СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проведения внеурочной деятельности по истории по теме «Просветительская деятельность декабристов в Сибири»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проведения внеурочной деятельности по истории по теме «Просветительская деятельность декабристов в Сибири»»

Методическая разработка проведения внеурочной деятельности по истории по теме «Просветительская деятельность декабристов в Сибири»


Тема: Просветительская деятельность декабристов в Сибири.

Пояснительная записка: данная методическая разработка предусмотрена для внеурочной деятельности по истории в 10 классе.

Вид организации образовательного процесса был использован, предложенный педагогом М.П. Щетининым - погружение в историческую эпоху с использованием приемов театрализации. Особенность этого вида организации процесса – в подаче большего учебного материала в необычной форме с использованием приемов театрализации, литературных, видео-фото материалов и т.д. Уникальная методическая разработка с доминированием наглядного материала и демонстрация исторических сюжетов (оживление) помогает легче запомнить и усвоить учебный материал.

Рекомендуется учредить данную методическую разработку к 195 - летию восстания декабристов на Сенатской площади.

Оборудование мероприятия: проектор, экран.

Цель мероприятия: Сформировать целостное представление о просветительской деятельности декабристов в Сибири.

Задачи:

Образовательные: актуализировать пройденные знания по параграфам 8-9 учебника по Истории России за 10 класс (под редакцией А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова), познакомить учащихся с научно – просветительской и хозяйственной деятельностью декабристов в Сибири.

Развивающие: развить умение систематизировать материал, обобщать и делать выводы; развитие познавательного интереса; раскрыть у старшеклассников актерские способности; развивать навыки коммуникабельности внутри классного коллектива; помочь старшеклассникам в борьбе с переживания и страхом выступать на публике.

Воспитательные: На примере подвигов декабристов способствовать воспитанию патриотизма, интереса и уважения к выдающимся личностям, чувство гордости за свою страну; формирование умения делать самостоятельные духовно-нравственные оценки общественно-историческим событиям.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, фотографии декабристов, копии документов, презентация «Декабристы в Сибири» .

Место проведения: школьный кабинет с большей вместимостью либо актовый зал.

Методическая разработка проведения внеурочной деятельности по истории по теме «Просветительская деятельность декабристов в Сибири».

Ход внеурочного мероприятия.

Ведущий 1:

Зима. Декабрь. 1825 год. Петербург. Именно тогда группой дворян – единомышленников на Сенатской площади была организованна попытка свержения самодержавия. В число организаторов восстания входили офицеры гвардии и центральные фигуры петербургского общества. Восстание в столице было разгромлено. Участников называют декабристами в честь месяца восстания.

Перенесемся в Москву в первые дни после восстания декабристов в Петербурге.

Сценка 1. «Женский клуб». Декабрь 1825 год.

Софья:

- Дорогие дамы! Скажите, как отреагировали ваши мужья на ситуацию в столице?! Мой муж странно себя стал вести: не говорит толком со мной, не ест… Его не было весь день дома…

Екатерина:

- О чем ты, София?!

Софья:

Вы что не знаете? Вся Москва говорит об этом!

Екатерина:

Вы вся бледная! Что же Вас так встревожило, милая кузина?

София:

В столице пытались свергнуть царя! Бунт! Думаю, что среди восставших были друзья – офицеры мужа…

Екатерина:

- Что?! Восстать против Государя?! Против воли Божьего?!

И чего же хотели бунтовщики?

Анна:

- Слух ходит, что все ради народа делалось. … Желали, чтоб зависимость у крестьян от помещика отсутствовала. И Царя свергнуть!

Екатерина:

Как?! Как можно думать об отмене крепостного права?! О простом люде думают, а про нас кто думать будет! Нельзя так, ох нельзя…

Софья:

- Не беспокойтесь, Катенька. Все остается по – старому! Государь Николай бунт подавил и даже начал следствие над разбойниками!

Анна:

- Да! Суд уже работает. Даже в ссылку уже некоторых отправили как государственных преступников! А некоторых думают даже казнить!

