СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Практика наставничества в учреждении дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описан состявшийся опыт практики наставничества в учереждении дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Практика наставничества в учреждении дополнительного образования"»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец Детского (юношеского) творчества»

город Ефремов, Тульская область, 2023 год










Региональный конкурс лучших практик в системе дополнительного образования Тульской области





Номинация

«Профориентация и наставничество»




Тема работы

«ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Панина Светлана Викторовна,

методист













https://ddyut.ru/


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………...3-4

Общие сведения о МБУДО «ДДЮТ»…………………………..5

Организация системы наставничества в МБУДО «ДДЮТ»…6-9

Теория и практика наставника-специалиста……………………11

Мотивация наставника…………………………………………...14

Заключение……………………………………………………….15

Приложения………………………………………………………16

Список интернет-источников……………………………………24






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Указом Президента России В.В. Путина 2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

«Мы видим, как растет популярность профессии учителя, в вузы приходят яркие и мотивированные абитуриенты, с каким энтузиазмом вливаются в педагогическую кагору молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги, наставники….» (Министр Просвещения Сергей Кравцов).

В Тульской области разработана региональная модель внедрения института наставничества. (Приложение к приказу министерства образования Тульской области от «29» декабря 2021 года № 1727).

Дворец детского (юношеского) творчества города Ефремова (далее МБУДО «ДДЮТ») продолжает внедрять данную модель в систему непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Цель данной работы - описать практику наставничества в МБУДО «ДДЮТ».

Задачи:

- определить систему, методику и содержание работы с молодыми педагогами, исходя из условий образовательной организации и потенциала молодых специалистов, а также содействовать наиболее скорейшему профессиональному становлению молодых педагогов в МБУДО «ДДЮТ»;

- проанализировать влияние практики наставничества в МБУДО «ДДЮТ» на положительную динамику качества образовательного процесса в учреждении.

Эффективность практики наставничества в МБУДО «ДДЮТ» заключается в том, что реализация дорожной карты, перечень методических кейсов, образуют систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются показатели профессионального роста наставляемого и наставника, развитие их творческого потенциала, а, в конечном счёте, рост уровня профессиональных и личностных компетенций, положительной динамики качества всего образовательного процесса в учреждении.

Адресность - данный опыт может быть полезен для изучения и рекомендован для реализации в учреждениях общего и дополнительного образования.





















ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МБУДО «ДДЮТ»

Многопрофильное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования имеет Устав и Лицензию на осуществление образовательной деятельности, реализующее более 50 дополнительных общеразвивающих программ 6 направленностей: художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, естественнонаучная, научно-техническая, социально-гуманитарная.

В МБУДО «ДДЮТ» работает Совет МБУДО «ДДЮТ», советы родителей и учащихся, педагогический и методический советы.

В МБУДО «ДДЮТ» входят структурные подразделения: спортивный отдел, отдел художественного творчества, Центр «Доверие», «СЮТ имени В.М.Мясищева», методический и организационно-массовый отделы. Дворец детского (юношеского) творчества имеет костюмерную, музей. 

Коллектив Дворца активно включается новыми инновационными проектами в решение общегородских задач, участвуя в развитии системы дополнительного образования детей.

В 2014 г. коллектив авторов стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

МБУДО «ДДЮТ» занял 2 место в региональном смотре-конкурсе организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дополнительного образования детей, номинация «Учреждение дополнительного образования».


В 2019 г. МБУДО «ДДЮТ» - лауреат III степени областного фестиваля – панорамы учреждений дополнительного образования.



На протяжении многих лет МБУДО «ДДЮТ» сотрудничает с ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», является базовой площадкой кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования (заведующая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Григорьева А.И.).

С 2023 года - учреждение выдает социальный сертификат (ПФДО) на основе персонифицированного финансирования дополнительного образования в рамках реализации национального проекта «Образования», Федерального проекта «Успех каждого ребёнка».

МБУДО «ДДЮТ» входит в 100 лучших учреждений дополнительного образования России, неоднократно включен в Федеральный электронный Реестр «Доска почета России». 

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБУДО «ДДЮТ»

Наставничество в МБОУ «ДДЮТ» мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения педагогов, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку.

Цель наставничества в МБУДО «ДДЮТ» - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.

