СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Применение А. Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитор Александр Цыганков является выдающимся профессиональным исполнителем на старинном русском народном инструменте – домре. Домра была исключительно популярна в творчестве русских музыкантов скоморохов в первой половине 17- го века. Затем домра уступила свое место балалайке, но в конце XIX века была возрождена в Андреевском Великорусском оркестре. В настоящее время существует система обучения на домре на трех ступенях музыкального образования в России: в музыкальной школе, училище и в консерватории.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Применение А. Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях»»

«Применение А.Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях»


Народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитор Александр Цыганков является выдающимся профессиональным исполнителем на старинном русском народном инструменте – домре. Домра была исключительно популярна в творчестве русских музыкантов скоморохов в первой половине 17го века. Затем домра уступила свое место балалайке, но в конце XIX века была возрождена в Андреевском Великорусском оркестре. В настоящее время существует система обучения на домре на трех ступенях музыкального образования в России: в музыкальной школе, училище и в консерватории.

Александр Цыганков получил начальное и среднее музыкальное образование в своем родном городе Омске (родился 1 ноября 1948 г.), закончив музыкальную школу №2 и музыкальное училище им. В.Я. Шебалина (педагоги – Г.А. Ланин, В.Г. Патрашева). Высшее музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в классе профессора Р.В. Белова, у которого впоследствии закончил ассистентуру-стажировку, получив специальность концертного исполнителя на домре, педагога и дирижера. Важными событиями в жизни молодого музыканта были победы на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве (1972 г.) в номинации “домра”, на Международных конкурсах в г.София (Болгария 1968 г.) и г.Братислава (Словакия, 1981г.). В 1971 году Александр Цыганков становится солистом на домре и концертмейстером группы малых домр Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова.

В течение долгих лет творческая жизнь музыканта связана с работой в этом коллективе под руководством выдающихся дирижеров В.П. Дубровского и Н.Н. Калинина.

С 1982 г. Александр Цыганков – солист на домре в концертно-филармоническом отделе (ныне объединении) Москонцерта. Со своим жизненным другом, женой и блистательной пианисткой – аккомпаниатором Инной Шевченко в течение 36 лет А.Цыганков дал около 1500 сольных концертов во всех регионах Российской Федерации, республиках бывшего Советского Союза и зарубежных странах: Голландии, Японии, США, Канаде, Мексике, Корее.

Огромное внимание Александр Цыганков уделяет просветительской работе по популяризации домры и других народных инструментов. В конце 70х – начале 80х он был ведущим популярного цикла передач на 1ом канале ЦТ «Голоса народных инструментов», сейчас является автором музыкального проекта «От классики до рока”, в котором активное участие принимает младший сын, молодой рок-гитарист, лауреат Международных конкурсов Антон Цыганков, и молодая исполнительница на синтезаторе Алина Серова.

Музыкант преподает на кафедре струнных народных инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Воспитанники класса Александра Андреевича: Надежда Бурдыкина, Наталья Анчутина, Дарья Карплюк, Инна Акулинина, Петр Омельченко, Ирина Колосова и другие, также являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов.

Александр Цыганков является кавалером ордена Дружбы и лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2008г.

ПИЦЦИКАТО

"Пиццикато - приём извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте. Пиццикато на домре - игра пальцем, а не медиатором.

Пиццикато пальцами правой руки.

Наиболее доступный и распространённый приём - пиццикато большим пальцем. Обозначается pizz б.п ,приём довольно прост для исполнения:

большой палец при игре погружается в струну, его ногтевая фаланга активна и несколько скруглена, не допускать полного проваливания сустава; кисть правой руки собрана, несколько супинирована; указательный палец правой руки (или средний) упирается в наклад у грифа на щитке либо на сам щиток. Сложность в освоении приёма состоит в быстром освобождении большого пальца от ме­диатора для игры и быстром возвращении медиатора в прежнее положение. При этом медиатор:

а) можно захватить первыми фалангами указательного и среднего пальцев пра­вой руки; предварительное упражнение перед освоением приёма: на счёт раз-два. три-четыре производить смену мест удержания медиатора, ускоряя темп счёта: так развивается необходимая для игры ловкость в смене приёмов игры медиатором и pizz.

