МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Берёзовский техникум «Профи»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ТЕМЕ:
«Я хочу владеть знаниями правового поля»
Автор разработки: Гареева Светлана Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы
Круглый стол на тему «Я хочу владеть знаниями правового поля»
Положение
о проведении круглого стола
на тему «Я хочу владеть знаниями правового поля»
Общие положения
1.1 Настоящее Положение о проведении Круглого стола (далее – Круглый стол) на базе ГАПОУ СО «Берёзовский техникум «Профи» определяет правила организации и проведения круглого стола, его организационно-методическое обеспечение, правила участия в круглом столе.
1.2 Организаторами Круглого стола является организационный комитет из числа преподавателей.
1.3 Время проведения круглого стола – 18 ноября 2022 г., в 10 ч. 10 мин.
1.4 Заявки на Круглый стол принимаются до 18 ноября 2022 года.
1.5 Круглый стол проводится на добровольной основе для обучающихся техникума.
Цели и задачи Круглого стола
2.1 Целью Круглого стола является:
Формирование правовой культуры, развитие правосознания у обучающихся техникума.
2.2 Задачами Круглого стола являются:
расширение и углубление правовых знаний обучающихся техникума (Конституция Российской Федерации и Закон «О правах ребёнка в РФ», Декларация прав человека», Закон РФ «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение подростковой безнадзорности и беспризорности» и др.)
формирование активной жизненной позиции обучающихся, их гражданского самоопределения, стремления к самореализации.
развитие творческих способностей обучающихся.
Организация и порядок проведения Круглого стола
3.1 Круглый стол проходит в закрытом режиме, то есть принимать участие может только заранее утвержденный круг лиц.
3.2 Открывают и ведут Круглый стол (модераторы) из числа преподавателей и студентов.
3.3 Участниками Круглого стола являются: администрация техникума, преподаватели, мастера производственного обучения, обучающиеся техникума, в том числе обучающиеся, состоящие на разных видах учёта по совершенным правовым нарушениям, представители ПДН, ТКДН и ЗП, юрисконсульт, родители обучающихся.
3.4 Участники рассматривают ряд наиболее проблемных задач, предложенных им, и вырабатывают конкретные методы их разрешения.
Организаторы Круглого стола в процессе подготовки проведения круглого стола консультируют обучающихся.
3.5 Участники-докладчики Круглого стола имеют право:
выступать с докладом или мультимедийной презентацией длительностью 5-7 минут;
высказывать свою позицию по существу рассматриваемых вопросов;
задавать вопросы участникам круглого стола, но не более 3 минут по каждому рассматриваемому вопросу.
3.5 Участникам и присутствующим запрещается:
нарушать порядок выступлений;
отклоняться от рассматриваемого вопроса.
3.6 Ведущие Круглого стола следят за порядком, соблюдением выполнения настоящего Положения. В случае необходимости корректируют и прерывают выступающего или других участников, если те отклоняются от темы, перебивают или не соблюдают регламент.
4. Рассматриваемые вопросы
4.1 Актуальность формирования правовой культуры.
Правонарушения в подростковой среде.
Воспитание правовой культуры в образовательном учреждении.
Порядок определения призеров
5.1 Ведущие Круглого стола определяют 5 человек, которые озвучили наиболее актуальные, креативные доклады, презентации, и награждают их грамотами.
5.2 Все остальные участники круглого стола получают сертификаты и благодарственные письма.
Сценарий Круглого стола «Я хочу владеть знаниями правового поля»
Оборудование: мультимедийная аппаратура для демонстрации презентаций.
Столы расставлены в виде овала.
Оформление:
Законодательные документы: Конституция РФ, Закон «О правах ребенка в РФ», «Декларация прав человека», Закон РФ «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»;
Работы обучающихся техникума, победившие в конкурсе эссе;
Выставка плакатов, рисунков по теме: «Я имею право».