Наставничество организуется на основании приказа директора МБУДО «ДДЮТ». Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом директора МБУДО «ДДЮТ».

Директор МБУДО «ДДЮТ»  осуществляет общее руководство и координацию применения системы наставничества педагогических работников в МБУДО «ДДЮТ»:

- утверждает ведущего наставника реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;

- утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества педагогических работников;

- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества;

-способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.

Формы наставничества в МБУДО «ДДЮТ»

Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное, или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/ компетентным лицом\лидером) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обмена опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).

https://ddyut.ru/

методический отдел/наставничество.html







М

ВЕДУЩИЙ НАСТАВНИК - педагогический работник, осуществляет деятельность в рамках командного наставничества

ОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБУДО «ДДЮТ»




СТАРШИЙ НАСТАВНИК – педагогический работник, который осуществляет наставничество по принципу «равный - равному»




НАСТАВНИК - СПЕЦИАЛИСТ педагогический работник, который осуществляет наставничество по принципу «один на один»








Наставничество - как процесс сопровождения молодых специалистов, так же включает в себя следующие направления работы: деятельность «Школы молодого педагога», интернет-сотрудничество, мониторинг профессиональной деятельности.

«Школа молодого педагога» - цель - помощь молодым специалистам в становлении профессиональных компетенций в период их адаптации.

Задачи:

  • содействие профессиональному росту молодых педагогов;

  • оказание практической помощи педагогам в период их адаптации в образовательном учреждении;

  • выявление проблем у начинающих педагогов и пути их разрешения.

Программа Школы составлена с учетом запросов начинающих педагогов.

Используются различные формы и методы:

  • научно-практические семинары;

  • мастер-классы;

  • деловые игры;

  • аукционы педагогических идей;

  • участие в работе методических объединений;

  • обучение на курсах повышения квалификации и переподготовке;

  • самообразование;

  • информационные технологии.

Одним из видов инновационной деятельности наставника-специалиста является интернет-консультирование. По электронной почте организована рассылка полезной информации. Молодой специалист может в любое время получить консультативную помощь от методистов, опытных коллег, педагогов методического объединения. С помощью информационных технологий осуществляется взаимодействие наставника-специалиста и педагога по разработке дополнительных общеразвивающих программ, конспектов открытых занятий, методических материалов.

Посредством сайта МБУДО «ДДЮТ» [email protected] организована обратная связь с участниками образовательного процесса, в том числе и с родителями, которые вносят свои предложения и замечания в работу молодых педагогов.

Система мониторинга профессионального роста молодых педагогов включает анкеты и опросники по следующим направлениям:

  • интервью (почему пошли в профессию, чем для вас является работа, ваши предпочтения и жизненные приоритеты);

  • самопрезентация педагогов (присущие качества личности, как положительные, так и отрицательные);

  • затруднения в организации образовательного процесса (самодиагностика);

  • самооценка возможностей педагога (чем может поделиться с другими педагогами);

  • характеристика профессионально-педагогической компетентности: педагогические умения (организаторские, коммуникативные, проектировочные, дидактические, методические, аналитические);

  • профессионально-педагогические (мышление, наблюдательность, интуиция, рефлексия, оптимизм, такт, эрудиция, импровизация);

  • личность педагога (его гуманистическая направленность, позитивная Я - Концепция, креативность, работоспособность);

  • показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (умение ставить задачу, воздействовать на ребенка, анализировать и корректировать свою деятельность);

  • рейтинг педагога (учитывается его самооценка, мнение родителей, участие в методической деятельности, уровень образовательной работы).

Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути молодого специалиста. Собранная информация используется не только при подготовке к процедуре аттестации на квалификационную категорию, но и при оплате труда в виде выплат стимулирующего характера.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАСТАВНИКА-СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБУДО «ДДЮТ»

В рамках работы наставника-специалиста в центре внимания - профессиональные дефициты наставляемого, проектирование индивидуальной образовательной траектории, организация mentor-сессий, участие в организации мастер-классов, осуществление методической и психологической поддержки, контроль, анализ и оценивание успешности реализации индивидуальной образовательной траектории наставляемого.

