СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка программы дополнительного образования со школьниками

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка программы дополнительного образования является авторской и составлена для работы со школьниками, проявляющих особый интерес к генетике.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы дополнительного образования со школьниками»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Аргаяшский аграрный техникум»





Утверждаю:

Директор ГБПОУ «ААТ»

_________О. В. Аминева

«_____»____________20___г.





ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Основы генетики и молекулярной биологии

















Аргаяш



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Аргаяшский аграрный техникум»

Разработчик программы: Хакимова Л.С.

Преподаватель: Хакимова Л.С.


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «___» __________ 2020г

Председатель комиссии ______________/А.Р.Хазырова/


Согласовано на заседании предметно-цикловой комиссии

протокол №___ от «__»________2021г

Председатель комиссии ______________/А.Р.Хазырова/





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы генетики и молекулярной биологии» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования и интегрирует в себе достижения современных наук как генетика, цитогенетика и молекулярная биология. Актуальность программы обусловлена необходимостью популяризации и расширения образования в области биологии. Учащиеся получают возможность получить знания в области генетики, молекулярной биологии, цитогенетики, получить практические навыки, уметь планировать и реализовывать исследовательские задачи, понимать роль научных исследований. Разделы «Генетика», «Цитогенетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных вопросов и вызывают у школьников при изучении определенные сложности. Курс включает лекционные и практические работы. Решение задач как учебно-методический прием способствует закреплению теоретического материала, развивает умение рассуждать, обосновывать выводы, развивает логическое мышление. Актуальность курса также подчеркнута в указе Президента РФ В.В. Путина о разработке отдельных учебных курсов и дисциплин в области генетики в образовательных организациях (Указ Президента РФ от 28 ноября 2018 г. № 680 "О развитии генетических технологий в Российской Федерации»).

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р.

– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Приказ Министерства просвещения от 09.12.2019г №679 «Об утверждении перечня образовательных организаций - победителей конкурсного отбора на предоставление в 2020 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и размера предоставляемых грантов»



– Локальные нормативные документы техникума, регламентирующие образовательную деятельность.



Цель программы: создание условий для развития у школьников познавательного интереса к предметной области и формирования практических навыков.

Задачи:

  1. Углубление и расширение знаний о различных направлениях развития современной биологии.

  2. Показ практической значимости генетики в различных отраслях производства, селекции, медицины.

  3. Развитие умений применять практические навыки в решении учебных и проектных задач.

  4. Формирование навыков решения задач, а также планирования, проведения и обработки результатов.



Межпредметная связь курса: химия, математика, история.

Форма обучения: очная

Нормативные сроки реализации (освоения) программы:3 месяца (февраль-апрель)

Продолжительность реализации программы: 46 часов

Режим занятий: Первый вариант:2 раза в неделю, 4 академических часа, 1час-45 минут -3 месяца. Второй вариант:1 раз в неделю, 2 академических часа (6 месяцев)

Форма занятий: лекционно-практические

Количество обучающихся: 10-15 человек

Требования к слушателям: в группу зачисляются учащиеся 10-11 классов, изучающие курс общей биологии школьной учебной программы

Место проведения: мастерская «геномная инженерия» при ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум», кабинет 119



Материально-техническое обеспечение

ГБПОУ «ААТ» располагает материально-технической базой, в том числе оборудованием, закупленным в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы», обеспечивающей проведение лабораторных работ и практических занятий, учебной практики , предусмотренных рабочим учебным планом.







Сведения об обеспеченности образовательного процесса материально-технической базой







№ п/п

Наименование учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для реализации образовательной программы

Оснащенность учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для реализации образовательной программы

1.


Мастерская «Геномная инженерия»


учебная мебель (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14);

доска

комплект учебных таблиц и схем

комплект нормативно-технических документов в области диагностирования и ремонта МТП, охраны труда

Микроскоп,

набор автоматических одноканальных дозаторов

Набор лабораторного оборудования (покровное и предметное стекло, пинцет, скальпель, игла препоровальная, спиртовка, пробирки, штатив, чаши Петри, лупа, химические стаканы, ступка и пестик)

Доска разборная,

делитель проб,

счетчик семян

Камера для горизонтального электрофореза, отмыватель,

устройство для формирования, измеритель деформации клейковины

Иономер,

pH-метр

весы лабораторные

Компьютер с лицензионным ПО (Windows)

телевизор



Планируемые результаты освоения программы:

Предметные результаты освоения образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Перечень планируемых результатов освоения программы:


Раздел 1. Цитология. Молекулярная биология. Структурные и функциональные основы жизни

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, ген, организм;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную);

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности с учетом специфики региона;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов).


Раздел 3. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование признаков. Наследственность и изменчивость. Организм.

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, ген, организм;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • оценивать достоверность биологической информации в области развития в Челябинской области здравоохранения, влияния мутагенов на здоровье человека, применение различных методов селекции для развития сельского хозяйства в регионе, полученной из разных источников выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний, характерных для региона.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную), законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ в Челябинской области.















