СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Профориентация на уроках изобразительного искусства"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке говорится о знакомстве школьников с различными профессиями на уроках изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Профориентация на уроках изобразительного искусства"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»








Методическая разработка


« Профориентация на уроках изобразительного искусства»








Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 49»





























Новокузнецк, 2019

( Слайд 1)

Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально – профессионального самоопределения учеников. Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяещему как личные интересы, так и общественные потребности. Определился круг форм и методов профориентационной работ в школе – это рассказы о профессиях, беседы, экскурии на предприятия, рефераты, тесты и определенные уроки, посвященные теме профессии.

( Слайд 2) Одним из предметов, на котором даются основы профессиональной ориентации является предмет изобразительное искусство. Художественно – эстетическое развитие учащегося на уроках рассматривается как важное условие социализации личности, как способ самопознания и самоидентификации. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства. Также задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Нашему обществу необходимы не только талантливые профессиональные рабочих, но и архитекторы, конструкторы, дизайнеры - люди творческих профессий.

Многие темы уроков изобразительного искусства связаны с разными творческими профессиям. Начиная с начальной школы и по восьмой класс исходя из тематики на уроках ИЗО включаются задания практического плана:

- эскиз дизайна своей комнаты, гостиной, эскиз витрины и т.п.;

- пейзаж современного города, города будущего, макеты архитектурных сооружений;

- эскиз макияжа, причёски, одежды;

- эскиз собственной эмблемы, экслибриса, макет журнала и т. д.

Тут же на уроке составляется беседа о профессиях, в которых данные эскизы, наброски или макеты были бы выполнены.

Например, на уроках в третьем классе рассматривается работа художника - дизайнера. Дети знают о том, что работа художника начинается с эскизов, макетов. На уроке выполняем макет уличного фонаря, макет зоны отдыха ( слайд 3). Также на уроках в третьем классе говорим о работе дизайнера витрин, разного вида дизайна: вещная витрина, сюжетная, дизайно – вещная. К этой – же теме мы возвращаемся в седьмом классе. На уроке выполняем макет витрины в связи с назначением магазина ( слайд 4). В работе стараемся соблюдать законы композиции: чувство ритма, пропорциональность. С работой художника кукольного театра знакомимся также в третьем классе. На уроках ИЗО проходим путь изготовления перчаточной куклы начиная с эскиза и заканчивая готовым изделием. Т. е. кроме рисования мы занимаемся лепкой, работаем с шерстью, шьем основу куклы ( слайд 5).

Темы пятого класса «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Кроме народных промыслов на уроках мы рассматриваем современное выставочное искусство, которое можно увидеть на выставках, в художественных галереях. Т. е. мы знакомимся с работами современных художников. Современное искусство – это изделия из керамики, стекла, гобелены, витражное искусство. Современное направление, которое встречается в нашем городе – роспись стен жилых зданий с изображениями портретов известных людей ( слайд 6). На уроках пятиклассники самостоятельно создают проект витражной композиции из цветной бумаги. В данной ситуации ребята работают как художники – оформители ( слайд 7).

В 7 классе программа сосредоточена на конструктивных видах искусства: архитектуре и дизайне. Эти виды искусства составляют важную сторону нашей жизни. Большую часть нашей жизни мы окружены зданиями, площадями, улицами, т. е. городской архитектурой. Сегодня в повседневной жизни важно обладать грамотой конструктивных искусств, необходимых даже при выборе одежды и создании интерьера. Не только необходимо быть грамотным пользователем вещей, но и мы должны уметь делать мир вокруг нас удобным, преобразовывать его по законам красоты. Это преобразование начинается с окружающих ребенка вещей. На уроках ИЗО в 7 классе по теме « Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» выполняем работы по созданию различных композиций, которые могут применяться в различных сферах нашей жизни. Линии, многоугольники, полоски в дальнейшем могут являться схемой части города, микрорайона. На уроках говорим о том, что любая работа архитектора начинается со схем, чертежей, макетов. Из бумаги ребята выполняют макет здания или объемно – пространственную композицию из нескольких элементов. Учащиеся знакомятся с работой архитектора и строителя ( слайд 8).

Некоторые из ребят, в основном это мальчики, сначала к заданию относятся скептически. Начиная работу в группах, ребятам приходится советоваться друг с другом, постепенно ученики втягиваются в работу, общая работа захватывает, становится интересной. Ребята на таких уроках знакомятся с профессией архитектора. На уроках в седьмом классе идет знакомство с работой художника по ландшафтному дизайну. Ребята создают эскизы и макеты зон для отдыха.

Программа 7 класса также предполагает знакомство с работой художника – дизайнера. На уроках выполняем композиции в стиле абстракции и ребята определяют применение этих изображений в окружающих нас вещах. Например, для оформления курточной ткани, узора для обоев, обивки для мебели, узора для посуды. На уроке говорим о художнике, работающем на производстве и создающем эскизы вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Заходим в магазин и видим изобилие посуды, мебели с разной обивкой. В магазине обоев удивляемся изобилию разных расцветок, узоров и оттенков. Но не всегда вспоминаем, что все эти вещи работа художника – дизайнера. На уроках ребята выполняют эскизы абстрактных композиций, узоры для ткани, обоев ( слайд 9).

Также одна из сторон деятельности художника, с которой мы знакомимся на уроках изобразительного искусства, это работа художника по созданию и оформлению буклетов, открыток, плакатов, дизайне книг и журналов. Ребята на уроке создают макеты открыток. Также эскизы и макеты журналов, книг, начиная с буквицы и заканчивая обложкой ( слайд 10).

Программа восьмого класса знакомит ребят с профессией художника в театре, кино, на телевидении. На уроке знакомимся с разнообразной и совместной работой художников по созданию спектакля. Это работа художника по гриму, художника по костюмам, художника – декоратора. На урок приглашаю бывшего ученика школы, который много лет занимается в театральной студии. Ребята воочию видят актера, который непосредственно принимает участие в создании спектакля ( слайд 11).

В 2019 – 2020 учебном году ребята принимали участие в городском конкурсе рисунков «Радуга профессий». Надо было сначала обдумать, какую профессию хотелось – бы изобразить. Задача была изобразить человека, окружающую обстановку, которая «говорила» о роде занятий данного человека. Работа эта заставила ребят задуматься об определенной профессии, изобразить старались реалистично, с подробностями, окружающей обстановкой, присущей для человека данной профессии ( слайд 12).

Таким образом, область искусства (изобразительного) позволяет школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности. Почти в каждом ребенке заложены определенные дарования, способности. Выбор профессии играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации. И, чем полнее он их выявит и реализует, тем интереснее в дальнейшем сложится его взрослая жизнь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!