СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности «Страницы летописи родной страны »для 8 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности,можно использовать в кружковой работе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности «Страницы летописи родной страны »для 8 класса"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»



РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании

педагогического совета

протокол № _________

«___» __________2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 49

Торопова С.А.

приказ № ______

от «____» _________2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

курса внеурочной деятельности «Страницы летописи родной страны»

для 8 класса


Автор-составитель: Сапожникова Л.В.

учитель истории и обществознания



Рассмотрено на методическом

объединении учителей

гуманитарного цикла

протокол № _____

«____» ___________2018 г.











Новокузнецкий городской округ, 2018



Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта. История входит в предметную область «Общественно-научные предметы».;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897);

Программа по внеурочной деятельности «Страницы летописи моей страны» создана рамках инновационного проекта МБОУ СОШ № 49 «Школа благородного воспитания – социально активная школа»;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №49»;

авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015..).

2.Цель и задачи учебной дисциплины

Цель программы: Формирование гражданского сознания и культурной самоидентификации на основе осмысления историко-культурного опыта и особенностей своего региона и других федеральных округов РФ.

Задачи программы:

•познание учениками истории своей малой Родины и России в прошлом и настоящем;

•воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;

•обобщение знаний о природе своего края и других регионов РФ, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека;

•формирование у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем района ,города, области, Сибири и регионов РФ; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

•содействие формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием;

•развитие навыков поисковой деятельности;

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

•формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:


  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;


  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;


  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;


  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;



8)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


    1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


    1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


    1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;


    1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


    1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное


  • по аналогии) и делать выводы;


    1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    2. смысловое чтение;


    1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;


Содержание учебного предмета, курса «История Сибири»- 8 класс-34 ч

Раздел I. Сибирь- истоки истории(8ч)

Геологическая характеристика, земельные и водные ресурсы, климат.«Денисовский человек»,Томскаяписаница. Карасукские племена, скифский и гуннский период, китайское влияние в Сибири. Югра и Новгород, Сибирское ханство, Ермак Тимофеевич, торговые интересы купцов Строгановых, хан Кучум. Освоение восточной Сибири, Ерофей Хабаров, Василием Поярков, Семен Дежнев, купцы Демидовы, создание Сибирской губернии, Великая Северная экспедиция.

Раздел II. Сибирь –XIX в.(7ч)

Западная и Восточная Сибирь, законы «Сибирского учреждения», Сибирский жандармский округ. Сибирская медная монета, первые банки, кредитно-вексельные операции. «Золотая» лихорадка, сибирские рудники судоходство и сплав, «Транссибирская магистраль», Новониколаевск. Государственные, приписные и экономические крестьяне, сибирская сельская община, состояние земледелия и скотоводства. Декабристы на каторге и поселении Н. Г. Чернышевский в Сибири. Ишутинцы. Тобольская организация Д. Боцярского. Восстание на Кругобайкальском тракте. Приток ссыльных в 70–80х гг. XIX в.

Раздел III. Сибирь – XX в.(11ч)

Основание Томского университета, Иркутский областной краеведческий музей ,сибирские отделы Русского географического общества. Губкомы Томска, Красноярска ,Иркутска, борьба большевиков с эсерами и анархистами .Дальневосточная республика, правительство Колчака, белочехи, партизанская армия Е.М. Мамонтова, «роговцы».Отдел по делам национальностей (СИБНАЦ),ужасы продразверстки, спецпереселенцы и лишенцы, «Лена- Голфидс»,Кузбасс- металлургическая и горная столица, ГУЛАГ.Гонения на церкви, школьное образование, новые вузы и техникумы, ФЗУ.24-я всевойсковая армия,1500 Героев СССР- сибиряков. Перестройка экономики, трудовой подвиг сибиряков,1 млн. эвакуированных. Нефть Западной Сибири(Тюмень),химическая промышленность(Красноярск, и Омск),строительство ГЭС(Братск),БАМ, Саяно-Шушенская ГЭС, система образования ,Сибирская АН ССР.

Раздел IV. Сибирь в XXI в.(8ч)

Шахтерские забастовки, рейдерские захваты предприятий, «СИБНЕФТЬ», «ЕВРАЗ», социальная политика регионов, федеральные округа. Алтай. Географические и климатические особенности, игры «Эл-Ойын», Денисовская пещера, Василий Шукшин. Бурятия и Тыва. Географические и климатические особенности, озеро Байкал, курганы «Долина царей», кочевнические хозяйства. Забайкальский край и Иркутская область. Географические и климатические особенности, Амур, Ангара, остров Альхон, бабр, БАМ. Красноярский край. Хакасия. Географические и климатические особенности, Енисей, заповедник «Столбы», районы Крайнего Севера(Норильск),Саяны, озеро Шира. Новосибирская область. Географические и климатические особенности, Обское море, сибирский метрополитен, Новосибирский академгородок. Томская и Омская области. Географические и климатические особенности, Иртыш, парк «Птичья гавань», город студенчества .

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 класс-34 часа

Наименование разделов и тем

Формы

организации

Виды

деятельности


Раздел I. Сибирь- истоки истории(8ч)

Геологическая характеристика, земельные и водные ресурсы, климат.«Денисовский человек». Югра и Новгород, Сибирское ханство. Создание Сибирской губернии, Великая Северная экспедиция.


Поисковые

исследования, круглый стол

Познавательная

деятельность,

исследовательская

деятельность

Раздел II. Сибирь –XIX в.(7ч)

Сибирская медная монета, первые банки, кредитно-вексельные операции. «Золотая» лихорадка, сибирские рудники . Декабристы на каторге и поселении Н. Г. Чернышевский в Сибири. Приток ссыльных в 70–80х гг. XIX в.

