СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия "Зондовые манипуляции"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практических занятий по МДК «Технология оказания медицинских услуг» профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Тема занятий «Промывание желудка. Уход при рвоте», "Проведение фракционного и дуоденального зондирования"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия "Зондовые манипуляции"»

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В.Солдатова»













Практическое занятие

по ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК «Технология оказания медицинских услуг»

Темы: Зондовые манипуляции. Промывание желудка.

Проведение фракционного и дуоденального зондирования.







Преподаватель: Федорова О.А.

Черкашина А.Н.













Тобольск, 2016

Технологическая карта МДК «Технология оказания медицинских услуг»

Раздел «Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий»


Тема: «Зондовые манипуляции. Промывание желудка».

Вид занятия: практическое

Время занятия: 180 мин.

Цели занятия:

Учебные:

1.Проверить и закрепить знания студентов по прошедшей теме.

  1. Научить студентов проведению промывания желудка толстым зондом (на фантоме), с учетом противопоказаний и возможных осложнений через объяснение и демонстрацию манипуляций.

Развивающие:

Способствовать развитию клинического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Формирование ответственного отношения к профессии, пациентам, коллегам, безопасного проведения манипуляции и соблюдения техники безопасности.


Формируемые ОК:

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6.

Формируемые ПК:

ПК 1.1-1.2, ПК 1.6, ПК 2.2-2.3, ПК 2.5 .

Интегративные связи:

межпредметные: анатомия, физиология, психология;

внутрипредметные: инфекционная безопасность, лечебно-охранительный режим, личная гигиена пациента.

Учебно-методическая литература:

Основная:

  1. Рабочая программа ПМ 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»».

  2. Тематический план МДК 07.02 «Технология оказания медицинских услуг».

  1. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П.Обуховец. – Изд. 13-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 603 с. : ил. - (Медицина для вас)




Этапы занятия //

Задачи этапа

Время

этапа

Содержание учебного материала


Деятельность преподавателя (методы обучения)

Виды и формы организации деятельности студентов

Оснащение занятия

Организационный момент //

Задача: определение готовности студентов к занятию.

5 мин.


Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствую-щих, сообщает тему, цель занятия.

Студенты приветствуют преподавателя, записывают тему, цель занятия.


Активизация изученного материала //

Задача:

Повторение пройден-ного материала

10 мин

Вопросы для фронтального опроса

Фронтальный опрос.

Студенты отвечают на вопросы.

Вопросы

Изучение теоретического материала //

Задачи:

1.Повторить анатомию желудочно-кишечного тракта

2. Изучить виды зондов.

3. Изучить цель, показания, противопоказания к промыванию желудка.

40 мин

План:

1. Анатомия желудочно-кишечного тракта.

2. Уход при рвоте.

3. Виды зондов.

4. Промывание желудка. Цель. Показания. Противопоказания. Осложнения.

Рассказ преподавателя

Составление опорного конспекта занятия.

Раздаточный материал для студентов.

Презентация.

Глоссарий

Работа с модулем «Виды зондов. Промывание желудка с помощью толстого желудочного зонда. Уход при рвоте ».

Промежуточный контроль //

Задачи:

Контроль освоения теоретического материала

10 минут

Карточки по вариантам с вопросами для графологического диктанта

Графологический диктант

Отвечают письменно на

вопросы графдиктанта.

Карточки с вопросами по графдиктанту

Изучение практических манипуляций //

Задачи:

1. Показать выполнение манипуляции

2. Освоение студентами манипуляции «Промывание желудка толстым зондом. Уход при рвоте».

70 минут

Изучение манипуляций происходит по след этапам:

1.Просмотр модуля «Промывание желудка толстым зондом».

2.Показ эталона проведения манипуляций.

3.Отработка манипуляций в малых группах.

Просмотр модуля «Промывание желудка толстым зондом».

Показ эталонного проведения манипуляций «Промывание желудка толстым зондом. Уход при рвоте».

Смотрят на экране выполнение манипуляции.

Следят за выполнением эталона проведения манипуляций «Промывание желудка толстым зондом. Уход при рвоте». Студенты делятся на малые группы.

Отрабатывают манипуляции «Промывание желудка толстым зондом. Уход при рвоте».

Модуль «Виды зондов. Промывание желудка толстым зондом».

Алгоритмы манипуляций

Фантомы желудка. Стерильные: зонды, перчатки, пинцеты, салфетки, вазелиновое масло, лотки,. Нестерильные: кипяченая вода-10л температуры 18-20'С, таз для промывных вод, ковш, воронка, емкость для анализов, фартуки для пациента и медсестры, емкости с дезрастворами.

Выходной контроль // Задачи:

1. Контроль усвоения теоретического материала.

2. Контроль полученных навыков по промыванию желудка.

30 минут

Выполнение теста по вариантам «Виды зондов. Промывание желудка толстым зондом. Уход при рвоте»

Индивидуальное выполнение манипуляций (по алгоритму).

Преподаватель оценивает выполнение манипуляций.

Студенты выполняют тестовые задания.

Каждый студент демонстрирует выполнение манипуляций индивидуально.

Алгоритмы, тестовые задания

Фантомы желудка, Стерильные: зонды, перчатки, пинцеты, салфетки, вазелиновое масло, лотки. Нестерильные: таз для промывных вод, лотки, емкость с кипяченой водой, емкости для анализов, фартуки для пациентов и персонала, салфетки, воронка, ковш и т.д .

Подведение итогов //

Задача:

Выяснить возникшие сложности

10 минут

Вопросы к студентам:

Что осталось непонятым?

Что вызывало затруднения?

Что показалось наиболее интересным?

Диалог

Студенты отвечают на вопросы преподавателя, подводят итоги занятия.


