Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шахунская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено: на заседании ШМО учителей Протокол №_____ от «____»__________2019г. ________/ Шамакова Г.А./ | Принято: Протокол заседания №____ педагогического совета от «____»_________2019г. | Утверждено: И.О.директора_______________ Смирнова Т.А. приказ №____ от «__»_______________2019г. |
Рабочая программа
по дополнительному образованию
кружок «Баскетбол»
Возраст детей: 13-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программу составила:
Растопина Ирина Ивановна
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
г/о г. Шахунья
2019 г.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………..
1. Планируемые результаты освоения курса «Баскетбол»…………………..
2. Содержание курса «Баскетбол»……………………………………………..
3. Учебно-тематическое планирование……………………………………….
Материально-спортивное и методическое обеспечение образовательной деятельности программы «Баскетбол»……………………………………….
Пояснительная записка.
Программа по баскетболу составлена на основе: -Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; -Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и среднего общего образования, с учётом Учебного плана МБОУ Шахунская СОШ №2 г. Шахуньи Нижегородской области; -Примерные рабочие программы: А.П.Матвеев,5-9классы,ФГОС: М.: «Просвещение», 2019г; ---Учебник А.П.Матвеев«Физическая культура" 5,6-7,8-9 классы М.: «Просвещение», 2015г,2016г,2019г. - «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» В.И.Лях, А.А.Зданевич М: «Просвещение», 2008 год. - Рабочих программ В.И.Лях, А.А.Зданевич «Физическая культура, 10-11 классы» (Пособие учителей общеобразовательных организаций), М.: «Просвещение», 2015г. - Учебник: В.И. Лях, А.А.Зданевич«Физическая культура 10-11классы,М.: "Просвещение", 2011г. - «Внеурочная деятельность учащихся: Баскетбол» под редакцией Колодницкий Г.А. М: «Просвещение»,2011г.
Одной из серьезных проблем в нашем обществе является проблема укрепления здоровья подрастающего поколения. Выполнение задач, обозначенных «Федеральной программой развития образования в России», диктует необходимость выработки совместной стратегии педагогов, медицинских работников и семьи в отношении здоровья детей. Это связано с тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. Массовое привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом частично решает данную проблему, поэтому у нас в школе создана секция по спортивным играм (баскетбол). Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действии. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации
В любом возрасте необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс баскетбола представлен технико-тактической подготовкой. Отличительной особенностью элементов технико-тактической подготовки является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются. Работа спортивной секций предусматривает содействие развитию физических качеств, общей и специальной физической подготовки; изучение, закрепление, совершенствование техники и тактики баскетбола в защите и нападении; укреплению здоровья учащихся; привитию потребности к систематическим занятиям. Вместе с физическим развитием, совершенствованием технико-тактических действий, укреплением здоровья идет процесс воспитания личности учащихся, их нравственных, волевых качеств, умение понимать и взаимодействовать с товарищем по команде. В этом и заключается актуальность программы.
Программа секции по спортивным играм (баскетбол) направлена на организацию работ группы девочек: 6-7-8-9-10-11 классов школьного возраста от 12 до 17 лет, занятия могут проводиться как в одной группе, так и в двух группах, в зависимости от количества детей, желающих заниматься в секции баскетбола. Программа кружка предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в школьных и районных соревнованиях.
Основными показателями работы секций по баскетболу являются выполнение учащимися программных требований, выраженных в уровне их физической, технической, теоретической подготовленности.
Реализация программы рассчитана от 1 до 5 лет, изучаемый курс 34 часа – с проведением тренировок 2 часа в неделю
Цель программы:
Привитие интереса у учащихся к здоровому образу жизни, создание условии для формирования физического, духовного, нравственного здоровья ребенка, его активной общественной позиции в жизни школы.
Задачи программы:
1.Сформировать и обучить основным элементам игры в баскетбол, научить применять полученные знания в игровой деятельности. 2.Организовать образовательную и воспитательную деятельность с целью повышения уровня физического и духовного развития детей. 3.Стабилизировать состояние здоровья детей и определить профилактические меры по его улучшению. 4.Создавать предпосылки для здорового образа жизни и выработать у детей устойчивое отношение против вредных привычек.
Планируемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Передачи и ловля мяча», «Финты», «Ведение мяча», «Броски мяча по кольцу», «Игра в нападении и защите, игровая деятельность». Знать историю возникновения баскетбола. Знать гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви. Знать основные правила игры, владеть следующими двигательными действиями: передачи одной рукой от плеча, двумя от груди, приемлемые виды передач для каждой конкретной игровой ситуации, ведение мяча, повороты, перевод мяча, техника бросков по кольцу двумя от груди и одной рукой в движении, броски мяча в кольцо с места, в прыжке со средней дистанции, штрафные броски, тактические действия в нападении: быстрый прорыв 2:1,3:2,тактические действия в защите: выбивание, перехват, накрывание мяча, игра зонной, оптимальная форма учащихся для участия в школьных и районных соревнованиях.