Поисковые

исследования, круглый стол

Познавательная

деятельность,

исследовательская

деятельность

Раздел III. Сибирь – XX в.(11ч)

Основание Томского университета, Иркутский областной краеведческий музей ,сибирские отделы Русского географического общества. Губкомы. Дальневосточная республика, правительство Колчака, белочехи.,ужасы продразверстки, спецпереселенцы и лишенцы. Перестройка экономики, трудовой подвиг сибиряков,1 млн. эвакуированных. Нефть Западной Сибири(Тюмень),химическая промышленность(Красноярск, и Омск),строительство ГЭС(Братск),БАМ, Саяно-Шушенская ГЭС, система образования ,Сибирская АН ССР.

Познавательная беседа, поисковые исследования

Познавательная

деятельность,

исследовательская

деятельность

Раздел IV. Сибирь в XXI в.(8ч)

Шахтерские забастовки, рейдерские захваты предприятий, «СИБНЕФТЬ», «ЕВРАЗ», социальная политика регионов, федеральные округа.

Поисковые

исследования, проектная

деятельность

Познавательная

деятельность,

проектная

деятельность


Тематическое планирование 8 класс

Название разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Раздел I. Сибирь - истоки истории



8

2

Раздел II. Сибирь –XIXв.



7

3

Раздел III. Сибирь – XX в.



11

4

Раздел IV. Сибирь в XXIв.



8


Итого

23

11

34








































Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Контроль

Примечания










Раздел I. Сибирь - истоки истории

8



1



Географическое положение Сибири

1



2



Палеолит и неолит в Сибири

1



3



Бронзовый и железный век

(III-I тыс. до н.э.-IV в. н. э.)


1



4



Сибирское средневековье (XIII—XVI в.)

1



5



Покорение Сибири


1



6



Сибирь XVII–XVIIIв.

1



7



Сибирь в XIXв.

1



8



Периоды изучения Сибири

1






Раздел II. Сибирь –XIXв.

7



9



Административное деление

1



10



Финансы Сибири

1



11



Становление промышленности и транспорта

1



12



Сельское хозяйство

1



13



Политическая ссылка и развитие общественной мысли Сибири

1



14



Социально-экономическое развитие народов Сибири

1



15



Вехи сибирской истории (XIX в.)

1






Раздел III. Сибирь – XX в.

11



16



Культура и наука Сибири на рубеже веков

1



17



Великие ученые Сибири




18



Русские революции XXв.




19



Установление советской власти

1



20



Сибирь в годы первых пятилеток

1



21



Сибирские рекорды

1



22



Культурное строительство

1



23



Сибиряки-фронтовики

1



24



Вклад Сибири в Победу

1



25



Развитие Сибири 1950-1980-г.г.

1



26



XX в. в сибирской истории

1






Раздел IV. Сибирь в XXIв.

8



27



Сибирь в I-й половине XXIв.

1



28



Республика Алтай и Алтайский край

1



29



Республика Бурятия и республика Тыва

1



30



Забайкальский край и Иркутская область

1



31



Красноярский край и республика Хакасия

1



32



Новосибирская область

1



33



Томская и Омская области

1



34



Я – Сибиряк. Будущее Сибири







ИТОГО

34





















Информационно-образовательные ресурсы:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010. – 321с

  2. Шуранов, Н.П. История Кузбасса. [Текст]/ Н.П. Шуранов. Кемерово: Скиф, 2006.-359 с.

  3. Кацюба, Д.В. История Кузбасса. [Текст]/Д.В. Кацюба. Кемерово, 1975.-267 с.

  4. Карпенко, З.Г. Из истории Кузбасса. [Текст]/З.Г. Карпенко. Кемерово, 1964.-126 с.

  5. Жеребин, Б.Н. История Кузнецкого металлургического комбината. [Текст]/Б.Н. ЖеребинЭрдниев, У.Э. Памятные места города Сталинска. [Текст]/У.Э. Эрдниев. Кемерово, 1956.-47 с.

Цифровые ресурсы:

  1. Мемориальные, информационные доски и памятники Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Управление культуры Администрации г. Новокузнецка, ДубльГИС-Новокузнецк. – Электрон.дан. – [Новокузнецк, 2010].

  2.     Мой город [Электронный ресурс] / [автор-составитель Е. С. Мысина]. - Электрон.дан. - Новокузнецк : ЦБС им. Н. В. Гоголя, 2008.

  3. Кимеев, В.М. - Шорцы. Кто они? этнографические очерки [Текст] // В. М. Кимеев . –  Кемеровское книжное издательство (Кемерово), 1989. - 189 с.

  4. Костюмы народов мира [Электронный ресурс] // Etnolog. –  http://www.etnolog.ru/world-dress.php

  5. Кузбасс — регион согласия. – 2012.  - Выпуск №4. – 33 с.

  6. Многонациональный Кузбасс [Электронный ресурс] // Сайт департамента культуры и национальной политики города Кемерово. – http://www.depcult.ru/national

  7. Многонациональный Кузбасс [Электронный ресурс] // Лик Кузбасса. –  http://lik-kuzbassa.narod.ru

  8. Народы России: энциклопедия [Текст] // гл. ред. В.А. Тишков. –  М.:Академия, 2007 - 304с.

  9. Энциклопедия Сибири[Электронный ресурс] //Библиотека сибирского краеведения –  http: russiasib.ru

Для обучающихся:

Печатные пособия:

  1. 1.Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени[Текст]: / Лаврина В.Л.- 3-е изд.- Кемерово: Кузбасс, 2007.- 80с.

  2. 2.Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие[Текст]: / Соловьев Л.И.- Кемерово: Кузбасс, СКИФ, 2006.- 384 с.


Цифровые ресурсы:

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]http://school-collection.edu.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!