Домашнее задание

5 мин

Задание «Зарисовать виды зондов в тетрадь»

Слово преподавателя

Записывают в тетрадь, приводят в порядок рабочее место





Технологическая карта МДК «Технология оказания медицинских услуг»

Раздел «Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий»


Тема: «Зондовые манипуляции. Проведение фракционного и дуоденального зондирования».

Вид занятия: практическое

Время занятия: 180 мин.

Цели занятия:

Учебные:

1.Проверить и закрепить знания студентов по прошедшей теме.

2.Научить студентов проведению фракционного исследования желудка тонким зондом (на фантоме), проведению дуоденального зондирования (на фантоме) с учетом противопоказаний и возможных осложнений через объяснение и демонстрацию манипуляций.

Развивающие:

Способствовать развитию клинического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Формирование ответственного отношения к профессии, пациентам, коллегам, безопасного проведения манипуляции и соблюдения техники безопасности.

Формируемые ОК:

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6.

Формируемые ПК:

ПК 1.1-1.2, ПК 1.6, ПК 2.2-2.3, ПК 2.5 .

Интегративные связи:

межпредметные: анатомия, физиология, психология;

внутрипредметные: инфекционная безопасность, лечебно-охранительный режим, личная гигиена пациента.

Учебно-методическая литература:

Основная:

    1. Рабочая программа ПМ 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»».

    2. Тематический план МДК 07.02 «Технология оказания медицинских услуг».

    3. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П.Обуховец. – Изд. 13-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 603 с. : ил. - (Медицина для вас).




Этапы занятия //

Задачи этапа

Время

этапа

Содержание учебного материала


Деятельность преподавателя (методы обучения)

Виды и формы организации деятельности студентов

Оснащение занятия

Организационный момент //

Задача: определение готовности студентов к занятию.

5 мин.


Преподаватель приветствует студен-тов, отмечает отсутст-вующих, сообщает тему, цель занятия.

Студенты приветствуют преподавателя, записывают тему, цель занятия.


Активизация изученного материала //

Задача:

Повторение прой-денного материала

10 мин

Вопросы для фронтального опроса

Фронтальный опрос.

Студенты отвечают на вопросы.

Вопросы к фронтальному опросу

Изучение теоретического материала

Задачи:

1.Изучить цель, показания, противопо-казания для фракционного иссле-дования желудка.

2.Изучить цель, показания, противопо-казания для дуоденального иссле-дования желудка.

40 мин

План:

1Проведение фракционного исследования желудка. Цель. Показания. Противопоказания.

2. Дуоденальное исследование. Цель. Показания. Противопоказания.

Рассказ преподавателя

Составление опорного конспекта занятия.

Раздаточный материал для студентов.

Презентация.

Глоссарий (Приложение № 2)

Работа с модулем «Фракционное исследование желудка. Дуоденальное зондирование ».

Промежуточный контроль //

Задачи:

Контроль освоения теоретического материала

10 мин

Карточки по вариантам с вопросами для графологического диктанта

Графологический диктант

Отвечают письменно на

вопросы графдиктанта.

Карточки с вопросами по графдиктанту

Изучение практических манипуляций //

Задачи:

1. Показать выполнение манипуляции

2. Освоение студентами манипуляций «Фракционное исследование желудка», «Дуоденальное зондирование».

70 мин

Изучение манипуляций происходит по след этапам:

1.Просмотр модуля «Фракционное исследование желудка».

2.Показ эталона проведения манипуляций.

3.Отработка манипуляций в малых группах.

4. Просмотр модуля «Дуоденальное зондирование».

5. Показ эталона проведения манипуляций.

6. Отработка манипуляций в малых группах.

Просмотр модуля «Фракционное исследование желудка ».

Показ эталонного проведения манипуляций «Фракционное исследование желудка».

манипуляции.

Следят за выполнением эталона проведения манипуляций «Фракционное исследование желудка». «Дуоденальное зондирование».

Студенты делятся на малые группы.

Отрабатывают мани-пуляции «Фракционное исследование желудка. Дуоденальное зондирование».

Модуль «Виды зондов. Промывание желудка толстым зондом».

Алгоритмы манипуляций

Фантомы желудка. Стерильные: зонды, перчатки, пинцеты, салфетки, вазелиновое масло, лотки,. Нестерильные: кипяченая вода-10л температуры 18-20'С, таз для промывных вод, ковш, воронка, емкость для анализов, фартуки для пациента и медсестры, емкости с дезрастворами.

Выходной контроль //

Задачи:

1. Контроль усвоения теоретического материала.

2. Контроль получен-ных навыков по мани-пуляциям: «Фракци-онное исследование желудка. Дуоденаль-ное зондирование».

30 мин

Выполнение теста по вариантам «Зондовые манипуляции»

Индивидуальное выполнение манипуляций (по алгоритму).

Преподаватель оценивает выполнение манипуляций.

Студенты выполняют тестовые задания.

Каждый студент демонстрирует выполнение манипуляций индивидуально.

Алгоритмы, тестовые задания

Фантомы желудка, Стерильные: зонды, перчатки, пинцеты, салфетки, вазелиновое масло, лотки. Нестерильные: таз для промывных вод, лотки, емкость с кипяченой водой, емкости для анализов, фартуки для пациентов и персонала, салфетки, воронка, ковш и т.д. .

Подведение итогов //

Задача:

Выяснить возникшие сложности

10 мин

Вопросы к студентам:

Что осталось непонятым?

Что вызывало затруднения?

Что показалось наиболее интересным?

Диалог

Студенты отвечают на вопросы преподавателя, подводят итоги занятия.


Домашнее задание

5 мин

Задание: решить ситуационную задачу.

Слово преподавателя

Записывают в тетрадь, приводят в порядок рабочее место


Глоссарий


Duodenim – 12 перстная кишка.

Желудочный зонд – резиновая трубка, диаметром 3-5 мм, с боковыми овальными отверстиями на слепом конце, на зонде через каждые 10 см имеются отметки.

Дуоденальный зонд – зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий, через каждые 10 см отметки.

