Методическая разработка : «Правила поведения на лыжах»
Лыжная подготовка – обязательный раздел физического воспитания в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля в Вооруженных силах России. Она проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей, личного состава силовых структур, армии и флота технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов в своих возрастных группах. В процессе лыжной подготовки также приобретается обязательный минимум знаний по гигиене лыжного спорта, методам подготовки к соревнованиям, а кроме того, прививаются навыки самостоятельной работы и инструкторской практики.
На занятиях по лыжной подготовке учащиеся овладевают первоначальными умениями передвижения и навыками в овладении основными способами передвижения на лыжах, получают теоретические знания, повышают общую работоспособность, развивают основные физические и морально-волевые качества. Приобретают привычку к самостоятельным занятиям с использованием лыж.
Передвижение на лыжах – отличное средство всесторонней физической подготовки и закаливания занимающихся.
Занятия по лыжной подготовке воспитывают такие физические качества, как выносливость, силу и ловкость, быстроту, смелость и решительность.
Систематические занятия расширяют функциональные возможности
организма студентов, обогащают их разнообразными двигательными навыками.
Лыжная подготовка является обязательным разделом физического
воспитания. В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с пользованием лыжами.
Оздоровительное влияние лыжной подготовки определяется:
— благотворной обстановкой занятий (чистый морозный воздух, березовая роща);
— вовлечением в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц;
— активной деятельностью органов дыхания и кровообращения;
— возможностью легко регулировать нагрузку.
Занятия в учебных группах должны обеспечивать успешное решение
общих задач, поставленных в программе физического воспитания .:
— сохранение и укрепление здоровья студентов, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических правил;
— всестороннее физическое развитие и воспитание таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость;
— обучение студентов способам передвижения на лыжах (лыжным ходом, подъемам, спускам, торможениям и поворотам);
— профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом особенности будущей трудовой деятельности;
— овладение основами техники лыжных ходов;
— выполнение студентами контрольных нормативов;
— отбор наиболее подготовленных студентов для занятий в группе спортивного совершенствования.
Нужно отметить, что особенности лыжного спорта ставят его в ряд
основных средств физического . При передвижений на лыжах в динамическую работу вовлекаются большие группы мышц. Деятельность органов кровообращения и дыхания осуществляется в благоприятных гигиенических условиях, так как занятия в течение года проводятся на открытом воздухе. Кроме того, физическая нагрузка легко поддается регулированию. Поэтому лыжный спорт оказывает благоприятное воздействие на здоровье занимающихся и является прекрасным активным отдыхом после напряженной умственной работы.
Основные цели, задачи лыжной подготовки.
В системе физической подготовки важное место занимает лыжная подготовка. Передвижение на лыжах – отличное средство всесторонней физической подготовки и закаливания занимающихся.
Занятия по лыжной подготовке воспитывают такие физические качества, как выносливость, силу и ловкость, быстроту, смелость и решительность.
Систематические занятия расширяют функциональные возможности
организма студентов, обогащают их разнообразными двигательными навыками.
Лыжная подготовка является обязательным разделом физического
воспитания. В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с пользованием лыжами.
Оздоровительное влияние лыжной подготовки определяется:
— благотворной обстановкой занятий (чистый морозный воздух, березовая роща);
— вовлечением в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц;
— активной деятельностью органов дыхания и кровообращения;
— возможностью легко регулировать нагрузку.
Занятия в учебных группах должны обеспечивать успешное решение
общих задач, поставленных в программе физического воспитания студентов вузов, колледжей, техникумов и т.д.:
— сохранение и укрепление здоровья студентов, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических правил;
— всестороннее физическое развитие и воспитание таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость;
— профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом особенности будущей трудовой деятельности;
— овладение основами техники лыжных ходов;
Нужно отметить, что особенности лыжного спорта ставят его в ряд
основных средств физического воспитания . При ходьбе на лыжах в динамическую работу вовлекаются большие группы мышц. Деятельность органов кровообращения и дыхания осуществляется в благоприятных гигиенических условиях, так как занятия в течение года проводятся на открытом воздухе. Кроме того, физическая нагрузка легко поддается регулированию. Поэтому лыжный спорт оказывает благоприятное воздействие на здоровье занимающихся и является прекрасным активным отдыхом после напряженной умственной работы.
Общие основы техники ходьбы на лыжах.
Под правильной техникой передвижения на лыжах следует понимать
целесообразную систему движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника в ходьбе на лыжах должна способствовать тому, чтобы гонщик наиболее полно использовал свои физические возможности для достижения высокого спортивно — технического результата, соответствующего уровню его физического развития.
Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эффективность того или иного способа хода зависит от конкретных условий, где ведущими будут: рельеф местности, наличие необходимого рабочего потенциала у лыжника и его степень овладения двигательными навыками в передвижении на лыжах.
Всё многообразие лыжных ходов условно, исходя из принципа рабочего движения рук (толчка), можно подразделить на группы: попеременные ходы, одновременные и комбинации из одновременных и попеременных ходов.
К группе попеременных ходов относятся: двухшажный, четырехшажный.
Группа одновременных ходов подразделяется на ходы с одновременным выносом рук и одновременным толчком (бесшажный, одношажный, двухшажный, трехшажный) и на ходы с разновременным выносом рук, но одновременным толчком (двухшажный трехшажный).
Коньковый ход в зависимости от толчка руками (одновременного или попеременного) может быть отнесен как к группе попеременных, так и одновременных ходов.
К группе комбинаций ходов относятся ходы, где в повторяющихся циклах хода встречаются толчки руками как попеременно, так и одновременно. Несмотря на существующее многообразие способов ходьбы на лыжах, в движении и положении всех перечисленных способов имеются общие, основные элементы, которые делают их преемственными и облегчают процесс освоения техники передвижения на лыжах.
Основные элементы техники передвижения на лыжах:
— посадка лыжника;
— толчок ногой;
— скольжение;
— толчок руками;
— общая согласованность движений;
— цикл движения лыжного хода.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование навыков в способах передвижения, строевых и боевых приемах на лыжах, развитие выносливости, воспитание настойчивости и упорства, закаливание организма
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999 год.
2.Аксельрод, С.Л.; Данилова, Л.А.; Осипов, И.Т. Физическая культура и спорт 1997 год.
3.Бутин И.М. Лыжный спорт – М., Изд. центр «Академия» 2000 год.