СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия для студентов Iкурса: «Гидролиз как обменный процесс. Реакции в растворах электролитов.».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие рекомендовано для студентов при проведении практических занятий и контроля текущего уровня знаний по дисциплине «Химия» Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело».

Данная методическая разработка занятия по теме «Гидролиз солей. Реакции в растворах солей.» продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия для студентов Iкурса: «Гидролиз как обменный процесс. Реакции в растворах электролитов.».»






Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Наро - Фоминский филиал


Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»


Цикловая методическая комиссия


Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Химия

I курс

Методическая разработка

практического занятия №16

(для студентов)



по теме



«Гидролиз как обменный процесс . Реакции в растворах электролитов.













2020 год



Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработчик: преподаватель – Чернышова Н.И..

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» Наро – Фоминский филиал


Рассмотрено и утверждено на заседании

ЦМК общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин


Протокол № от « » 2020 г.

Председатель ЦМК ___________________

Чернышова Н.И.




Согласовано

Зам. директора по УР


« » _____________ 2020 год


______________________________

Шабарова М. Н.
















Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 Сестринское дело и предназначено для преподавателя для проведения практического занятия «Гидролиз как обменный процесс.» по учебной дисциплине «Химия».

ОГЛАВЛЕНИЕ


/№

Наименование

Страницы

1

Пояснительная записка

3


Введение


2

План занятия

6

3

Опорный конспект хода занятия.

6-9



4

Вводная часть.Актуализация знаний. Фронтальная беседа по вопросам.

6-7

5

Самостоятельная работа студентов.

8-9

6

Лабораторная работа .Оформление результатов работы.

10

7

Контроль усвоения изучаемого материала. Тест по теме: «Электролитическая диссоциация» (приложение № 3).



11-13

8

Подведение итогов занятия.


9

9

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы и домашнее задание

9

10


Приложение № 1


10

11

Пиложение№2

11

12

Пиложение№3

12

13

Пиложение№4 Контрольно – тестовая часть

13-20

14

Эталоны ответов

21

15

Список использованной литературы

22

Пояснительная записка


Методическое пособие рекомендовано для студентов при проведении практических занятий и контроля текущего уровня знаний по дисциплине «Химия» Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело».




Введение

Данная методическая разработка занятия по теме «Гидролиз солей. Реакции в растворах солей.» продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов.

Процессы гидролиза происходят в любых живых системах, антропогенных комплексов.

При изучении данной темы студентам важно научиться в процессе решения соответствующих задач и тестов умению объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе. Также важно узнать о практическом значении гидролиза не только солей, но и других соединений. Особо интересен гидролиз в медицине. Умение экспериментально подтверждать основные случаи гидролиза солей также является одним из ведущих умений при изучении химии как науки.

Предлагаемое пособие содержит теоретический, экспериментальный и контрольно-оценочный блоки, что отвечает принципу системности в изучении темы «Растворы»



Цели занятия:

Обучающая: Закрепить у студентов знания теории электролитической

диссоциации, умение разделять вещества на электролиты и не электролиты,

определять характер среды по окраске индикатора.

Сформировать знания о

гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на

направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия

диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами

соли.

Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать

реакцию среды.

Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.

Воспитывающая: Через проблемный метод обучения раскрыть перед студентами научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества

-формирование ПК:

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.


-формирование ОК:

  • Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результата выполнения задания.

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа. Уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  • Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человека.

  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

  • Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.



Методы обучения: диалогическое изложение, беседа, объяснение, химический эксперимент.

Приемы обучения: постановка и решение учебных проблем, раскрытие причинно-следственных связей, организация наблюдений, сравнения, использование алгоритмов.

Средства обучения: причинно-следственные связи, оборудование и реактивы для эксперимента, таблицы, алгоритмы.

Задачи:

  • научить студентов пользоваться опорными знаниями, со­ставлять конспект урока;



  • углубить их знание свойств солей

  • научить учащихся определять характер среды растворов со­лей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза значения гидролиза в природе и жизни человека;

  • вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

  • Закрепить практический опыт по проведению практического эксперимента по изучению условий протекания реакций ионного обмена до конца и определения реакции среды растворов солей при гидролизе;

  • Закрепить практический опыт обращаться с лабораторным оборудованием и посудой; проводить наблюдения, делать выводы;

  • Закрепить практический опыт по соблюдению правил по технике безопасности при работе в химическом кабинете.


  • закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополни­тельной литературой.

Тип занятия: практическое занятие

Вид занятия: проблемно-исследовательский.

Учения: эвристическая беседа, лабораторные опыты.