Софья:

- А отправляют их в Сибирь да на Кавказ… А вот казни, предполагаю не будет! Ибо не будет же государь начинать править страной – матушкой с кровью на руках! Александр государь правил 25 лет и казнил всего 24 человека, а здесь Сенатская площадь была полная бунтовщиками…

Анна:

- Отправили на каторгу, да еще и отобрали имя, звания, имущество…

Екатерина:

-Всего?! Всего лишили? Ах! (падает в обморок)

Ведущий 1:

Результатом следствия над восставшими стал список из 121 человека, которых разделили на 11 разрядов, в зависимости от вины. П.И. Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И. Муравьев – Апостол, М.П. Бестужев – Рюмин и П.Г. Каховский были приговорены к смертной казни через повешенье. Пятерых повесили, а другие были сосланы на каторгу в Сибирь, на Кавказ…

А.С. Пушкин имел друзей среди декабристов и написал стихотворение своим приятелям.

Сценка 2. «А.С. Пушкин прощается с женой Муравьева, которая отправляется за мужем в Сибирь».

А.С. Пушкин:

- Милая Александра Григорьевна, разрешите выразить Вам свое почтение! Я пришел к Вам проститься!

Александра Муравьева:

- Премного благодарна Вам, Александр Сергеевич! Предполагала, что не удастся с Вами попрощаться!

А.С. Пушкин:

- Я теперь понимаю, почему мои друзья не желали принимать меня в свое общество! Я не стоил этой чести! (взволнованно)

Александра Муравьева:

- Ах, мой друг, ведь это последняя встреча, больше Вас не увижу!

А. С. Пушкин:

-В восхищении от подвига Вашего, Александрин! Как долго ж Вас не отпускал государь к своему мужу в Сибирь! Но Вам пришлось попрощаться и с Вашими детьми….

Александра Муравьева:

- Это мой долг! Не печальтесь, Александр Сергеевич! Мой муж, моя судьба ждет меня. Хорошо, все будет хорошо…

А.С. Пушкин:

- Желаю с Вами передать послание всем и другу дорогому Пущину лично:

( приложение 1)

Александра Муравьева:

- Благодарю Вас, Александр Сергеевич, и прощайте! Прощайте!

Ведущий 2:

Государь после суда разрешил женам восставших развестись с мужьями. Женщины пошли против мнения большинства. Всего за мужьями отправились в ссылку одиннадцать жен и семь родственниц ссыльных. Их лишали дворянства и имели положение жен ссыльных каторжников. По этому положению появлялись трудности переписки. Детей оставляли на попечение родственникам, также обговаривалось, что дети, рожденные в ссылке, считаются казенными крестьянами и фамилию «государственных преступников» носить не имеют права. Сибирь в первой половине 19 века почти безлюдный. Всего население России насчитывалось 46 млн из них только 1,5 млн проживало в Сибири. Сибирь считалась краем света, «дном мешка». Незнакомый уклад жизни, вечная мерзлота, неуверенность в завтрашнем дне – малое, что их ждало в далеких краях от столицы.

Сцена 3. «Послание Пушкина».

Прибыв в Читинский острог, А. Муравьева передает мужу стихотворение А.С. Пушкина.

Никита Муравьев:

- Друзья! Друзья! Послание от нашего Александра Пушкина!

Один из декабристов:

- Друг наш любезный, думает о нас!

Декабрист Одоевский:

- Предполагаю, что стоит постараться передать ему ответ. Пушкин помнит нас, а мы помним его! (читает стихотворение «Струн вещих пламенные звуки…»).

Ведущий 1:

Стихотворение А.С. Пушкина и ответ А.Одоевского передавались из рук в руки, а также всколыхнуло всю страну. Время шло…

В 1829 Николай 1 разрешил снять с них кандалы, с тех, у кого закончился срок каторги стали отпускать на поселение. Их разбросали маленькими группами по всей Сибири на максимальном удалении друг от друга. От Тобольска до Охотского моря, от границ с Китаем и с Монголией до Якутска и до Нижнеколымска. Император боялся нового заговора, поэтому места ссылки постоянно менялись. Это была новая стадия наказания на поселении до конца их жизни. Любой официальный заработок декабристам был запрещен. Было назначено пособие 4 рубля 35 копеек серебром в месяц. Этих денег хватало только на пропитание, снять комнату на эти деньги или построить дом было невозможно. Для сравнения средний чиновник тогда тратил около 65 рублей серебром в месяц.

