СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Принципы работы над музыкальным произведением в младших классах фортепиано»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над музыкальным произведением - это основа всей деятельности музыканта. Для успеха в работе над произведением необходимо понимать её цель - расскрытие художественного образа.Хочется сделать вывод: чем тщательнее будет проделана работа над музыкальным произведением, тем будет проще музыканту исполнителю понять и передать весь смысл выученного произведения слушателям.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Принципы работы над музыкальным произведением в младших классах фортепиано»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» п. г. т. Седкыркещ

Управление культуры администрации МОГО «Сыктывкар»

«Одобрено»

Методическим советом МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ





дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ – Жданова Н. О.

______________

(подпись)

дата утверждения





Методическая разработка

«Принципы работы над музыкальным произведением в младших

классах фортепиано»





Подготовила:

Преподаватель МБУДО

«ДМШ» п. г. т. Седкыркещ Симантьева Л. В.











г. Сыктывкар, 2019 год

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….Стр.3

  2. Первое знакомство с музыкальным произведением………………………………………………………………………Стр.4

  3. Работа над произведением…………………...................Стр.10

  4. Подготовка к концертному исполнению…………...........................Стр.17

  5. Заключение……………………………………………………….......Стр.19

  6. Литература …………………………………………………………...Стр.20































Введение.

Работа преподавателя в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учащимися самой различной степени одаренности. От преподавателя требуется постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, над которыми работает учащийся.

Работа над музыкальным произведением - это сложный процесс, который воспитывает и развивает исполнительские и художественно-эстетические навыки музыканта.


  1. Первое знакомство с музыкальным произведением.

Грамотный подход к работе над музыкальным произведением на начальном этапе – это основа успеха.

В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного завершения, применяется весь комплекс приемов.

Разучивание произведения музыкально развитым и достаточно подготовленным учащимся начинается с самостоятельного прочтения нотного текста и преодоления исполнительских трудностей. У начинающих учащихся представление о этапах работы стерто. Вся трудность состоит в самом разборе произведения. Чем больше подготовлен учащийся к восприятию новой музыки, чем организованнее происходит её разбор, тем быстрее произведение выучивается.

Из моего личного опыта я могу сказать, как только учащийся (даже средних способностей) разобрался в тексте и элементарных игровых приёмах, он старается играть музыкальное произведение наизусть. Такое стремление вполне понятно: уже внутренне слыша музыку, учащийся хочет почувствовать радость собственного исполнения. На этом этапе главное не упустить момент и подсказать учащемуся, что наизусть играть пока рано, так как текст разобран не до конца. Можно применить такой прием: закрыть клавиатуру каким либо листом бумаги, чтобы учащийся не смог видеть свои руки, при этом он будет смотреть в ноты и на ощупь искать правильные клавиши. Очень хорошо развивается музыкальный слух и такое упражнение помогает хорошо читать с листа.





Первый прием.

Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания. Есть два способа:

первый – с помощью преподавателя, который своим исполнением знакомит учащегося с произведением;

второй – прослушивание произведения в аудиозаписи, в исполнении лучших пианистов. Очень важно прослушивание произведения с нотным текстом перед глазами.

После ознакомления с новым произведением надо сделать его анализ:

  • посмотреть общее строение и характер;

  • определить форму произведения;

  • сравнить характер частей и соотношение между ними;

  • обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.

Анализ музыкального произведения проводится в форме беседы, во время которой преподаватель несколько раз проигрывает произведение целиком и по частям, расспрашивает учащегося о его впечатлениях, задает вопросы, а также знакомит учащегося с биографией композитора.

Второй прием.

Работа над музыкальным произведением начинается с тщательного разучивания нотного текста в медленном темпе.

Большое внимание на начальном этапе разбора произведения является выбор аппликатуры. Постепенно учащийся должен научиться свободно, ориентироваться в пальцовке. Логически правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Обдумывать и записывать нужно для каждой руки отдельно. Желательно, чтобы преподаватель записывал аппликатуру в присутствии учащегося, предоставляя возможность участвовать в продумывании принятии того или иного решения.

Технические закономерности учащийся усваивает на исполняемых произведениях, особенно на этюдах. Со временем владение техническими навыками становятся автоматизированным процессом. Этому содействует систематическая игра гамм и арпеджио.

Третий прием.

Работая над произведением, очень важно привлечь внимание учащегося и посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции, динамики. Отрабатывать движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе. Затем, играя двумя руками, добиваясь полной свободы и хорошо ориентироваться в тексте произведения.

