) Приложение 1



  1. Актуализация опорных знаний

Студенты разбиваются на три команды как и на предыдущем занятии

  1. Графический диктант (тест - игра «Да и нет») Приложение 2

  2. Записать формулы вычисления площадей изображенных фигур Приложение 3

  3. Записать формулы вычисления объемов представленных тел Приложение 4



  1. Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала)

Работа в группах:

Ваша команда решила расширить свое малое предприятие. В поисках необходимого помещения вы опять обратились к администрации города. В ответ администрации предоставила каждой команде требующее ремонта здание необычной формы: одной – в виде конуса, второй – в виде цилиндра, третьей – в виде усеченного конуса. Макет здания представлен у вас на столах. Необходимо рассчитать площадь поверхности здания, чтобы определить соответствующее количество материала на внутреннюю отделку, и объем помещения, чтобы оценить затраты на отопление помещения.

У каждой группы на столе по одному геометрическому телу.

План работы:

  1. Произвести соответствующие измерения и занести данные в таблицу;

  2. Выполнить соответствующие вычисления и занести полученные результаты в таблицу.

  3. Ответить на вопросы:

  1. Какое количество материала понадобиться для внутренней отделки помещения (стен, пола и потолка)?

  2. Какой объем воздуха в помещении необходимо отапливать?


Первая команда: Конус


Элементы конуса

Высота

Площадь основания

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Объем конуса

r

l

h

Sосн

Sбок

Sполн

V











Вторая команда: Цилиндр


Элементы цилиндра

Высота

Площадь основания

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Объем цилиндра

r

h

Sосн

Sбок

Sполн

V









Третья команда: Усеченный конус


Элементы усеченного конуса

Высота

Площадь верхнего основания

Площадь нижнего основания

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Объем усеченного конуса

R

r

l

h

Sосн

Sосн

Sбок

Sполн

V












А сейчас, каждая команда будет выполнять работу экспертной комиссии по приемке здания. Вам необходимо произвести проверку расчетов другой команды. Для этого первая команда передает свои расчеты и макет здания второй, вторая – третьей, третья – первой.


  1. Рефлексия, само- и взаимооценка

сегодня я узнал…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …


  1. Подведение итогов занятия. Выставление оценок

Результаты работы групп.

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Чему научились на этом занятии?

  • Что нового узнали?

  • Пригодятся ли вам в жизни знания по теме «Вычисление площадей и объемов тел вращения».


  1. Задание на дом

Домашнее задание разноуровневое (на оценку «3», на оценку «4» и на оценку «5»).

Приложение 5


Преподаватель: ______________ ____________________________________








































Приложение 1

Кроссворд







2


















1

8К

О

Н

У

С

















Б





4












3

П

И

1Р

А

М

И

Д

А













6


А





П











5

П

Р

И

3З

М

А


7

О

С

Ь











Е


У





Ф










8

К

У

Б


Ю



9

В

5Е

Р

Ш

И

Н

А








Р


Щ





М

12








10

4В

Ы

С

О

7Т

А


11

Д

И

2А

Г

О

Н

9А

Л

Ь









Я






6Р




















А















13

Ц

И

Л

И

Н

Д

Р


















Ь









Вопросы к кроссворду


1.Тело, полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов.

2.Отрезок, соединяющий вершину и границу основания конуса.

  1. Многогранник, составленный из многоугольника и треугольников.

4.Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины.

5.Многогранник, составленный из двух равных многоугольников, расположенных в параллельных плоскостях и параллелограммов.

6.Сторона грани многогранника.

7.Прямая, соединяющая вершину и центр основания конуса

8.Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями.

9.Общая точка боковых граней пирамиды.

  1. Перпендикуляр, проведенный из точки одного основания цилиндра к плоскости другого.

  2. Отрезок, соединяющий две вершины призмы, не принадлежащие одной грани.

  3. Один из элементов многогранника.

  4. Тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одного из его сторон.


1

2

3

4

5

6

7

8

9





Приложение 2

Графический диктант (тест - игра «Да и нет»)


Цель: проверка усвоения основных свойств многогранников и круглых тел.


Задание: подтвердите или опровергните следующие утверждения, изобразив ответ да -, нет- ___


  • группа


1.Боковое ребро наклонной призмы перпендикулярно плоскости основания.

2.Радиусом цилиндра называется радиус его основания.

3.Осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник.

4.Все грани пирамиды – треугольники.

5.Усеченный конус не имеет вершины.

6.Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна суме квадратов трех его измерений

7.Образующая конуса меньше, чем его высота.


  • группа


1.Образующая конуса равна его высоте.

2.Призма, в основании которой лежит правильный многоугольник называется правильной.

3.Боковая поверхность цилиндра состоит из образующих.

4.Сечение конуса плоскостью, проходящей перпендикулярно его оси, называется осевым сечением.

5.Высота правильной пирамиды соединяет вершину с центром основания.

  1. Боковые ребра призмы параллельны и равны.

  2. Разверткой боковой поверхность цилиндра является круговой сектор.


  • группа


1.Образующая конуса перпендикулярна плоскости основания.

2.Пирамида называется правильной, если ее основание – правильный многоугольник.

3.Разверткой боковой поверхности конуса является круговой сектор.

4.Диагональ осевого сечения цилиндра равна диаметру его основания.

5.Боковое ребро прямой призмы является его высотой.

6.Апофема является элементом только правильной пирамиды

7.Цилиндр имеет только две образующие.

Ответы: __ ∨ ∨__ ∨ ∨ __


















Приложение 3








Приложение 4







Приложение 5

I уровень.


  1. Площадь боковой поверхности цилиндра равна 64π, а диаметр основания 8. Найдите высоту цилиндра.

  2. Высота конуса равна 16, а длина образующей — 20. Найдите диаметр основания конуса.

  3. Даны два шара. Диа­метр пер­во­го шара в 8 раз боль­ше диа­мет­ра вто­ро­го. Во сколь­ко раз пло­щадь по­верх­но­сти пер­во­го шара боль­ше пло­ща­ди по­верх­но­сти вто­ро­го?

  4. Осевое сечение конуса равносторонний треугольник, сторона которого равна 12 см. Найдите площадь основания конуса. Ответ дайте в S/π.

II уровень


  1. Осевым сечением цилиндра является квадрат. Площадь основания цилиндра равна 36π см2. Вычислите высоту цилиндра

  2. В цилиндрическом сосуде уровень жидкости равен 50 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если ее перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 5 раз больше, чем диаметр первого? 

  3. Даны два шара с радиусами 8 и 2. Во сколько раз площадь поверхности большего шара больше площади поверхности другого?

  4. Объем конуса равен 176. Через середину высоты параллельно основанию проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса.


III уровень


  1. Радиус основания цилиндра равен 13, а его образующая  равна 18. Сечение, параллельное оси цилиндра, удалено от неё на расстояние, равное 12. Найдите площадь этого сечения.


  1. Однородный шар диаметром 3 см имеет массу 162 грамма. Чему равна масса шара, изготовленного из того же материала, с диаметром 2 см? Ответ дайте в граммах.

  2. Най­ди­те объем части ци­лин­дра, изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке. В от­ве­те ука­жи­те V/π.


  1. Объем шара равен 288. Най­ди­те пло­щадь его по­верх­но­сти, де­лен­ную на π.


Ответы.


Уровень

1

2

3

4

I

8

24

64

36

II

12

2

16

22

III

180

48

14

144



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!