б) медиатор можно прятать в ладонь, поддерживая его безымянным и средним пальцами; в этом случае для его возврата в основное игровое положение потре­буется больше времени.

в) медиатор можно прикрепить специальной резиночкой к указательному пальцу правой руки (3), в этом случае большой палец всегда свободен для игры пиццикато.

Пиццикато средним пальцем (pizz. ср.П.), который защипывает струну вверх при исполнении одинарных нот, в обе стороны при исполнении аккордов. Средний палец всегда глубоко погружается в струну и работает не изолированно, а вместе с активной кистью. Пиццикато средним пальцем звучит несколько слабее и суше, чем пиццикато большим пальцем; аккорды pizz. ср.п. звучат компактно и ярко.

Пр. 1. «Плясовые наигрыши»:

Пиццикато указательным пальцем (pizz. ук.п.), который защипывает стру-ну вверх. Медиатор при игре указательным пальцем "прячется" в ладонь и поддерживается безымянным и средним пальцами правой руки. Исполнение аккордов pizz. ук.п. подражает балалаечному приёму "бряцанье".

Пр.2. «Травушка-муравушка»:

ФЛАЖОЛЕТЫ

Натуральные флажолеты извлекаются двумя способами:

1) Подушечкой любого из пальцев левой руки легко прикасаемся к струне точно над 5-ым, 7-ым, 12-ым или 19-ым металлическим ладом; одновременно извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; после извлечения флажолета подушечку тотчас же отрываем от лада, чтобы не мешать свободным колебаниям струны; важно найти точное место звукоизвлечения для правой руки, чтобы избежать попадания в один из обертоновых узлов. Наилучшее место извлечения квинтовых и квартовых флажолетов - над голосником; при извлечении октавных флажолетов медиатор находится примерно у 29-го лада.

2) Извлекаем флажолеты только правой рукой. Подушечка среднего пальца прикладывается к струне с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз медиатор, весь средний палец активен, собран, плотно прикасается подушечкой к струне точно над нужным металлическим ладом; одновременно с прикосновением среднего пальца извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; при этом подушечка среднего должна быть по возможности удалена от медиатора, что необходимо для более полного звучания флажолета; медиатор активно сжимается, глубоко погружает­ся в струну; после извлечения флажолета подушечку тотчас же отрываем от струны; при этом способе извлечения звука (в отличие от первого) ярко звучат все натуральные флажолеты.

Искусственные флажолеты получают от уже укороченной (прижатой пальцем) струны.

Способ исполнения искусственных флажолетов:

- пальцем левой руки зажимаем лад, соответствующий указанной ноте;

- пальцем правой руки извлекаем флажолет (согласно второму способу извлечения натуральных флажолетов).

Двойные флажолеты.

Предлагаются два способа их извлечения:

1) Более характерен для исполнения на 3-х струнной домре (предложен А. Цыганковым); технология исполнения аналогична исполнению одинарных флажолетов: второй интервальный звук извлекается при помощи безымянного пальца правой руки; пальцами левой руки зажимаем необходимые лады; подушечки среднего и безымянного пальцев плотно касаются струн точно над необходимыми металлическими ладами, находясь при этом с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз медиатор; одновременно с прикосновением пальцев извлекаем флажолет ударом медиатора по струнам; подушечки среднего и безымянного пальцев правой руки насколько возможно отдалены от медиатора, чему способствует супинация кисти правой руки.

На 3-х струнной домре таким способом исполняются двойные флажолеты, звуки которых находятся между собой в терцовом, реже квартовом соотношении.

2) Предлагается способ извлечения двойных флажолетов арпеджированно: подушечка среднего пальца правой руки выполняет скользящее движение вниз подобно медиатору и в одном направлении с ним, в отличие от предыдущего способа; падение на вторую струну и извлечение второго флажолета осуществлять по возможности быстрее; помнить, что подушечка среднего пальца и медиатор должны быть приготовлены заранее и находиться с одной стороны струны.