Дуоденальное зондирование – зондирование при котором исследуют желчь из 12–ти перстной кишки.

Фракционное зондирование - зондирование, при котором исследуют секреторную функцию желудка.

Рвота - Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса.

Икота - рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком.

Изжога - ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода.

Тошнота - тягостное ощущение в подложечной области и глотке.

Метеоризм - скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями.

Запор - длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника

Понос (диарея) - частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника.

Боль - неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях.

Отрыжка - непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот.

Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности.

Стеноз пищевода - сужение просвета пищевода.

Перфорация желудка - прободение стенки желудка.

Асфиксия - нарушение проходимости дыхательных путей.

Аспирация – проникновение инородного тела в дыхательные пути.

Актуальность.

Зондирование пищеварительного тракта проводят как с лечебной, так и диагностической целью. С помощью зондирования можно получить содержимое желудка с его последующим исследованием, промыть желудок. При остром расширении (атонии) желудка, особенно в раннем послеоперационном периоде, при высокой кишечной непроходимости с помощью введенного зонда осуществляется удаление содержимого, в том числе газов. С помощью зонда, введенного в желудок, становится возможным один из способов искусственного кормления пациента. Через зонд, введенный в пищеварительный тракт, можно вводить и лекарственные средства.



АФО верхнего отдела ЖКТ

К верхнему отдел желудочно-кишечного тракта относятся ротовая полость, глотка, пищевод, желудок и двенадцатиперстная кишка. Пища, измельченная в ротовой полости, благодаря перистальтическим сокращениям глотки и пищевода попадает в желудок, после процессов пищеварения в желудке, небольшими порциями попадает в двенадцатиперстную кишку. Пищевод имеет сужения в начальном отделе, месте бифуркации трахеи и месте перехода через диафрагму. На границе с желудком имеется кардиальный жом, препятствующий забросу содержимого из желудка в пищевод. В пилорическом отделе желудка имеется сфинктер, при раскрытии которого пищевые массы поступают в двенадцатиперстную кишку. В двенадцатиперстную кишку поступает секрет печени (желчь) и поджелудочной железы (панкреатический сок)

















ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ ПРИ РВОТЕ



При различных патологиях может возникать неконтролируемое выбрасывание содержимого желудка через рот – рвота.

Цель:

  • гигиена полости рта и кожи;

  • профилактика аспирации рвотными массами.

П оказания:

  • рвота у пациента.

Противопоказания:

  • отсутствуют.

Оснащение:

  • таз;

  • нестерильный лоток;

  • клеенка или полотенце;

  • с алфетки для ухода за полостью рта;

  • 2% раствор натрия бикарбоната или 0,05% раствор калия перманганата;

  • электроотсос или грушевидный баллончик;

  • клеёнчатый фартук;

  • нестерильные перчатки.

Порядок действий:

Пациент в сознании

Этапы манипуляции

Обоснование необходимости

1. Подготовка к манипуляции

1. Усадить пациента. Поставить к ногам таз.

Для сбора рвотных масс.

2. Грудь прикрыть клеёнкой. Дать полотенце.

Предупреждение загрязнения одежды.

3. Сообщить о пациенте врачу через посредника (если помощь оказывается в ЛПО).

Врач обязан осмотреть пациента, оценить характер рвотных масс и дать дальнейшие указания медсестре.

4. Надеть перчатки и индивидуальные средства защиты.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Выполнение манипуляции

1. Придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на его лоб свою ладонь.

Профилактика аспирации рвотными массами.

2. Обеспечить пациенту полоскание полости рта водой после каждого акта рвоты.

Предупреждение неприятных вкусовых ощущений.

3. Окончание манипуляции

1. Вытереть лицо пациента салфеткой.


2. Оставить рвотные массы до прихода врача, после осмотра рвотные массы слить в канализацию, таз подвергнуть дезинфекции.

Наличие примеси крови в рвотных массах является тревожным симптомом.

3. Снять перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

4. Проконтролировать состояние пациента после манипуляции. Документировать выполнение манипуляции.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Пациент ослаблен или без сознания

1. Подготовка к манипуляции

1. Повернуть пациента на бок. Если невозможно изменить положение тела, повернуть голову пациента набок.

Профилактика аспирации рвотными массами.

2. Убрать подушку. Удалить зубные протезы (если они есть).

Профилактика аспирации рвотными массами.

3. Положить под голову пациента клеенку, либо накрыть клеенкой шею и грудь, ко рту подставить почкообразный лоток.

Для сбора рвотных масс. Предупреждение загрязнения одежды.

4. Срочно сообщить о пациенте врачу через посредника (если помощь оказывается в ЛПО).

Врач обязан осмотреть пациента, оценить характер рвотных масс и дать дальнейшие указания медсестре.

5. Надеть перчатки и средства индивидуальные защиты.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Выполнение манипуляции

1. Осуществлять уход за полостью рта и носа после каждого акта рвоты - отсосать электроотсосом или грушевидным баллончиком из полости рта и носа рвотные массы.

Профилактика аспирации рвотными массами.

2. После окончания рвоты провести туалет полости рта.

Обеспечение комфорта пациента.

3. Вытереть лицо пациента салфеткой.


3. Окончание манипуляции

1. Оставить рвотные массы до прихода врача, после осмотра рвотные массы слить в канализацию, таз подвергнуть дезинфекции.

Наличие примеси крови в рвотных массах является тревожным симптомом.

2. Снять перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3.Проконтролировать состояние пациента после манипуляции. Документировать выполнение манипуляции.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.











Зондовые манипуляции

Зондирование пищеварительного тракта проводят как с лечебной, так и диагностической целью. С помощью зондирования можно получить содержимое желудка с его последующим исследованием, промыть желудок. При остром расширении (атонии) желудка, особенно в раннем послеоперационном периоде, при высокой кишечной непроходимости с помощью введенного зонда осуществляется удаление содержимого, в том числе газов. С помощью зонда, введенного в желудок, становится возможным один из способов искусственного кормления пациента. Через зонд, введенный в пищеварительный тракт, можно вводить и лекарственные средства.



