СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Противопожарная пропаганда во внеурочное время"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учителей "Противопожарная пропаганда во внеурочное время"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Противопожарная пропаганда во внеурочное время"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18» ГОРОДА КАЛУГИ











Методическая разработка



Противопожарная пропаганда во внеурочное время.















Исполнитель:

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ №18» г. Калуги

Илларионова Л.К.





Калуга - 2018


ВВЕДЕНИЕ


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Одним из самых распространенных и опасных явлений является пожар.

Проблема пожаров реально существует. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 250 тысяч пожаров, на которых погибает свыше 18 тысяч человек, из них более 700 детей. Подсчитано, что на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача школьного учреждения, семьи и государства. Естественно, в привитии осторожного обращения детей с огнем весомая роль отводится школе и, конечно же, занятиям по основам безопасности жизнедеятельности. Обучение детей правилам пожарной безопасности в рамках предмета ОБЖ – дело безусловно нужное. К сожалению, сегодня, учащиеся на уроках ОБЖ получают ограниченные знания по пожарной безопасности, узнают об этом лишь поверхностно.

Пожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Важно не просто рассказать о ней, но и обучить детей определенным навыкам поведения коллективной жизни, навыкам общения, отработать до автоматизма правила поведения при пожаре, развить индивидуальные способности школьников через включение их в соответствующую деятельность, например, реализовать себя в творчестве через занятия дружины юных пожарных (далее ДЮП).

Только конкретные эмоционально окрашенные занятия, спортивные и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка.

Всё вышеизложенное подтверждает актуальность сегодняшнего дня.

Целью данной разработки является формирование личности с активной гражданской позицией, знакомой с мерами противопожарной безопасности, владеющей навыками пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров и действий при пожаре.

В соответствии с целью в работе ставились и решались следующие задачи:

  1. Воспитательные:

- воспитать преданность своей Родине на героических традициях органов МЧС России;

- воспитать интерес к профессии пожарного;

- воспитать гуманное отношение к людям.

  1. Образовательные:

- расширить кругозор в области противопожарной безопасности;

- сформировать умения и навыки проведения противопожарной пропаганды.

  1. Развивающие:

- формировать коммуникативную, социально-адаптированную с активной гражданской позицией личность;

- формировать навыки организационных действий в чрезвычайных ситуациях;

- развить творческий потенциал воспитанников дружины юных пожарных.


ГЛАВА 1. ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1. Возможности внеклассной воспитательной работы

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. В структуре безопасного образовательного пространства значительное место занимает обучение детей и подростков правилам пожарной безопасности и действиям в ЧС. Социальная значимость знаний, умений и навыков по данному направлению очевидна: формирование личности с навыками пожаробезопасного поведения.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

  1. Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, способствует добиться реализации поставленных целей (участие в конкурсах, соревнованиях, шефская работа и т.д.).

  2. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

  3. Разнообразная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к данному виду деятельности, желания активно участвовать в жизни отряда. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к данному направлению деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время.

  4. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательной эффект.


1.2. Организация внеклассной воспитательной работы

Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности, необходима определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка целей и задач (выбор приоритетных направлений деятельности).

Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении её положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировки, формировании и выборе наиболее важных задач:

- формирование коммуникативных, социально-значимых, с активной гражданской позицией личности, навыков организованных действий в ЧС;

- развитие творческого потенциала и социально-значимых навыков воспитанников ДЮП.

Изучение осуществляется с помощью уже известных навыков педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цели, общие задачи, функции внеклассной работы.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманных воспитательных задач в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

1.3. Специфика содержания внеклассной содержательной работы

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я – концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я – концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я – концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-обостряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью и самостоятельно организовывать её.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладения нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работе отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых (например, сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, работников ВДПО).



ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ


2.1. История организации обучения детей мерам пожарной безопасности.

Всё новое – это на самом деле хорошо забытое старое. Оказывается, о привитии навыков противопожарного поведения детям задумывались и в XIX веке, и в начале XX века, причем не, только за рубежом – в Англии, Германии, Испании, - но и в царской России.

В июле 1910 года на состоявшемся в Риге пятом съезде членов Императорского российского пожарного общества, на обсуждение выносилось положение об обучении детей пожарному делу и о создании детских пожарных «потешных отрядов», учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. Предполагалось, что такое обучение и создание отрядов должно стать элементом школьной работы, как на Западе. 1910 год преподнес русскому обществу исключительный факт: было образовано огромное количество «потешных отрядов» которые вскоре объединились в мощную организацию, уже через год насчитывавшую более шести тысяч детей. Дети в таких отрядах с согласия родителей обучались членами добровольных пожарных обществ, приемам спасания и самоспасания, тушения огня, работы с лестницей и веревкой, установкой пожарной трубы, а также правилам осторожного обращения с огнем и элементарным приемам оказания первой медицинской помощи.