Дидактическое оснащение урока:

Мультимедиа проектор

Презентация к уроку в программе MS PowerPoint.

Таблица растворимости, таблица рН среды

Оборудование для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида аммония. Для лабораторной работы: растворы следующих солей: KCl; K2S; AlCl3.

Реактивы: растворы HCl, CuSО4, NaOH, FeСl3 Na23, NaCl, индикаторы фенолфталеин и метилоранж, раствор H2SO4, кристаллический карбонат натрия.

Раздаточный материал:

Методическая разработка практического занятия для студентов, таблицы, алгоритмы, тестовое задание.

Место проведения:

Кабинет







Тема: « Гидролиз солей. Реакции в растворах электролитов.»

Продолжительность занятия - 180 м


План занятия:

  1. Вводная часть – 15 минут

    1. Организационный момент-2 мин.

1.2. Актуализация знаний-3 мин.

1.3. Контроль исходного уровня знаний- 10 мин.

2. Основная часть – 120 минут

2.1 Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

2.2. Решение задач по теме –20 мин.

2.3. Самостоятельная работа студентов по изучению изучению условий протекания реакций ионного обмена до конца и определения реакции среды растворов солей при гидролизе (лабораторная работа) – 70 мин.

3. Заключительная часть – 45 минут

3.1 Письменная работа студентов – 30 мин.

3.2. Подведение итогов – 10 мин.

3.3. Домашнее задание – 5 мин.



Опорный конспект хода занятия

1. Вводная часть


Откройте тетради и запишите тему и цель занятия.

    1. Актуализация знаний.

Прослушайте, выделите и запишите главную мысль.


Электролиты являются составной частью жидкостей и плотных тканей живых организмов. Ионы натрия, калия, кальция, магния, водорода, анионы ОН-, Сl-, SO42-, НСО3- имеют большое значение для физиологических и биохимических процессов. Водородные ионы способствуют нормальному функционированию ферментов, обмену веществ, перевариванию пищи. Ионы натрия и хлорид - ионы в наш организм попадают при использовании в пищу поваренную соль. В медицине применяется 0,85% раствор хлорида натрия в качестве физиологического раствора при большой потере жидкости организмом.

Многие химические реакции протекают в водных растворах. Знания свойств, присущих электролитам в растворах, а также представление об электронном строении атомов и молекул позволяет по - новому рассматривать свойства оснований, кислот, солей.

1.2. Ответьте устно на вопросы:


  1. Какие вещества называют электролитами, какие неэлектролитами? Приведите примеры известных вам электролитов и неэлектролитов.

  2. Какие электролиты относятся к настоящим электролитам, а какие – к потенциальным?

  3. Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса?

  4. Какие электролиты называют сильными, а какие - слабыми?

  5. Что такое кислоты, основания и соли (нормальные, кислые) с точки зрения теории электролитической диссоциации?

  6. Какие реакции называются ионными? Какими уравнениями они выражаются?

  7. В каких случаях реакции обмена между электролитами в водных растворах необратимы, в каких обратимы?

  8. Какие вещества называются индикаторами? Какие индикаторы вы знаете?

  9. Что показывает водородный показатель – рН? Как его определяют?

  10. Что называется гидролизом солей? В чём его сущность?

  11. Какие типы солей подвергаются гидролизу, какие соли не подвергаются гидролизу?

12. Для каких солей возможен необратимый гидролиз?

13. Какие факторы и как влияют на степень гидролиза?










2.Основная часть.


2.1. Самостоятельная работа студентов.

Выполните самостоятельно упражнения, используя приложения № 1- 2.


1. Напишите уравнения электролитической диссоциации:

а) сульфата железа (III); б) гидрокарбоната калия; в) ортофосфорной кислоты;

г) гидроксида кальция; д) гидроксохлорида меди (II); е) серной кислоты;

ж) гидроксида лития.

При диссоциации каких веществ образуется больше ионов?

2. Какие из приведенных реакций протекают до конца? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих до конца между:

а) хлоридом магния и сульфатом калия;

б) карбонатом кальция и азотной кислотой;

в) серной кислотой и гидроксидом аммония;

г) нитратом серебра и соляной кислотой.

Определите суммы коэффициентов в сокращенных ионных уравнениях.

3. Составьте в молекулярной форме уравнения реакций, которым соответствуют следующие ионно - молекулярные уравнения:

а) СО32- + 2Н+ → Н2О + СО2

б) 3Са2+ + 2РО43- → Са3(РО4)2

в) ОН- + Н+ → Н2О

г) Ва2+ + SО42- → BaSО4

  1. Могут ли в растворе одновременно находиться следующие пары веществ:

а) гидроксид натрия и хлорид бария;

б) гидроксид кальция и углекислый газ;

в) сульфат калия и гидроксид бария;

г) гидрокарбонат натрия и серная кислота;

д) соляная кислота и нитрат алюминия?

5. Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу? Составьте уравнения гидролиза в ионной и молекулярной форме и определите реакцию среды растворов солей, которые гидролизуются:

BaSO4, K2СO3, MgSO4, (NH4)2CO3, AgCl, NaNO3, Fe2S3, CaCl2, Zn(NO3)2, CuCO3, Ba(NO3)2, Na2SO3, AlCl3


2.2. Решение задач.

Решите задачи на вычисление степени диссоциации и числа продиссоциированных молекул в растворе.

Первую задачу решаем на доске, совместно с преподавателем, остальные самостоятельно.


Задача 1.

Из каждой тысячи молекул электролита, растворенного в воде, 40 распалось на ионы. Определите степень диссоциации электролита.


Задача 2.

Степень диссоциации электролита равна 60%. Сколько молекул этого вещества из каждого десятка распадается на ионы?



Задача 3.

Из каждых 500 молекул электролита 8 распадаются на ионы. Чему равна степень диссоциации этого электролита? К электролитам какого типа (сильных или слабых) его можно отнести?





2.3. Лабораторная работа.

Самостоятельная работа студентов по отработке навыков

проводения практического эксперимент по изучению условий протекания реакций ионного обмена до конца и определения реакции среды растворов солей при гидролизе

Перед выполнением лабораторной работы повторите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Проделайте опыты, руководствуясь методическими указаниями лабораторной работы (приложение № 1). Оформите отчет о проделанной работе.


  1. Заключительная часть.

    1. Контроль усвоения изучаемого материала.

Выполните тест по теме: «Электролитическая диссоциация» (приложение № 4).


    1. Подведение итогов занятия.

Работа студентов на занятии оценивается по критериям:

  1. Теоретическая подготовка по данной теме.

  2. Качество и аккуратность выполнения опытов.

  3. Умение работать с лабораторным оборудованием.


    1. Домашнее задание:

О.Е.Саенко Химия с.80-85 изучить текст. Выполнить задания с.84№ 9,10(а-в)

Доклады на темы:

  • « Теория электролитической диссоциации»;

  • «Электролиты и неэлектролиты, их значение и применение в технике, быту»;

  • «Вода – слабый электролит. Понятие о рН растворов»;

  • «Гидролиз солей как один из видов реакций обмена. Типы гидролиза и факторы, влияющие на степень гидролиза».








Приложение № 1


Лабораторная работа

Тема «Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей».


Цель работы: практически изучить условия протекания реакций ионного обмена идущие до конца, исследовать процесс гидролиза солей.


Реактивы: растворы HCl, CuSО4, NaOH, FeСl3 Na23, NaCl, индикаторы фенолфталеин и метилоранж, раствор H2SO4, кристаллический карбонат натрия.


Ход работы:


Опыт 1. Реакции, идущие до конца за счет образования осадка.


В пробирку налейте 2 - 3 мл раствора сульфата меди (II) и прибавьте понемногу раствора щелочи – гидроксида натрия. В пробирке образуется осадок гидроксида меди (II). Каков его цвет?

Напишите молекулярное и ионное (полное и сокращенное) уравнения реакции.


Опыт 2. Реакции, идущие до конца за счет образования малодиссоциирующего вещества.


Налейте в пробирку 2 -3 мл раствора щелочи. Прибавьте 1 каплю фенолфталеина. Как изменился цвет раствора? К полученному раствору добавьте соляную кислоту до исчезновения окраски.

Напишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции.


Опыт 3. Реакции, идущие до конца за счет образования газообразного вещества.


В пробирку внесите немного кристаллического карбоната натрия и добавьте соляной кислоты. Какой газ выделяется при этом?

Напишите молекулярное и полное и сокращенное ионное уравнения реакции.


Опыт 4. Определение среды растворов солей.


В пробирки налейте растворы солей хлорида железа (III), карбоната натрия и хлорида натрия объемом по 1 мл. Каждый раствор исследуйте индикатором метилоранжем. Что наблюдаете? Какова среда этих растворов? Дайте объяснение полученным результатам и напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. По какому типу идет гидролиз каждой соли? Сделайте вывод.







Приложение № 2


Степень и константа электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты


Сильные электролиты — это такие электролиты для которых степень
диссоциации в водных растворах близка к 1 (100 %).

К сильным электролитам относятся:

1. практически все соли;

2. некоторые кислоты - НClO4, НС1O3, HNO3, H2SO4, HMnO4, Н2Сг2O7 , HI, HBr, НС1

3. щёлочи — LiOH; NaOH; KOH; CsOH; RbОН; Са(ОН)2, Sг(ОН)2, Ва(ОН)2


Слабые электролиты — это такие электролиты, для которых степень диссоциации водных растворах меньше 0,3 (30 %).

К слабым электролитам относятся:

1 . слабые кислоты – НClO2, НС1O, HNO2, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, Н3PO4, Н3PO3,

НF, Н3ВО3, СН3СООН, H2S, HCN

2. слабые малорастворимые в воде основания и амфотерные гидроксиды - Fе(ОН)2,

Fе(ОН)3, Сu(ОН)2, РЬ(ОН)2, Al(OH)3, Cr(OH)3

3. вода — Н2O


В уравнениях электролитической диссоциации слабых электролитов ставят знак

обратимости, так как они диссоциируют не полностью:

HCN Н++ CN-
























Приложение № 3


Алгоритм составления ионных уравнений


1. Напишем молекулярное уравнение реакции.

2. Составим полное ионное уравнение, записывая:

а) в виде ионов формулы сильных электролитов:
- сильных кислот,

- сильных оснований (щелочей),

- растворимых в воде солей;

б) в виде молекул формулы:

- слабых электролитов (Н2О, СН3СООН, NH4OH, H2SO3, H2CO3, H2S, HCN и др.),

- малорастворимых веществ (AgC1, Fe(OH)2, СаСО3 и т.д.),

- газообразных (летучих) веществ (CO2, H2S, NНз и др.),

- оксидов металлов и неметаллов (Na2O, СаО, Р2O5 и т.д.)

3. Сравнивая левую и правую части полного ионного уравнения, установим, какие ионы не участвуют в реакции (формулы этих ионов можно подчеркнуть).

4. Напишем сокращенное ионное уравнение, включив в него формулы только тех ионов и молекул, которое участвуют в реакции.

5. Если в сокращенном ионном уравнении коэффициенты перед ионами и молекулами имеют общий множитель, то их можно сократить на него.

При составлении ионных уравнений пользуются таблицей растворимости, по
которой определяют растворимость солей, оснований и кислот в воде. В уравнениях
реакций ставят знак ↓, если среди продуктов реакции есть осадок — нерастворимые или малорастворимые вещества. Знак ↑ показывает газообразные и летучие соединения.

Приложение № 4

Тест по теме: «Электролитическая диссоциация»

I вариант

Выбрать один правильный ответ


1. Распад электролита на ионы – это:

а) ассоциация; б) гидратация; в) диссоциация;

2. Сильный электролит – это:

а) H2S б) НСl в) Н2СО3 г) NH4OH

3. Схема диссоциации кислоты – это:

а) Ме(ОН)n → Меn+ + nОН-

б) HmR → mH+ + Rm-

в) MemRn → Men+ + Rm-

4. Анион — это:

а) Н+ б) S2- в) Na+ г) Mg2+

5. Группа веществ электролитов – это:

а) NaCl, NaOH ,Na2О

б) KCl, КОН, HCl

в) Н2, Н2О, HCl

6. Состояние вещества в растворе, если α=0

а) вещество полностью распалось на ионы

б) вещество частично распалось на ионы

в) диссоциация вещества отсутствует

7. Гидроксид - ионы образуются при диссоциации:

a) NH4Cl б) NaOH в) Cu(OH)2

8. Реакция, практически осуществимая до конца - это:

а) HNO3 + KCl =

б) BaCl2 + NH4NO3 =

в) AgNО3 + HCl =

9. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы Na+ и Н+, а также анионы SO32- является:

а) кислотой; б) щелочью; в) средней солью; г) кислой солью

10. Установите соответствие:

Реагенты Уравнения

а) Ва(ОН)2 и Na24 l.K+ + NО3- = KNO3

б) К2СО3 и HNО3 2.Ва2+ + SО42- = BaSО4

3. СОз2- + 2Н+ = СО2 + Н2O

11. Реакция, которая происходит при растворении гидроксида магния в серной кислоте, описывается сокращенным ионным уравнением:

а) Mg2+ + SО42- = MgSО4;

б) Н+ + ОН- = Н2О;

в) Mg(OH)2 + 2Н+ = Mg2+ + 2Н2O;

г) Mg(ОH)2 + SО42-= MgSО4 + 2OН-.