Этико – деонтологическое обеспечение.

Многие пациенты плохо переносят введение зонда. Причиной этого является повышенный кашлевой или рвотный рефлекс, высокая чувствительность слизистой оболочки глотки и пищевода. В большинстве случаев плохая переносимость зондовых процедур вызвана отрицательной психологической установкой больного на процесс зондирования, возникает « болезнь исследования». Для устранения «боязни исследования» пациенту следует объяснить цель исследования, его пользу, разговаривать с ним вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

Примерное содержание беседы медицинского работника с пациентом во время введения зонда: «Сейчас мы приступим к процедуре. Ваше самочувствие во многом будет зависеть от поведения во время зондирования. Первое и основное правило - не делать резких движений, в противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться, дышать медленно и не глубоко. Пожалуйста, откройте рот, руки держите на коленях, сделайте глубокий вдох и проглотите кончик зонда. Если вам трудно дышать носом, дышите ртом и во время вдоха, осторожно продвигайте зонд.

При головокружении несколько минут подышите обычно, не глубоко, затем возобновите глубокое дыхание»



Правила техники безопасности.

Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь – зондирование прекратить!

Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становиться синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозолем 10% раствора лидокаина



Промывание желудка толстым зондом

Цель:

  • лечебная;

  • диагностическая.

Показания:

  • отравления различными ядами, алкоголем, лекарственными
    веществами, грибами;

  • употребление недоброкачественной пищи.

Противопоказания:

  • органическое сужение пищевода;

  • кровотечения из органов ЖКТ;

  • язвы и опухоли желудка;

  • тяжелые химические ожоги слизистой оболочки глотки, пищевода ижелудка крепкими кислотами;

  • инфаркт миокарда;

  • нарушение мозгового кровообращения;

  • бронхиальная астма.

Оснащение:

  • стерильные: лоток, пинцет, емкость под пинцет, толстый желудочный зонд длиной 100-200 см с овальными отверстиями на слепом конце, резиновая трубка длиной 70 см и соединительная стеклянная трубка диаметром 8 мм, вазелиновое масло,

  • воронка емкостью 1 л;

  • перчатки;

  • стакан с водой для съемных протезов;

  • полотенце или пелёнка;

  • к увшин емкостью 1 л;

  • емкость с водой 8-10 л (20°С);

  • клеенчатый фартук - 2 шт;

  • емкость для сбора промывных вод;

  • емкость для порции желудочного содержимого и направление в лабораторию;

  • мыло жидкое;

  • одноразовые полотенца для рук персонала.

Порядок действий:

Этапы манипуляции

Обоснование необходимости

1. Подготовка к манипуляции

1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход манипуляции, получить информированное согласие на манипуляцию.

Мотивация пациента к сотрудничеству. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкого выполнения процедуры.

3. Надеть средства индивидуальной защиты.

Обеспечение инфекционной безопасности.

4. Надеть фартук на пациента.

Предупреждение загрязнения одежды.

5. Усадить пациента на стул, плотно прислонив к спинке стула, слегка наклонив голову вперед и разведя колени.

Необходимое положение пациента во время процедуры для эффективного прохождения зонда в пищевод.

6. Удалить съемные зубные протезы (если они имеются) и поместить их в стакан с водой.

Обеспечение безопасности пациента.

7. Между ног пациента поставить емкость для сбора промывных вод.

Обеспечение инфекционной безопасности.

8. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд:

  • по формуле: рост пациента в см - 100;

  • отмерить расстояние от кончика носа, до мочки уха, и далее до мечевидного отростка.

Необходимое условие для проведения манипуляции.

.

9. Провести гигиеническую обработку рук с антисептиком. Надеть перчатки.


2. Выполнение манипуляции

1. Собрать систему для промывания: зонд, стеклянная соединительная трубка, резиновая трубка, воронка.


2. Слепой конец зонда смочить стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

Облегчается введение и прохождение зонда.

3. Встать справа от пациента.


4. Попросить пациента широко открыть рот и дышать носом.


5. Положить на корень языка слепой конец зонда.


6. Попросить пациента сделать несколько глотательных движений.

Необходимое участие пациента в процедуре

7. Как только пациент сделает глотательное движение, продвинуть зонд в пищевод.


8. Провести зонд через пищевод в желудок до нужной отметки.


9. Опустить воронку до уровня колен пациента: в нее начнет поступать желудочное содержимое.

Свидетельство правильного положения зонда.

10. Держа воронку наклонно, налить в нее около 1 л воды.

При таком положении воронки вода не будет уходить в желудок.

11. Медленно поднять воронку на 30 см выше головы пациента. Как только вода достигнет устья воронки, опустить ее ниже исходного положения.

По закону сообщающихся сосудов вода поступит в желудок, а затем вновь в воронку.

12. Когда воронка наполнится, слить со-держимое в емкость для промывных вод.


13. Повторять действия п.п. 10-12 до появления чистых промывных вод.

Обеспечение результативности процедуры.

3. Окончание манипуляции

1. Измерить количество вводимой и выделенной жидкости.


2. Отсоединить воронку, осторожно извлечь зонд из желудка, обернув его марлевой салфеткой.

Защита одежды от загрязнения.

3. Предложить пациенту прополоскать рот кипяченой водой.

Обеспечение гигиенического комфорта.

4. Снять с пациента фартук.


5. Доставить пациента к постели и помочь ему лечь.

Обеспечение отдыха после процедуры.

6. Часть промывных вод с направлением отправить в лабораторию, остальные вылить в канализацию.

Для анализа желудочного содержимого.

7. Использованное оснащение подвергнуть дезинфекции. Снять использованные перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

8. Документировать выполнение манипуляции.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Особенности выполнения манипуляции:

Положение детей во время промывания желудка зависит от возраста:

  • ребенка младшего возраста укладывают на левый бок со слегка повернутым вниз лицом и приподнятым на 15-20° ножны концом;

  • ребенка дошкольного возраста помощник усаживает к себе на колени, плотно зажав его ноги между своих, и прижав его голову к своему плечу;

  • ребенка старшего возраста усаживают на стул, зафиксировав при необходимости руки.

В зависимости от эмоционального состояния ребенка, открыть ему рот можно шпателем, либо использовать для этой цели роторасширитель.

Количество жидкости для промывания желудка также зависит от возраста ребенка:

  • новорожденным - 200 мл;

  • до 6 месяцев - 500 мл;

  • до 1 года - 1 литр;

  • старше 1 года - 1 литр на год жизни, но не более 10 литров.

Температура жидкости для детей раннего возраста 22-24°С. У грудных детей используют более тонкий, чем для старших детей зонд, а вместо воронки - шприц.









Фракционное желудочное зондирование

Цель манипуляции:

Исследование секреторной функции желудка.

Показания:

Диагностика язвенной болезни, хронического гастрита

Противопоказания:

Желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Подготовка пациента:

Утром, натощак.

Оснащение:

  • стерильные: лоток, пинцет, емкость под пинцет, тонкий желудочный зонд с круговыми метками, зажим или корнцанг, шприц емкостью 20 мл, вазелиновое масло, набор для проведения подкожной инъекции.

  • парентеральный раздражитель: раствор гистамина 0,1%, раствор пентагастрина 0,025%;

  • штатив с промаркированными пробирками (9 шт);

  • стакан с кипяченой водой;

  • клеенчатый фартук;

  • нестерильный лоток;

  • мыло жидкое;

  • антисептик для обработки рук;

  • одноразовые полотенца для рук персонала

Порядок действий

Этапы манипуляции

Обоснование необходимости

1. Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту цель и ход манипуляции, получить информированное согласие пациента. Спросить пациента о подготовке.

Обеспечение права пациента на информацию. Мотивация пациента к сотрудничеству.

Необходимое условие для точной диагностики.

2. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкого выполнения процедуры.

3. Правильно усадить пациента: плотно опираясь на спинку стула и слегка наклонив голову вперёд.

Обеспечивается беспрепятственное введение зонда в глотку.

4. Предложить или помочь пациенту надеть клеенчатую пелерину с карманом для слюны (если нет такой пелерины, надеть на пациента клеенчатый короткий фартук, накрыть его большой пеленкой, чтобы он мог ее концом вытереть стекающую слюну), в руки дать лоток для сбора слюны.

Исключается загрязнение одежды.

5. Если есть съемные зубные протезы, предложить пациенту снять их и поместить в стакан с кипяченой водой.

Обеспечение безопасности пациента.

6. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд:

  • по формуле: рост пациента в см - 100;

  • от кончика носа, до мочки уха и далее до мечевидного отростка.

Обеспечение точного попадания зонда в желудок.

7. Надеть средства индивидуальной защиты


8. Провести гигиеническую обработку рук с антисептиком. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Проведение манипуляции

1. Вскрыть упаковку и стерильным пинцетом достать зонд. Выложить его на стерильный лоток.

Соблюдение требований асептики.

2. Взять его в правую руку на расстоянии 10-15 см от слепого конца, а левой рукой поддерживать свободный конец.


3. Смочить слепой конец зонда теплой кипяченой водой или смазать стерильным вазелиновым маслом.

Облегчается проглатывание зонда.

4. Предложить пациенту открыть рот.


5. Положить слепой конец зонда на корень языка, предложить пациенту сделать глотательные движения, дыша глубоко через нос.

При каждом глотательном движении зонд будет продвигаться в желудок до нужной метки.

-

6. Ввести зонд до отметки.


7. С помощью шприца извлечь содержимое желудка в емкость №1.

Натощаковая порция

8. В течение часа (через каждые 15 мин) извлечь 4 порции желудочного сока (№№ 2,3,4,5)

Не стимулированная или базальная секреция.

9. Ввести подкожно раствор гистамина 0,1% или пентагастрина 0.025%

Необходимое условие для стимуляции желудочной секреции.

10. Через 10 минут извлечь желудочное содержимое, порция № 6.


11. В течение часа (через 15 мин) извлечь 4 порции желудочного сока (№№ 7,8,9)

Стимулированная секреция.

3. Окончание манипуляции

1. Аккуратно извлечь зонд, вытирая его салфеткой. Подвергнуть дезинфекции зонд и использованное оснащение.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Снять использованные перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Предложить пациенту отдохнуть после манипуляции несколько минут. Дать прополоскать рот кипяченой водой. Сообщить, когда будет готов результат исследования. Проконтролировать состояние пациента после манипуляции.

Дать пациенту рекомендации:

  • в ближайшие 30-40 минут не употреблять резко контрастную пищу, не заниматься сухоядением,

  • при неприятных ощущениях в области желудка полежать некоторое время с теплой грелкой.

4. Отправить штатив с пробирками в клиническую лабораторию с правильно оформленным направлением (отделение, палата, название исследования, Ф.И.О. пациента, дата, подпись).

Для проведения аналитического этапа исследования желудочного сока.

5. После проведенного исследования подклеить результат в медицинскую документацию ли выдать результат на руки пациенту.

Обеспечение преемственности в лечении пациента.






Дуоденальное зондирование

Цель:

  • проводится с лечебной и диагностической целью.

Показания:

  • заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей;

  • заболевания поджелудочной железы;

  • заболевания 12-перстной кишки;

  • откачивание желчи при снижении моторной функции желчного пузыря;

  • введение в желчные пути лекарственных веществ.