Наставник-специалист:

 разрабатывает, опробирует и реализует программы наставничества для закрепленного за ним приказом директора МБУДО «ДДЮТ» наставляемого;

 осуществляет подготовку наставляемых - участников программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям;

 подбирается из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении;

в процессе работы с наставляемым развивает личностные навыки управления, повышает свой статус, подтверждает репутацию профессионала, оказывая практическую помощь наставляемому, принимает участие в устранении внутренних образовательных дефицитов и формировании у наставляемого готовности самостоятельно разрешать социальные, образовательные и профессиональные проблемы.

Одним из главных показателей профессионального и личностного роста молодого педагога является его участие в педагогических конкурсах.

Это дает возможность не только повысить социальный статус, но и реализовать творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности, развить коммуникативные способности.

Но для чего молодому педагогу вообще участвовать в конкурсах профессионального мастерства?

Во-первых, чтобы отучить новичка бояться публичной оценки своей деятельности, дать возможность заявить о себе.

Во-вторых, во время подготовки конкурсных документов или очного участия молодые педагоги происходят осмысление всей своей профессиональной деятельности, учатся видеть себя со стороны глазами экспертов. Это – хорошее испытание профессиональной выносливость и профилактика «звездной болезни». И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста.

Конкурс является для молодых педагогов не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.

Молодой педагог (участник) конкурса, а вместе с ним наставник-специалист проходит три этапа.

Первый этап – принятие решения

Принять решение и стать участником конкурса - уже это позволяет педагогу подняться на одну ступень над собой, заставляет оценить собственные силы.

На этом этапе появляется возможность общения с творческой группой, со своим наставником. Наблюдая за их профессиональной деятельностью, педагог-конкурсант анализирует, сопоставляет разные подходы к обучению и воспитанию.

Деятельность наставника-специалиста на этом этапе предусматривает индивидуальное консультирование конкурсанта в рамках выполнения различных конкурсных заданий, подготовки и оформления материалов.

II этап – собственно конкурсный

Наставник выполняет роли психолога, проводника, защитника интересов, контролера, внешнего эксперта, помогает преодолевать стрессовые ситуации, возникающие барьеры и помехи в процессе участия в конкурсе.

III этап – постконкурсный

От молодых педагогов, прошедших конкурсные испытания, ставших призерами различных педагогических конкурсов, достигших успеха, ожидается активная профессиональная деятельность в педагогическом сообществе. Такие педагоги привлекаются к участию в работе семинаров, проведению открытых занятий и мастер-классов для анализа и взаимоопыта со стороны коллег, к реализации педагогических проектов с целью дальнейшего формирования их профессионального и личностного роста.

Деятельность наставника на этом этапе носит персонифицированный характер - обобщается опыт призеров конкурсов через СМИ, публикации, социальные сети.

Результативность участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства

(см. Приложение 2)

  • Денисова Т.С., призер (3 место) муниципальный конкурс молодых педагогов «Педагогический дебют», 2020 г.

  • Денисова Т.С., призер (2 место) муниципального конкурса молодых педагогов «Педагог – это призвание!», 2021г.

  • Денисова Т.С., призер (1 место) муниципального конкурса молодых педагогов «Мой секрет успеха», 2021г.

  • Моренков В.В., призер (3 место) регионального этапа Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам, туристско-краеведческой деятельности и экскурсионной работы с обучающимися, 2021г., Грамота Министерства образования Тульской области.



наставник-специалист

Панина Светлана Викторовна

Денисова Т.С. - молодой педагог МБУДО «ДДЮТ»





По завершению Программы наставничества на этапе рефлексии молодые педагоги заполняют анкету «Итоги года работы» (см. Приложение 3); выявляются показатели эффективности работы, определяются дальнейшие профессиональные цели.

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА: грамоты, поощрения и благодарности от МБУДО «ДДЮТ», надбавка в размере 10% к заработной плате по учреждению, дополнительные баллы при аттестации на квалификационную категорию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев практику наставничества в МБУДО «ДДЮТ», обозначились такие выводы:

  • наставничество является важным элементом системы развития кадрового потенциала образовательной организации;

  • наставническая деятельность - это важная часть эффективной системы индивидуальной поддержки каждого заинтересованного в профессиональном росте педагога;

  • наставничество является мощным катализатором профессионального саморазвития как самого наставника так и молодого педагога.