Учебный план



Наименование раздела

Всего

часов

В том числе

лекции

практика

1

Цитология. Молекулярная биология

18

10

8

2

Закономерности наследования признаков

6

3

3

3

Взаимодействие генов

3

2

1

4

Сцепленное наследование генов

3

1

2

5

Сцепленное наследование признаков. Генетика и медицина.

7

3

4

6

Наследственность и изменчивость. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.

8

5

3

7

Заключение

1


1


Итого:

46

24

22



Тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

лекция

Практик

Содержание (развернутый по разделам)






I. Цитология. Молекулярная биология – 18ч.

1

Введение. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория.

1

+


Наука о клетке. История развития микроскопии и цитологии. Клеточная теория. Строение клетки. Особенности строения растительной и животной клетки. Органоиды клетки. Связь строения и функций. Строение хромосом, функции. Химический состав клетки. Неорганические (вода, минеральные вещества) и органические вещества. Функции и строение белков и нуклеиновых кислот как основы жизни. Деление клетки. Митоз и мейоз, их сравнительная характеристика. Гаметогенез растений и животных.

Биосинтез белка. Генетический код. Задачи на матричные реакции. Решение задач на митотическое и мейотическое деление клеток. Решение задач на сперматогенез и оогенез.


2

Строение клетки. Мембранные органоиды. Строение клетки. Немембранные органоиды

2

+1 час

+1 час

3

4

Химический состав клетки. Неорганические вещества

1

+


5

Химический состав клетки. Органические вещества. Белки. Жиры. Углеводы.

1


+

6

Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК.

1

+


7

Синтез белка. Генетический код.

1

+


8

Решение задач на матричные реакции.

2


+

9

Деление клетки. Митоз

1

+


10

Деление клетки. Мейоз.

2

+


11

Решение задач на митотическое и мейотическое деление клетки

2


+

12

Гаметогенез у растений

1

+


13

Гаметогенез у животных

1

+


14

Решение задач на гаметогенез растений и животных

2


+

II. Закономерности наследования признаков – 6ч.

15

Генетика. Основные понятия генетики

1

+


Наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины. Цитологические основы моногибридного и дигибридного скрещивания. Законы Г. Менделя. Генетические символы, правила, алгоритм решения генетических задач. Решение задач на законы Г. Менделя.

16

Цитологические основы моногибридного скрещивания

1

+


17

Решение задач на моногибридное скрещивание

1


+

18

Цитологические основы дигибридного скрещивания

1

+


19

Решение задач на дигибридное скрещивание

2


+

III. Взаимодействие генов -3 ч.

20

Взаимодействие аллельных генов

1

+


Взаимодействие генов. Полное доминирование.

Неполное доминирование. Кодоминирование. Сверхдоминирование.

Комплементарность.

Эпистаз.

Полимерия.

Плейотропность.

21

Взаимодействие неаллельных генов.

1

+


22

Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач.

1


+

IV. Сцепленное наследование генов – 3 ч.

23

Сцепленное наследование генов. Закон Томаса Моргана. Кроссинговер.

1

+


Сцепление генов. Группы сцепления. Кроссинговер. Закон Моргана. Морганида. Генетическая карта хромосом. Хромосомная теория.

24

Решение задач на закон Т. Моргана.

2


+

V. Сцепленное наследование признаков – 7 ч.

25

Генетика пола. Определение пола.

1

+


Генетика пола. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный- рецессивный, сцепленные с полом. Группы крови человека. Решение задач на сцепление и наследование групп крови.

26

Признаки, сцепленные с полом. Гемофилия. Дальтонизм…

1

+


27

Заболевания, сцепленные с полом. Решение задач.

2


+

28

Группы крови человека. Гены, отвечающие за наследование групп крови.

1

+


29

Наследование групп крови. Решение задач.

2


+

VI. Наследственность и изменчивость – 8 ч.

30

Наследственность и изменчивость. Виды изменчивости. Их характеристика.

1

+


Наследственность и изменчивость. Типы изменчивости: модификационная и генотипическая. Мутационная изменчивость. Виды мутаций. Селекция. Биотехнология. Клеточная и генная инженерия. Классификация наследственных заболеваний человека. Генные и хромосомные заболевания. Синдром Дауна. Мутагены. Профилактика заболеваний. Решение задач по генетике человека. Подведение итогов по курсу. Решение зачетных задач.

31

Селекция. Методы селекции. Биотехнология. Направления биотехнологии.

1

+


32

Мутационная изменчивость. Мутации у человека. Виды мутаций.

1

+


33


Генные заболевания

Хромосомные заболевания. Синдром Дауна

2

+


34

Решение задач по генетике человека. Обобщение курса.

3


+

35

Заключение. Обобщение курса.

1


+



Итого

46

24

22


Цветом выделены занятия, возможные для дистанционного изучения.



Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

  1. Захаров Б.Б. и др.

Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций/ Б.Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, профильный уровень, 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2006.-624 с.:ил.

  1. Общая биология: учебник под редакцией В.В. Пасечника, углубленный уровень, 1-ое издание; М; Просвещение, 2020

  2. Общая биология: учебник под редакцией В.В. Пасечника, углубленный уровень, 2-ое издание; М; Просвещение, 2020

  3. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2015

  4. Сборник по решению генетических задач под ред. Вайнера Т.Б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!