Занятия, предусмотренные программой позволяют:
1.Вызвать интерес к данному виду спорта, а в дальнейшем повышение мастерства в других командах.
2.Развивать у учащихся физические, технические, тактические умения и навыки в игре, нравственно-волевые качества человека, а так же чувство коллективизма.
3.Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни и отказ от вредных привычек и других негативных явлений.
Содержание изучаемого курса программы
№ | Тема | Дата по плану | Дата фактически |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Разминка. Основная стойка баскетболиста, передвижения правым, левым боком, спиной вперед. Повороты на стоящей сзади ноге после остановки. Борьба за мяч, не попавший в корзину. Учебная игра. | | |
2. | Разминка. Остановка в два шага. Держание мяча. Передача мяча в движении по восьмерке с броском по кольцу. Учебная игра. | | |
3. | Разминка. Ловля мяча летящего на средней высоте. Ловля мяча, летящего высоко (в прыжке). Ловля мяча, переданного сзади в беге по прямой линии. Учебная игра. | | |
4. | Разминка. Ловля мяча, летящего низко (в движении). Ловля мяча одной рукой (в движении). Броски в кольцо с разных расстояний. Учебная игра. | | |
5. | Разминка. Передача мяча двумя руками от груди (в движении). Передача мяча двумя руками сверху (в движении). Борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска. Учебная игра. | | |
6. | Разминка. Передача мяча двумя руками снизу. Передача мяча двумя руками от плеча Нападение с одним центровым игроком. Нападение с двумя центровыми игроками. Учебная игра. | | |
7. | Разминка. Передача мяча одной сверху «крюком» Передача мяча одной снизу. Непрерывное нападение со сменой мест. Учебная игра. | | |
8. | Разминка. Бросок мяча одной рукой от плеча (в прыжке). Бросок мяча одной рукой (в прыжке). Нападение без центровых игроков. Учебная игра. | | |
9. | Разминка. Бросок мяча одной рукой снизу в прыжке после движения. Бросок мяча двумя руками снизу в прыжке после движения. Нападение против зоны защиты. Учебная игра. | | |
10. | Разминка. Бросок двумя руками вверху (после движения). Бросок мяча двумя руками от груди ( в движении). Добивание мяча от щита. Передача и рывок к корзине. Учебная игра. | | |
11. | Разминка. Высокое и низкое ведение мяча. Ведение мяча с изменением скорости движения. Нападение против прессинга. Учебная игра. | | |
12. | Разминка. Ведение мяча с переводом за спиной. Броски мяча после ведения Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра. | | |
13. | Разминка. Финты без мяча. Финты с мячом. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра. | | |
14. | Разминка. Ложный бросок. Ложное ведение. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра. | | |
15. | Разминка. Техника игры в защите. Стойка защитника. Передвижение защитника. Бросок из-за статического заслона. Учебная игра. | | |
16. | Разминка. Перехваты мяча. Вырывание мяча. Взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего игрока. Учебная игра. | | |
17. | Разминка. Вырывание мяча. Накрывание мяча. Взаимодействие игроков центрального, задней линии крайнего нападающего. Учебная игра. | | |
18. | Разминка. Физическая подготовка. Упражнения со скакалкой. Упражнения на растяжение мышц. Упражнения для мышц живота. Бег 2 км. Взаимодействие центрового игрока и двух игрока задней линии. Учебная игра. | | |
19. | Разминка. Прыжки из глубокого приседа. Упражнения для мышц спины Личная защита по всей площадке. Учебная игра. | | |
20. | Разминка. Упражнения для мышц груди. Прыжки вперед из глубокого приседа. Личная защита в области штрафного броска. Учебная игра. | | |
21. | Разминка. Отжимание. Подтягивание на перекладине. Смешанная защита. Учебная игра. | | |
22. | Разминка. Упражнения для мышц спины. Упражнение для кистей и пальцев рук Действие защитников при пробитии штрафных и разыгрывание спорных мячей. Учебная игра. | | |
23. | Разминка. Перебрасывание мяча с руки на руку. Вращение мяча вокруг туловища. Броски в корзину с разных точек площадки. Учебная игра. | | |
24. | Разминка. Ведение мяча на месте, между ног, за спиной, сидя. Упражнения для мышц плеча. Прыжки со скакалкой. Подтягивание. Учебная игра | | |
25. | Разминка. Упражнения для мышц живота. Упражнения для мышц плеча. Бег 3км. Быстрый прорыв. Позиционное нападение. Учебная игра. | | |
26. | Разминка. Бросок после ведения. Бросок в движении после ловли. Бросок в прыжке с поворотом на 180 градусов Учебная игра. | | |