Давайте поработаем с текстом и ответим на следующие вопросы:

  1. В каком году ссыльным выделили земные наделы и в каком размере?

  2. Для чего это было сделано?

  3. Кем являлся Д.П. Таптыков? Почему ему пришлось просить перевода на другое поселение?

  4. Что нужно было сделать для увеличения надела в Восточной Сибири?

Государственные преступники на поселении должны были сами зарабатывать деньги на пропитание. Ссыльные поняли, для того чтобы выжить в Сибири нужен земельный надел. В правительство писали письма не только декабристы, но и краевая власть, пытаясь донести о трудном положении поселенцев, что без земли сложно вести «крестьянский образ жизни». Из указа 1835 года общества крестьян выделяли на каждого декабриста 15-ти десятинный надел. Полученные земли часто возвращали бывшим собственникам, так поступил Трубецкой. Остальные же стали планировать свою деятельность на земельном участке. Отвод земельного надела не всегда проходил спокойно. Находились и противники этого решения, чаще всего зажиточные крестьяне. Так, Д.П. Таптыкову, члену Оренбургского тайного общества, мешал получить надел крестьянин Савва Соколов. Хотя с помощью местной власти Дмитрий Петрович и получил надел, но из-за соседства с Соколовым пришлось отказаться и просить перевода на другое поселение.

Жители деревень в декабристах увидели обычных крестьян, какими сами и являлись. Вместе они радовались общим достижениям и делили печаль, которая чаще всего была связана суровым климатом.

Если приводить примеры, то можно взять Спиридова, поселенного в селе Дрокино. Он взял под обработку заброшенный участок земли, где давно никто уже не сажал. Крестьяне предупреждали Спиридова, что его труд будет напрасным, однако «все посеянное взошло, выспело и в свое время собрано». Деньги, отправленные родственниками, шли на благоустройство надела. Так, М. Кюхельбекер, денежные средства использовал для развития хлебопашества. Многим 15 десятин земли было недостаточно. В Восточной Сибири все желающие могли воспользоваться разрешением расчищать « из под лесов и болот» земли в размере до 55 десятин и пользоваться ею с право владением в течение 40 лет. Этим правом воспользовался Волконский, расчистил землю под пашню1.

Ведущий 2:

По мнению властей декабристов должен был кормить труд на промерзшей, неплодородной земле. Почва в Сибирском регионе встречаются степные даже почти черноземные, но все эти почвы мерзлые. Подвергаются либо постоянному промерзанию, либо сезонному. Местные племена жили скотоводством и рыбной ловлей. Немногочисленные крестьяне по старинке пользовались сохой, а урожай получали крошечный.

Сцена 4: 1856 год. Петербург. Клуб для мужского пола.

Посетитель 1:

- Друзья, Вы слышали новость?! Декабрист Волконский с семьей возвращается из ссылки!

Посетитель 2:

- Слух ходит, что вернулись… И вернули в дворянство, только без титула князя. А жить им придется не в столицах наших, разрешил государь только в окрестностях…

Посетитель 1:

- До амнистии дожили и уже хорошо. Под старость лет насытятся Родиной, сердешные!

Посетитель 3:

- К сожалению, не все дожили до амнистии…

Посетитель 1:

- Многие решили не возвращаться в Европейскую Россию. Чем же они там успокаивают свои ум и душу?

Посетитель 2:

- Знаю! Знаю, чем занимаются, господа декабристы, в Сибири! Многие занялись просвещением Сибири и очень счастливы. С кого же Вам начать повествование?

Посетитель 3:

Мне интересна судьба И.Д. Якушкин. Слух ходил, что школы первые открыл в Ялуторовске?