12. Группа формул сильных электролитов:

а) Н2О и H24 б) Н2СОз и NH4OH

в) СаСОз и HNО3 г) НС1 и КОН


13. Ионы, которые могут одновременно находиться в растворе:

а) Ag+,NО3-,A13+,C1-, б) К+, Cl- , Ва2+, SO42-.

в) Na+, СО32- , NH4+, ОН-. г) Аl3+, NO3-, К+, I-

14. В каком растворе содержится больше всего ионов?

а) cульфат калия; б) гидроксид калия;

в) фосфорная кислота; г) соляная кислота.

15. Степень диссоциации не зависит от:

а) объема раствора; б) природы электролита;

в) температуры; г) концентрации.

16. Сокращенное ионное уравнение А13+ + ЗОН- = А1(ОН)з соответствует взаимодействию:

а) хлорида алюминия с водой;

б) хлорида алюминия с гидроксидом калия;

в) алюминия с водой;

г) алюминия с гидроксидом калия.

17. Электролит, который диссоциирует ступенчато, - это:

а) гидроксид магния; б) фосфорная кислота;

в) гидроксид калия; г) сульфат натрия.

18. Слабым электролитом является:

а) гидроксид бария; б) гидроксид алюминия;

в) плавиковая кислота; г) йодоводородная кислота.

19. Сумма коэффициентов в кратком ионном уравнении взаимодействия гидроксида бария и углекислого газа равна:

а) 6 б) 4 в) 7 г) 8

20. В растворе не могут находиться следующие пары веществ:

а) хлорид меди и гидроксид натрия;

б) хлорид калия и гидроксид натрия;

в) соляная кислота и гидроксид натрия;

г) серная кислота и нитрат натрия.

21. Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом с образованием осадка:

а) СаСl2 и Na2CO3 б) H2SO4 и NaOH

в) MgCO3 и HNO3 г) КNOз и ВаСl2

22. Щелочная среда образуется в растворе каждого вещества из следующих пар солей:

a) NaCl и FeSО4 б) Ca(NО2)2 и Na23

в) КС1 и СаС12 г) KNO3 и NH4C1

23. Формула соли, подвергающейся гидролизу по катиону:

а) А1(NO3)3 б) ВаСl2

в) СаВг2 г) К2СОз

24. Индикатор фенолфталеин в растворе соли Na2CO3 приобретает цвет:

а) синий б) красный

в) малиновый г) оранжевый

25. Гидролиз протекает при растворении в воде:

а) бромида кальция; б) фосфата кальция; в) нитрита кальция; г) сульфита кальция.

26. Гидролиз какой соли идет по аниону?

а) КС1 б) A12(SО4)3

в) NaNО3 г) Li2S


Тест по теме: «Электролитическая диссоциация»

II вариант

Выбрать один правильный ответ


1. Вещество, образующее при диссоциации катионы водорода и анионы кислотного остатка, - это:

а) соль б) вода в) кислота г) щелочь

2. Растворение веществ - это процесс:

а) физический б) физико - химический в) химический

3. Основоположником теории электролитической диссоциации является

а) А.Л. Ле - Шателье б) С.А. Аррениус в) А Авогадро

4. Состояние вещества в растворе, если α= 1

а) вещество полностью распалось на ионы

б) диссоциация вещества отсутствует

в) вещество частично распалось на ионы

5. Сильный электролит – это:

a) NaOH б) Сu(ОН)2 в) BaSO4 г) H2CO3

6. Схема диссоциации соли – это:

а) Ме(ОН)n → Меn+ + nОН-

б) HmR → mH+ + Rm-

в) MemRn → Men+ + Rm-

7. Электролиты – это:

а) KCl, NaOH, CuCl2

б) H2S, Н2, Н2О

в) Na24, HCl, CuO

8. Реакция, практически осуществимая до конца, - это:

а) CuCl2 + ZnS =

б) KCl + HNO3 =

в) NaOH + К2СО3 =

9. Вещество, образующее при диссоциации сульфит - ионы, - это:

a) K2S б) K23 в) K24

10. Установите соответствие:

Реагенты Уравнения

а) H2S + CuCl2 = 1. Н+ + Сl- = HCl

б) Ва(ОН)2 + Na2SO4 = 2. S2- + Cu2+ = CuS

3.Ba2+ + SO42- = BaSO4

11. Взаимодействие карбоната бария с хлороводородной кислотой можно представить сокращенным ионным уравнением:

а) ВаСО3 + 2 Н+ → Ва2+ + СО2 + Н2О

б) Ва2+ + СОз2- + 2 Н+ + 2 Cl- → Ва2+ + СОз2- + 2 НСl↑

в) СОз2- + 2 Н+ → СO2↑ + Н2O

г) 2 Н+ + СОз2- → Н2СO3

12. Группа формул слабых электролитов:

а) Н2O и H2SO4 б) Н2СО3 и NH4OH

в) CaSO3 и HNO3 г) НСl и КОН.


