СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Рабочая тетрадь обогащаем словарный запас детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В настоящее время  растёт число детей с нарушениями развития речи и с таким диагнозом как «общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, характеризующееся нарушением звукопроизношения, слоговой структуры, звуконаполняемости  слов, граммати-ческого строя речи. При ОНР ограничен словарный  запас, как  активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам  одних слов другими.  Мы предлагаем вам сборник  игр и упражнений по лексическим темам, которые помогут  заметно  активизировать лексику старшего дошкольника.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Рабочая тетрадь обогащаем словарный запас детей с ОНР»




6-7 лет


Разработала: учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 101»

Атяшева О.Н.






Уважаемые педагоги и родители!


В настоящее время растёт число детей с нарушениями развития речи и с таким диагнозом как «общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, характеризующееся нарушением звукопроизношения, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, граммати-ческого строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Мы предлагаем вам сборник игр и упражнений по лексическим темам, которые помогут заметно активизировать лексику старшего дошкольника.

Как заниматься с ребёнком?


* Занимаясь с ребёнком, не торопитесь говорить за него. * Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения. *Если ребёнок затрудняется подскажите ответ жестом, мимикой, словом противоположного значения или, наконец предложите выбор из нескольких вариантов. Главное- добиться, чтобы малыш вначале медленно, а затем быстрее подбирал слова самостоятельно. Выполняя каждое упражнение, не торопитесь. Помните- лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем « пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.

* Слова, подобранные ребёнком самостоятельно или с вашей помощью, записывайте в тетради на специально отведенных местах.

*Задания на рабочих листах желательно выполнять простым карандашом. Это даст вам возможность предложить ребёнку повторить задание при неуспешном первичном решении. Так вы сможете проанализировать достижения малыша, обсудить и оценить их.

*Занимаясь, будьте заинтересованы, собраны, терпеливы. Настройтесь на радостное, добросердечное общение. Чаще улыбайтесь и хвалите ребёнка за любую, даже самую самую маленькую удачу!


Желаем успехов вашим детям и вам!


Содержание.


1. Осень

2. Лес. Деревья.

3. Грибы


















Тема: ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ


Дети 6-7 лет должны знать:

-названия деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые, лес- бор-чаща-сад;

-различия деревьев по внешнему виду;

-названия частей дерева;

-понятия «ёлка-дерево»,отличие ели от сосны;

-понятия «цветущие деревья»

- о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прозрачная древесина...)

- как меняются деревья в различные времена года.

Расширение словарного запаса детей:

названия: деревья, клён, тополь, осина, черёмуха, липа, дуб, берёза, ива, рябина, ель, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, шишки, жёлуди, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;

признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанные, сосновый, дубовый, берёзовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, тёмно-зелёный, жёлтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;

действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, очищать, ломать, охранять.



Дидактические игры и упражнения.

1. Упражнение «Шагайка- называйка»

Подбери слова раскрывающие каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперёд.


Я знаю лиственные деревья ___________________________________________________

Я знаю хвойные деревья____________________________________________



2. Упражнение пять действий.

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовёшь пять слов без пауз, ты – победитель!


Деревья могут (качаться...)___________________________________________________________________________________________

Листья могут (шелестеть...)__________________________________________________________________________________________ Из дерева можно сделать ______________________________________________________________________________________________________





3. Упражнение «Пуговки –помощницы»

К каждому слову- признаку подбери названия предметов. Считай слова с помощью пуговок. Если назовёшь больше пять слов, ты – победитель!



Деревянным может быть ______________________________________________________________________________________________________

Я знаю какими словами можно сказать об осеннем лесе (задумчивый, унылый, завороженный, живописный, молчаливый,)__________________________________________________________________________________________ Я знаю что можно сказать о листьях осенью (разноцветные, бурые, ярко-красные, пёстрые ) ___________________________________________________

___________________________________________________

Я знаю что может происходить с деревьями от ветра - (качаются, гнуться, ломаются )


4. Упражнение «Помощники»

Посмотри внимательно и скажи чего не хватает (родители на отведенных строчках записывают всё со слов ребёнка). Помоги малышам сделать правильно задание.


______________________________________________________________________________________________________





5.Упражнение « Собералки»

Помоги Знайке правильно собрать все предложения. Правильное предложение запиши сам, если сможешь, или попроси родителей.

Прячутся, кроне, в, птицы, клёна.

_______________________________________________

__________________________________________________

*Сидит, дятел, стволе, берёзы, на.

______________________________________________________________________________________________________

*Дубом, много, под, желудей, было.

______________________________________________________________________________________________________

*Земле, на, опавших, листьев, много.

______________________________________________________________________________________________________


6. Отгадай загадки.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)


Весной расту,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Кедр, ель, сосна)

Изба белена,

Маковка зелена.

(Берёза)

Зимой и летом

Одним цветом.

(Ель, сосна)

Платье потерялось,

Пуговки остались.

(Рябина)

Почки липучие,

Листья пахучие,

Плоды летучие.

(Тополь)


Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит-

Никому не говорит.

(Ива).

Лысые детки

В шапки одеты.