Противопоказания:

  • опухоли;

  • желудочно-кишечные кровотечения;

  • обострение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;

  • сердечно-сосудистая и легочная недостаточность;

  • бронхиальная астма;

  • цирроз печени;

  • обострение психических заболеваний;

  • тяжелое общее состояние.

Оснащение:

  • стерильные: лоток, пинцет, емкость под пинцет, зонд с круговыми метками и оливой на конце, зажим или корнцанг, шприц емкостью 20 мл - 2 шт, вазелиновое масло, перчатки;

  • энтеральный раздражитель: 40 мл 33% раствора магния сульфата (38°С) или 40 мл 40% раствора глюкозы (38°С), 30-40 мл 10% спиртового раствора сорбита;

  • штатив с пробирками (3 шт), промаркированными «А», «В», «С»;

  • грелка;

  • полотенце;

  • стакан с кипяченой водой;

  • мягкий валик;

  • низкая скамеечка (для штатива с пробирками);

  • клеенчатый фартук;

  • нестерильный лоток;

  • мыло жидкое;

  • антисептик для обработки рук;

  • одноразовые полотенца для рук персонала

Необходимые условия:

  • пациент за 2-3 дня до проведения дуоденального зондирования должен исключить из пищевого рациона продукты, способствующие возникновению метеоризма: бобовые, капуста, картофель, молоко, черный хлеб, сладости,

  • накануне вечером пациента предупреждают, что предстоящее исследование проводится утром натощак (не есть, не пить, не принимать ЛС, не курить), а ужин перед исследованием должен быть легким непозднее 18.00;

  • провести психологическую подготовку пациента, объяснить, что дышать во время ввода зонда нужно носом;

  • если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становиться синюшным, следует немедленно извлечь зонд, т.к. он попал в гортань или трахею, а не в пищевод;

  • в случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозольным 10% раствором лидокаина;

  • если пациент не воспринимает 33% раствор магния сульфата (понос, боли в правом подреберье), то его следует заменить на другой энтеральный раздражитель. 33% раствор магния сульфата раздражает центры вегетативной нервной системы и может вызвать слабость, сердцебиение, снижение артериального давления, головокружение. В т аком случае следует немедленно прекратить зондирование, вызвать врача, быстро измерить артериальное давление, ввести внутривенно медленно 10% раствор кальция хлорида 10 мл, который является антагонистом магния сульфата.

  • если в процессе манипуляции в полученном материале кровь -зондирование прекратить!

Порядок действий:

Этапы манипуляции

Обоснование необходимости

1. Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту цель и ход манипуляции, получить информированное согласие пациента. Спросить пациента о подготовке.

Обеспечение права пациента на информацию. Мотивация пациента к сотрудничеству.

Необходимое условие для точной диагностики.

2. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкого выполнения процедуры.

3. Правильно усадить пациента: плотно опираясь на спинку стула и слегка наклонив голову вперёд.

Обеспечивается беспрепятственное введение зонда в глотку.

4. Предложить или помочь пациенту надеть клеенчатую пелерину с карманом для слюны (если нет такой пелерины, надеть на пациента клеенчатый короткий фартук, накрыть его большой пеленкой, чтобы он мог ее концом вытереть стекающую слюну), в руки дать лоток для сбора слюны.

Исключается загрязнение одежды.

5. Если есть съемные зубные протезы, предложить пациенту снять их и поместить в стакан с кипяченой водой.

Обеспечение безопасности пациента.

6. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд до первой отметки:

  • по формуле: рост пациента в см - 100;

  • от кончика носа, до мочки уха и далее до мечевидного отростка.

Обеспечение точного попадания зонда в желудок.

7. Надеть средства индивидуальной защиты


8. Провести гигиеническую обработку рук с антисептиком. Надеть стерильные перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Проведение манипуляции

1. Вскрыть упаковку и стерильным пинцетом достать зонд. Выложить его на стерильный лоток.

Соблюдение требований асептики.

2. Взять его в правую руку на расстоянии 10-15 см от слепого конца, а левой рукой поддерживать свободный конец.


3. Смочить слепой конец зонда теплой кипяченой водой или смазать стерильным вазелиновым маслом.

Облегчается проглатывание зонда.

4. Предложить пациенту открыть рот.


5. Положить слепой конец зонда на корень языка, предложить пациенту сделать глотательные движения, дыша глубоко через нос.

Примечание: введение зонда в желудок может длиться до 30 - 40 минут. Не следует торопить пациента.

При каждом глотательном движении зонд будет продвигаться в желудок до нужной метки.

-

6. Ввести зонд до первой отметки (примерно 45-50 см)


7. С помощью шприца получить мутноватую светлую жидкость - содержимое желудка.

Зонд оказался в желудке.

8. Наложите на свободный конец зонда специальный зажим, и предложить пациенту медленно ходить по кабинету и заглатывать зонд до второй отметки (примерно 70 см).


9. Снять с пациента фартук/пелерину и сразу замочить в дезинфицирующем растворе с полным погружением. Уложить пациента на кушетку (без подушки) на правый бок, подложив под правое подреберье грелку, а под таз - валик.

Облегчается прохождение оливы в 12-перстную кишку и раскрытие сфинктеров. Пациент должен занять функциональное положение, так как манипуляция длительная:

  • правую ногу вытянуть прямо, левую ногу согнуть в коленном суставе, и коленом упереться в кушетку, а стопой левой ноги обхватить голеностопный сустав правой ноги;

  • правое плечо и руку вывести за спину, а левое плечо продвинется несколько вперед.

10. В течение 10-60 минут пациент должен заглатывать зонд до 3 метки (примерно 90 см).

Наружный конец зонда опустить в пробирку.

11. Через 20-60 мин после того как пациент будет уложен на кушетку, начнет поступать светло желтая жидкость - порция «А» - дуоденальная желчь. Порция поступает 20-30 мин.


12. Ввести через зонд с помощью шприца раздражитель: магнезию или глюкозу.

Для раскрытия сфинктера Одди.