Посетитель 2:

- После каземата 1836 году начал интересоваться естественными науками и желал обучать детей. Идею об открытии школы поддержал образованный протоиерей С.Я. Знаменский, который был знаком декабристами из Тобольска. Получить разрешение помогли синодские указы 1836—1837 гг. об открытии церковно-приходских школ и ходатайство тобольских декабристов перед архиереем и губернатором. Школа открылась в 1842 году и начала подготовку детей священников к зачислению в семинарию гражданственности. Завлекали новых воспитанников отсутствием наказаний и интересными лекциями. Так на первый год обучения было около 50 детей, а к 1846 – около 200. Документально учителем был дьяк Е.Ф. Седачев, но уроки велись И.Д. Якушкиным. Кроме стандартных уроков грамматике, арифметике, истории, преподавали и биологию, иностранные языки, не вписывая их в отчет. Нужно сказать, что в программу обучения было предложено ввести свод законов, касающийся крестьян, но идею не воплотили в жизнь.

Многие ученые считают, что именно организация учебного процесса, группирование детей в коллективы, способствовали легкому восприятию обучения. В школе были созданы все условия для обучения детей: светлые комнаты, хорошие парты. Но главным отличием от обычной школы является методика преподавания. Школа работала по ланкастерской системе взаимного обучения (учитель обучает группу наиболее способных учащихся, а те передают знания остальным).

Посетитель 1: Интересная методика обучения - ланкастерская система. В классе стояли железные полукруги. В одну сторону полукруга вставали успевающие ученики, в другую сторону - менее успевающие. «На стену вешались таблицы, и стоящий в кругу ученик показывал указкой ту или другую букву, цифру и т. д., а стоящие вокруг по очереди отвечали – в своем дневнике написала Ольга Балакшина, воспитанница Якушкина. Усвоивших данный круг, переводили на другой, а прошедших все круги, сажали за парты.

За первой партой дети писали по песку палочками, на среднем грифелью по аспидным доскам, за последними - чернилами. Рабочая доска отсутствовала, а вся нужная информация была написана на развешанных по стенам таблицах.

Ведущий 1:

Обучением детей и взрослых занимались многие декабристы. Выделяя отличительные черты обучения в школах декабристов, можно выделить разделение по способностям и индивидуальный подход к каждому ребенку, старались использовать источники по теме при объяснении материала. В программе увеличилось число естественных предметов. Школы документально были церковно- приходскими, но на самом деле – светскими. Новая методика обучения позволила в сибирских школах поднять уровень подготовки по сравнению с государственными школами. Любовь к своей стране, к малой Родине, толерантность к другим народам являлись главными пунктами воспитания, так как декабристы понимали, что именно их воспитанникам предстоит преобразовывать Россию. Декабристы одни из первых привлекли женский пол без привилегий к умственному труду.

Посетитель 1:

Кроме проблем с образованием в Сибири нуждались и в медицинской практике. Ходатайство местного влиятельного предпринимателя с просьбой разрешить доктору Вольфу заниматься врачеванием дошло до самого государя.

Посетитель 2:

- Верно! С появлением декабристов в Сибири во многих населенных пунктах появились впервые больницы и первые аптеки. Среди декабристов был врач Вольф. Он являлся специалистом высокого класса. Лечил бесплатно и тайно не только декабристов, но чиновников и простых людей. Официальная практика для него, государственного преступника, была под запретом. Однако на прошение государь ответил: - «Таланты не отнимаются!». С тех пор Вольф стал открыто заниматься медицинской практикой и впервые провел оспопрививание для местных жителей.

Кроме того в Красноярске Митьков начинает вести наблюдения за климатом Сибири. Бесплатно проводит метеорологические исследования по просьбе петербургского академика Купфера. Эти данные были использованы при построении первого атласа Российской Империи о температуре воздуха и при составлении метеорологических карт. Также А.И. Якубович по просьбе ученого А.И. Миддендорфа занялся метеорологическим исследованием. Академик из полученных сведений констатировал факт, что климат Сибири влияет центральную часть России. В дальнейшем академик написал книгу "Путешествие на север и восток Сибири", где упоминает имя Якубовича.

Как вы думаете, кто еще внес свой вклад в развитие Сибири?