Пр.3. «Травущка-муравушка»:

ГЛИССАНДО

Глиссандо пальцами левой руки.

"Глиссандо (фр. gliss. - скользить) - скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящем направлении."(1). Это эффектный колористический приём, который не следует путать с портаменто - выразительным глиссандо в кантилене.

Способ исполнения приёма: на всём протяжении скольжения глиссандо выполняется плотно прижатыми к струне пальцами; частота тремолирования не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным; б) глубоким, поверхностным.

Пр.4. «Интродукция и чардаш»:


ИГРА НА ГРИФЕ И У ПОДСТАВКИ

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную ок­раску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.

Обозначение приёмов: у подст. , sul ponticello -у подставки,ord.- на грифе.

Способ исполнения приёма: звук извлекается медиатором максимально близко к подставке; пальцы крепко сжимают медиатор во избежание его выпадения, т.к. натяжение струн у подставки более сильное, чем в обычных местах звукоизвлечения; смену приёмов игры на грифе и у подставки про­изводить движением предплечья правой руки вдоль струны; следить, чтобы кисть правой руки при этом не выгибалась в запястье.

Пр.5. «Белолица-круглолица»:

ДРОБЬ

Дробь - определённое чередование скользящих ударов, после­довательно движущихся пальцев правой руки; обозначение - др.

Способ исполнения приёма: кисть правой руки приподнята и занесена над струнами, пальцы полусогнуты; "в момент звукоизвлечения рука опускается, пальцы в то же время пружинисто распрямляются, упруго прокатываясь ногтями по всем струнам"; к концу дроби движение ускоряется и завершается активным ударом большого пальца правой руки по всем струнам вниз.

Прямая дробь - движение пальца по всем струнам вниз, начиная с мизинца.

Обратная дробь - аналогичное движение вверх.

Прямая дробь подразделяется на большую и малую: в исполнении малой участвуют 4 пальца, кроме большого; большая дробь завершается ударом большого пальца.

Используется дробь для акцентирования начала темы или некоторых её эпизодов, а также при исполнении различных ритмических фигурации.

Пр.6. «Светит месяц»:


ШУМОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Не имеют определённой высоты звучания, подчёркивают ритмический рисунок данного отрывка пьесы, подражая ударным инструментам.

Игра за подставкой -Ψ, нужна особая сноровка в выполнении этого приёма для того, чтобы точно попасть на струны за подставкой. Основное условие: точка опоры предплечья на обечайке домры снимается, рука смело движется вдоль струны.




Пр.7. «Веселая прогулка»:

Часто в пьесах А.Цыганкова используются приёмы подражания: балалайке, банджо, смеху.

Пр.8. «Перевоз Дуня держала»:

Сплав гениальной природной одаренности, трудолюбия и высокой музыкальной образованности и эрудиции позволил ему создать уникальный исполнительский стиль, поставивший домру в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами. Огромный концертный репертуар, созданный Цыганковым - композитором, уже сейчас стал школой высокого профессионального мастерства, на которой воспитываются десятки молодых солистов-домристов.

А. Цыганковым было издано большое количество авторских сборников, пластинок и компакт-дисков, в его репертуаре множество известных произведений классической музыки, оригинальных сочинений и музыкальных обработок. В 1994 году Указом Президента России А. Цыганкову было присвоено звание Заслуженного артиста России, а в 1999 году - Народного артиста Российской Федерации.

Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской деятельностью. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали «Школой высшего исполнительского мастерства», на которой воспитано не одно поколение исполнителей на домре.




Литература:

  1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. - М., 1975. – 287 с.

  2. А.Цыганков. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. - Москва. «Советский композитор», 1982 .

  3. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов на домре. - Екатеринбург, 1995. - 54с.

  4. Пересада А. Справочник домриста. - Краснодар, 1993. – 400 с.

  5. Играет А. Цыганков. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано.

- Москва. «Советский композитор», 1979 .


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!