13. Наложить на конец зонда зажим или корнцанг.

После введения стимулятора пациент переворачивается на спину и лежит в течение 10 мин.

14. Через 10 минут зажим снять, опустить конец зонда в пробирку «В» и получить порцию «В» темно оливкового цвета - пузырная желчь. Порция поступает 20-30 мин. Примечание: если после введения раздражителя нет порции «В», значит не открылся сфинктер Одди. По назначению врача ввести пациенту подкожно 1,0 мл 0,1% раствора атропина для снятия спазма сфинктера. Если эффекта нет, зондирование прекратить!

Концентрированная желчь из желчного пузыря.

15. Вслед за этим начинает поступать порция «С» прозрачного золотисто-желтого цвета - печеночная желчь. Порция поступает 20-30 мин.

.

16. Если необходимо провести бактериологическое исследование желчи, то материал собирают в стерильные пробирки. До и после наполнения обжечь края пробирок над пламенем спиртовки и закрыть стерильной пробкой. Заполнить направление и доставить материал в бактериологическую лабораторию.

Необходимость соблюдения правил асептики.

3. Окончание манипуляции

1. Аккуратно извлечь зонд, вытирая его салфеткой. Подвергнуть дезинфекции зонд и использованное оснащение.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Снять использованные перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Предложить пациенту отдохнуть после манипуляции несколько минут. Дать прополоскать рот кипяченой водой. Сообщить, когда будет готов результат исследования. Проконтролировать состояние пациента после манипуляции.

Дать пациенту рекомендации:

  • в ближайшие 30-40 минут не употреблять резко контрастную пищу, не заниматься сухоядением,

  • при неприятных ощущениях в области желудка полежать некоторое время с теплой грелкой.

4. Отправить штатив с пробирками в клиническую лабораторию с правильно оформленным направлением (отделение, палата, название исследования, Ф.И.О. пациента, дата, подпись).

Для проведения аналитического этапа исследования желчи.

5. После проведенного исследования подклеить результат в медицинскую документацию ли выдать результат на руки пациенту.

Обеспечение преемственности в лечении пациента.


Особенности выполнения манипуляции:

Ребенок сначала глотает зонд до первой отметки (расстояние от переносицы до пупка), а затем до второй отметки через 10-15 см в течение 20-30 мин.

Энтеральный раздражитель детям вводят в количестве от 10 до 50 мл в зависимости от возраста.

Если есть подозрение на лямблиоз, то пробирки с желчью порции В необходимо поместить в стеклянные банку с теплой водой и отправить материал в лабораторию теплым, так как под действием холода лямблии теряют движение и не будут обнаружены под микроскопом.
















Задания по самоконтролю:



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.


Предложенные определения заменить медицинской терминологией.

  1. Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса – ………

  2. Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком – ............

  3. Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода – ............

  4. Тягостное ощущение в подложечной области и глотке – .............

  5. Скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями – .............

  6. Длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – ..............

  7. Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – .............

  8. Неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях – ..............

  9. Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот – ..........

  10. Истечение крови из кровеносных сосудов из- за нарушения их целостности – .............

  11. Сужение просвета пищевода - …………

  12. Прободение стенки желудка - ................

  13. Нарушение проходимости дыхательных путей - ………….




Задание в тестовой форме


Выберите один правильный ответ


  1. Боли при заболеваниях желудка локализуются:

а) внизу живота

б) в эпигастральной области

в) в области правого подреберья

  1. Для промывания желудка необходимо приготовить:

а) тонкий резиновый зонд

б) зонд с металлической оливой

в) толстый желудочный зонд

  1. При промывании желудка зонд вводится на расстояние:

а) 100 см

б) 60 см

в) рост пациента минус 100 см

  1. Для промывания желудка необходимо приготовить:

а) 10 -12 литров воды

б) 1 – 1,5 литра воды

в) 5 литров воды

  1. При рвоте для профилактики асфиксии голову необходимо запрокинуть:

а) назад

б) на бок

в) вперёд, поддерживая за лоб

  1. При появлении крови в промывных водах необходимо:

а) продолжить промывание

б) поставить пузырь со льдом на область эпигастрия

в) поставить грелку на область эпигастрия

  1. Показания для промывания желудка

а) отравление грибами

б) желудочное кровотечение

в) ожог пищевода

г) острый живот

  1. Резиновые зонды стерилизуют при режиме:

а) 180 в течение 60 минут

б) при 2,2 атм., Т 132 в течение 20 минут

в) при 1,1 атм., Т 120 в течение 45 минут

  1. Резиновые зонды стерилизуют:

а) в сухожаровых шкафах

б) в автоклавах

в) в 3% растворе хлорамина

  1. Лекарственные препараты, необходимые для остановки кровотечения:

а) викасол

б) магния сульфат

в) глюкоза


Выберите один неправильный ответ – «четвертый лишний»

11. Цель промывания желудка

а) лечебная

б) профилактическая

в) реабилитационная

г) диагностическая

12. Клиническую картину попадания зонда в дыхательные пути характеризуют

а) кашель

б) посинение

в) затрудненное дыхание

г) сердечные боли

13. Возможные примеси рвотных масс

а) кровь

б) конкременты

в) пища

г) желчь

14. Компоненты системы для промывания желудка

а) желудочные зонды

б) переходник

в) шприц Жане

г) воронка

15.Температура воды для промывания желудка, ºС

а) 20 – 22

б) 22 – 24

в) 26 – 28

г) 36 - 38




Дополните правильный ответ


1. При тяжелом пищевом отравлении необходимо провести _______________ желудка

2. Цель зондирования желудка в случае пищевого отравления: удаление газов, остатков ______, слизи_______

3. Скольжению зонда при введении способствует обработка рабочего конца____________

4. Диагностическое зондирование пациенту проводят всегда в состоянии_______________

5.Объем воды для зондового промывания составляет_______ литров

6. При пищевом отравлении желудочное содержимое направляют в ___________________ лабораторию