На VI Международном пожарном конгрессе, проходившем в мае 1912 года в Санкт-Петербурге, брандмейстер А.Г. Кривошеев, стоявший у истоков создания «потешных отрядов», отмечал:

«Детские учебные пожарные отряды имеют прямой целью подготовить детей к добровольной общественной противопожарной деятельности. Практическое обучение детей пожарной работе должно дать им понятие о дисциплине, развивать в них ловкость и силу и сделать их находчивыми и смелыми в опасности».

Тогда были приняты следующие решения:

  • Признать желательным обратить внимание школы на вопросы, близко соприкасающиеся с пожарным делом.

  • Признать желательным распространение среди молодого поколения противопожарных сведений при участии школы, так как учащиеся по окончании школы вносят соответствующие знания и навыки в жизнь.

  • Признать желательным организацию при школах ученических пожарных команд.

В 1912 году «потешные отряды» окрепли, и стали насчитывать целую армию.

В советские времена – в 1926 году – Главное управление коммунального хозяйства НКВД издало инструкцию о формировании при добровольных пожарных организациях «отрядов юных дружинников». Органами Государственного пожарного надзора (ГПН) предписывалось обратить серьезное внимание на эту полезную игру детей в пожарных, прийти к ним на помощь, придав игре надлежащую серьезность и тем содействовать широкому развитию пожарного дела.


2.2. Организация объединения Дружины юных пожарных в МБОУ «СОШ №18» г. Калуги

Движение юных пожарных то набирало силу, то ослабевало, а во время перестройки о нем и вовсе забыли.

В 2006 году с возрождением добровольчества, а именно с воссозданием общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», работа с дружинами юных пожарных активизировалась.

Под руководством Центра дополнительного образования для детей и при содействии Всероссийского добровольного пожарного общества в 2008 году было создано объединение ДЮП на базе нашей школы под названием «Спасатели».

Дружина Юных пожарных – детское объединение, созданное органами управления образования, пожарным обществом в образовательных учреждениях.

Дружины юных пожарных осуществляют свою деятельность в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьей 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества, а также настоящим Положением.

Была предложена программа курса пожарного дела, которая включает как теоретическую часть, так и практическую часть, а также положение об организации ученических пожарных дружин.

Одной из важнейших задач ДЮП является противопожарная пропаганда среди учащихся школ и дошкольных учреждений.

Членами дружины юных пожарных являются обучающиеся изъявившие желание активно участвовать в работе дружины.

Занятия проводятся как по отделениям, так и со всей группой вместе, могут быть групповыми и индивидуальными. Программа является образовательной, модифицированной, адаптированной к условиям школы. В основу положены опыт работы руководителя объединения и методические рекомендации.

Чтобы программа работала, необходимо соблюдать в работе последовательность и целенаправленность, а занятия должны проводиться в доступной для ребят форме.

Необходимо соблюдать индивидуальный подход, единство воспитания и обучения. Теоретические занятия стоит чередовать с практическими. Нужно поддерживать необходимую профессиональную и спортивную готовность команд юных пожарных.


2.3. Реализация программы объединения Дружины юных пожарных

Прежде чем организовывать работу по пропаганде пожарной безопасности среди детей и подростков, воспитанники ДЮП должны сами расширять кругозор в области противопожарной безопасности и в конечном результате должны знать:

  • Историю развития пожарной охраны и добровольчества, пожарное дело.

  • Причины возникновения пожаров.

  • Алгоритм действий при возгорании.

  • Первичные средства пожаротушения.

  • Меры пожарной безопасности.

Должны уметь:

  • Соблюдать правила противопожарной безопасности

  • Предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

  • Пользоваться инвентарем подразделений органов МЧС России.

  • Шире применять полученные знания и умения на практике.

Чтобы подробнее узнать историю развития пожарной охраны, пожарное дело, первичные средства пожаротушения, узнать о героях огненного фронта наши юные пожарные периодически посещают музей истории Главного управления МЧС России по Калужской области (приложение 1).

В экспозиции музея широко представлены современные средства борьбы с огнем, каждодневная боевая одежда пожарного, макеты жилых домов, выполненные по правилам пожарной безопасности и пожарная техника и многое другое. В обязательную программу каждой экскурсии входит показ видеофильмов на тему пожарной безопасности.

Для закрепления знаний, полученных детьми, школа организовывает экскурсии в ближайшую пожарную часть, где ребята не только видят пожарную технику, но и приводят ее в действие, чувствуя себя настоящими пожарными (приложение 2).

Незабываемое впечатление на ребят произвело праздничное шествие, посвященное 360летию Пожарной охране России (приложение 3).

На этом празднике дети увидели множество разнообразной пожарной техники, каждый поднимался на пожарном кране на большую высоту, участвовал в конкурсах, тренировался тушить пожар.

Постепенно овладевая знаниями, «дюповцы» на практике стали передавать их доступными формами и методами учащимся школы и детям дошкольных учреждений.

