СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проведения Урока письма. Тема урока по русскому языку: " Письмо ветерану"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  проведения Урока письма. Тема урока по русскому языку: " Письмо ветерану"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проведения Урока письма. Тема урока по русскому языку: " Письмо ветерану"»







Всероссийский конкурс «Лучший урок письма- 2018»

Номинация:

«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»

Тема урока по русскому языку: "Урок письма. Письмо ветерану"

















2019 год













Тема урока по русскому языку: Урок письма Письмо ветерану

(6 класс).

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре, познакомить с классификацией писем.

2.Дать понятие о письмах, познакомить с алгоритмом написания письма; учить детей правильно оформлять письмо.

3.Показать роль писем в жизни человека в наши дни.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к ценностям родного языка, передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность

2.Составить текст письма «Письмо ветерану»

3. Воспитать достойного гражданина своей малой Родины, России, уважения, почитание старших и пожилых людей.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные способности учащихся;

2.Развивать творческие навыки, устную и письменную речь учащихся;

3.Способствовать формированию информационной культуры школьников;

4.Способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру;

Оборудование урока: мультимедийная презентация, доска, ноутбук, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать с вопроса.

- Вспомните и скажите, когда вы в последний раз получали письмо, адресованное вам?

- А кому и когда вы написали свое последнее письмо?

- Теперь вспомните, когда вы в последний раз звонили по телефону или отправляли SMS?

- Какой вывод вы можете сделать? (В наше время люди чаще общаются по телефону, отправляют SMS, чем пишут письма и пользуются услугами почты).

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной проблемы.

-Над чем нам предстоит сегодня работать, определите сами.

У меня в руках необычный текст. Догадайтесь, что это может быть. (Слайд 1)

Здравствуй, дорогой друг Сережа! С наилучшими пожеланиями пишу тебе я. Твое письмо я получил, за которое я очень тебя благодарю.

Я до сих пор провожу каникулы в деревне, в гостях у дедушки и бабушки. Мне здесь очень нравится, поэтому останусь здесь до конца лета. У меня здесь появилось много друзей. Мы с ними весело проводим время: играем в футбол, ходим купаться на речку, в лес за ягодами. Помогаю бабушке. С дедушкой пару раз ходили на рыбалку. Погода стоит летняя. Дни проходят очень быстро. Скоро в школу. Пиши, как отдыхаешь ты, чем занимаешься, что знаешь об одноклассниках. Передай им привет, если увидишь. Пиши. Буду рад. До свидания.

09.08.2017г. Твой друг Ваня


-Правильно, ребята! Это письмо.

Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения. (Слайд№2)

-Зачем люди пишут письма?

- Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить, информацию.

- Сегодня мы поговорим о том, зачем, о чем и как писать письма. И какие бывают письма?


III. Открытие нового знания.

1.Подготовка детей к изучению нового материала.

- Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко?

Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей.

-Зачем люди пишут письма, как вы думаете? (ответы детей)

-С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они слышали, видели, переживали. В письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку.

-А вы пишите письма?

-Может, получали письма, открытки?

-Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма?

-А какое удовольствие испытывает человек, который получает письмо, раскрывает его, вдыхает особый аромат бумаги и чернил, вчитывается в строчки, в которых отражено всё: и радость, и горе, и счастье, и одиночество.

-Вы, ребята, наверное, скажите, зачем писать письма, когда есть телефоны, можно говорить и видеть друг друга по скайпу через Интернет?

-Это сейчас мы набираем номер телефона и слышим родные голоса . Вот представьте, что телефонов нет, Интернета тоже нет, как бы вы общались между собой?

Наверное, писали бы письма.

2. Из истории письма. ( Слайд№3-№4)

-Откуда пошел обычай писать письма? Как вы думаете? Кто может рассказать?

-Верно, все началось в древности. Какие виды почтовых сообщений Вы знаете?

- узелковое письмо - изобретение инков

- голубиная почта - изобретена в древнем Риме

- пони-экспресс - изобретение американских ковбоев

- барабанная почта в Африке

- корпоративная почта средних веков (почта духовно-рыцарских орденов, университетская, “почта мясников”), затем появилась частная почта (династия Таксисов)

- Станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в VI веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В. Путине.

- факельная почта в древней Греции - изобретение Полибия в 200 г. до н.э.

- электронная почта с 70-х годов ХХ века.


- Вообще, письмо существует столько же, сколько существует человек. Еще в глубокой древности человек ощутил стремление к общению с другими людьми, о чем-то сообщать, делиться, что-то рассказывать. Первое упоминание о письме в современном его виде, дошло до нас из древнего Египта, но как же доставлялись эти письма? Как функционировала эта почта?

а) Сообщение ученицы Беловицкой Александры:

- В древнем Египте послания писались на папирусе. Гонец брал его в руку и отправлялся в путь. Гонцы пользовались в пути огромными привилегиями и даже защищались специальными законами.

В древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Люди стали перемещаться быстрее, а письма скорее доставлялись адресатам. Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь « на свежую», отдохнувшую. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили людей, грузы и конечно письма. В XIII веке в ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было доставить и передать возчику.

Конечно, их доставка была достаточно медленной и нерегулярной: все зависело от занятости посыльных и состояния дорог. Зимой и летом письма возили скорее, а осенью и весной – медленнее.

Важное государственное сообщение, требующее срочной доставки, обычно поручались специальному посыльному – фельдъегерю. Эта служба дожила и до нашего времени, и занимается доставкой дипломатической и правительственной переписки

- Сегодня мы считаем вполне обычным делом, что государство заботиться о доставке наших писем и посылок. Однако сама идея создания такой государственной службы развивалась очень медленно, новый мощный толчок в развитии почтовая служба получила в начале XVII века в Англии.

б) Сообщение ученицы Дробиной Ксении.

- Государственная почтовая служба Англии возникла при короле Генрихе VIII и доставляла только правительственные письма. С 1680 г. появилась частная почтовая служба, которая обслуживала и доставляла за умеренную плату личную переписку граждан. Но работа курьеров была сложной и запутанной, так как ни в одном городке Англии не было названий улиц, номеров домов и почтовых ящиков. Все это требовало изменений. И только в конце XVIII века в Англии впервые появилась нумерация всех домов и название улиц, что значительно ускорило время доставки почтовой корреспонденции. А в 1840 году в Англии были введены единые расценки на доставку почты в пределах страны. В 1867 году появилось такое понятие как «АДРЕС» (от французского слова место проживания) и в 1850 году «МАРКА» (от латинского слова означающего – сбор в пользу государства). По образцу почтовой службы Великобритании создали свои службы все другие страны.

-Свой путь развития имела отечественная почтовая связь. Прежде чем стать быстрой, современной и надежной службой почте России пришлось преодолеть много трудностей.

в) Сообщение учеников Бугаева Дмитрия и Магомедовой Замиры

- Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ям-чи", что означает проводник.

В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшейся доставкой почты..

По инициативе боярина А.Л. Ордина - Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина - Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы..

В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.


- Сегодня мы редко обращаемся к ручке, бумаге и конверту. Новые информационные технологии облегчают нашу жизнь. Это хорошо, удобно, а с другой стороны, мы в связи с этим теряем очень многое. И порой самое ценное. Мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.

-Приходилось ли вам перечитывать письма, написанные несколько лет назад?

- Что вы можете сказать о своих впечатлениях?

- Многое забылось. Стерлось в памяти, а письма сохранили эти события.

- Почему нам, людям, живущим в 21 веке, так интересно и любопытно читать письма, написанные 200, 100, и даже 50 лет назад?

- Письма содержат живую информацию о прошедших временах. По ним можно понять, что волновало и чем жили люди когда-то.

- Иногда маленькое письмецо, дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. Бывает и так. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Представим, как человек покупал конверт, шел домой, садился к столу, брал ручку и кому-то писал...

- Письмо - частичка человека, частичка России.

- Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает.

- Какие формы общения вам известно? (электронная почта)

- Во всём мире люди начали общаться по телефону и писать друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту. Электронная почта очень удобная. Но такие письма невозможно хранить 70 лет. Потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются.

Простые письма можно хранить долго. Они хранят память о близком человеке.

К сожаленью, в последнее время люди стали писать письма всё реже .

3.Знакомство с видами писем. (Слайд №6)

Чтение учителем писем.

-Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные: письма пожелания, письма поздравления, письма – информация, деловые, дружеские. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

4. Словарная работа. (Слайд №7-№10)

- Что в письмо включает?

- Письмо включает в себя:

1.Адресат - это тот, кто получает письмо, телеграмму, посылку. Кому адресовано.

2.Адресант-это тот, кто отправляет письмо.

3.Написанный текст.

4.Оформление конверта. Написание адреса. На конверте указывается адрес: имя, фамилия, улица, дом, квартира, почтовый индекс.

IV. Усвоение новых знаний.

1Как правильно надо писать письмо? (слайд №11)

Правило первое: начинай письмо с обращением к адресату

- Что мы напишем во вступлении письма? ( Приветствие)

- Какие слова приветствия вы знаете?

- Здравствуйте! Привет! Дорогой! Милый друг!

Правило второе: Раскрытие основного содержания письма. ( Максимальное количество предложений)

- О чём будем писать в основной части письма?

- сообщение о себе; вопросы; рассказ о каких-то событиях; поздравления;

- новости;

- советы, просьбы, пожелание.

Правило третье: Заключительная часть. Прощание, подпись. Дата.

С уважением____

До свидания!_____ « Правила оформления письма»

Правило четвертое: В культурно оформленном письме выделяют составные части:

дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;

обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение;

вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;

основной текст - изложение о предметах, интересующих адресата;

заключение – изъявление почтения, формула вежливости и собственноручная подпись.

постскриптум (лат. – после написанного) При законченном уже письме бывает иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P.S. или N.B. (Что значит post scriptum или nota bene) и за ним приписывается забытое.