Подготовительный этап:
1. Выбор проблемы (темы) Круглого стола;
2. Сбор заявок на участие в Круглом столе;
3. Подбор ведущих Круглого стола и работа с ними;
4. Консультирование участников Круглого стола (работа с понятийным аппаратом);
5. Конкурс плакатов и рисунков среди обучающихся техникума по теме: «Я имею право»;
6. Конкурс эссе среди обучающихся техникума:
«Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» Цицерон;
«Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» Лао-Цзы;
«Жестокость законов препятствует их соблюдению» О. Бисмарк;
«Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» Ш. Монтескье;
«Самое большое преступление - безнаказанность» Б. Шоу.
6. Уроки гражданственности «Конституция РФ - основной закон нашей жизни» с членом территориальной комиссии по делам несовершеннолетних; работа со словарём правоведческих терминов;
7. Подготовка презентаций:
- «Правонарушения среди подростков»;
- «Назначение человека в его разумной деятельности»;
- «Я и закон».
Организационный этап:
Приглашение к участию в Круглом столе:
- Председатель ТК ДН и ЗП;
- Член Наблюдательного совета техникума;
- Заслуженный судья РФ.
Ход мероприятия.
1. Просмотр видеоролика « Я и закон» (подготовлен обучающимися по материалам СМИ).
2. Выход ведущих
1-й ведущий: Добрый день, дорогие гости, преподаватели, обучающиеся!
Тема нашего Круглого стола «Я хочу владеть знаниями правового поля»
2-й ведущий: Прежде чем начать разговор, я представлю наших гостей:
Почётного гражданина города Берёзовский, члена Наблюдательного совета техникума, Заслуженного судью РФ,
Председателя Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Берёзовский,
Члена Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Берёзовский, член Совета ветеранов г. Березовского.
1-й ведущий: В работе Круглого стола принимают участие:
директор ГАПОУ СО «Берёзовский техникум «Профи», зам. директора по УПР, преподаватели, члены родительского комитета, психолог, обучающиеся 1-2 курсов.
2-й ведущий:
Регламент работы Круглого стола
На экране вопросы для обсуждения:
Актуальность формирования правовой культуры.
Правонарушения в подростковой среде.
Воспитание правовой культуры в образовательном учреждении.
1-й ведущий: право открыть работу Круглого стола предоставляем
зам. директора по УВР ГАПОУ СО «Берёзовский техникум «Профи».
Актуальность формирования правовой культуры
На экране цитата:
«Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей с юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость подростка»
(Примерный план выступления)
- Правовая культура является необходимой предпосылкой правового состояния общества.
- Время ставит жизненно важную задачу – формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в людях настоящих гражданских качеств. В соответствии с Конституцией РФ Россия является правовым государством, неотъемлемая часть которого - правовая культура граждан. В нашей стране правовая культура населения пока еще низка и не отвечает современным требованиям. Даже законопослушные граждане не всегда склонны считаться с законами, признавать их высшую силу.
- Процесс формирования правовой культуры является частью широкого процесса формирования личности (объединяет обучение и воспитание в образовательном учреждении, воспитание в семье, воздействие микросреды и социального окружения подростка).
- Главный период формирования правосознания – это подростковый возраст.
Молодежь – будущее России, ее надежда и опора, то, с чем в дальнейшем будет связано поступательное развитие государства.
-Законодательные акты, адресованные подросткам: Конституция РФ, Закон «О правах ребенка в РФ», «Декларация прав человека», Закон РФ «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности» и другие.
Работа свободного микрофона: вопросы для обсуждения
- Нужно ли знать современные законы?
- Исполняются ли, по Вашему мнению, законы в РФ?
- Приходилось ли лично Вам сталкиваться с нарушением Ваших прав?
1 ведущий: Предоставляем слово председателю ТКДН и ЗП
«Правонарушения в подростковой среде»
(Примерный план выступления)
∙ статистика правонарушений в образовательном учреждении;
∙ причины возникновения правонарушений среди обучающихся;
∙ предупреждение правонарушений (профилактическая работа);
∙ основные результаты работы по предупреждению правонарушений среди подростков.
2-й ведущий: Слово предоставляем обучающейся 1 курса «Правонарушение среди подростков». (На экране слайдовая презентация).