13. Одновременно в растворе могут находиться ионы:

а) Ва2+, Cr3+, Cl-, SO42- б) Ca2+,Na+,F-,NО3-

в) Са2+, NH4+, Cl-, NO3- г) Fe3+, Na+, OH- , NO3-

14. В каком растворе содержится меньше всего ионов?

а) сульфат калия; б) гидроксид бария;

в) фосфорная кислота; г) соляная кислота.

15. Степень диссоциации зависит от:

а) объема раствора; б) природы электролита;

в) агрегатного состояния вещества; г) катализатора .

16. Сокращенное ионное уравнение Fe3+ + ЗОН- = Fe(OH)3 соответствует

взаимодействию:

а) хлорида железа с водой;

б) сульфат железа с гидроксидом калия;

в) оксид железа с водой;

г) железа с гидроксидом калия.

17. Электролит, который диссоциирует ступенчато, - это:

а) азотная кислота; б) фосфорная кислота;

в) гидроксид калия; г) сульфат натрия.

18. Сильным электролитом является:

а) гидроксид бария; б) гидроксид алюминия;

в) угольная кислота; г) сероводородная кислота.

19. Практически необратимо реакция обмена протекает между растворами:

а) Хлорида лития и серной кислоты.

б) Гидроксида калия и азотной кислоты.

в) Хлорида бария и азотной кислоты.

г) Сульфата цинка и хлорида калия.

20. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации нитрата меди (II) равна:

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6.

21. Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом с образованием газа:

а) СаСl2 и Na2CO3. б) H2SO4 и NaOH.

в) MgCO3 и HNO3 г) К2СО3 и ВаС12

22. Кислая реакция среды в водном растворе:

а) (NH4)2CO3; FeCl3 б) CuCl2; NaCl

в) Na2S; К2СО3 г) Fe(NО3)3; ZnSО4

23. Укажите пару солей, которые не подвергаются гидролизу:

а) А1С13 и SrSО4 б) КМnО4 и NH43

в) ВаСl2 и KNO3 г) NaClO4 и KF

24. Гидролиз какой соли идет по катиону?

а) КС1 б) NaNО2

в) ВаВг2 г) ZnCl2

25. Гидролизу по аниону подвергается соль:

а) хлорид бария; б) нитрит калия; в) хлорид аммония; г) cульфат натрия.

26. Какая окраска будет у лакмуса в растворе соли К2SO3?

а) красная б) не окрашивается

в) синяя г) желтая




Тест по теме: «Электролитическая диссоциация»

III вариант

Выбрать один правильный ответ


1. Вещество, образующее при диссоциации катионы металла и анионы кислотного остатка, - это:

а) соль б) вода в) кислота г) щелочь

2. Сильный электролит – это:

а) H2SO4 б) Н2SO3 в) Н2СО3 г) H2S

3. Схема диссоциации кислой соли – это:

а) Ме(ОН)n → Меn+ + nОН-

б) HmR → mH+ + Rm-

в) MenHRn → Men+ + H+ + Rm-

4. Анион — это:

а) Н+ б) SО42- в) Na+ г) Са2+

5. Группа веществ электролитов – это:

а) CuCl2, Cu(OH)2 ,Cu2О

б) LiCl, LiОН, HCl

в) O2, Н2О, H2SO4

6. Состояние вещества в растворе, если α=0,2

а) вещество полностью распалось на ионы

б) вещество частично распалось на ионы

в) диссоциация вещества отсутствует

7. Гидроксид - ионы образуются при диссоциации:

a) NH4OH б) Al(OH)3 в) Cu(OH)2 г) Zn(OH)2

8. Реакция, практически осуществимая до конца - это:

а) HNO3 + KOH =

б) CaCl2 + NH4NO3 =

в) NaNО3 + HCl =

9. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы Ca2+ и гидроксид – ионы OН- является:

а) кислотой; б) основанием; в) средней солью; г) кислой солью

10. Установите соответствие:

Реагенты Уравнения

а) Ca(ОН)2 и Na23 l.Na+ + NО3- = NaNO3

б) Na2СО3 и HNО3 2.Cа2+ + CО32- = CaСО3

3. СО32- + 2Н+ = СО2 + Н2O

11. Реакция, которая происходит при растворении гидроксида цинка в соляной кислоте, описывается сокращенным ионным уравнением:

а) Zn2+ + Сl- = ZnCl2;

б) Н+ + ОН- = Н2О;

в) Zn(OH)2 + 2Н+ = Zn2+ + 2Н2O;

г) Zn(ОH)2 + 2Cl- = ZnCl2 + 2OН-.

12. Группа формул сильных электролитов:

а) Н2О и HCl б) Н2SОз и NH4OH

в) BаСОз и HNО3 г) H24 и LiОН

13. Ионы, которые могут одновременно находиться в растворе:

а) Ag+,NО3-,Fe3+,C1-, б) Na+, Cl- , Ва2+, SO42-.

в) K+, СО32- , NH4+, ОН-. г) Аl3+, Cl-, К+, OH-

14. В каком растворе содержится больше всего ионов?

а) cульфат магния; б) гидроксид натрия;

в) серная кислота; г) азотная кислота.

15. Степень диссоциации не зависит от:

а) катализатора; б) природы электролита;

в) температуры; г) концентрации.

16. Сокращенное ионное уравнение Cu2+ + 2ОН- = Cu(ОН)2 соответствует взаимодействию:

а) хлорида меди с водой;

б) хлорида меди с гидроксидом натрия;

в) меди с водой;

г) меди с гидроксидом калия.

17. Электролит, который диссоциирует ступенчато, - это:

а) гидроксид железа (III); б) cернистая кислота;

в) гидроксид лития; г) сульфат рубидия.

18. Слабым электролитом является:

а) гидроксид кальция; б) гидроксид аммония;

в) соляная кислота; г) бромоводородная кислота.

19. Сумма коэффициентов в кратком ионном уравнении взаимодействия гидроксида натрия и серной кислоты равна:

а) 3 б) 4 в) 5 г) 8

20. В растворе не могут находиться следующие пары веществ:

а) нитрат кальция и гидроксид натрия;

б) хлорид натрия и гидроксид бария;

в) соляная кислота и сульфат калия;

г) серная кислота и хлорид бария.

21. Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом с образованием воды:

а) СаСl2 и Na2CO3 б) H2SO4 и NaOH

в) MgSO4 и HNO3 г) КNOз и ВаСl2

22. Кислая среда образуется в растворе каждого вещества из следующих пар солей:

a) NaCl и ZnSО4 б) K2SO3 и Na23

в) КС1 и BaС12 г) Zn(NО3)2 и NH4C1

23. Формула соли, подвергающейся гидролизу по катиону:

а) Fe(NO3)3 б) CаСl2

в) BаВг2 г) К2СОз

24. Индикатор фенолфталеин в растворе соли K2CO3 приобретает цвет:

а) синий б) красный

в) малиновый г) оранжевый

25. Гидролиз протекает при растворении в воде:

а) бромида натрия; б) карбоната кальция; в) нитрита калия г) сульфида магния.

26. Гидролиз какой соли идет по аниону?

а) FeС13 б) A12(SО4)3

в) Na24 г) Li23


Тест по теме: «Электролитическая диссоциация»

IV вариант

Выбрать один правильный ответ


1. Вещество, образующее при диссоциации катионы металла и гидроксид - ионы, - это:

а) соль б) вода в) кислота г) щелочь

2. Группа веществ неэлектролитов – это:

а) CuCl2, CuSO4 ,H2SO4

б) LiCl, LiОН, HCl

в) O2, Н2О, BaSO4

3. Катион — это:

а) S2- б) SО42- в) СО32- г) Ca2+

4. Состояние вещества в растворе, если α= 1

а) вещество полностью распалось на ионы

б) диссоциация вещества отсутствует

в) вещество частично распалось на ионы

5. Слабый электролит – это:

a) NaOH б) Сu(ОН)2 в) МgSO4 г) H2CO3

6. Схема диссоциации основания – это:

а) Ме(ОН)n → Меn+ + nОН-

б) HmR → mH+ + Rm-

в) MemRn → Men+ + Rm-

7. Нелектролиты – это:

а) ZnCl2, KOH, BaCl2

б) Cu(OН)2, Н2, Н2О

в) Na23, HCl, H2SO4

8. Реакция, практически осуществимая до конца, - это:

а) NaCl + ZnS =

б) KCl + HNO3 =

в) KOH + Na2СО3 =

9. Вещество, образующее при диссоциации сульфат - ионы, - это:

a) K2S б) K23 в) K24 г) KHSO4

10. Установите соответствие:

Реагенты Уравнения

а) H24 + ВаCl2 = 1. Cu2+ + SO42- = CuSO4

б) Сu(ОН)2 + H2SO4 = 2. Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

3.Ba2+ + SO42- = BaSO4

11. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой можно представить сокращенным ионным уравнением:

а) СаСО3 + 2Н+ → Са2+ + СО2 + Н2О

б) Са2+ + СОз2- + 2 Н+ + 2 Cl- → Са2+ + СОз2- + 2 НСl↑

в) СОз2- + 2 Н+ → СO2↑ + Н2O

г) 2 Н+ + СОз2- → Н2СO3

12. Группа формул сильных электролитов:

а) Н2O и H2SO4 б) Н2СО3 и NH4OH

в) Ca(ОН)2 и HNO3 г) Н2S и КОН.