Посетитель 3:

- Николай Бестужев картины пишет! Рисовал природу Сибири, типичные жилища для края, местных жителей и не забывал про своих товарищей – декабристов. Многие пишут стихи, мемуары…

Посетитель 2:

Но кроме духовной, уделялось же и внимание физической составляющей. Есть декабристы, которые уделяли время хозяйственной деятельности, пользуясь своими знаниями и опытом.

Посетитель 1:

М.И. Муравьев – Апостол в Вилюйске берется за выращивание картофеля. Занялся огородничеством и в первую очередь сажает картофель. Урожай удивил не только местных жителей, но и начинающего огородника. Однако опыт с посевом проса не увенчалась с успехом. Просо хорошо взошла, по - началу, но из – за не ожиданных заморозков всходы погибли.

В Селенгинске К.П. Торсон успешно выращивает арбузы и дыню. Земледельцы Селенгинска попросили К.П. Торсона построить мельницу. Достроили ее только к концу осени, так как не хватало мастеровых. Вначале не все крестьяне понимали пользу от машины, но вскоре стали молоть хлеб и благодарить Торсона. Также была построена мастерская для приготовления сельскохозяйственных орудий.

В Смоленщине Иркутской области В.А. Бечаснов сеет коноплю и строит маслобойку. На рынке продавал масло, которое так нравилось местным жителям.

Посетитель 1:

- Говорят, В.Ф. Раевский получил прозвище «воспитатель арбузов»?!

(смеется).

Посетитель 2:

- Именно с его именем связаны первые сибирские арбузы, которые заменили на рынке ягоду, привозимую из теплых районов России. Также научил жителей делать парники, для выращивания неместных овощей и фруктов.

Ведущий 1:

Сейчас поработаем с текстом и ответим на вопросы:

  1. Какая деятельность помогла Ф.П. Шаховскому получить доверие местного населения?

  2. Чем по мнению Ф.П. Шаховского отличаются люди Сибири от людей центральной России?

  3. Из – за чего местные власти просили генерал-губернатора Лавинского разрешить М. Кюхельбекеру переехать из Баргузина в Буреть?

  4. Как Вы думаете, почему администрация боялась общения декабристов с местными жителями?

Пользу желал принести и Ф.П. Шаховской, находившийся в Туруханске. Хотя жизнь ссыльная была нелегкой, он внедрял свои агрономические навыки по акклиматизации сельскохозяйственных культур. Местная администрация отмечала, что Шаховский, обещавший улучшить состояние сельского хозяйства выращиванием картофеля и других до этого невиданных овощей в этих краях, приобрел доверие населения Туруханска.

В декабристе видели доброго, умного друга, желавшего помочь в беде и поделить радость с жителями Туриханска. Пример можно привести такой: княгиня Шаховская отправила мужу четыреста рублей, из которых более трехсот пятидесяти он отдал на недоимку пострадавших крестьян от неурожая. Читая «Записки» Ф.П. Шаховского следует вывод, что местной администрации такие действия не нравились, т.к население считали дикими людьми. А автор в «Записках» говорит, что люди Сибири отличаются от населения центральной России только ограниченным общекультурным развитием, что зависит от исторического развития края.

Кроме развития огородничества нашлись и те, кто занялся животноводством. Завалишин, Нарышкин, братья Бестужевы и Беляевы выводили породу тонкорунных овец, молочных коров и разводили лошадей. Австралийскую породу овец начали разводить под Иркутском в селе Бурете и в Минусинске. Специалистов овцеводства под Иркутском не нашлось, поэтому местные власти просили генерал-губернатора Лавинского разрешить М. Кюхельбекеру переехать из Баргузина в Буреть и вместе с Беляевым помогать разведению мериносов. Генерал-губернатор не разрешил, испугавшись последствий допуска государственных преступников к «подобным занятиям, могущим открыть для них связи со многими лицами».

Сцена 5. Мужской клуб. Петербург. 1892 год

1 посетитель: - Добрый день, милые друзья! Я принес новый выпуск «Русских ведомостей». Слышали, что умер последний из живых знаменитых декабристов Д.И. Завалишин!?

2 посетитель:

- Господь, хоть дал насладиться напоследок Родиной! Как слышал, жил он в Москве в гостинице «Петергоф». Сотрудничал московскими журналистами, писал воспоминания.