27. | Разминка. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Броски из-под корзины. Изучение ошибок (правила). Учебная игра. | | |
28. | Разминка. Передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Правило 30 сек. Правило 3-х секундой зоны. Учебная игра. | | |
29. | Разминка. Бросок мяча в прыжке на 180 градусов одной рукой с места. Изучение броска после ведения и перевода мяча за спиной. Учебная игра. | | |
30. | Разминка. Упражнение для совершенствования техники броска в прыжке. Групповые действия. Учебная игра. | | |
31. | Разминка. Штрафной бросок. Индивидуальные тактические действия. Учебная игра по правилам. | | |
32. | Разминка. Игра в защите, опека игрока. Учебная игра. | | |
33. | Разминка. Ловля катящегося мяча. Броски после ведения из 3-х очковой зоны. Учебная игра. | | |
34. | Разминка. Передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола. Повторение. Учебная игра. | | |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема. | Количество часов Старшая группа | Теория Старшая группа | Практика Старшая группа |
| | |
1. | Основы знаний: Правила игры, история развития баскетбола | 1 | 1час | |
2. | Ловля и передачи мяча. | 4 | | 4 |
3. | Ведение мяча. | 4 | | 4 |
3. | Финты - обманные движения. | 1 | | 1 |
4. | Броски | 6 | | 6 |
5. | Игра в нападении | 6 | | 6 |
6. | Игра в защите. | 6 | | 6 |
7. | Игровая деятельность | 6 | | 6 |
| | | | |
| | | | |
Итого: | 34 | 1 | 33 |
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1. | Теоретические сведения | Фронтальная | Метод слова, показа | Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы. | Музыкальный центр | Опрос |
2. | Общая и специальная физическая подготовка | Фронтальная | Метод слова, показа | Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы, карточки. | Музыкальный центр | Тесты |
3. | Основы техники и тактики в защите и нападений | Групповая | Метод слова, показа | Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы. | Музыкальный центр | Проверка навыков, умений, знаний |
4. | Контрольные игры и соревнования | Фронтальная, групповая | Соревновательный, игровой | Таблицы баскетбольными упражнениями, схемы. | Музыкальный центр | Товарищеские встречи, школьные и районные соревнования |
Материально–спортивное обеспечение занятий секций «Баскетбол»
1.Щиты с кольцами и с сетками - 2 комплекта.
2.Гимнастическая стенка - 12 шт.
3.Скамейки - 2 шт.
4.Гимнастические маты - 10 шт.
5.Скакалки - 4 шт.
6.Мячи набивные - 7 шт.
7.Мячи баскетбольные – 10 шт.
Методическое обеспечение программы «Баскетбол».
Методическая литература 1. А.П.Матвеев «Рабочие программы. Физическая культура»,5-9 классы ФГОС - М: «Просвещение»,2019г . 2. В.И.Лях, А.А.Зданевич «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» - М: «Просвещение», 2008 год. 3-Рабочих программ В.И.Лях, А.А.Зданевич «Физическая культура, 10-11 классы» (Пособие учителей общеобразовательных организаций), М.: «Просвещение», 2015г. 4. А.П.Матвеев Учебник для 5 класса «Физическая культура»- М: «Просвещение»,2015г. 5. А.П.Матвеев Учебник для 6-7 класса «Физическая культура»- М: «Просвещение»,2016г. 6. А.П.Матвеев Учебник для 8-9 класса «Физическая культура»- М: «Просвещение»,2019г. 7. В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для 10-11класса «Физическая культура» М: «Просвещение», 2011г. 8. Научно - методический журнал « Физическая культура в школе».- Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год. 9. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»-Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2009 г. 10. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое воспитание в школе» - Издательство «Учитель», 2007 год. 11. В.М. Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры» - Издательство «Учитель», 2007 год 12. П.А.Киселев, С.Б.Киселева «Тестовые вопросы и задания по физической культуре»- М: «Глобус»,2010г. 13. П.А. Киселев, С.Б.Киселева «Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М: «Глобус»,2009г. 14. В.И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре,5-9 классы»- М: «ВАКО»,2009г. 14.А.Н.Каинов «Организация работы спортивных секций в школе» - Волгоград: «Учитель»,2012г. 15.Под редакцией Колодницкий Г.А «Внеурочная деятельность учащихся: Баскетбол» М: «Просвещение»,2011г.
Электронные и цифровые ресурсы 1. «Физическая культура 1-11 классы, рекомендации, разработки, материалы к урокам», Волгоград: «Учитель»,2012г. 2. «Организация спортивной работы в школе», Волгоград: «Учитель»,2010 г. 3. Презентации по спортивным играм (баскетбол)
Согласовано:
Зам. по ВР:_______Масленикова О.В.