2.Особенности эпистолярного жанра:

обращения;

лирический подтекст;

разговорная лексика;

вопросительные и восклицательные предложения;

вводные слова;

сложные предложения;

повторы.

V. Творческая работа учащихся на основе ранее усвоенных знаний и умений. Письмо ветерану. ( Слайд № 12- №14) Читает учитель:


Я читаю письмо,

что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу

номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором

Мой отец написал моей маме

перед тем, как идти

в свой решительный бой.

“Дорогая моя.

На переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья.

Тишина на крутом берегу…

Дорогая моя,

поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

я всегда берегу”.

Я читаю письмо.

И как будто все ближе

тот тревожный рассвет

и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо,

и сквозь годы отчетливо слышу

я сейчас те слова,

что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо.

А за окнами солнце смеется.

Новостройки растут.

И сердца продолжают любить.

Я читаю письмо.

И уверен, что, если придется,

Все, что сделал отец,

Я сумею всегда повторить.

Дементьев Андрей Дмитриевич

- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Более 20 миллионов жизней унесла война. И во время войны работала почта. В тяжелые годы письмо с фронта было единственной ниточкой, связывающей людей, живущих в тылу с бойцами за линией фронта. Наши защитники отправляли письма треугольники. Эти письма писали солдаты в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. В своих письмах солдаты писали о том, как они скучают по своим родным, близким. С каким нетерпением ждали бойцы весточку из дома. Как нужны они были перед боем. Путь к победе был трудным и долгим. Война шла 1418 дней. И вот пришла долгожданная победа!

- Война давно закончена, прошло много лет, но Родина не забыла своих героев. Дороже письма, наверное, ничего не было у матерей, сестер и братьев, с надеждой и тревогой ожидающих ежедневно почтальона у своих дверей. Письма с фронта приходили не часто, поэтому к ним относились как к реликвии, много раз перечитывали, и мы с вами имеем возможность увидеть эти солдатские треугольники писем.

-Как–то однажды я приобрела книгу «Строки, опаленные войной», целиком состоящая из писем воинов с фронтов Великой Отечественной войны, воинов-участников Курской битвы родным, близким, труженикам тыла.

(Учитель раздает письма из книги каждому ученику)

- Ознакомьтесь с содержанием письма и приготовьтесь ответить на вопросы.

1. - Кому чаще всего писали письма солдаты? (матери, отцу, членам семьи, друзьям, подругам) Приведите примеры обращений.

2.- Скажите, почему мы не встретили ни одного не датированного письма? (во-первых, этого требуют правила эпистолярного жанра, во-вторых, дата написания письма на фронте очень важна, т.к. боец может погибнуть в любую минуту, а родственники будут точно знать, что в этот день и час он был еще жив)

3. - Что общего и чем отличаются прочитанные вами письма? Приведите примеры (общее – готовность защищать Родину, патриотизм, любовь к своей Родине, тревога о близких. Различаются письма личными сведениями об отправителе письма, фактами из его биографии).

4. - Скажите, важно ли было солдату, чтобы его письмо дошло до адресата? Почему? (очень важно, т.к. у каждого человека есть родные, близкие, знакомые и друзья, которым небезразлична его судьба).

5. - Кто доставлял письма адресатам по обе линии фронта? (почтальоны)

6. - Кто приносил в каждый дом счастливые, радостные, горькие, тревожные вести? (почтальоны)

7. - Как вы думаете, труд почтальона легок или тяжел? (тяжел, так как сумка с газетами, журналами, письмами достаточно тяжела, и почтальон чаще всего должен не только доставить прессу адресату, но и поговорить с человеком, порадоваться вместе с ним радостному известию или поддержать в трудную минуту)

- 9 мая 2018 года наша страна будет отмечать 73-летие Великой Победы. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Время бежит вперед. И вот уже, те молодые стройные солдаты стали седовласыми ветеранами. Давайте будем бережно к ним относиться, уважать и благодарить их за Великую Победу.

К сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Я предлагаю вам написать письма ветеранам, которые освобождали нашу страну от фашистских захватчиков. В том письме вы можете рассказать о себе, расспросить о том, как они смогли выстоять в такое трудное и военное время. И, конечно же, поздравить их с предстоящим праздником Победы. Пусть ваше маленькое письмо, согреет душу ветерана. Он улыбнется и ему будет на сердце радостно.

-При написании письма нужно соблюдать все правила письма. Почерк должен быть красивым и аккуратным.

VI. Итог урока. Рефлексия. (Слайд№15)

- Чему мы учились на уроке?

- Что узнали нового?

- Какое задание было трудным для тебя?

- Как вы справились с заданием?

VII. Домашнее задание.

- Напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны.

- Спасибо за урок! До свидания!






Литература:

Лирика 1940-х годов / Сост. В. В. Вакуленко. Фрунзе: Кыргызстан, 1977.

К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.

Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.

Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.

Говорят погибшие герои. / В. А. Кондратьев, З. И. Политов. – Политиздат, 1975.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!