СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Применение личностно-ориентированных технологий на уроках чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение личностно-ориентированных технологий на уроках чтения"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы личностно - ориентированный подход  считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.   Над данной темой уже не первый год работает ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат».

                 Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

  В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:

- оптимистический подход - стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и  умение максимально  стимулировать его развитие;

- отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их и развитию.

Личностно - ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания,  самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

      К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:

      — индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

     — личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

     — самоактуализированная личность —человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

         — самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

     — субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

   — выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

   — педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением

Основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т.е. принципы.

     - Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

     - Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

   - Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

    - Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

.    - Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества .

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.











ПЛАН РАБОТЫ

Когда начата работа над темой: 2018 учебный год

Когда предполагается закончить работу над темой: 2020 учебный год.

Этапы работы над методической темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1 четверть

2018-2019 уч.г.

Собеседования

с коллегами,

руководителем ТГ


Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Первичный мониторинг.

Прогнозирование результатов.

2 четверть

2018-2019 уч.г.

Выступление на МО

Формирование папки по работе с методической темой

Практический

Внедрение ПО, системы мер, направленных на решение работы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

3-4 четверть

2018-2019 уч.г.

1-2 четверть

2019-2020 уч.г.

Открытые уроки,

выступления на МО

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

3-4 четверть

2019-2020 уч.г.

Творческий отчет

Выступление

на МО, школьных семинарах








ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений

Учащиеся 3 класса ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» в силу своих индивидуальных особенностей осваивают программу в разном темпе. Кроме того, низкие показатели сформированности общеучебных навыков, недостаточный уровень развития когнитивных процессов и речи крайне затрудняют усвоение учащимися программного материала по общеобразовательным учебным дисциплинам, в частности, по чтению. В связи с чем возникает проблема поиска эффективных технологий, методов, приёмов и способов организации учебной и коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Актуальность темы

Чтобы оказать  реальную, действенную помощь  ребенку нужно:

- правильно организовать коррекционную направленность урока;

- взаимодействовать со специалистами разного профиля в процессе комплексного воздействия на развитие ребёнка;

- создавать на уроках психологически комфортную обстановку;

- вызывать у учащихся заинтересованность в изучаемом, активную деятельность, способствующую общему развитию школьников.

Обучаясь в адекватных условиях, ученики убеждаются в своих познавательных возможностях, следствием чего является повышение самооценки и убежденность в своей социальной значимости.

Постановка проблемы

  • Несформированность процесса синтеза звуко -  буквенных элементов

  • Несформированность процессов произвольного внимания.

  • Недостаточность процессов зрительного анализа

  • Слабая активация мыслительной деятельности

  • Недостатки в развитии памяти

Применение на уроках чтения технологий личностно-ориентированного обучения позволят скоррегировать данные недостатки, тем самым повысить эффективность и качество уроков.













ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП


Цель: повысить эффективность и качество урока путем применения личностно-ориентированных технологий на уроках чтения для успешного усвоения в дальнейшем АООП.


Задачи самообразования по теме:

  • Изучение учебно-методическую литературу по теме самообразования;

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока;

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

  • Ведение мониторинга саморазвития школьников по теме самообразования;

  • Обобщение опыта педагогической работы по теме самообразования.

 Система мер, направленных на решение задач по теме самообразования

Урок эффективен ,если:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою деятельность).

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (в соответствии с целью) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения.

  6. На уроке даются задания и четкие критерии самоконтроля, самооценки.

  7. Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает успехи.

  8. Учитель всегда планирует коммуникативные задачи урока.

  9. Учит объяснять собственную позицию, обучает корректным формам её выражения.

  10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)



Приоритетные технологии, используемые в работе (элементы технологий)

  • Традиционные технологии: относятся к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

  • Проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения)

  • ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии)

  • Игровые технологии

  • Коммуникативные технологии

  • Интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу)

  • Технология деятельностного метода

  • Технологии уровневой дифференциации



Критерии внедрения в урок личностно-ориентированных технологий:



  • Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.

  • Использование субъектного опыта учеников.

  • Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

  • Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  • Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).

  • Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.

  • Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!