СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка программы по дополнительному образованию"Баскетбол", девушки, 8-11класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка программы по дополнительному образованию"Баскетбол",девушки, 8-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы по дополнительному образованию"Баскетбол", девушки, 8-11класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа №2



Рассмотрено:

на заседании ШМО учителей

Протокол №_____

от «____»__________2019г.

________/ Шамакова Г.А./


Принято:

Протокол заседания №____

педагогического совета

от «____»_________2019г.

Утверждено:

И.О.директора_______________

Смирнова Т.А.

приказ №____ от «__»_______________2019г.








Рабочая программа

по дополнительному образованию

кружок «Баскетбол»





Возраст детей: 13-17 лет

Срок реализации программы: 1 год





Программу составила:

Растопина Ирина Ивановна

учитель физической культуры

первая квалификационная категория





г/о г. Шахунья

2019 г.

Содержание



Пояснительная записка ………………………………………………………..

1. Планируемые результаты освоения курса «Баскетбол»…………………..

2. Содержание курса «Баскетбол»……………………………………………..

3. Учебно-тематическое планирование……………………………………….

Материально-спортивное и методическое обеспечение образовательной деятельности программы «Баскетбол»……………………………………….







































Пояснительная записка. 

Программа по баскетболу составлена на основе: -Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; -Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и среднего общего образования, с учётом Учебного плана МБОУ Шахунская СОШ №2 г. Шахуньи Нижегородской области; -Примерные рабочие программы: А.П.Матвеев,5-9классы,ФГОС: М.: «Просвещение», 2019г; ---Учебник А.П.Матвеев«Физическая культура" 5,6-7,8-9 классы М.: «Просвещение», 2015г,2016г,2019г. - «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» В.И.Лях, А.А.Зданевич М: «Просвещение», 2008 год. - Рабочих программ В.И.Лях, А.А.Зданевич «Физическая культура, 10-11 классы» (Пособие учителей общеобразовательных организаций), М.: «Просвещение», 2015г. - Учебник: В.И. Лях, А.А.Зданевич«Физическая культура 10-11классы,М.: "Просвещение", 2011г. - «Внеурочная деятельность учащихся: Баскетбол» под редакцией Колодницкий Г.А. М: «Просвещение»,2011г.

          Одной из серьезных проблем в нашем обществе является проблема укрепления здоровья подрастающего поколения. Выполнение задач, обозначенных «Федеральной программой развития образования в России», диктует необходимость выработки совместной стратегии педагогов, медицинских работников и семьи в отношении здоровья детей. Это связано с тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. Массовое привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом частично решает данную проблему, поэтому у нас в школе создана секция по спортивным играм (баскетбол). Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.         Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действии.         Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации 

 В любом возрасте необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс баскетбола представлен технико-тактической подготовкой. Отличительной особенностью элементов технико-тактической подготовки является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются. Работа спортивной секций предусматривает содействие развитию физических качеств, общей и специальной физической подготовки; изучение, закрепление, совершенствование техники и тактики баскетбола в защите и нападении; укреплению здоровья учащихся; привитию потребности к систематическим занятиям. Вместе с физическим развитием, совершенствованием технико-тактических действий, укреплением здоровья идет процесс воспитания личности учащихся, их нравственных, волевых качеств, умение понимать и взаимодействовать с товарищем по команде. В этом и заключается актуальность программы.

Программа секции по спортивным играм (баскетбол) направлена на организацию работ группы девочек: 6-7-8-9-10-11 классов школьного возраста от 12 до 17 лет, занятия могут проводиться как в одной группе, так и в двух группах, в зависимости от количества детей, желающих заниматься в секции баскетбола. Программа кружка предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в школьных и районных соревнованиях.

Основными показателями работы секций по баскетболу являются выполнение учащимися программных требований, выраженных в уровне их физической, технической, теоретической подготовленности.

Реализация программы рассчитана от 1 до 5 лет, изучаемый курс 34 часа – с проведением тренировок 2 часа в неделю



























Цель программы:

Привитие интереса у учащихся к здоровому образу жизни, создание условии для формирования физического, духовного, нравственного здоровья ребенка, его активной общественной позиции в жизни школы. 

Задачи программы:

1.Сформировать и обучить основным элементам игры в баскетбол, научить применять полученные знания в игровой деятельности. 2.Организовать образовательную и воспитательную деятельность с целью повышения уровня физического и духовного развития детей. 3.Стабилизировать состояние здоровья детей и определить профилактические меры по его улучшению. 4.Создавать предпосылки для здорового образа жизни и выработать у детей устойчивое отношение против вредных привычек.





