Выделим основные причины правонарушений в подростковой среде:
- Непонимание между взрослыми и детьми (родители, педагоги, окружение);
- Желание выделиться;
- Стремление к бесконтрольной самостоятельности (уход из дома);
- Что необходимо делать для того, чтобы не допускать правонарушений в подростковой среде? (Спорт, культурно – массовые мероприятия, дни правовых знаний…).
2-й ведущий:
Называет причины разногласий по исследуемой проблеме, указывает способы и меры их преодоления
1 ведущий: Предоставляется слово Почетному гражданину города Березовского, члену Наблюдательного совета, заслуженному судье РФ.
Воспитание правовой культуры в техникуме:
(Примерный план выступления)
∙ ознакомление обучающихся с правовыми актами государства;
∙ воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
∙ привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Работа свободного микрофона: вопросы для обсуждения
- Приходилось ли лично Вам совершать правонарушения? (например безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение правил дорожного движения, распивали пиво и курили в общественных местах и т.д.)
1-й ведущий: Воспитание правовой культуры в образовательном учреждении.
(выступающий рассказывает о том, какая работа проводится в образовательном учреждении. Презентация).
Работа свободного микрофона: вопросы для обсуждения
- Как Вы думаете, какие меры помогли бы укрепить правовой порядок в техникуме?
- Как Вы думаете, какие мероприятия помогут расширить ваши знания правовой культуры?
- Умеете ли Вы применять в конкретных ситуациях полученные знания по правовым вопросам?
Обучающиеся читают стихотворение «Я гражданин большой страны»
(Эксперты подводят итоги выступлений.)
Я гражданин большой страны
И первое имею право-
Свободно жить и быть в семье,
И жизнью пользуюсь по праву.
Я восхищаюсь всей земной красой,
Свободно говорю, пишу, передвигаюсь,
А если очень захочу, друзья,
Я вмиг слетаю на луну,
За рубежом увижу всю страну
И на все это я имею право.
Вернусь в родной свой дом, любимую страну,
Здесь никогда и никого не обижают,
А если, что-нибудь пойдет не так,
То Конституция в защиту нашу станет.
Но, а когда я стану взрослым гражданином
Страна поможет мне работу подобрать
И я, друзья, имею право-
Свобода выбора – и мне лишь выбирать.
Ну, а сейчас, пока учусь я,-
Домашнее задание, учебники, тетрадь
Все свое время, силы и внимание
Я отдаю, и как это ни странно,
Ведь это тоже право – на образованье.
Как гражданин большой страны,
Хочу сказать, друзья, вам
Нам мало знать свои права.
А главное - обязанности!
Нам жизнь достойная нужна,
Тогда мы будем счастливы!
Эксперты делают основные выводы, которые наметились в ходе Круглого стола.
2-й ведущий:
Благодарит всех участников Круглого стола.
Завершающий этап:
-Констатирующая часть (ведущий перечисляет проблемы, которые обсуждались);
-Резолюция (конкретные рекомендации, которые могут быть реализованы через определённые мероприятия с указанием срока их выполнения и ответственных).
-продолжить знакомство с законодательными актами, адресованными подросткам (уроки, классные часы, групповые собрания, заседания старостата, информационные встречи);
-студентов, находящиеся в группе риска, привлекать к мероприятиям, которые проходят в техникуме и городе;
-вовлекать в процесс самоуправления техникума (Студенческий совет, волонтёрское движение, дежурство по техникуму, рейды по посещаемости, успеваемости, состоянию чистоты и порядка в общежитии) и другое;
1-й ведущий:
Без сомнения, обсуждение данной темы будет продолжено.
«Назначение человека в его разумной деятельности». Эти слова, сказанные великим философом Аристотелем, должны для каждого из нас стать главным принципом в жизни.
2-й ведущий:
Помните! Жизнь даётся один раз! Другой не будет! Распорядитесь ею достойно, оправдайте ожидание своих родителей, своих близких, дорогих вам людей. Решение за вами! Живите дружно с законом!
А самое главное:
«Только слабые совершают преступления,
сильному и счастливому они не нужны»
Ф. Вольтер
Мы за светлое будущее! (видеоролик, созданный обучающимися по материалам студенческой жизни техникума)
12