СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Рабочая программа по ОПК 7 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая  разработка. Рабочая  программа  по  ОПК 7  класс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Рабочая программа по ОПК 7 класс»







Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29









Рабочая программа

Основы православной культуры

( 7 класс – 35 часов )









Учитель музыки: Пакулина И.П.

(первая квалификационная категория)






















г. Калининград

2019






1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать:

События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.

Основные источники по истории Отечества.

Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

Основные даты и события развития духовной культуры Руси.

Основные понятия, отражающие представления о православной христианской культуре.

Понимать язык христианской православной культуры.

Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию

Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

обучающиеся должны уметь:

Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.

Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.

Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.

Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

Выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ

Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины, понятия курса в содержательном аспекте, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как в общем культурно- историческом, так и в социокультурном российском контексте.

А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этими критериями оценки результатов обучения являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе. Окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности ( какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит)

Критерии имеют специфические особенности : альтернативность ответа, право морального выбора. Необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Освоение учебного содержания должно обеспечить:









- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «ОПК » в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательной деятельности, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Труд и творчество

Наука

Традиционные российские религии

Искусство и литература

Природа

Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.

Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания курса таким образом, чтобы УМК для 7 класса полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

В результате изучения учебного предмета «Основы православной культуры» получат дальнейшее развитие следующие планируемые результаты освоения учебного предмета:

1) Универсальные учебные действия:

а) личностные;

б) регулятивные;







в) коммуникативные;

г) познавательные.

2) ИКТ компетентности;

3) Учебно-исследовательская и проектная деятельности;

4) Смысловое чтение и работа с текстом.

Освоение курса « Основы православной культуры» должно обеспечить обучающимся

7 класса возможность:

знать, понимать и принимать

ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

иметь первоначальные представления о православии и его роли в культуре, истории и современности России;

иметь общие представления об исторической роли православия в становлении российской государственности;

иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

осознавать ценности человеческой жизни.

 «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в деятельности их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;









-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

2. Содержание учебного предмета, курса

Старая Русь 18-20 века (34ч.

Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский. (2 ч)

Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.

Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.

Почитание памяти святых.

Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. (2 ч)

Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.

Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.

Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.









Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.

Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. (3 ч)

Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.

Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия.

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.

Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московсий. (2 ч)

Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя. Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.

Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)

Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев. Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.

Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч)

Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников. Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков. Любовь святого к Богу.

Тема 7. Царственные мученики. (2 ч)









Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.

Иконографмя Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.

Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)

Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)

Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников.

Бутовский полигон – место покаяния. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)

Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла. О чем рассказывают песнопения Всенощной.

Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)

Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьба православных храмов и судьба православных христиан.

Тема 12. Золотая цепь святых. (4 ч)

Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.

Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Резерв. (2 ч) Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения.



Темы курса

Количество часов

Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский.


2

Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.




2

Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.

3

Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.


2

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни.


2

Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Рождественский праздник.

2+1

Тема 7. Царственные мученики.


2

Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские.

3

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа.


3

Тема 10. Православная культура России свидетельствует.

3

Тема 11. Православная культура в жизни христиан.

3

Тема 12. Золотая цепь святых.


5

Экскурсия по святым местам родной земли

1

Всего

35



Типовая (авторская) программа по основам православной культуры Шевченко Л.Л. реализуется в полном объеме.



Практическая часть




1 полугодие

2 полугодие

Творческие работы

1


Контрольные работы


1






3.Тематическое планирование


тема


Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский. (2 ч)


1

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в

жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра.


1

2

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Духовные завещания.

Пример благочестивой жизни святителя Митрофана 1Воронежского. Смелость защиты ристианской веры перед царской властью.

Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.

Почитание памяти святых

1

Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. (2 ч)


3

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.

Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.

1

4

Духовное завещание Тихона Задонского.

Церковное искусство 17-18 в.в.


Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским

1

Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. (3 ч)


5

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.

1

6

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму

1

7

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

Основание Серафимо – Дивеевской обители

Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия.

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.

1

Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. (2 ч)


8

Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.

50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики

1

9

Святитель Филарет, митрополит Московский. Церковное искусство как отражение духовного мира людей.

Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях

1

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)


10

Великие старцы Оптиной Пустыни

Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев.

1

11

Оптина Пустынь. Новомученики и Исповедники Оптинские


1



Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч)


12

На рубеже веков. Святый праведный Иоанн Кронштадтский.

Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников.

1

13

На рубеже веков. Святый праведный Иоанн Кронштадтский.


1


Тема 7. Царственные мученики. (2 ч)+1ч. - Рождественский праздник


14

Царственные мученики. Разрушение хрисианской культуры в России в 20 в

Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии.


1

15

Христианский подвиг Царственных мучеников.

Разрушение христианской семьи.

Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.

1

16

Проведение Рождественского праздника

1

Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)


17

Новомученики и исповедники российские

Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха.

Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников.

Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

1

18

Новомученики и исповедники российские

1

19

Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

1

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)


20

Христианские мученики ГУЛАГа


1

21

Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников


1

22

Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов о духовном мужестве христиан.


1

Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)


23

Православная культура России свидетельствует

Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. О чем рассказывают песнопения Всенощной.

Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла.


1

24

Православная культура России свидетельствует

1

25

О чем рассказывают песнопения Всенощной.

1

Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)


26

Православная культура в жизни христиан

Священная история – о велении Христа рассказывают всем

народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл.

Проявление Божественной любви.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке.


1

27

Православная культура в жизни христиан

1

28

Судьба православных храмов и судьба православных христиан в 20 в.


1

Тема 12. Золотая цепь святых. (5 ч)


29

Золотая цепь святых

Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином.


1

30

Святые дети в Церкви Небесной

Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная.

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.

1

31

Святые дети в Церкви Небесной

1

32

Святые дети в Церкви Небесной

1

33

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии

Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.

1

34

Экскурсия по святым местам родной земли


1

35

Экскурсия по святым местам родной земли


1

всего

35






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!