СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Программно - методическое обеспечение учреждения. Защита дополнительных общеобразовательных программ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Программно - методическое обеспечение учреждения. Защита дополнительных общеобразовательных программ»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Программно - методическое обеспечение учреждения. Защита дополнительных общеобразовательных программ»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»


Епанешникова Влада Владимировна,

методист


Методическая разработка «Программно - методическое обеспечение учреждения. Защита дополнительных общеобразовательных программ»


Подготовительный этап

Процедура представления программы - домашняя заготовка, и ее надо правильно спланировать. И здесь большую помощь педагогу может оказать методист того учреждения, где он работает.

Прежде всего, необходимо, чтобы сама представляемая программа отвечала требованиям, которые предъявляются к образовательным программам системы дополнительного образования детей.

Представление (защита) - это краткая аннотация к программе с использованием наглядных средств. Представление программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла.

Желательно избежать одной из основных ошибок педагогов - представления программы в форме чтения самой программы. Лучше о программе рассказывать, приводя отдельные выдержки из нее.

Свое выступление-защиту, как и самопрезентацию, рекомендуется прорепетировать перед зеркалом (манеру выступления, четкость и логику изложения, время).

Представление образовательной программы - очень интересная и серьезная часть конкурса. На мой взгляд, здесь не допустимы театрализация, инсценировки, поэтические тексты, так как педагогу необходимо представить основной документ, по которому он работает; показать себя как педагога-разработчика и проектировщика программы; рассказать о применяемых им педагогических технологиях; рассмотреть различные образовательные концепции, объяснить свою.

Представление образовательной программы необходимо рассматривать с точки зрения ее уникальности, используя аргументы для убеждения в этом членов методического совета.

При подготовке к выполнению этого задания необходимо продумать: 

* ведущую идею программы;

* аргументированное объяснение содержания образовательной программы;

* наглядные примеры, иллюстрирующие это содержание; 

* ответы на предполагаемые вопросы членов методического совета.

Планируя свое выступление-защиту постарайтесь построить его, отвечая на следующие вопросы:

Что не устраивает вас в современном образовании вообще и в преподавании вашего предмета в частности?

Выделите причину, побудившую создать программу, объясните направленность своих действий, актуальность программы. Какие затруднения в вашей профессиональной деятельности беспокоят вас и побуждают разрабатывать авторскую программу? Чем не устраивают вас имеющиеся программы по предмету? На разрешение какой проблемной ситуации направлена ваша программа?

Что вы предложили как автор образовательной программы? 
В чем состоит ваш авторский замысел? Какая идея положена в основу разработки программы? Как соотносится ваша идея со стратегией развития вашего учреждения? Что конкретно вы хотите изменить? Как будет осуществляться учебная деятельность детей: в какой последовательности, каково ее содержание и направленность? Каковы принципы отбора содержания и его структурирования? Чем аргументируется логика развития содержания курса? Как учитываете индивидуальные особенности детей? Как повышаете мотивацию образовательной деятельности? Предусматривает ли программа возможность интеграции с другими программами? Какого результата хотите достичь? Что развивается в обучающихся и в чем это выражается? Какие умения и навыки формируются? Предполагаются ли различные уровни развития способностей и овладения содержанием учебного предмета или видами деятельности? Как вы определяете эффективность своей программы? По каким параметрам и критериям будет оцениваться развитие детей, формирование у них определенных умений, способностей? Какова система оценок, формы, порядок и периодичность контроля?

В чем конкретно состоит оригинальность вашей образовательной программы?

Следует сравнить свой подход с другими уже существующими, программами, выделить особенности и новизну, то есть то, что отличает ваш труд от других. Чем обосновывается новизна вашей разработки? На каких теоретических положениях основывается ваша разработка? Каковы отличительные черты вашей организации образовательного процесса? Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации образовательного процесса помогут достичь поставленной цели? Что нового вы привнесли в деятельность детей? Зачем? Как организуется взаимодействие детей? Как управляете образовательным процессом? Что нового привнесли в обеспечение связи обучения с жизнью?

Какие условия необходимы для реализации программы и достижения прогнозируемого результата?

На какой возраст обучающихся рассчитана программа? Какая предварительная подготовка учащихся необходима? Какой педагог может работать по этой программе? Какая нужна материальная и техническая база? Какие требуются учебные пособия? Какие особые условия необходимы для работы? Какие трудности возможны? Требует ли работа применения специальных учебников, пособий, методик? Нужно ли изменить режим занятий, расписание? Чем это обосновано?

Рекомендуется примерный план представления (защиты) программы:

* дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальности и новизны для решения социально-педагогических проблем. Для этого надо кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. (Если программа модифицированная, необходимо обосновать изменения, внесенные педагогом в программу, взятую за исходную основу);

* раскрыть цель и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и отражающие ожидаемые результаты обучающихся за период действия программы;

* дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки); 

* обосновать подбор содержания и последовательность изложения материала;

* охарактеризовать приемы и методы;* обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и их эффективность в достижении поставленной цели;

* раскрыть способы определения образовательных результатов по данной программе. Необходимо особо выделить критерии оценки освоения обучающимися содержания программы. Следует, прежде всего, иметь в виду принцип продвижения в развитии личности ребенка, т. е. возможность для самореализации обучающихся в условиях свободного выбора различных видов деятельности. Желательно показать соотношение "стартового" этапа развития воспитанника с итоговым;

* дать краткий комментарий к списку литературы, используемой для составления программы, что позволит увидеть научно-методическую основу ее построения, понять широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность тому или иному направлению в педагогике, психологии, методике.

При представлении программы можно использовать плакаты, слайды, компьютерные презентации и другие наглядные средства, которые в известной степени украшают эту процедуру. Но их необходимо тщательно продумать по содержанию и оформлению. Неграмотно и небрежно выполненные наглядные материалы - это и дополнительные вопросы, и дополнительные замечания.

Для педагогов важно знать критерии, по которым члены методического совета оценивают программу. Как правило, основными критериями являются:

* ее соотношение с другими программами данного направления, действующими в образовательных учреждениях; обоснованность вклада автора;

* взаимосвязь цели, задач, ожидаемых результатов и содержания программы; реализация в них идеи гармоничного развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в саморазвитии;

* наличие ведущих теоретических, педагогических идей, степень научности и практической значимости в содержании программы; 

* технологичность программы (доступность для использования в педагогической практике);

* обоснованность механизма получения образовательных результатов;

* четкость структуры программы, наличие логики в изложении материала.

Регламент представления - 10 минут. Крайне важно не выходить за регламент, иначе вас все равно прервут, и вы не скажете чего-то весьма существенного.


Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Васильева Е.Ю., Новгородова Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (Опыт подготовки и проведения). - М.: ГОУ ДОД ФУРСДОД, 2015. - 64 с. (Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей").

2. . Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Конкурс - это вдохновение // Народное образование, 2016. №9. - С. 98-104.

3. Харитонов Н.П., Кузнецова Л.В., Малахова М.Я. Рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу педагогических работников Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества "Мастерство и творчество", - М.: Изд. МГДД(Ю)Т, 2015. - 8 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!