3 посетитель:

- Его «Записки декабриста» один из самых подробных рассказов о жизни декабристов в Сибири.

На поселение отправили в Читинский острог в 1827 году. Бывший морской офицер, участник кругосветного плавания. Осужден был Верховным уголовным судом на пожизненные каторжные работы. Надеяться на амнистию было наивно. Единственный источник выживания был надел. Земледелие начал выпиской на последние деньги мешка семян из Петербурга. Для успешного земледелия читал работы по сельскому хозяйству на разных языках, т. к на русском языке работ не было. Делился своим агрономическим опытом местными жителями, что способствовало развитию личных хозяйств, а также сельского хозяйства края.

Рекомендовал из своих наблюдений готовить сену на зиму не в июле (после Прокофьева дня), а в конце июня (после Петрова дня), так как трава в этот момент оставалась более сочной. Для обеспечения семьи держал в хозяйстве рабочих волов, более 50 лошадей, 7 молочных коров. Для поддержания образцового хозяйства велись учеты условий климата, внедрялась новая агротехника, система возделывания пашни, выводил новые породы молочных коров. Д. И. Завалишин открыл несколько приходских и казачьих школ в селах, сам преподавал в Чите для детей «всякого звания и положения».

Ведущий 2: - Сохранились записи, где отмечено, что Завалишин некоторое время исполнял должность офицера Генерального штаба по съемкам и составлению карт, а также занимался распланировкой города Чита и путями сообщения. В записках отмечается и злоупотребление чиновников в местной администрации властью. О нарушениях регулярно пишет в высшие инстанции. В итоге местная власть решились избавиться от него.

Случается уникальный в истории случай! Завалишина выдворяют назад в Центральную часть России.

Декабрист Николай Басаргин писал: «Сибирь на своем огромном пространстве представляет так много разнообразного, так люди и правительство будут уметь воспользоваться дарами природы, коими она наделена». Эти слова актуальны и в данный момент.

Ведущий1: Сейчас вместе с вами постараемся разгадать кроссворд «Декабристы».

По горизонтали:

  1. Фамилия врача – декабристы, который впервые в Сибири провел оспопрививание.

  2. Какую сладкую ягоду выращивали Раевский, К.П. Торсон?

  3. Делал зарисовки в альбоме, а также со своим братом создал карету, адаптированную под сибирские условия.

  4. Посаженные деревья этим декабристом до сих пор растут в с. Олонки.

  5. Занимался метеорологическими исследованиями.

  6. Известный писатель, друг декабристов.

  7. В своих «Записках» отмечал, что люди Сибири отличаются от населения центральной России только ограниченным общекультурным развитием, что зависит от исторического развития края.

  8. Фамилия академика, попросившего одного из декабристов вести метеорологические наблюдения.

По вертикали:

  1. Декабрист, написавший в стихотворении ответ Пушкину.

  2. Этот человек был последним из живых ссыльных декабристов.

  3. Построил маслобойку и делал конопляное масло.

  4. Фамилия жены декабриста, которая смогла доставить послание Пушкина.

  5. Декабрист, обучавший сибиряков по ланкастерской системе взаимного обучения.

Ведущий 2:

Декабристы, выходя на Сенатскую площадь, мечтали дать людям свободу. Их подвиг и трагическая расплата за него разделил историю России на «до» и «после», но без Сибири этот подвиг был бы не полным. Именно там их мысли и мечты обрели реальное воплощение не на бумаге, а на деле. Бесплатные школы и больницы, культура быта и радость труда на земле, открытия в науке и познания неизученных просторов. Это были первые шаги, но именно с таких, казалось бы, простых шагов начиналась новая история не только Сибири, но и России. История, которая и сегодня, спустя почти 200 лет неотрывно связано с именем декабристов.

Благодарственная речь учителя инициативной группе старшеклассников, помогавших с организацией внеклассного мероприятия.


1 Юдина Т.П. К вопросу о правовых взглядах декабристов в период сибирской ссылки / Ссыльные декабристы в Сибири. Новосибирск, С.47.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!