Планируемые результаты.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Передачи и ловля мяча», «Финты», «Ведение мяча», «Броски мяча по кольцу», «Игра в нападении и защите, игровая деятельность». Знать историю возникновения баскетбола. Знать гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви. Знать основные правила игры, владеть следующими двигательными действиями: передачи одной рукой от плеча, двумя от груди, приемлемые виды передач для каждой конкретной игровой ситуации, ведение мяча, повороты, перевод мяча, техника бросков по кольцу двумя от груди и одной рукой в движении, броски мяча в кольцо с места, в прыжке со средней дистанции, штрафные броски, тактические действия в нападении: быстрый прорыв 2:1,3:2,тактические действия в защите: выбивание, перехват, накрывание мяча, игра зонной, оптимальная форма учащихся для участия в школьных и районных соревнованиях.

Занятия, предусмотренные программой позволяют:

1.Вызвать интерес к данному виду спорта, а в дальнейшем повышение мастерства в других командах.

2.Развивать у учащихся физические, технические, тактические умения и навыки в игре, нравственно-волевые качества человека, а так же чувство коллективизма.

3.Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни и отказ от вредных привычек и других негативных явлений.























Содержание изучаемого курса программы



Тема

Дата по плану

Дата фактически

1.

Инструктаж по технике безопасности. Разминка. Основная стойка баскетболиста, передвижения правым, левым боком, спиной вперед. Повороты на стоящей сзади ноге после остановки. Борьба за мяч, не попавший в корзину. Учебная игра.



2.

Разминка. Остановка в два шага. Держание мяча. Передача мяча в движении по восьмерке с броском по кольцу. Учебная игра.



3.

Разминка. Ловля мяча летящего на средней высоте. Ловля мяча, летящего высоко (в прыжке). Ловля мяча, переданного сзади в беге по прямой линии. Учебная игра.



4.

Разминка. Ловля мяча, летящего низко (в движении). Ловля мяча одной рукой (в движении).

Броски в кольцо с разных расстояний. Учебная игра.



5.

Разминка. Передача мяча двумя руками от груди (в движении). Передача мяча двумя руками сверху (в движении). Борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска. Учебная игра.



6.

Разминка. Передача мяча двумя руками снизу.

Передача мяча двумя руками от плеча

Нападение с одним центровым игроком.

Нападение с двумя центровыми игроками.

Учебная игра.



7.

Разминка. Передача мяча одной сверху «крюком»

Передача мяча одной снизу. Непрерывное нападение со сменой мест. Учебная игра.



8.

Разминка. Бросок мяча одной рукой от плеча (в прыжке). Бросок мяча одной рукой (в прыжке). Нападение без центровых игроков. Учебная игра.



9.

Разминка. Бросок мяча одной рукой снизу в прыжке после движения. Бросок мяча двумя руками снизу в прыжке после движения. Нападение против зоны защиты. Учебная игра.



10.

Разминка. Бросок двумя руками вверху (после движения). Бросок мяча двумя руками от груди ( в движении). Добивание мяча от щита.

Передача и рывок к корзине. Учебная игра.



11.

Разминка. Высокое и низкое ведение мяча.

Ведение мяча с изменением скорости движения. Нападение против прессинга. Учебная игра.





12.

Разминка. Ведение мяча с переводом за спиной.

Броски мяча после ведения

Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра.



13.

Разминка. Финты без мяча. Финты с мячом. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра.



14.

Разминка. Ложный бросок. Ложное ведение. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра.



15.

Разминка. Техника игры в защите. Стойка защитника. Передвижение защитника. Бросок из-за статического заслона. Учебная игра.



16.

Разминка. Перехваты мяча. Вырывание мяча. Взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего игрока. Учебная игра.



17.

Разминка. Вырывание мяча. Накрывание мяча. Взаимодействие игроков центрального, задней линии крайнего нападающего. Учебная игра.



18.

Разминка. Физическая подготовка.

Упражнения со скакалкой. Упражнения на растяжение мышц. Упражнения для мышц живота. Бег 2 км. Взаимодействие центрового игрока и двух игрока задней линии. Учебная игра.



19.

Разминка. Прыжки из глубокого приседа.

Упражнения для мышц спины

Личная защита по всей площадке. Учебная игра.



20.

Разминка. Упражнения для мышц груди.

Прыжки вперед из глубокого приседа.

Личная защита в области штрафного броска. Учебная игра.



21.

Разминка. Отжимание.

Подтягивание на перекладине.

Смешанная защита. Учебная игра.



22.

Разминка. Упражнения для мышц спины.

Упражнение для кистей и пальцев рук

Действие защитников при пробитии штрафных и разыгрывание спорных мячей. Учебная игра.



23.

Разминка. Перебрасывание мяча с руки на руку.

Вращение мяча вокруг туловища.

Броски в корзину с разных точек площадки.

Учебная игра.



24.

Разминка. Ведение мяча на месте, между ног, за спиной, сидя. Упражнения для мышц плеча. Прыжки со скакалкой. Подтягивание. Учебная игра



25.