Месячник пожарной безопасности, день защиты детей, городские и областные конкурсы стали для нас уже традиционными.

В школе к этим мероприятиям мы готовимся заранее, понимая всю их важность и значимость. Никак нельзя забывать об основной задаче этих мероприятий – пропаганде знаний и профилактике пожарной безопасности.

На занятиях мы разрабатываем план мероприятия, обсуждаем его, утверждаем на совете, назначаем ответственных, и воплощаем план в действие.

Работа проходит по следующим направлениям:

1. Информационное: создание стенгазет, стендов, плакатов, оформление памяток по ПБ и их распространение в подъездах жилых домов и в местах массового пребывания людей (приложение 4).

2. Пропагандистское: проведение разъяснительных работ среди населения поп предупреждению пожаров, участие в проведении пожарно-профилактических мероприятий в школе, бесед, викторин, конкурсов, выступлений агитбригады, тренировочных эвакуаций на случай пожара, показ фильмов по ПБ (приложение 5).

3. Шефское: оказание помощи учителям начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений.

В подшефном детском саду «Тополёк», мы частые гости, нашему приходу всегда рады (приложение 6).

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают стихотворения. Особенно нравятся малышам выступления агитбригады (сказки на тему пожарной безопасности).

В настоящие время членами дружины являются учащиеся седьмых классов, которые уже зарекомендовали себя с наилучшей стороны. (приложение 7).

Весьма действенным средством противопожарной пропаганды среди учащихся, занимают соревнования с элементами пожарной эстафеты (приложение 8), где ребята показывают и теоретические знания и практические: лазание по “пожарной лестнице”, преодоление препятствий, оказание первой медицинской помощи, одевание боевой одежды пожарного, тушение пожара с помощью огнетушителя и пожарного рукава и т.д. Проводить такие мероприятия помогают сотрудники ВДПО и МЧС России по Калужской области, они помогают наши теоретические знания перевести в практические.

Сотрудники МЧС всерьёз заинтересованы в том, чтобы жизнь наших юных калужан была безопасной и счастливой.

За два прошедших учебных года гостями кабинета ОБЖ центра противопожарной пропаганды стали более 4300 учащихся школ города Калуги и пригородной зоны.

Для ребят проводятся встречи с сотрудниками Главного Управления МЧС России по Калужской области и поисково-спасательного отряда пожарно-спасательной службы, Калужского областного отделения ВДПО.

Возможно, количество посетителей среди учащихся увеличилось, если бы занятия проводились во внеурочное время.

Успехов в работе по обеспечению противопожарной безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбы с ними.

Педагогу необходимо повышать уровень своих знаний, регулярно проходить курсы повышения квалификации, посещать семинары и делиться опытом работы с коллегами, самому владеть практическими навыками противопожарной безопасности, вести планомерную работу в содружестве с родителями учащихся (приложение 9).

Ознакомление детей с правилами ПБ в первую очередь должно проводиться в семье. Именно родителям следует вновь и вновь втолковывать своим чадам о недопустимости игр с огнем.

Практика работы показывает, что родители сами бывают не в ладах с правилами ПБ.

Поэтому возникает необходимость проводить разъяснительную работу и среди них.

Мы используем разнообразные формы работы с родителями: проведение совместных досугов, оформление наглядной агитации, участие в конкурсах рисунков, поделок, просмотров фильмов на общешкольных родительских собраниях с последующим обсуждением, выступление перед родителями агитбригады.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной мною работы можно сделать следующие выводы:

  1. Если мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, спортивными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть пожароопасные ситуации и правильно действовать в случаях их возникновения, необходимо вести профилактическую работу по пожарной безопасности с детьми младшего, среднего и старшего звена.

  2. Обучение навыкам ПБ не ограничивается временными отрезками – это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка. Они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

  3. Существенную пользу в этом направлении оказывает дружина юных пожарных. Я считаю, что необходимо создавать такие объединения в каждой школе.

  4. Я уверена, ребята будут умело применять приобретенные знания в жизни, и устроенных детьми пожаров будет гораздо меньше, что сохранит их здоровье и жизнь.

  5. Опыт моей работы во внеурочной деятельности позволил сделать вывод, что только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, родителей, сотрудников пожарной службы можно успешно решать задачи по противопожарной пропаганде среди учащихся.

















Приложение 1

Посещение музея истории главного управления

МЧС России по Калужской области


Приложение 2

Экскурсия в Пожарную часть города Калуги



Приложение 3

Праздничное шествие, посвященное 360-летию Пожарной охраны России
















Приложение 4

Информационное направление:

распространение памяток по ПБ

Приложение 5


Пропагандистское направление: проведение конкурсов и тренировачных эвакуаций в школе














Приложение 6


Шефское направление: выступление агитбригады в детском саду «Тополек» с проведением конкурсов



Приложение 7


Соревнования среди учащихся школы

с элементами пожарной эстафеты





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!