С первых уроков при работе над музыкальным произведением надо прививать учащемуся элементы грамотного разбора текста.

Одновременно с подготовкой слуховых, зрительных и двигательных навыков в практике применяется и целостное прочтение текста с листа. Оно обеспечивается предварительным просмотром фактуры произведения, направленным на сопровождение мелодии, ритмического рисунка, повторности фигур техники, аппликатурных групп. Можно сыграть отдельно трудные и неудобные места. Неоднократно проигрывая произведение с листа, особенно важно, пользуясь замедленным темпом, минимально контролировать зрением свои действия на клавиатуре. Этим приемом вырабатывается более глубокое слышание нотного текста, автоматизируются аппликатурные навыки, что развивает умение чтения с листа.




Знакомство с фактурой и структурой нотного текста

Учить разбору нотного текста необходимо с самого начала музыкального обучения. Структура нотного текста - выявление мелодии, гармонии, перевод и осмысление встречающихся обозначений темпа и отклонений от него.

Фактура – это способ изложения музыкального материала. Выделяют два основных типа фактуры:

  1. Гомофонно-гармонический, где сочетаются солирующий голос (мелодия) и сопровождение (аккомпанемент);

  2. Полифонический тип фактуры, в котором голоса самостоятельны и равноправны, будучи объединены гармонией.

При работе над произведением важно определить тип фактуры. Простая фактура состоит из мелодии или гармонической фигурации. Сложная фактура — выражена одновременно более чем одним типом изложения.


Чтение с листа и последующий разбор произведения.

Успешное изучение произведения во многом зависит от хорошей подготовленности учащегося в чтении нот с листа. Эта работа дает более детально разобрать произведения. При чтении с листа и при разборе текста, ставятся разные цели. В первом случае надо, охватить произведение в целом, оставляя мелкие детали. Произведение тщательно просматривается, не пропуская ни один звук, не один штрих, ни одно указание в отношении оттенков исполнения и аппликатуры. Произведение проигрывается медленно, так как учащемуся будет легко охватить все требуемые детали. Одним из важных факторов является умение концентрировать внимание.

Процесс чтения нот с листа можно разделить на три этапа:

- чтение без инструмента (внутренне - слуховое) – необходимо ознакомиться с фактурой, ритмом произведения и т.д.;

- возникновение слуховых представлений о том, что будет звучать;

- чтение за инструментом – неотрывность взгляда играющего от нотного текста.

Очень хорошие результаты для навыка чтения нот с листа дает игра в ансамбле.


  1. Работа над произведением.

На этом этапе происходит работа над техникой, звуком, динамикой, ритмом, артикуляцией, фразировкой, формой произведения. Эта работа приводит к цели – воплощению художественного образа произведения.

Работа над техникой

Техника – сумма навыков и умений. Техника приобретается путём систематически правильной работы.

Требование к технике:

- попадание на нужные точки клавиш;

- умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;

- умение извлечь звук в нужное время;

- удачная правильная аппликатура;

- штриховая точность;

- быстрота мышления.

Главные недостатки в техническом развитии пианиста является зажатость и скованность аппарата. Основная цель технического развития - создать условия, при которых игровой аппарат будет способен выполнить необходимую музыкальную задачу.

Музыкальное произведение ставит перед исполнителем определенные технические задачи:

  1. Выбор правильной аппликатуры;

  2. Выделение из произведения сложных мест и работа над ними;

  3. Целостная работа над техникой.

2.2 Работа над музыкальной формой, фразировкой, артикуляцией.

Музыкальная форма - это организация музыкальных средств, воплощающих содержание и образ произведения.

Работа над формой произведения начинается на первом этапе обучения. С самого начала обучения преподаватель разъясняет учащемуся значение цезур, остановок на долгих звуках, на паузах, обращает внимание на повтор мелодии, смену динамики. Преподаватель должен объяснить учащемуся, что такое мелодия, мотив, фраза, предложение, период.

Фразировка – средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно – смысловое выделение музыкальных фраз, мотивов с целью выявления музыкальной мысли. Правильная фразировка – одно из важнейших умений и основным средством музыканта - исполнителя.

Для раскрытия образа музыкального произведения важно знать общие законы.

Артикуляция (лат. articulatio, от articulo - расчленяю, раздельно произношу) – способ исполнения последовательности звуков голосом или на инструменте.