Кудрявый папа

Стоит без шляпы.

(Жёлуди на дубе)


7. Упражнение « Что общего и чем отличаются друг от друга»

Посмотри внимательно и скажи «что общего и чем отличаются друг от друга» (родители на отведенных строчках записывают всё со слов ребёнка). Помоги детям сделать правильно задание.






_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Упражнение « Узнавалочка»

Помоги узнать по описанию, что это и напиши рядом на пустой строчке.

1. Кудрявая, стройная, белоствольная. _________________

2. Вековой, могучий, крепкий. _______________________

3. Гибкая плакучая._________________________________

4. Вечнозелёная, колючая. ___________________________


9. Упражнение « Противник»

К каждому слову подбери по слову –противнику (родители на свободных строчках записывают высказывания ребёнка).

Высокая ель - ________________________________

Старый дуб - _________________________________

Тонкая сосна- _________________________________

Прямой ствол - ________________________________


10. Упражнение «Помоги Колобку назвать правильно лес и узнать чьи плоды (семена)»

Например

Если в роще растут берёзы, то эта роща называется – берёзовая.

Если в роще растут дубы - ______________________

Если в роще растут ивы - _______________________

Если в роще растут- ____________________________


Жёлуди растут на -_______________________________

Яблоки растут на - _______________________________

Круглая шишка на - ______________________________

Длинная шишка на - ______________________________

Грозди растут на - ________________________________

Серёжки растут на - _______________________________


11. Упражнение « Самые, самые»

Вспомни и назови «Какие бывают леса?»


Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес -___________

Если в лесу растут сосны и ёлки - _____________________

Если в лесу растут ели, дубы и берёзы, то этот лес -_______

12. «Объяснялки»

Объясни разницу в значении этих слов.




13.Рассмотри картинки, назови плоды деревьев.
С какого дерева каждый из этих плодов?









14. Пословицы и поговорки

Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками


  • Сухие деревья горят, живые- плоды приносят.


  • Без ветра деревья не качаются


  • Высокие деревья больше страдают от ветра


  • Деревья без плода садят, да после плод от них едят.


  • Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.


  • Каковы деревья – таковы и плоды.




15.Упражнения «Какой, какое, какие?»



16. Упражнение «Что не так?»

Взрослый произносит предложения, заключающие в себе ошибку. Необходимо определить, какое слово в предложении используется неверно, и заменить его словом с противоположным значением.


*Под дубом дети собирали шишки.

*Деревья закачались и подул ветер.

*Осенью на деревьях появляются почки.


17. Хитрые вопросы

Во что превратиться дерево без веток?__________________

Во что превратиться лес без деревьев?__________________

Чего в лесу больше: деревьев или сосен?________________




Тема: ОСЕНЬ

Дети должны знать

- названия осенних месяцев;

-основные приметы осени;

- что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;

-что делают осенью животные и птицы;

- чем занимаются люди;

- какие подарки принесла осень;

- почему об осени говорят «золотая»

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманная, дальний, трудный, богатый, длинный, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядший, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелётные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.


Дидактические игры и упражнения


1. Упражнение «Карандаши –помощники»

К каждому слову- признаку подбери названия предметов. Считай слова с помощью карандашей.



Я знаю какими словами можно сказать об осени (печальная, пёстрая...) ______________________________________________________________________________________________________

Я знаю каким может быть сентябрь ___________________________________________________

Я знаю каким может быть октябрь____________________________________________

Я знаю каким может быть ноябрь_____________________________________________

Я знаю каким может быть день осенью________________________________________________________________________________________________


2. Упражнение «Незнайкины ошибки»

А) Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы

Если начинают опадать листья – начинается весна.

Дети идут в школу первого октября.

Б). Определи, чего не бывает осенью.

*Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

*Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

* Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

*Люди собирают урожай, овощей фруктов.

*Дикие животные не делают запасы корма.



3. Упражнение « Чёрточка помощница»

Надо на каждое слово называть противоположное по значению слово( пример смотрите ниже).На каждый правильный ответ ставь в прямоугольнике чёрточку , если ты наберёшь 16 чёрточек, то ты победитель (ответы за детьми родители потом записывают ).





Ясный- пасмурный

Дождливый- _______________________________________

Тёплая -___________________________________________

Поздняя -_________________________________________

День весёлый- _____________________________________

День солнечный- __________________________________

Облако белое- туча _________________________________

Осень ранняя - _____________________________________

Летом солнце яркое, а осенью..________________________

Летом небо светлое, а осенью _________________________

Летом день длинный, а осенью ________________________

Летом тучи ходят высоко, а осенью ____________________

Летом птицы учат птенцов летать, а ___________________

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а__________________________________________________

Утром солнце появляется на небе, а вечером ____________

Осенью погода становится холоднее, а весной ___________

Понедельник первый день недели, а воскресенье _________


5. Упражнение «Объяснялочка»


Объясни гномику значение слов так, чтобы он понял, что это может быть осенью.

