СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практической работы по географии «Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практической работы по географии «Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ»»

4

План-конспект урока географии

Класс 6

Тема «Биосфера – живая оболочка Земли»

Тема урока «Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ. Практическая работа»

Цель:

  • применить теоретические знания о биологическом круговороте;

  • развивать умение анализировать, оценивать и прогнозировать природные процессы и явления;

  • формировать бережное отношение к окружающей среде; содействовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности и ответственности учащихся.

Оборудование: учебник1, раздаточный материал (приложение А).

Тип урока: применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: стандартная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 – 2 мин)

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

  1. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний (5 – 7 мин)

Беседа

  1. Что такое биосфера?

  2. В чем заключается особенность биосферы по сравнению с другими оболочками Земли? Границы биосферы?

  3. Что такое почва? Гумус?

  4. Почему почву называют особым природным телом? Какое свойство отличает почву от горной породы?

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности (2 – 3 мин)

Тема нашего сегодняшнего урока – «Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ. Практическая работа».

Сегодня вы будете самостоятельно применять теоретические знания о биологическом круговороте в ходе выполнения практической работы.

Прием «Удивляй»

Живая природа нашей планеты – это уникальная лаборатория, в которой каждый ее объект имеет свое назначение. Есть в этой лаборатории и часы. Например, подсолнух, поворачиваясь «лицом» к солнцу, отслеживает движение светила по небосводу. А большинство цветочных растений открываются и закрываются в четко определенное время. Листок каждого растения — это мини-биоэнергостанция, которая преобразует энергию Солнца в питательные вещества, выделяя при этом кислород. Например, одно лиственное дерево бук производит за час 1,7 кг кислорода. Дневная «продукция» такого «кислородного завода» может удовлетворить потребности 64-х человек!

О каком биологическом процессе, характерном исключительно растениям, ведется речь в тексте? (фотосинтез).

  1. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков, необходимых выполнения работы (3 – 5 мин)

Беседа

  1. Известно, что мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли. Существуют ли еще какие-либо известные вам круговороты в природе?

  2. Что такое биологический круговорот?

  3. Перечислите структурные элементы биологического круговорота (схема на доске, мониторе или др.).

Рисунок 1 – Биологический круговорот

  1. Анализ содержания и последовательности выполнения практических действий (1 – 2 мин)

Практическая работа

Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ

Цель работы: научиться составлять схему биологического круговорота в природе и выявлять значение различных организмов в переносе веществ.

Основные понятия

Биосфера – сфера жизни, одна из сфер географической оболочки, включающая в себя заселённые живыми организмами части атмосферы и литосферы, а также всю гидросферу. Верхняя граница биосферы находится на высоте 22 – 25 км (предел – стратосфера, озоновый слой) от земной поверхности, нижняя - на глубине 2 - 3 км, но основная масса живых организмов в земной коре ко центрируется не глубже нескольких десятков метров (предел температура – +100 0С).

Биологический круговорот – циркуляция веществ в биосфере между почвой, атмосферой, растениями, микроорганизмами, грибами и животными.

Ход работы

  1. Заполните ячейки в схеме «Биологический круговорот в природе»

  1. Ответьте на вопросы (письменно):

  1. назовите основные звенья биологического круговорота;

  2. какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;

  3. будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать, хотя бы одно его звено?

  1. Сделайте вывод о значении биологического круговорота в природе

  2. Запишите вывод о проделанной практической работе (исходя из цели работы).

  1. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и при помощи учителя (при необходимости) (20 – 25 мин)

  2. Обобщение и систематизация знаний (3 – 5 мин)

Давайте составим синквейн по теме сегодняшнего урока:

  • одно существительное, связанные с темой урока; КРУГОВОРОТ

  • два прилагательных; БИОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕПРЕРЫВНЫЙ

  • три глагола; ПРОИЗВОДЯТСЯ, ПОТРЕБЛЯЮТСЯ, РАЗРУШАЮТСЯ

  • составить обобщающее предложение. В НЕПРЕРЫВНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ КРУГОВОРОТЕ ВЕЩЕСТВА ПРОИЗВОДЯТСЯ, ПОТРЕБЛЯЮТСЯ, РАЗРУШАЮТСЯ.

  1. Отчет учащихся (выводы о проделанной работе) (1 – 3 мин)

  2. Итог урока (1 – 3 мин)

Оценка урока (по критерию активности учащихся и степени выполнения работы).

Микрофон: Закончите фразу «Сегодня на уроке я научился (-лась) …»

  1. Домашнее задание (1 – 2 мин)

  • §48 – §49 повторить;

  • Задание 5 (стр. 160). Опишите растительный мир (I в.), животный мир (II в.) и почвы (III в.) родного края.



Практическая работа

Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ

Цель работы: научиться составлять схему биологического круговорота в природе и выявлять значение различных организмов в переносе веществ.

Основные понятия

Биосфера – сфера жизни, одна из сфер географической оболочки, включающая в себя заселённые живыми организмами части атмосферы и литосферы, а также всю гидросферу. Верхняя граница биосферы находится на высоте 22 – 25 км (предел – стратосфера, озоновый слой) от земной поверхности, нижняя - на глубине 2 – 3 км, но основная масса живых организмов в земной коре ко центрируется не глубже нескольких десятков метров (предел температура – +100 0С).

Биологический круговорот – циркуляция веществ в биосфере между почвой, атмосферой, растениями, микроорганизмами, грибами и животными.

Ход работы

  1. Заполните ячейки в схеме «Биологический круговорот в природе»

  2. Ответьте на вопросы (письменно):

  1. назовите основные звенья биологического круговорота;

  2. какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;

  3. будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать, хотя бы одно его звено?

  1. Сделайте вывод о значении биологического круговорота в природе

  2. Запишите вывод о проделанной практической работе (исходя из цели работы).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема «Биологический круговорот в природе»

1 География. V-VI классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс