СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Проектно- исследовательская деятельность как инновационная технология формирования ключевых компетенций младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание методики использования проектной и исследовательской технологий на уроках и внеурочное время, для стимулирования познавательной деятельности, коммуникативной активности обучающихся, формирования их гражданской, духовной и культурной жизни

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Проектно- исследовательская деятельность как инновационная технология формирования ключевых компетенций младших школьников»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. Тазовский Ямало-Ненецкий автономный округ





Методическая разработка



«Проектно- исследовательская деятельность

как инновационная технология формирования

ключевых компетенций младших школьников»









Автор: Завадецкая Таисия Николаевна

учитель начальных классов



















Введение


Модернизация системы общего образования связана с изменением социальных потребностей общества и усилением роли школьника как субъекта учебной деятельности. В настоящее время в современной школе предъявляется ряд новых требований к процессу обучения и воспитания. Одно из ключевых мест занимает проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе обучения. Учебная деятельность нацелена не только на развитие способностей учеников совершенствовать, углублять и расширять знания, но и самостоятельно без прямого руководства учителя определять учебные задачи, находить средства для их решения, контролировать и оценивать процесс и итоги собственной деятельности. Начальная школа – это часть составной системы непрерывного образования. Одной из задач начальной школы является развитие личности ребенка. Учителя начальных классов учат детей творчеству, воспитывают в каждом ученике самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Актуальность методической разработки заключается в принципе организации системы обучения и воспитания, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, формированию ключевых компетенций младших школьников через организацию исследовательской и проектной деятельности. Основана на принципах личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в обучении и воспитании обучающихся, через применение эффективных технологий исследования и проектирования. Созданная система работы способствует формированию ключевых компетенций младших школьников: познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, которые являются основой образовательного и воспитательного процессов в реализации ФГОС НОО.

Инновационный аспект методической разработки заключается в практической реализации идей проектной и исследовательской технологий на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, в возможности применения, полученных знаний и умений всеми участниками образовательных отношений, социумом. Проектная и исследовательская деятельность способствуют решению конкретных задач, учат целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать возникающие трудности, учат планировать время, обеспечивая достижение общего результата проекта.

Цель методической разработки: описание методики использования проектной и исследовательской технологий на уроках и внеурочное время, для стимулирования познавательной деятельности, коммуникативной активности обучающихся, формирования их гражданской, духовной и культурной жизни.

Задачи методической разработки:

- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.

«Проектно- исследовательская деятельность на уроках»

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. УМК «Школа России» является хорошей, крепкой программой традиционного обучения. Но реализация деятельностного подхода, по данному УМК не носит системный характер. Так в опроснике по учебно-методическим комплектам на соответствие ФГОС НОО ключевыми были такие вопросы:

1 УМК реализует принципы деятельностного подхода? (Большая часть ответов, частично).

2 Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? (Проблемный характер изложения содержания в данном УМК наблюдается эпизодически: иногда ставится проблема). Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по УМК «Школа России» зависит от творчества, профессионального мастерства педагога. Каждый учитель ищет сам формы, методы и способы его реализации. Так я реализую системно-деятельностный подход путем проектно- исследовательской деятельности учащихся. В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся в данный вид деятельности. Например,

1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов

2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Украшаем класс к Новому году», «Чайный сервиз», «Речной флот», «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках»,

2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».

3 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».

Проекты в младших классах - это трудно? Это проблематично, так какдети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах,выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишьэлементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего школьника- это будет его проект. Работая над проектами, приучаю учеников к самому слову

«исследование». Многие проектные работы носят коллективный характер(например, сбор материала о зимующих птицах родного края, о дикихи домашних животных). Тематика проектов определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает работать вколлективе, ставить общие интересы выше своих. В процессе реализации проектной деятельности стало системойпроведение мини - исследований. Например, на уроках окружающего мирабыл выполнен учебный проект «Моя семья». В ходе выполнения проекта

первоклассники с помощью взрослых учились:- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи; интервьюировать членов семьи;составлять устный рассказ;выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.

Применение в начальной школе разнообразных форм организации обучения обогащает учебный процесс, поскольку избавляет урок от однообразия, дает ученику больше возможностей для проявления самостоятельности и инициативы. С этой целью провожу уроки-проекты. Главная цель урока-проекта — помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

Учебный предмет для урока-проекта может быть выбран любой. Главная задача учителя при планировании такого урока — это найти такой соответствующий теме учебный вопрос — задание, на который дети смогут ответить в течение 40 (45) минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.Применение в начальной школе разнообразных форм организации обучения обогащает учебный процесс, поскольку избавляет урок от однообразия, дает ученику больше возможностей для проявления самостоятельности и инициативы.

Приложение 1.(Урок-проект по окружающему миру)

Приложение 2 (Урок -проект по окружающему миру)

«Патриотическое воспитание младших школьников на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ». (внеурочная деятельность)

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. «Я считаю, что мы допустили почти непоправимые ошибки, когда в 1990-е годы выкорчевывали такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, героизм. Сейчас мы уже пожинаем горькие плоды: молодые люди с большим трудом понимают, что каждый трагический эпизод в жизни страны должен вызывать отклик». (О.Васильва, Министр просвещения Российской Федерации) Сегодня ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам воспитания. В этих сложных условиях учитель ищет способы, которые помогут осуществить задачу гражданского и патриотического воспитания школьников. Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб» В философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия) Формирование чувства патриотизма в системе моей работы как педагога и классного руководителя осуществляется посредством реализации деятельностного подхода. Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая, исследовательская. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. При данном подходе к воспитанию основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: проектно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой, и др.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение. Впервые в 2009 -2010 году в районе стартовал новый проект, который позволил учащимся начальной школы включиться в проектно-исследовательскую деятельность. Так, уже на протяжении 8 лет вместе с ребятами мы являемся его активными участниками. Работая над проектом, дети с удовольствием изучают быт, культуру, историю и традиции нашей малой родины. В целом большая часть исследовательских проектов посвящены гражданско-патриотическому воспитанию. Так, Е.Касьян защищала свой проект «Служу России! Служу Закону» и заняла 2 место в районной конференции «Мой первый доклад». Работа Ел.Скибенко« Улицы моего посёлка», была отмечена дипломом 3 степени. Работа Ненянг Н., «История моей семьи, в истории Ямала» была направлена на изучение своей родословной, вклад родных и близких в развитие Тазовского района. И на районном конкурсе детских исследовательских работ «Твои люди, Север» заняла 1 место. Работа Юрловой Ксении «Делами славен человек», о враче -терапевте Тазовской районной больницы была отмечена дипломом 2 степени. Работа Манджиевой Валерии «Север в судьбе моей бабушки Манджиевой Натальи Виловны», посвящена ветерану Ямала. На районном конкурсе детских исследовательских работ «Твои люди, Север» заняла 1 место. С большим интересом дети включаются в работу над проектами, по изучению боевого и жизненного пути героев Великой Отечественной войны. Эти проекты, как правило, долгосрочные и с большим привлечением участников. В юбилейный год Великой Победы проект, над которым работали ребята моего класса и в частности Екатерина Бибикова был посвящён ветерану Отечественной войны, Герою Советского Союза, обладательнице высокой международной награды медали имени Флоренс Найтингейл, единственной женщине за всю историю Российского флота морском пехотинце, Екатерине Илларионовне Дёминой. Для этого нужно было найти партнёров для сотрудничества. Ими стали Окружной ресурсный центр информационных технологий Окружного методического центра Северо-Западного окружного управления образования г.Москва; общеобразовательная автономная некоммерческая организация "Школа «ПРИОРИТЕТ». Благодаря, такому сотрудничеству нам удалось много узнать о героине, написать письмо и отправить поздравительную открытку Е. Дёминой. В Москве на фестивале детского творчества «Никто не забыт, ничто не забыто», который проводился по инициативе депутатов Мосгордумы в качестве почётного гостя была приглашена Е.И.Дёмина. В ходе праздника была продемонстрирована презентация о маленькой девочке из далёкого Ямала, которая хотела поздравить ветерана с праздником Победы. Нашу посылку торжественно вручили Екатерине Илларионовне Дёминой. На районной конференции юных исследователей была представлена работа «Человек из легенды или жизнь против смерти». Ученик посмотрел фильм «Брестская крепость» и озадачил меня таким вопросом, главный герой фильма выдуманный персонаж или реальный прототип героя. С этого вопроса мы и начали работу над проектом. Написали письмо в Государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». На наше письмо мы получили ответ от заведующей научно-экспозиционным отделом Митюковой Елены Владимировны. Из письма мы узнали следующее. События в фильме происходят соответственно действительным документальным данным, точно описывая всё как было на самом деле. История о героизме и настоящих героях, рассказанная предельно правдиво. А Саша Акимов - собирательный образ воспитанников музыкального взвода Петра Клыпы и Петра Котельникова. Е.В. Митюкова сообщила в каких официальных источниках мы можем узнать больше об этих людях. За информацией мы обратились в телекомпанию «СТВ» города Брест, и они предоставили видеосюжет с записанный с героем нашего исследования. Так же мы узнали, что в связи с ухудшением здоровья Петр Котельников переехал к сыну в Москву. Сотрудники Государственное учреждения «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» отправили запрос сыну легендарного героя с нашей просьбой сообщить адрес, чтобы написать лично ветерану и узнать с первых уст о тех страшных первых днях войны. Спустя несколько месяцев нам сообщили адрес, по которому мы могли связаться с ветераном. Егор написал письмо со своими вопросами, нарисовал рисунок и отправил сувениры из северного края. Через 2 месяца мы получили ответ. Ребята перечитывали в классе письмо несколько раз. Рассказывали родителям, что написал П.Котельков. Рады были не только дети, но и родители. Эта работа воодушевила семью мальчика. Летом они отправились с заполярного посёлка в другую страну, чтобы побывать в городе Бресте и посетить с экскурсией «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Мальчик привёз из путешествия массу впечатлений, фотографий и огромное желание работать дальше по этой теме. И мы продолжили работу над проектом по теме «Брестская крепость. Музей войны - территория мира». В завершении работы над проектом мальчик сказал: «Я горжусь тем, что побывал в таком героическом месте, горжусь тем, что узнал о людях защищавших нашу Родину в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Я готов поделиться этими знаниями со всеми, кому интересна эта тема». Как учитель и классный руководитель понимаю, что эти слова являются высшей оценкой его и моего труда. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у моих учеников, которые становятся старшеклассниками, социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в участии в волонтёрских движениях в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У ребят отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважения к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности. Приложение3( исследовательский проект « Человек из легенды или жизнь против смерти»

















Заключение

Выводы

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появляется потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. проектный познавательный образовательный

В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):

Учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.

Информационные компетенции: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.

Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется "исследователь-исследователь".

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.









Список литературы.

  1. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В.

  2. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников Волгоград: Учитель, 2014г

  3. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011г

  4. Полат Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве: Учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат.- М.: ИНФА-М, 2006.

  5. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников» М.: Просвещение, 2011г

  6. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»,М.:Ось-89, 2006г

  7. Савенков А.И.Психологические основы исследовательского подхода к обучению»М.:Ось-89, 2006г

  8. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 класс по ФГОС, М.: Просвещение, 2018г

  9. Ступницкая М.А«Что такое учебный проект?» Москва, «Первое сентября»,2010г

  10. Шаульская Н.А «Вопросы умникам и умницам», Ростов –на – Дону., Феникс, 2013г

Интернет ресурсы

  1. http://ruskline.ru/politnews/2016/avgust/20/patriotizm_konservatizm_pravoslavie_chto_izvestno_o_novom_ministre_obrazovaniya/

  2. https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-pri-realizacii-fgos-1189596.html

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/26/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole

  4. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/proiektnaia-dieiatiel-nost



















Приложение 1

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цель урока: создать условия для формирования у младших школьников представлений о жизни древних славян.

Задачи урока:

- познакомить с бытом, занятиями и верованиями древних славян,

- формировать умение работать с исторической картой,

- воспитывать интерес к истории Отечества.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: уметь доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, привить любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании,

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

Личностные:

- уважение к культуре, быту, историческому прошлому предков.

Метапредметные:

-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения,

- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку, уметь работать с информацией.

Тип урока: изучение нового материала

Форма поведения урока: информационно -исследовательский проект.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая, исследовательская

Оборудование для урока: физическая карта; мультимедийная презентация, тестовое задание, мультимедийный проектор, компьютер.











Ход урока:



  1. Организационный момент.

Приятно ваше общество, друзья!

Сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка целей урока.

-В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы забываем, а некоторые помним в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Недавно Коля (ученик нашего класса) представлял проект о своей родословной своей семьи. Как вы думаете, а можно ли составить родословную целого народа, узнать, где и откуда его корни? (ответы детей)

-История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа. - Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно на 1500 лет тому назад. Сегодня мы поговорим о родословной нашей страны, узнаем «Откуда есть пошла Русская земля?» Кто были наши предки? -Итак, ребята! Отправляемся в Древнюю Русь. Сегодня мы проведём урок – исследование. Объектом нашего исследования станет жизнь древних славян. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3, 4. У каждой группы свой предмет исследования, который мы оговорили с вами заранее. Я буду консультантом и координатором ваших действий.

III. Работа над новой темой урока. Постановка учебной задачи. минут Сообщение темы урока.

-Ребята, какие горы делят нашу страну на Европейскую и Азиатскую часть. (Уральские горы). В какой части расположен наш округ?

В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, на огромных пространствах Восточной Европы по берегам рек жили наши предки - славяне. Восточно-Европейская равнина выглядела совсем по – иному, не было городов, сёл, дорог, заводов, обработаных участков земли. Равнина бала занята лесами, болотом, степью. Вот на этой территории и начали заселяться первые славяне. Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

О происхождении славянского народа имеются разные предположения. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть «прославившиеся своими подвигами». И название славян происходит от слова «славящиеся». По другой версии - Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”. Нестор - самый знаменитый монах Киево-Печерского монастыря. На рубеже XI-XII вв. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках. Он был добросовестным историком, поэтому не «сочинял историю», а лишь передавал её достоверные свидетельства.

IV. Открытие нового знания. Работа учащихся в группах.

-Итак, ребята, Слушаем сообщение 1 группы.

-Наша группа называется «Историки». Презентация.

Целью нашей исследовательской работы стали жизнь и быт восточных славян.

Гипотеза: мы предполагаем, что элементы быта, занятий наших предков во многом сохранились до нашего времени. Вот что нам удалось узнать:

-Славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали могучей физической силой и необыкновенной выносливостью.

Славяне имели разные имена. Если человек заикался, ему давали имя - Заика, если у ребёнка были вьющиеся кудрявые волос ы, то его называли Кудряш, кто был Умник. Среди них были такие, как Сорока, Волк, Молчун. Девочек именовали: Забава, Красава, Снежана.

-Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной изо льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

-Посуду делали из дерева. Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство. Жизнь древнего русича была небезопасна. Племена кочевников часто нападали на русские поселения, жгли дома, людей угоняли в рабство. Поэтому поселяне вынуждены были защищаться. Вокруг селения всегда строилась стена из частокола.

Частокол - это бревна, вкопанные в землю, с заостренным концами и слегка наклоненные в сторону врага. Стена из таких бревен не дает возможности вражеской коннице пройти внутрь поселка, а со стен можно стрелять по врагу из луков.

Занимались славяне земледелием, скотоводством, были отличными рыбаками и охотниками, занимались бортничеством, женщины пряли. В свободное время устраивали спортивные состязания. (Отрывок текста из энциклопедии)

Вывод группы: итак, закончив наше исследование, мы пришли к выводу, что наше предположение оказалось верным: элементы быта, род занятий древних славян передаются из поколения в поколение уже много веков. Почти в каждом доме есть деревянные ложки, и другие предметы быта, игра древних славян на меткость стала игрой в дартц.

Подведение итогов.

-Молодыцы! Действительно первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах». Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов. Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».  Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, обрабатывали, а затем сеяли семена.

Отчёт 2 группы.

-Наша группа называется «Исследователи». Мы поставили цель: узнать, почему славян называли язычниками. Узнать, во что веровали наши предки и кому поклонялись.

Гипотеза: мы предполагаем, что элементы языческих верований вошли в нашу жизнь в виде слов, обычаев, суеверий и сохранились до наших дней.

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, неба и огня небесного. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов.

Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. " Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. Молились славяне Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. Праздник Велеса отмечался в начале января. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы. Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Символом богини Лады является самое любимое в народе дерево - берёза. К месту будит вспомнить и о том, что именно Русскую Берёзу принято считать магическим символом Руси.

Мы приготовили сценку “Боги славян»

Вывод группы. Выдвинутая нами в процессе исследования гипотеза подтвердилась. Над дверью часто прибивают подкову – «на счастье». И вовсе не подозревают, что этим передают себя под покровительство Дажьбога – Солнца и его коней, которые, по поверьям славян, способны принести в дом благополучие.

Немало подобных, неподвластных здравому смыслу мелочей сопровождает нас всю жизнь при самых различных обстоятельствах. «Так заведено!» - отшучиваемся мы. Кем заведено? Нашими предками.

Подведение итогов.

Церквей, мечетей, храмов у славян не было, они собирались на капищах - деревянные сооружения, в центре которых располагались изображения божества (идола), перед которым жгли жертвенные костры. Ребята, рассказали о высших богах, но были ещё и низшие духи добрые и злые.

Отчёт 3 группы. Наша исследовательская группа называется «ОБЕРЕГ. Символы древних славян - вот предмет нашего исследования. Цель работы: узнать, какая информация зашифрована в славянских символах. Гипотеза: мы предполагаем, что славянские символы, знаки можно встретить и в наши дни. Вот, что мы узнали.

Символ — это знак, который имеет множество противоречивых значений. Многие символы являются оберегами, некоторые прямым обращением к богам или силам природы. (Знаки нарисованы на альбомных листах)

Род - славянский религиозный символ Бога Единого Рода. Резной вязью из этих символов украшают кумиры Рода, обереги, амулеты, ладанки. Обереговое значение символа – если человек носит изображение символа Рода на теле или одежде, то никакая сила не сможет его одолеть. Одолень трава. Данный символ является главным Оберегом, для защиты от различных болезней. В народе считалось, что болезни на человека насылают злые силы, а двойной Огненный Знак, способен сжечь любую болезнь, очистить тело и душу.

Боговник – славянский религиозный символ, олицетворяющий Вечную силу и покровительство Светлых богов человеку, ставшему на путь Духовного развития и совершенствования. Ложка – символ сытости, благосостояния и довольства. Ручка ложки, как правило, загнута и украшена орнаментом с семью солнечными кружками. Иногда на ложки наносятся знаки земли и плодородия – ромбы с крестами внутри. Лекарство, испитое из такой ложки, имеет особую силу.

Ромб, разделенный на четыре части – это древний знак засеянной пашни, матери Земли вообще. На вышивках мы порой тоже видим ромб, поделенный на четыре части, и это славянский символ засеянного поля. Видимо, все это вместе обозначает, что засеянное поле даст новый урожай. Обереговое назначение – изображается на воинском оружии и доспехах; над входами в Хранилища, дабы входящего в них со злыми умыслами поражал гром. Уточка символ продолжения Рода, счастливой семьи. Уточка по преданию – творец Мира и знак его вечного продолжения. Вот и в телепередаче «Фазенда» семье – участнице проекта в конце программы ведущий дарит уточку, как символ семейного благополучия. Это является ещё одним подтверждением того, что отражение славянской символики можно встретить и в наши дни.

Вывод группы.

Уже из всего этого можно понять, что древние славяне чтили своих богов, мечтали о счастливой семейной жизни, занимались земледелием, а самое главное, что они смогли донести до нас эту информацию, зашифровав её в своих символах.

Подведение итогов.

Символы и знаки действительно можно увидеть и в наши дни. (Демонстрация образцов славянской символики в современном быту)

Отчёт 4 группы

Наша группа называется «Фольклористы» Наша цель: узнать, как отдыхали древние славяне, какие праздники отмечали.

Гипотеза: мы предполагаем, что некоторые языческие праздники сохранились в той или иной форме и отмечаются в 21 веке.

Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Иванов день. В день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

Троица. Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Вывод группы.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться. Мы убедились в том, что элементы многих языческих праздниках сохранились до наших дней.

V. Закрепление пройденного yроке. Включение в систему знаний .

-Итак, ребята, обобщим всё о чём мы узнали в ходе исследования.

-Славяне расселились племенами на просторах Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. Попробуйте прочитать послание древних славян, написанное на разных языках, украинском, русском, белорусском.

«Бережи природу! Люби сваю краину! Сохрани её для будущих поколений!»

-Почему не зная языка других государств, мы с вами смогли прочитать предложения?

-Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства Происхождеие у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух»

Какую цель мы ставили вначале урока? Какую гипотезу выдвигали? Оказались верными наши предположения?

-Так, откуда берёт своё начало, земля русская и народ русский? С трудолюбивого, ответственного сильного народа древних славян.

- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

- Что было самым трудным? Тест. Молодцы. Вы справились с заданием. У вас есть знания. Где они могут нам понадобиться в жизни?

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Если вы считаете, что уроки в виде исследования интереснее, можно получить больше знаний выберите зеленый квадрат, мне всё равно жёлтый, мне было не интересно красный.

Продуктом нашей совместной работы на уроке станет общая презентация «Жизнь древних славян»

VII Домашнее задание. Творческое. Представьте, что на «машине времени» вы попали в прошлое, а именно во времена древних славян. Напишите небольшое сочинение о своём путешествии, как вас встретили, где вы жили, чем занимались, и тд.

Благодарю всех за интересный урок, за вашу информацию, которая пополнила багаж знаний каждого, кто присутствовал на нашем уроке.















Приложение 2

Учитель

Завадецкая Таисия Николаевна

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Урок - проект

Цели урока:

образовательная

Сформировать понятие «дикие» и ««домашние» животные; уточнить и расширить представление детей о значении домашних животных для человека.

воспитательная

Воспитывать бережное, гуманное отношение к животным.

развивающая

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение работать с дополнительной литературой, интернет -ресурсами.

Технологии

Проектная технология, ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.

Межпредметные связи

Краеведение, русский язык, математика

Опорные понятия, термины:

Признаки животных, группы животных

Новые понятия,

Термины:

Дикий,домашний

Планируемый результат

Предметный (ПР):

Научатся приводить примеры диких и домашних животных, называть их особенности, место обитания, находить отличительные признаки между дикими и домашними животными.

Личностный (ЛР):

Осознание правил поведения при общении с животными.

Метапредметный (МР):

Регулятивные: осуществление учебных действий – организовывать работу в группе под руководством учителя; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: обще учебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – уточнять и расширять представления о диких и домашних животных; логические – находить отличительные признаки диких животных от домашних.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю; взаимодействие – строить высказывание, работать в группе.

Организация пространства

Ресурсы (основные, дополнительные):

основные -учебник «Окружающий мир 2 класс, автор А. Плешаков, рабочая тетрадь 2 класс; мультимедийный проектор, компьютер;дополнительные – аудиозапись «звуки леса», нетбуки -для обучающихся, цветные карандаши, памятки, пазлы, плакат с результатами анкетирования, коллаж.




Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в т. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности


Приветствует обучающихся! Создаёт благоприятную, комфортную атмосферу.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтобы умными быть, надо многое знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Дети приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество.


Обучающиеся рассаживаются по группам.

Состав групп был определён заранее. У каждой группы был определён свой объект исследования или наблюдения.





Актуализация знаний по теме «Животные»

Начнём мы наш урок с напоминания правил работы в группе.

Организует проверку раннее пройденного материала.

-Ребята, как данную группу назвать общим словом?

(Слайд 2) (корова, лягушка, крокодил, наседка с цыплятами, рыба, кузнечик)

-Давайте вспомним виды животных, их отличительные признаки, отгадывая кроссворд.

(слайд 3)

-Змеи, крокодилы, черепахи -относятся к группе?

-Тело этих животных покрыто перьями?

-Лягушки, жабы относятся к группе?

-Это животные, тело которых покрыто чешуёй?

- Эти животные выкармливают своих детёнышей молоком?

-Молодцы! Какой вывод сделаем?


Создание проблемной ситуации.

-На партах у вас конверты с пазлами. Соберите пазлы в картинки. (Тигр, кошка, зебра, лошадь, орёл, петух, собака, волк)

- Назовите, на какие группы можно разделить данных животных?


Дети перечисляют основные правила работы в группе:

1.Работать нужно тихо, дружно.

2.Говорить по очереди, не перебивая друг друга.

3.Чётко высказывать своё мнение, уважать точку зрения собеседника.


Дети отвечают на вопросы, анализируют и называют

отличительные признаки каждого вида животных.









Обобщают информацию, делают краткий вывод.

Все животные очень разные, но их можно объединить в группы по особенным отличительным признакам.

Решение учебной проблемы.

Работают в группах.

Проводят сравнение, анализ, классификацию.

Распределяют животных на группы, дикие и домашние.


Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.


Работа над организацией целеполагания.

-Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

И так, вы правы, сегодня мы больше узнаем о диких и домашних животных. Цель нашего урока: знакомство с характерными признаками диких и домашних животных, правилами ухода за домашними животными. А самое главное мы должны понять, зачем нужна нам эта информация, где и когда в жизни могут пригодиться эти знания.

Дети высказывают предположение о теме урока.









Открытие нового знания

Фронтальная беседа.

- И, так, дикие и домашние животные. Что обозначает слово дикий? Какое животное можно назвать диким?

(слайд 4)

-В толковом словаре Ожегова это трактуется так – неприрученный, неодомашненный.

-Ребята, когда и для чего человек приручил, одомашнил некоторых животных?

Более подробно изучением этого вопроса занимались дети 1 группы.


Обобщение информации.

Человек разводит животных для своей пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища.)

слайд 5.


Выслушиваются ответы детей. (Животное, которое живёт на воле.)

Дети отвечают на вопросы учителя.


Отчёт первой группы обучающихся.

Дети самостоятельно занимались поиском, выбором и анализом информации.

-Наша группа называется «Историки». Мы изучали вопрос о появлении домашних животных. Мы читали разную литературу, побывали на экскурсии в живом уголке. Вот, что мы узнали. Давным –давно, на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных. Кто-то из древних людей додумался подкармливать волков. Волк стал жить рядом с человеком, охранять его жилище, пасти скот. Со временем волк превратился в собаку. Потом человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь стала для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом. Таким же образом человек приручил корову, овцу, козу. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку. Наша группа сделала следующий вывод: домашние животные произошли от диких. Человек их приручил, одомашнил. Стал заботиться о них, кормить, строить жильё, лечить.


Динамическая пауза


Создаёт условия для физической и психоэмоциональной разгрузки обучающихся

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Читают наизусть стих и

выполняют движения.

Первичное осознание.



Введение в тему урока регионально-национального компонента. Проблемная ситуация.

- Ребята, а олень это дикое или домашнее животное?

-И так, кто же прав.

Помогут нам решить спор ребята 2 группы.


Выслушав внимательно ребят, можем ли мы теперь определить, чья точка зрения была верна?


Подведение общего итога.

(слайд 6)

Ямал – это особый суровый край. И коренные жители нашей Тазовской земли – ненцы, справедливо называют оленя «жизнедатель». Из шкур оленя они шьют одежду -малицу, обувь-кисы, строят себе дом- чум, передвигаются на оленьих упряжках. Олень - источник питания ненцев.


- Ребята, из группы «Краеведы», каждый раз нам акцентировали внимание, что все перечисленные животные занесены в Красную книгу.

- А что это значит?


-В Красную книгу занесены те виды животных, которых осталось очень мало. Задача человека и человечества сохранить их для будущих поколений

Создание проблемной ситуации

- Животных нужно беречь, но к сожалению, браконьеры, с целью добычи меха, или для иных своих нужд убивают беззащитных животных. Совсем недавно такой случай произошёл в нашем районе. Браконьеры убили маму маленького белого медвежонка. Он маленький, беззащитный. И у меня возникло огромное желание взять его к себе домой. Я буду заботиться о нём. Кормить, лечить, ухаживать. Могу я это сделать?


И так, наша дискуссия зашла в тупик. Давайте пригласим ребят 3 группы. Они нам расскажут, какие есть определённые правила содержания домашних животных.



- А теперь ответьте на раннее поставленный вопрос о приюте маленького медвежонка в квартире?


За хищным даже маленьким зверем, должны ухаживать специалисты.


Подведение общего итога.

Помните: если решили завести домашнее животное, вы должны обеспечить его питанием, домом, следить за его здоровьем.

А для того, чтобы общение с животными приносило нам только радость, и было безопасным для нашей жизни и здоровья, мы с ребятами из 3 группы приготовили для вас памятки «Общие правила поведения при встрече с животными», как дикими, так и домашними. (Ребёнок из группы раздаёт ребятам памятки)



Дети высказывают противоположные точки зрения. Дискуссия.

Отчёт 2 группы. Дети представили информацию в виде презентации. (слайд 1)

Группа «Краеведы.» Объектом нашего исследования стали животные Ямала. ((слайд 2) Для этого мы направились в Тазовский районный краеведческий музей (слайд 3), а также посетили районную библиотеку (слайд 4).

Мы многое узнали и хотели бы с вами поделиться информацией. (слайд 5) Несмотря на суровые климатические условия, животный мир Ямала богат и разнообразен. (слайд 6) Главный герой Тазовской фауны – северный олень. Тазовский район гордится самым большим в мире поголовьем этих замечательных животных – (слайд 8) около 180 тысяч оленей насчитывают общественные и частные семейные стада. Человек одомашнил оленя. Он использует его, для передвижения по тундре, из шкур оленя строит себе дом. Из оленьего мяса готовит разные блюда. Человек смотрит за своим стадом, охраняет от волков, оказывает ветеринарную медицинскую помощь. Но в тундре безусловно, можно встретить и диких северных оленей. Гордых и непокорённых! (слайд 9) Внимание! Дикий северный олень занесен в Красную книгу Ямала! (слайд 10) На побережье Карского моря, в царстве вечной зимы, снегов и льдов, в Арктике живёт самый крупный в наше время хищный зверь на планете, – белый медведь (слайд 11). Масса тела полярного мишки достигает 1000 кг, длина тела может быть более 3 метров. (слайд 12) Белый медведь – отличный пловец и ныряльщик. Охотится за рыбой и тюленями. Внимание! Белый медведь занесен в Красную книгу. Птичий символ Крайнего севера – белые полярные совы, большеголовые и лупоглазые. Хищный образ жизни в тундре ведут (слайд 13) кречеты и другие тундровые соколы, которые обычно больших размеров. Короткое полярное лето – настоящее паломничество птиц. В Тасу-Ява можно встретить лапландских подорожников, краснозобых коньков, местами также рогатых жаворонков и пуночек. На лето прилетают и лебеди – гордые и величественные птицы, издавна воспетые поэтами и прославленные в сказаниях, известные своей «лебединой» верностью. (слайд 14) Внимание! Малый тундровой лебедь занесен в Красную книгу!

Отвечая на вопрос учителя, дети приходят к осознанному выводу, что человек на Ямале одомашнил оленя, но в тундре встречаются и дикие особи этого вида животных.

Отвечая на вопрос о Красной книге, обучающиеся доказывают, почему надо бережно относится к животным.


Проблемная ситуация. У детей снова разные точки зрения. Одни считают, что можно, потому что медвежонок маленький и без помощи человека погибнет, другие замечают, что это хищник и он может быть опасен.


Доклад 3 группы. Вашему вниманию мы представляем проект группы «Ветеринары».

Мы изучали вопросы, связанные с правилами содержания домашних животных. Мы читали книги о домашних животных, побеседовали с врачом Тазовской ветеринарной больницы, Сэлинджер Александром Владимировичем. Провели анкетирование среди учащихся 2 классов.

С результатами анкетирования мы хотим вас сейчас ознакомить.

Эвелина (комментирует по таблице)

В анкете «Наши домашние питомцы» приняли участие 92 второклассника.

Домашние животные есть у - 68 ребят.

Нет домашних животных у - 24 детей.

Самым популярным домашним животным является кошка. Кошки есть у 44 второклассников.

Собак разных пород содержат - 17 человек.

Пернатые друзья - попугаи есть у - 11 ребят.

Декоративные рыбки - живут у 10 детей.

Имеют дома хомячков и морских свинок - 7 второклассников.

Черепашки обитают в квартирах - 6 ребят.

Кролики есть - у 5 человек.

Шиншилла - есть у 1 опрошенного ученика.

А также ёжик живёт у 1 второклассника.

-Мы сделали вывод, что самыми популярными домашними питомцами в нашем посёлке являются кошки, собаки, попугаи. Это подтверждает и врач ветеринарного центра. (слайд 1)

-Если вы решили завести домашнего питомца, необходимо учитывать интересы всех ваших близких, проживающих в одной квартире, площадь дома, сколько времени вы сможете уделять своим будущим компаньонам. Нельзя заводить хищное животное. Даже в квартире этот зверь остаётся диким хищником.

-Неплохо посоветоваться со знакомыми, имеющими опыт содержания животного и почитать специальную литературу.

-Мы с ребятами сделали вывод: если решил завести домашнее животное, надо помнить, что ты должен обеспечить его питанием, домом, следить за его здоровьем, быть ему другом. Домашний питомец - это не игрушка, которую можно поставить на полку или выбросить.

Юля читает стих

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы, когда - ни будь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у неё за плечами.

Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех, кого приручили"

Ответ на проблемный вопрос.

Маленького белого медвежонка нельзя забрать в тёплую квартиру, ему там будет жарко и места мало. В квартире не получится создать ему комфортных условий для проживания. Ну и, если учесть, что, когда он повзрослеет и будет весить 1000 кг, вы не сможете его прокормить. Тогда он будет голодный, злой и опасный. Поэтому медвежонка надо отдать в зоопарк или заповедник. За хищным даже маленьким зверем должны ухаживать специалисты.


Включение в систему знаний.


Учитель ведет проблемный диалог.

-Ребята, вот мы с вами выяснили для чего люди одомашнили корову, лошадь, козу, гусей и так далее. Животные - это источник питания, транспорт и даже дом. По результатам анкетирования мы убедились, что в нашем посёлке люди дома содержат кошек, собак, попугайчиков, рыбок. Как вы думаете для чего? Какая от них польза?


- Более подробно нам расскажут об этом ребята 4 группы.








Создание благоприятной, комфортной атмосферы. Психологическая разгрузка

-Ребята, а как вы считаете, только домашние животные могут оказывать на человека благоприятное влияние на его здоровье или дикие тоже? Конечно, не все, но птицы, вне всякого сомнения. Закройте глаза, я вас приглашаю на прогулку в лес насладиться пением птиц.

(аудиозапись летнее утро в лесу)

Выслушиваются мнения детей.


Умение работать с электронными ресурсами.

Доклад 4 группы.

Наша группа называется «Психологи». Мы представляем проект «зоотерапия». Из интернета мы узнали, что есть специальная наука, которая изучает влияние животных на здоровье человека. Об этом мы и побеседовали с школьным психологом Светланой Петровной. Вот, что мы узнали. Слайд 1Еще 10 тысяч лет назад до нашей эры люди знали, что животные способны исцелять. Самое большое влияние животные оказывают на детей от 5 до 8 лет. Слайд 2Самые лучшие врачи — это кошки. Нет лучшего средства при стрессе и усталости, чем чудодейственное мурчание кошки. Если ваша кошка ложится на определенную часть вашего тела, то это может быть сигналом того, что вы страдаете от какой-нибудь болезни. Для тех, кто держит дома кошку, есть немалые шансы увеличить продолжительность жизни.
Ученые Берлинского медицинского института, изучив влияние кошек на продолжительность жизни их хозяев, выяснили, что такие люди живут в среднем на 10 лет дольше, чем люди, которые никогда не имели кошек. Слайд 3 Лечение при помощи собак называется канистерапия. Это животное способно заменить близкого человека или друга, избавляя хозяина от одиночества. При общении с собаками люди становятся более уверенные в себе, у них повышается самооценка, и они лучше идут на контакт. Слайд 4 Иппотерапия — лечение с помощью лошади. Прогулки на лошади лечат психические расстройства. Слайд 5Очень полезно посидеть перед клеткой, наблюдая за птицами. Пение птиц снимает напряжение, успокаивает нервы и повышает настроение. Слайд 6Рыбки отлично успокаивают и восстанавливают душевное равновесие. К тому же аквариум создает правильный микроклимат в помещении — вода испаряется и увлажняет воздух. Слайд7Даже такие мелкие животные, как грызуны, тоже вносят свою лепту. Тактильный контакт с этими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру и снижает уровень агрессии и тревоги.

Подведение итогов урока.


Обобщающая беседа.

- Ребята, все ваши мини – исследования я предлагаю объединить в один проект, который назовём в соответствии с темой урока.

- А над какой темой мы сегодня работали? Какое название будет носить наш проектный продукт?


Каждая группа представит нам самую важную информацию из своего исследования.

Коллективное составление общего проекта. (Составлен предварительный коллаж Дом, лес, человек, забор, нора) Дети наклеивают животных и называют главные отличия диких животных от домашних.


Ребята выбирают главное из своего доклада.





Дикие и домашние животные.





1гр. Дикие животные живут на свободе. Они сами добывают пищу, строят дом, ищут природные средства лечения, заботятся о потомстве. Группа 2. Задача человека и человечества бережно относиться к животным и сохранить их для будущих поколений.

Группа3. Домашние животные произошли от диких. Человек обеспечивает домашнего питомца, пищей, домом, следит за его здоровьем.

Группа 4

Домашние животные благоприятно влияют на здоровье человека.

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание позволяет выбрать работу по желанию.

Комментирование домашнего задания.

Домашнее задание будет 2 видов. 1 обязательное, в рабочей тетради. Записываю на доске страницы рабочей тетради и номер задания. Чтобы его выполнить обязательно надо обратиться за помощью к учебнику. Записываю страницы.

А второе задание – творческое. Его можно выполнить по желанию. Нарисуйте иллюстрации, картинки животных, которые занесены в Красную книгу России и немножко расскажите о них. Можете использовать фотографии из журналов. Из ваших материалов мы оформим выставку в классе. Название у нас уже есть «Люди, берегите животных»

_- Спасибо, за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание позволяет выбрать работу по желанию.









Приложение 3

Введение


Все дальше в прошлое уходят события Ве­ликой Отечественной войны. Выросло уже не одно поколение, которое узнаёт о войне по книгам и фильмам. К этому счастливому поколению, не слышавшему разрыва бомб и снарядов, не жившему впроголодь отношусь и я.

Летом с родителями мы смотрели фильм « Брестская крепость». Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Я с ужасом смотрел страшные сцены нечеловеческих мучений и испытаний, показанных в фильме. Но больше всего меня заинтересовала судьба мальчика Саши Акимова - одного из главных героев этого фильма. Именно его глазами мы видим события обороны крепости. Папа сказал, что этот фильм снят на реальных событиях. Проблема. У меня возник вопрос: Саша Акимов - выдуманный сценаристами и режиссёрами персонаж или самый настоящий пятнадцатилетний герой – защитник Брестской крепости? Именно ему, человеку удивительной судьбы и посвящена моя исследовательская работа «Человек из легенды».

Актуальность работы: события Великой Отечественной войны являются одними из ключевых моментов в современной истории Российского государства как образец героизма, мужества, беспримерной преданности Родине защитников Отечества, спасших страну и мир от фашизма. Подвиг народа, совершенный в 1941-45 гг., является лучшим примером для воспитания современного подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к старшим.

Научная значимость: проекта заключается в изучении истории Великой Отечественной войны, в осуществлении поиска, изучения и систематизации документальных материалов о прототипе Саши Акимова - пятнадцатилетнем герое, одному из немногих выживших защитников Брестской крепости.

Социальная значимость: вовлечение детей в процесс изучения героических страниц истории нашей Родины, увековечение памяти защитников Отечества.

Личная значимость, прогнозируемы результаты: я открою для себя много новых знаний, познакомлюсь с интересными людьми.

Цель исследования: изучить, исследовать, доказать, что герой кинофильма «Брестская крепость» Саша Акимов – прототип реальных защитников цитадели в городе Бресте.

Мы определили задачи моей работы:

Используя различные источники: литературу, интернет - ресурсы, документальные фильмы, получить информацию о защитниках Брестской крепости.

Найти партнёров для сотрудничества.

Исследовать факты участия детей в обороне Брестской крепости.

Подготовить презентацию о защитниках Брестской крепости.

Работу я выполнял по плану:

Поиск литературы по теме в библиотеке;

Поиск консультантов, партнёров для сотрудничества.

Подготовка информации о судьбе юных защитников Брестской крепости.

Составление текста письма для П.П.Котельникова - прототипа главного героя киноленты Александра Котта «Брестская крепость»

Презентация проекта для одноклассников.

Объект исследования: начало Великой Отечественной войны1941-1945г., героическая оборона Брестской крепости.

Предмет исследования: судьба Петра Клыпы и Петра Котельникова, чья биография положена в основу сюжета киноленты «Брестская крепость»

Гипотеза: я предполагаю, что образ главного героя художественного фильма «Брестская крепость» Александра Акимова - это реальный, правдивый собирательный образ мальчишек, воспитанников гарнизона Брестской крепости.

Методы работы над проектом:

Поисковый (изучение литературы по проблеме, поиск и систематизация информации)

Аналитический (сравнение, анализ и обобщение полученной информации)

Практический (написание письма Ветерану, подготовка презентации, защита проекта)

Основная часть

(Теоретическая)

Из истории Брестской крепости

Красивый и современный город Брест находится на территории дружественного нам государства Белоруссии. Но так было не всегда. Были времена, когда этот город принадлежал Польше, Литве, России. В1795 года Брест-Литовск, вошел в состав Российской Империи. Царь Николай I повелел построить в Брест-Литовске мощную крепость, способную дать отпор любому врагу. Первый камень Брест-Литовской крепости был заложен в начале июня 1836 г. (Позже при разборке завалов Цитадели, камень был найден вместе с бронзовой доской и сосуд с монетами, которые сейчас хранятся в краеведческом музее.) Казне Российской Империи строительство крепости обходилось очень дорого. Николай 1 говорил, что 1 кирпич крепости равен одному слитку золота. Так, как состав кирпича был особенным. Брест-Литовская крепость была одной из лучших крепостей того времени – полностью соответствовала своему назначению передового опорного пункта, имела хорошее местоположение, была современно построена и представляла собой надежное укрепление. Но, к сожалению, к началу Великой Отечественной войны 1941 г, все оборонительные сооружения нуждались в реконструкции. Брестская крепость как фортификационное сооружение давно утратила свое значение. Ее постройки использовались для размещения войск и складов в мирное время. Оборона крепости не предусматривалась. В предвоенную ночь здесь оставалось от 7 до 8 тысяч человек, так как большая часть личного состава этих частей была вне крепости – в летних лагерях, на учениях, на строительстве Брестского укрепрайона. Кроме этого, в крепости проживали около 300 семей командного и начальствующего состава.

Брестская крепость спала спокойным, мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашистской артиллерии. В следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов и мин потряс землю. Так 22 июня в 4 часа утра началось предательское нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, так началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Юный защитник Брестской крепости - Пётр Клыпа

Чтобы больше узнать о прототипе главного героя фильма «Брестская крепость» Саше Акимове вместе с моей учительницей Таисией Николаевной мы написали письмо в Государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». На наше письмо мы получили ответ от заведующей научно-экспозиционным отделом Митюковой Елены Владимировны. Из письма мы узнали следующее. События в фильме происходят соответственно действительным документальным данным, точно описывая всё как было на самом деле. Брестская Крепость первая приняла на себя удар немецко-фашистских войск 22 июня 1941 года. История о героизме и настоящих героях, рассказанная предельно правдиво. А Саша Акимов - это прототип воспитанника музыкального взвода Петра Клыпы. Вот, что нам написала Елена Владимировна.

Когда началась война, Пете Клыпе шёл пятнадцатый год. Родом Петя из города Брянска. После смерти родителей Петю воспитывал старший брат, Николай, – кадровый военный. Музыкантский взвод, которым командовал лейтенант Николай Клыпа, считался лучшим в дивизии. Строгий и требовательный к своим бойцам, лейтенант Клыпа, пожалуй, с ещё большей строгостью относился к своему брату. Вечером Петя договорился со своим приятелем Колей Новиковым – мальчиком старше его на год, который тоже был воспитанником здесь же, в музвзводе пойти на рассвете на речку рыбу ловить. Ребята ещё не знали, какое пробуждение готовят им люди в зелёных мундирах, лихорадочно копошившиеся всю эту ночь там, за границей, на левом берегу Буга. Проснулся Петя от грохочущих взрывов. Вокруг была кровь, смерть, убитые и раненые товарищи. Петя стал ходить в разведку по крепости, выполняя поручения командиров. Для него не было запретных мест – он отважно и ловко пробирался на самые опасные участки, пролезал буквально всюду и приносил ценные сведения о противнике. На второй день у бойцов 333-го полка подошли к концу боеприпасы. Казалось, сопротивление на этом участке будет неминуемо сломлено. В это самое время Петя Клыпа и Коля Новиков, отправившись в очередную разведку, обнаружили в одном из помещений казарм ещё не повреждённый бомбами и снарядами противника небольшой склад боеприпасов. Мальчики сообщили об этом командирам и вместе с другими бойцами тут же, под огнём врага, принялись таскать патроны и гранаты к зданию, где оборонялись их товарищи. Петя метко стрелял, и не один гитлеровец нашёл свой конец там, в крепости, от его пуль. Он даже ходил в штыковые атаки с винтовкой, которая была больше его, или с маленьким пистолетом, добытым в обнаруженном им складе. Бойцы тоже берегли своего юного товарища и, заметив, что он идёт вместе с ними в атаку, прогоняли его назад, в казармы, но Петя, чуть приотстав, тотчас, же присоединялся к другой группе атакующих. Мальчик дрался бок о бок с взрослыми, не уступая им ни в смелости, ни в упорстве, ни в ненависти к врагу. В подвалах казарм находились раненые. Не было медикаментов, бинтов, и раненых нечем было перевязывать и лечить. Люди стали умирать от ран. Петя отправился на поиски медикаментов и нашёл в одном месте полуразрушенный склад какой-то санитарной части. Под огнём врага принялся копаться в этих развалинах. Отыскав под камнями и перевязочный материал, и кое-какие лекарства, он принёс все это в подвалы казарм. Тем самым многие раненые были спасены от смерти. Не было воды. Жажда мучила раненых, плакали дети, просили пить. Не многие храбрецы отваживались под перекрёстным огнём немецких пулемётов подползти с котелком или фляжкой к берегу Буга. Оттуда редко кому удавалось вернуться. Но рассказывают, что стоило только раненому застонать и попросить воды, как Петя обращался к командиру: «Разрешите сходить на Буг?» Много раз отправлялся он на эти вылазки за водой. Он умел найти наименее рискованный путь к берегу, ужом проползти между камнями к реке и всегда возвращался благополучно – с наполненной флягой. Особенно трогательно заботился он о детях. Бывало, последний кусок сухаря, последний глоток воды, оставленный для себя, Петя отдавал измученным малышам. Ежечасно рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы. Когда положение на участке 333-го полка стало безнадёжным, и защитники казарм поняли, что им остаётся только погибнуть или попасть в руки врага. Командование решило отправить в плен женщин и детей, находившихся в подвалах. Пете, как подростку, тоже предложили идти в плен вместе с ними. Но мальчик был оскорблён этим предложением. Он заявил, что должен остаться и будет драться до конца вместе с товарищами, каков бы ни был этот конец. Петя принимал участие во всех дальнейших боях. Мальчик переплыл рукав Буга с несколькими товарищами, сумел прорваться сквозь кольцо немцев. Целый день и всю ночь они бродили по лесу, а наутро их окружили и взяли в плен гитлеровцы. Там, в лагере, Петя встретил своего друга Колю Новикова и ещё троих таких же, как он, мальчиков – воспитанников из других полков. Почти все эти ребята были старше его, но Петя показал себя самым смелым, ловким и решительным. Мальчики стали готовить побег и уже вскоре исчезли из лагеря.

Елена Владимировна писала: Пётр Сергеевич Клыпа после войны жил в Брянске и трудился на заводе токарем на протяжении 26 лет. Его не стало в 1983 году. За оборону Брестской степени награждён орденом Отечественной войны I степени.

Пётр Павлович Котельников - человек из легенды.

Ещё сотрудник музея сообщила, что в Москве живёт ещё один известный защитник Брестской крепости, чья биография была отражена в фильме. Это Пётр Павлович Котельников.

Петр Котельников остался сиротой, учился и воспитывался в детдоме, откуда и пришел воспитанником в музыкантский взвод 44-го стрелкового полка. 22 июня 1941 года, проснувшись от страшного грохота, он вслед за взрослыми бросился к оружию, но винтовки ему не дали, тогда он с одним из красноармейцев бросился тушить горящий вещевой склад. Потом с бойцами перешел в подвалы казармы соседнего 333-го стрелкового полка. Там тоже были юные музыканты, воспитанники других полков. С первых часов войны ребята оказались в гуще событий. Они ходили в разведку, добывали патроны, рискуя жизнью, ползали к реке за водой, стараясь помочь раненым и маленьким детям. 29 июня группа бойцов пошла на прорыв, и ребят взяли с собой. Лагерь для военнопленных в Бяла-Подляске, неудачный побег, Брестская тюрьма, голод, побои и издевательства, снова побег...». За участие в обороне Брестской крепости награжден орденом Отечественной войны II степени . Во взрослой жизни Петр Павлович стал офицером, служил в Прибалтийском и Белорусском округах. В конце 1970-х два года провел на войне в Эфиопии, получил орден Красной Звезды. На пенсию вышел в звании подполковника.

Письмо Защитнику Брестской крепости

Сейчас Пётр Павлович Котельников в связи с ухудшением здоровья живёт у сына в Москве. Благодаря нашим консультантам из Бреста мы узнали адрес Петра Павловича Котельникова. Мы написали письмо ветерану войны, в котором выразили слова благодарности и восхищения и попросили рассказать ещё о трёх юных защитниках, которые вместе с Петром Павловичем участвовали в обороне крепости. В подарок Петру Павловичу мы отправили рисунок и сувенир из Тазовской земли.

Заключение.

Память человека слабеет с годами. Память народная, наоборот, крепнет. И чем дальше во времени грозные и трагические события Великой Отечественной войны, тем драгоценнее для нас её живые свидетельства. Пётр Павлович Котельников после просмотра фильма «Брестская крепость «сказал:- «Во время просмотра я постоянно возвращался в то далекое время, время своего детства, которое совпало с тяжелыми и трагическими испытаниями, выпавшими на долю нашего народа». Образ Саши Акимова собирательный – нас, мальчишек, воспитанников гарнизона, было пять человек. Всех изобразить крайне сложно, и такая режиссерская находка очень здорово вписывается в сюжет. А это значит, что выдвинутая мною гипотеза нашла своё подтверждение.

Вывод

При написании своей работы я узнал много нового и интересного о героическом прошлом своей страны, но самое главное понял, что, не оборонительные сооружения противостояли противнику. Люди – вот заслон, ставший на пути фашизма, люди беззаветно преданные своей Родине. В одном из интервью Алёша Копашов - актёр, сыгравший роль Саши Акимова сказал: Я понимал, что всё происходящее всего лишь сьёмки, но было очень и очень страшно.

Мы - счастливые дети! Над нами мирное небо, мы имеем возможность учиться, отдыхать, заниматься любимым делом. И всем этим мы обязаны людям, отстоявшим для нас мир.

Я горжусь тем, что я внес свой скромный вклад в дело изучения истории героического подвига защитников крепости, защитников будущих поколений.








Скачать

© 2019 378 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!