Разноцветные- ______________________________________

Листопад- _________________________________________

Проливной -________________________________________

Золотая- ___________________________________________

Голые - ____________________________________________

Перелётные- _______________________________________

Частый - ___________________________________________

Богатый - __________________________________________

Короткий - _________________________________________


5. «Каждый знает»

Повтори начало предложения и добавь слово ( взрослый записывает ответ рядом).

Каждый знает, что льёт, моросит, крапает - _____________

Каждый знает, что краснеют, желтеют - ________________

Каждый знает, что дубовые, кленовые- _________________

Каждый знает, что сильно пронизывающий, холодный - ___________________________________________________

Каждый знает, что дуб, липа, ива, берёза- _______________

Каждый знает, что сентябрь, октябрь, ноябрь - __________________________________________________



6. «Помощники»

Помоги Маше закончить предложение правильно.

Пошёл дождь, и ..._________________________________

Наступила осень, поэтому.._________________________

Деревья качаются потому, что...______________________


7. Упражнение «Хитрые вопросы от Алладина»

*Чего больше- осенних месяцев или дней?

*Чего больше – осенних месяцев или летних?




Тема: «Грибы»

Дети должны знать:

-грибы бывают съедобные и несъедобные, ядовитые

- знать их распространённые названия


Расширение словарного запаса детей:

имена существительные: гриб, белый (боровик), подберёзовик, подосиновик, лисички, сыроежка, опёнок, маслёнок, мухомор, поганка, шляпка, ножка, корзинка, нож;

глаголы: расти, прятаться, искать, находить, срезать;

имена прилагательные: съедобные, несъедобные, ядовитый, толстый, тонкий, круглый, красный, красивый, коричневый, жёлтый, белый, скользкий, солёный, варёный, жаренный, полный, пустой, грибной, вкусный;

наречия: трудно, легко, тяжело, красиво, вкусно, осторожно.




Дидактические игры и упражнения.


1. Рассмотрите вместе с ребёнком картинки. Назовите съедобные и ядовитые грибы. Отметить особенности их строения ( шляпка, ножка). Расскажите где растут грибы ( в лесу, чаще, на пеньке, в траве). Закрепить в словаре обобщающие слово грибы.


2. Назови и расскажи ...то, что ты видишь на картинки.

( обратите внимание на то, что гриб растущий под берёзой, называется подберёзовиком, под осиной –подосиновиком)







3. Упражнение «Шагайка- называйка»

Подбери слова раскрывающие каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперёд.

Я знаю съедобные грибы_________________________________________________________________________________________________


Я знаю несъедобные грибы_________________________________________________________________________________________________



4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай». Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы ( подбери и назови как можно больше слов- действий)? (Ножом грибы срезают, чистят, разрезают.... и т.д.) (Родители записывают ответы детей на свободных строчках)


__________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________


5. Упражнение «Незнайкины ошибки»

Белка варит на зиму грибы

Вкусный суп получается у нас из маслят и мухоморов.

Самое грибное время года – весна.


6. Упражнение «Хитрые вопросы от Ёжика»

* Чего в лесу больше – грибов или несъедобных грибов?

*На опушке три горькушки. Чего больше – опушек или горькушек?

* Растут на полянке две поганки. Чего больше – шляпок или ножек?

7. Игра «Доскажи словечко»


Растут в лесу сестрички,

Рыжие....

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их....

Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый...

Люблю я в разных шапках быть-

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай не мешкай, это...

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я..


Серенькие шляпки, Рябенькие ножки.

Под берёзой растут.

Как их зовут?...

На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает..



8. Упражнение « Собиралки»

Помоги Ёжику правильно собрать все предложения. Правильное предложение запиши сам, если сможешь, или попроси родителей.


Дети, лес, в, пошли, грибами, за.

______________________________________________________________________________________________________

Собирали, в, грибы, мы, корзину.

______________________________________________________________________________________________________Мама, на, грибов, насушила, зиму.

______________________________________________________________________________________________________


9. Упражнение «Объяснялки» .

А). Объясни пословицы (родители разбирают вместе с детьми пословицы, а потом спрашивают ребёнка, что он понял и записывают ).

*Назвался груздем- полезай в кузов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Бояться волков – быть без грибов.


______________________________________________________________________________________________________

Б) Объясни выражения: грибной год, грибной дождь.

Спрашиваем, как ребёнок понимает эти словосочетания. Где нужно- уточняем, поправляем или объясняем ребёнку их смысл.

Грибной год _______________________________________

Грибной дождь _____________________________________



5. Рассмотрите с ребёнком картинки, и объясните разницу в значениях слов.




6. Упражнение « Противник»

К каждому слову подбери по слову –противнику (родители записывают высказывания ребёнка).




У белки Маши ПОЛНАЯ корзина, а у белки Вари -...._____

Ёж нашёл съедобный гриб, а Заяц ...____________________


7. Помоги Ёжику собрать полную корзину съедобных грибов. Проведи стрелкой от съедобного гриба к корзине.





Используемая литература


1. Т.А. Ткаченко. Обогащаем словарный запас.Рабочая тетрадь.-Екатеренбург:ООО»Издательский дом Литур», 2008.-24с.

2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.Альбом 1/Н,Э,Теремкова.- Москва: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ГНОМ, 2023.- 48с.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!