Разминка. Упражнения для мышц живота.

Упражнения для мышц плеча. Бег 3км. Быстрый прорыв. Позиционное нападение.

Учебная игра.



26.

Разминка. Бросок после ведения.

Бросок в движении после ловли.

Бросок в прыжке с поворотом на 180 градусов

Учебная игра.



27.

Разминка. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Броски из-под корзины. Изучение ошибок (правила). Учебная игра.



28.

Разминка. Передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Правило 30 сек. Правило 3-х секундой зоны. Учебная игра.



29.

Разминка. Бросок мяча в прыжке на 180 градусов одной рукой с места. Изучение броска после ведения и перевода мяча за спиной. Учебная игра.



30.

Разминка. Упражнение для совершенствования техники броска в прыжке. Групповые действия. Учебная игра.



31.

Разминка. Штрафной бросок. Индивидуальные тактические действия. Учебная игра по правилам.



32.

Разминка. Игра в защите, опека игрока. Учебная игра.



33.


Разминка. Ловля катящегося мяча. Броски после ведения из 3-х очковой зоны. Учебная игра.



34.

Разминка. Передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола. Повторение. Учебная игра.

























Учебно-тематическое планирование



№ п/п

Тема.

Количество часов Старшая группа


Теория Старшая группа


Практика Старшая группа




1.

Основы знаний: Правила игры, история развития баскетбола

1

1час


2.

Ловля и передачи мяча.

4


4

3.

Ведение мяча.

4


4

3.

Финты - обманные движения.

1


1

4.

Броски

6


6

5.

Игра в нападении

6


6

6.

Игра в защите.

6


6

7.

Игровая деятельность

6


6











Итого:

34

1

33

 



        























Методическое обеспечение программы



Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Теоретические сведения

Фронтальная

Метод слова, показа

Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Опрос

2.

Общая и специальная физическая подготовка

Фронтальная

Метод слова, показа

Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы, карточки.

Музыкальный центр

Тесты

3.

Основы техники и тактики в защите и нападений

Групповая

Метод слова, показа

Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Проверка навыков, умений, знаний

4.

Контрольные игры и соревнования

Фронтальная, групповая

Соревновательный, игровой

Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Товарищеские встречи, школьные и районные соревнования























Материально–спортивное обеспечение занятий секций «Баскетбол»



1.Щиты с кольцами и с сетками - 2 комплекта.

2.Гимнастическая стенка - 12 шт.

3.Скамейки - 2 шт.

4.Гимнастические маты - 10 шт.

5.Скакалки - 4 шт.

6.Мячи набивные - 7 шт.

7.Мячи баскетбольные – 10 шт.





































Методическое обеспечение программы «Баскетбол».

Методическая литература 1. А.П.Матвеев «Рабочие программы. Физическая культура»,5-9 классы ФГОС - М: «Просвещение»,2019г . 2. В.И.Лях, А.А.Зданевич «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» - М: «Просвещение», 2008 год. 3-Рабочих программ В.И.Лях, А.А.Зданевич «Физическая культура, 10-11 классы» (Пособие учителей общеобразовательных организаций), М.: «Просвещение», 2015г. 4. А.П.Матвеев Учебник для 5 класса «Физическая культура»- М: «Просвещение»,2015г. 5. А.П.Матвеев Учебник для 6-7 класса «Физическая культура»- М: «Просвещение»,2016г. 6. А.П.Матвеев Учебник для 8-9 класса «Физическая культура»- М: «Просвещение»,2019г. 7. В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для 10-11класса «Физическая культура» М: «Просвещение», 2011г. 8. Научно - методический журнал « Физическая культура в школе».- Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год. 9. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»-Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2009 г. 10. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое воспитание в школе» - Издательство «Учитель», 2007 год. 11. В.М. Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры» - Издательство «Учитель», 2007 год 12. П.А.Киселев, С.Б.Киселева «Тестовые вопросы и задания по физической культуре»- М: «Глобус»,2010г. 13. П.А. Киселев, С.Б.Киселева «Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М: «Глобус»,2009г. 14. В.И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре,5-9 классы»- М: «ВАКО»,2009г. 14.А.Н.Каинов «Организация работы спортивных секций в школе» - Волгоград: «Учитель»,2012г. 15.Под редакцией Колодницкий Г.А «Внеурочная деятельность учащихся: Баскетбол» М: «Просвещение»,2011г.



Электронные и цифровые ресурсы 1. «Физическая культура 1-11 классы, рекомендации, разработки, материалы к урокам», Волгоград: «Учитель»,2012г. 2. «Организация спортивной работы в школе», Волгоград: «Учитель»,2010 г. 3. Презентации по спортивным играм (баскетбол)















































Согласовано:

Зам. по ВР:_______Масленикова О.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!