13. Одновременно в растворе могут находиться ионы:

а) Ва2+, Cr3+, Cl-, NO3- б) Аl3+,Na+,PO43-,NО3-

в) Ag+, NH4+, Cl-, NO3- г) Fe3+, K+, OH- , NO3-

14. В каком растворе содержится меньше всего ионов?

а) сульфат калия; б) гидроксид натрия;

в) фосфорная кислота; г) серная кислота.

15. Степень диссоциации зависит от:

а) объема раствора; б) температуры;

в) агрегатного состояния вещества; г) катализатора

16. Сокращенное ионное уравнение Zn2++ 2ОН- = Zn(OH)2 соответствует

взаимодействию:

а) хлорида цинка с водой;

б) сульфата цинка с гидроксидом натрия;

в) оксида цинка с водой;

г) цинка с гидроксидом калия.

17. Электролит, который диссоциирует ступенчато, - это:

а) азотная кислота; б) гидрокарбонат кальция;

в) гидроксид калия; г) сульфат натрия.

18. Слабым электролитом является:

а) гидроксид калия; б) гидроксид бария;

в) сернистая кислота; г) серная кислота.

19. Практически необратимо реакция обмена протекает между растворами:

а) Хлорида натрия и азотной кислоты.

б) Хлорида бария и серной кислоты.

в) Хлорида бария и азотной кислоты.

г) Сульфата цинка и хлорида калия.

20. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата железа (III) равна:

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6.

21. Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом с образованием осадка:

а) СаСl2 и Na2CO3. б) H2SO4 и NaOH.

в) MgCO3 и HNO3 г) К2СО3 и LiС1

22. Кислая реакция среды в водном растворе:

а) (NH4)2CO3; AlCl3 б) CuCl2; NaCl

в) Na2SO4; К2СО3 г) Fe(NО3)3; MgSО4

23. Укажите пару солей, которые не подвергаются гидролизу:

а) А1С13 и SrSО4 б) К24 и NH43

в) ВаSO4 и NaNO3 г) NaCl и K2CO3

24. Гидролиз какой соли идет по катиону?

а) КС1 б) NaNО2

в) ZnCl2 г) K2CO3

25. Гидролизу по аниону подвергается соль:

а) хлорид кальция; б) сульфит калия; в) хлорид аммония; г) cульфат натрия.

26. Какая окраска будет у метилоранжа в растворе соли Аl2 (SO4)3?

а) красная б) не окрашивается

в) розовая г) желтая



Эталон ответов к тесту: «Электролитическая диссоциация»


Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

в

в

а

г

2

б

б

а

в

3

б

б

в

г

4

б

а

б

а

5

б

а

б

г

6

в

в

б

а

7

б

а

а

б

8

в

а

а

в

9

г

б

б

в

10

а-2, б-3

а-2, б-3

а-2,б-3

а-3,б-2

11

в

а

в

а

12

г

б

г

в

13

г

в

в

а

14

в

г

в

б

15

а

б

а

б

16

б

б

б

б

17

б

б

б

б

18

в

а

б

в

19

а

б

а

б

20

а

б

г

г

21

а

в

б

а

22

б

г

г

г

23

а

в

а

в

24

в

г

в

в

25

в

б

в

б

26

г

в

г

в



















Литература

Основная:

Саенко О.Е. Химия: учебник для колледжей:общеобразрвательная подготовка/ О.Е. Саенко.- Ростов н/Д: Феникс,2018

Дополнительная:

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

2. Учебник Г. М. Чернобельская, И. И. Чертков «Химия»; М; «Медицина», 1991

3.Ю.М. Ерохин «Химия», Издательство «Мастерство»; 2003 г
4. Н. А. Тюкавкина «Органическая химия», М., издательство «Медицина», 1998
5. В. Г. Иванов, О. Н. Гева «Практикум по органической химии», М., изд-во «Академия», 2000г

6. И. Г. Хомченко «Общая химия», сборник задач и упражнений, М., изд-во «Новая волна», 2001 г.

7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

8. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

9. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

10. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!