7.Зондовое промывание желудка основано на методе ________________________________

8. Предвестник рвоты_______________________

9. Рвотные массы цвета «кофейной гущи» - признак __________________________________

10. После акта рвоты медсестра помогает тяжелобольному обработать__________________



УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ:


1. ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ ПРИ РВОТЕ (В БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ)


 


Отгородите пациента ширмой




 


Обработайте полость рта 2% раствором гидрокарбоната натрия




 


Подставьте ко рту пациента почкообразный лоток




 


Шею и грудь пациента накройте полотенцем




 


Поверните голову пациента набок




 


По окончанию рвоты, при необходимости, грушевидным



баллоном или электроотсосом отсосать рвотные массы




 


Наденьте стерильные перчатки



2. ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА


 


Усадите пациента




 


Объясните пациенту цель предстоящей манипуляции




 


Наденьте стерильные перчатки




 


Между ног пациента поставьте таз




 


Встаньте от пациента сбоку




 


Представьтесь пациенту




 


Медленно поднимите воронку вверх




 


К зонду присоедините воронку и опустите её до уровня колен



Пациента




 


Слепой конец зонда смажьте вазелином




 


Положите на корень языка пациента слепой конец зонда и



медленно продвигайте зонд до нужной метки

 


Определите расстояние, на которое следует ввести зонд




 


Как только вода достигнет устья воронки, опустите её в исходное



положение и вылейте содержимое в таз




 


Держа воронку на уровне колен пациента слегка наклонно,



налейте воды




 


Повторите процедуру до чистых промывных вод




 


По окончании промывания отсоедините воронку, выведите зонд из



желудка, уложите пациента в постель




 


Наденьте на себя и на пациента клеёнчатый фартук









СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ


В предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и определить тактику медицинской сестры

  1. При введении толстого желудочного зонда, пациент начинает кашлять, задыхаться. Что случилось? Какова тактика медицинской сестры?

  2. Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении. С целью суицида выпил большую дозу снотворных таблеток, находится без сознания. Что следует помнить медицинской сестре при введении зонда при промывании желудка?

  3. Пациентка поступила в приёмное отделение с отравлением уксусной кислотой. Каким методом необходимо промыть желудок?

  4. При промывании желудка через 10 минут в промывных водах появилась кровь. Какова тактика медицинской сестры?

  5. Пациентка находится в хирургическом отделении для решения вопроса об операции по поводу опухоли желудка. Пациентка отравилась несвежей сметаной. Можно ли делать промывание желудка зондовым методом?




































ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.



ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ДИКТАНТА


  1. Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса – рвота.

  2. Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком – икота.

  3. Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода – изжога.

  4. Тягостное ощущение в подложечной области и глотке – тошнота.

  5. Скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями – метеоризм.

  6. Длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – запор.

  7. Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – понос (диарея).

  8. Неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях – боль.

  9. Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот – отрыжка.

  10. Истечение крови из кровеносных сосудов из- за нарушения их целостности – кровотечение.

  11. Сужение просвета пищевода - стеноз пищевода.

  12. Прободение стенки желудка - перфорация желудка.

  13. Нарушение проходимости дыхательных путей - асфиксия





ЭТАЛОН ОТВЕТОВ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ


1. ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ ПРИ РВОТЕ (В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТ ЯНИИ)



1.


Отгородите пациента ширмой




7.


Обработайте полость рта 2% раствором гидрокарбоната натрия




5.


Подставьте ко рту пациента почкообразный лоток




4.


Шею и грудь пациента накройте полотенцем




3.


Поверните голову пациента набок




6.


По окончанию рвоты, при необходимости, грушевидным



баллоном отсосать рвотные массы




2.


Наденьте стерильные перчатки

2.ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

4.


Усадите пациента




2.


Объясните пациенту цель предстоящей манипуляции




7.


Наденьте стерильные перчатки




5.


Между ног пациента поставьте таз




8.


Встаньте от пациента сбоку




1.


Представьтесь пациенту




13.


Медленно поднимите воронку вверх




11.


К зонду присоедините воронку и опустите её до уровня колен



Пациента

9.


Слепой конец зонда смажьте вазелином




10.


Положите на корень языка пациента слепой конец зонда и



медленно продвигайте зонд до нужной метки




6.


Определите расстояние, на которое следует ввести зонд




14.


Как только вода достигнет устья воронки, опустите её в исходное



положение и вылейте содержимое в таз




12.


Держа воронку на уровне колен пациента слегка наклонно, налейте



Воды

15.


Повторите процедуру до чистых промывных вод



16.


По окончании промывания отсоедините воронку, выведите зонд из



желудка, уложите пациента в постель




3.


Наденьте на себя и на пациента клеёнчатый фартук



ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ


  1. Это означает, что зонд попал не в пищевод, а в гортань или трахею. Следует немедленно извлечь зонд, успокоить пациента и ввести его снова.

  2. Промывание желудка, если пациент без сознания, проводят в положении головы на боку, роторасширителем открывают рот, языкодержателем фиксируют язык. Введение зонда проводят под контролем до нужной метки, после чего начинают промывание.

  3. Промывание в данном случае проводят только зондовым методом.

  4. Прекратить промывание. Вызвать врача.

  5. Промывание желудка при опухолях желудка противопоказано. Вызвать врача, выполнить назначения врача.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

на задание в тестовой форме (выбор правильного ответа)

  1. Б

  2. В

  3. В

  4. А

  5. Б

  6. Б

  7. А

  8. В

  9. Б

  10. А

  11. В

  12. Г

  13. Б

  14. В

  15. Г


ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

на задание – дополните правильный ответ


1.

промывание

2.

пищи, ядов

3.

водой

4.

натощак

5.

8-10л

6.

бактериологическую

7.

сообщающихся сосудов

8.

тошнота

9.

желудочного кровотечения

10.

полость рта







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!