Опыт последних лет показал что, правильно спланированная работа системы наставничества помогает молодым специалистам достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в выбранной профессии и в будущем занять достойное место в системе формирования единого образовательно-воспитательного пространства города.

Для совершенствования системы наставничества в МБУДО «ДДЮТ» в перспективе намечены разработка социально-ориентированных и образовательных проектов, реализуемых через детско-взрослый коллектив.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИКА-СПЕЦИАЛИСТА

(период 2020-2021 учебный год)

Месяц

Методические кейсы

Ответственный


Сентябрь

Час общения «Расскажи о себе» (сведения о молодом специалисте, о наставнике).

Знакомство молодых специалистов с традициями ОУ, правилами внутреннего распорядка, Уставом ОУ.



Панина С.В.

методист, наставник

Молодой педагог



Октябрь

Практикум по разработке и оформлению документации педагога дополнительного образования: дополнительная общеразвивающая программа, ежедневных занятий, календарных учебных графиков, рабочих программ.

- Самообразование педагога – лучший наставник (выбор методической темы по самообразованию).

Панина С.В., методист,

наставник



Ноябрь

Mentor-сессия

«От наставничества к профессионализму молодых: педагогические мастер-классы»

Панина С.В., методист,

наставник


Декабрь

Консультация «Современное занятие: структура и конструирование»

Практикум «Анализ занятия. Виды анализа».

Посещение занятий молодых специалистов и их структурный анализ.

Панина С.В., методист,

наставник



Январь

Мастер-класс «Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства как условие профессионального роста молодого педагога».

Панина С.В., методист, руководитель

наставник


Февраль

Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями».

Панина С.В., методист, руководитель

наставник


Март

Практикум «Копилка интересных занятий» Разработки или описания интересных занятий силами самих молодых специалистов и наставника.

Панина С.В., методист, руководитель

наставник



Апрель

День молодого педагога:

знаю, умею, могу

Открытые занятия, мастер-классы, мероприятия, участие в проектной деятельности…

Молодые педагоги

Наставник

Руководители структурных подразделений


Май

Подведение итогов работы наставничества. Методическая выставка достижений молодого педагога.

Панина С.В., методист,

наставник

Молодые педагоги





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2




















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

для молодых педагогов

«Итоги года работы»

          1. Удовлетворяет ли вас уровень методического сопровождения, взаимодействия с наставником?

  • Да

  • Нет

  • Частично

    1. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В каких направлениях организации образовательного процесса вы продолжаете испытывать трудности?

  • в календарно-тематическом планировании, работа в АИС «НАВИГАТОР», АИС «СЕТЕВОЙ ГОРОД»

  • проведении занятий

  • проведении воспитательных мероприятий

  • общении с коллегами, администрацией

  • общении с учащимися, их родителями

  • другое (допишите)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели занятия

  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей занятия

  • мотивировать деятельность учащихся

  • формулировать вопросы проблемного характера

  • создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

  • активизировать учащихся в обучении

  • организовывать сотрудничество между учащимися

  • организовывать само и взаимоконтроль учащихся

  • организовывать своевременный контроль и коррекцию образовательных результатов учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

  • другое

  • (допишите) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • самообразованию

  • практико-ориентированному семинару

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • другое

(допишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы занятий, методика их подготовки и проведения

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

  • методы формирования положительной мотивации к обучению

  • учет и оценка знаний учащихся

  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

  • урегулирование конфликтных ситуаций

  • формы работы с родителями

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

  • другое

(допишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СПИСОК ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях от 21.12.2021г. №А3-1128-08/657 https://www.sev-iro.ru/files/18.01.2022-metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-tselevoy-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-oo.pdf

  2. Приказ «Об утверждении Региональной модели института наставничества для образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тульской области» от «29» декабря 2021 года № 1727 https://czentr1shaxterskijr71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/docs2022/prikaz-1727.pdf

  3. Сайт МБУДО «ДДЮТ» https://ddyut.ru/методическии-отдел/наставничество.html

  4. Выступление Паниной С.В. по теме «Наставничество - как условие роста профессионального мастерства молодого педагога дополнительного образования при подготовке к педагогическим конкурсам» в рамках работы виртуальной «Зимней школы молодого педагога» ГОУ ДПО ТО «ИПК ППРО и ТО»

ссылка https://vk.com/video-108164013_456239264)





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!