Функции артикуляции многообразны и тесно связаны с ритмическими, динамическими, тембровыми и другими музыкально-выразительными средствами.

2.3 Работа над музыкальным звуком, динамикой, ритмом.

Культура звука – это качество звукоизвлечения и соответствие его художественному образу.

Можно выделить факторы, определяющие последовательное формирование и развитие культуры звука в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Эти факторы можно разделить на две группы. К одной из них относится то, что определяет развитие музыканта – становление художественного мышления, эмоций. К другой – формирование технического мастерства. Существенный фактор в формировании культуры звука – это единство этих сторон подготовки исполнителя, которое должно обеспечиваться на всех уровнях его воспитания – от первых элементарных опытов извлечения звука до овладения всей палитрой звуковых красок.

Динамика- это средство раскрытия художественного образа. В работе над произведением должен быть динамический план, который служит развитию музыкального образа. В работе над динамикой могут помочь ассоциативные образы. Если есть увлекательный образ (внезапное дуновение ветра, затухание огня), то объяснение, что в данном случае нужно усиление или уменьшение звука, может и не понадобиться, а задача воплощения образа будет достигнута.

Ритм – это одно из средств музыкальной выразительности, обусловливающий закономерность в распределении (организации) звуков во времени.

Есть приемы и способы работы, которые воздействуют непосредственно на музыкально-ритмическое сознание учащегося:

  1. Просчитывание исполняемой музыки.

  2. Рисование ритмо-схем.

  3. Простукивание-прохлопывание метроритмических структур.

  4. Работа над темпом.


III. Подготовка к концертному исполнению

Целью данного этапа является работа над художественной завершенностью произведения и подготовка к его исполнению на концерте.

Работа над художественным образом произведения, интерпретация произведения.

Для успешного выступления музыканту необходимо провести работу над художественной завершенностью произведения:

- произведение должно проигрываться от начала до конца наизусть;

- необходимо проверить звучание основных, кульминационных моментов и наиболее трудных эпизодов.

Вопрос художественной завершенности произведения тесно связан с вопросом интерпретации в музыке. Интерпретация (латинское interpretatio - объяснение, толкование) – это толкование музыкального произведения исполнителем. Одно и то же произведение в исполнении разных исполнителей звучит по-разному. В музыкальной школе интерпретация музыкального произведения зависит от преподавателя.

Понятие интерпретации тесно связано с понятием художественного образа. Если произведение программное, то образ заложен в его названии и в литературном источнике, на основе которого создано произведение. Во внепрограммных произведениях образность зависит от эпохи, стиля композитора, от жанра произведения, и от самого музыканта.


Заключение

Работа над музыкальным произведением – это основа всей деятельности музыканта. Для успеха в работе над произведением необходимо понимать ее цель – раскрытие художественного образа.

Работа над произведением – комплексный процесс, который состоит из множества факторов, составляющих исполнительское мастерство музыканта, таких как работа над техникой, фразировкой, артикуляцией, изучение стиля и эпохи композитора. Таким образом, в процессе изучения произведения должен повышаться исполнительский и, в целом, профессиональный уровень музыканта.

В процессе работы над произведением преподаватель должен постоянно устранять неточность в приемах игры, исправлять недостатки в постановке рук.

Работа над музыкальным произведением не имеет предела. Она продолжается и после концертного выступления. Навыки для публичных выступлений приобретаются как в условиях классных и домашних занятий, так и во время концертных выступлений.

В заключении хочется сделать вывод: чем тщательней будет проделана работа над музыкальным произведением, тем будет проще музыканту исполнителю понять и передать весь смысл выученного произведения слушателям.



















Литература

1. Музыкальная педагогика и исполнительство./Сост.,Л. Баренбойм /,– Л.: Музыка, 1974г.

2. Артикуляция./Сост., И. Браудо/. - Л.: Музыка, 1961г.

3. О работе над музыкальным произведением./Сост., Л.С. Гинзбург/,– М.: Музыка, 1968г.

4. Анализ музыкальных произведений. /Сост., Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман/,- М.: Музыка, 1967г.

5. Музыкальный энциклопедический словарь. /Сост., И.П. Дабаева, О.В. Твердохлебова/,- Ростов н/Д.: Феникс, 2010г.

6. Об искусстве фортепианной игры. /Сост.,Г.Г. Нейгауз/,- М.: Музыка, 1988г.

7. Воспитание ученика пианиста в 1-2 классах ДМШ. /Сост. Б.Милич/, Киев: Музична украина, 1977 г.














9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!