Путешествие в рукотворную сказку.
Цели и задачи:
- Пробудить интерес у русским народным традициям
- Формировать представление о народной культуре
- Развивать у учащихся умение работать коллективно
- Познакомить учащихся с традициями русского рарода.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Ребята, в конце ноября отмечается праздник Кузьмы-Демьяна.
Кузьминки-об осени поминки
Кузьминки-встреча зимы.
Кузьма и Демьян-рукомесленники, покравители ремесел кузнецкого искусства и женского рукоделия. Работы умельцев Подмосковья и срединной России. Это Москва и то, что её окружает вплоть до Костромской, Ивановской, Нижегородской и Брянской губерний.
Особенность нашего края – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. Народ занимался сельским хозяйством, ремеслом.
Вот и сегодня мы с вами и совершим путешествие в рукотворную сказку.
Сцена украшена народными рукоделиями, развешены русские платки. Стоит стол накрытый скатертью, на столе стоят разные деревянные игрушки. Стоит деревянный сундук. За столом сидит баба Катя.
Ученики:
1. Ремесел очень много на земле русской есть
И всех ремесел нам сейчас не перечесть.
2. От дремучих озер, молчаливых озер и речушек.
Где дремлют кувшинки да ряска,
От березок, взбегающих на косогор,
От лугов, где пылает рыбачий костер,
Ты пришла ко мне, русская сказка.
Ведущий:
И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдем,
По деревням и хатам мы заглянем в каждый дом
Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим
И узнаем мы, наверное что-то новое и необыкновенное.
Ученики:
В деревню мы старинную идем дорогой длинною,
Идем дорогой трудною, дорогою крутой.
Как много есть в ней разного, хорошего, прекрасного.
В деревне той старинной, вон той что на горе.
Перед нами дом большом и красивый-то какой!
Кто же в доме том живет? Кто нам двери отопрет?
Баба Катя:
Здравствуйте, люди добрые!
Милости прошу. Удивлена!
Если величать – так на пороге встречать!
Есть в природе нашего народа
Вечные особые черты-
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветренные моды,
От души они, от доброты.
Гость войди! Традиций не нарушим.
Ученик: Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой, да под замком! Видно много в нем добра.
Баба Катя: Старый. Верно, старый, ему уже больше ста лет. Хотите покажу, что в сундуке храню?
Ученик: Покажи, бабуленька!
Баба Катя: Интересно! Все покажу. Только плату с вас за это возьму.
Учение: А чем платить за поглядки?
Баба Катя: Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто быль расскажет, а кто отгадает, про что спрошу – вот и вся плата. ( достает предмет городецкой росписи).
Ученик: Кони, качалки, тарелки, ковши,
Кружки, солонки, шкатулки, прялки
Это узор городецкой души.
Исполняется русская народная песня.
Баба Катя:
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом,
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое то «Дымково назвали»
Ученик:
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо- сказки
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Ученик:
И пошла о дымке слава
Заслужив на это право
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке.
Мы споем сейчас частушки!
ЧАСТУШКИ
Дымковские барыни,
Всех на свете краше
А гусары, баловни-
Кавалеры наши.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем парами.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Веселы и ярки,
Примите их в подарки.
Ведущий:
А теперь пойдем мы дальше,
Нужно много нам успеть.
Надо, чтоб увидел каждый
Чудеса, каких не счесть.
Снова дом встречает нас,
Кто ж нас ждет на этот раз?
Баба Катя:
Кружева в стрекозиных крыльях.
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева, кружева, кружева.
КОНКУРС С КРЮЧКОМ.
Ведущий:
Смелее, ребята, мы дальше пойдем
И новых встреч на пути нашем ждем.
Чем смогут еще удивить мастера?
Узнать нам об этом, наверно, пора.
Баба Катя:
Ритмы сине-белых чудных красок,
Неба синь и белая метель,
Подмосковье-ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель!
Ученик:
Что за чудо узор, что за краски вокруг!
Это поле, цветы, словно солнечный луг1
Эту русскую сказку каждый видеть тут рад,
Эта сказка с названьем Павлов посад!
Танец с платками.
Баба Катя:
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Ученик:
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Баба Катя:
Вы пели и плясали, наверное устали,
Всем вам отдохнуть пора
И вот к отдыху вам по кусочку пирога.
А пирог наш не простой, на подносе расписном,
А расписать его смогли, умельцы жостовской земла.
Ведущий:
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня увидели внуки
То, что дедам не снилось вчера.
Золотые российские руки,
В каждом доме живут мастера!
Отдохнули вы на славу?
Мастерам воздали славу?
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем.
Долго-долго помнить будем!
На этом наше путешествие в рукотворную сказку подошло к концу, мы благодарим всех за внимание.