ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планом внеурочной деятельности МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2022-2023 учебный год (приказ № ______от
« » августа 2022г.), в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования.
Программа направлена на:
-формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
-формирование знаний об общепринятых нормах поведения; -овладение умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
Целью программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» является формирование культуры безопасности младших школьников как качества личности, представленного в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Задачи программы:
- образовательные:
- прививать учащимся основы культуры здорового образа жизни;
формировать у детей знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью;
формировать комптентностные знания, умения, навыки учащихся в области безопасности жизнедеятельности;
- развивающие:
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, самообладание
- развивать потребность младших школьников в занятиях физической культурой и спортом;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитательные:
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа направлена на воспитание культуры безопасного поведения, овладения навыками по предупреждению и преодолению опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Система занятий, сюжетно-ролевых игр и развлечений раскрывает содержание работы, обеспечивающей безопасную жизнедеятельность и развитие детей. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у детей, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни ситуации, которая позволит ему в нужный момент сконцентрироваться, увидеть правильные способы действий, принять правильное решение, попробовать совершить их самому. Ролевые игры, разрешение проблемных ситуаций, спортивные мероприятия помогут закрепить и обобщить изученный материал.
Программа внеурочной деятельности предполагает двухуровневое обучение:
первый уровень – информативный (изучение правил и основ безопасности в различных условиях жизнедеятельности человека);
второй уровень – поведенческий (закрепление социально адекватной модели поведения).
Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности являются занятия, организация и проведение которых предполагает:
задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
имитационные игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (спортивные игры, ролевые игры и т.д.) задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио, телевидению и т. д.).
Описание места внеурочной деятельности
На реализацию программы «Азбука безопасности» в 3 классе отводится 17 часов за счёт часов внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде
всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения.
С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел №1.Безопасное поведение на улице – 6 часов.
1.Вводное занятие. Как рождаются опасные события.
2.Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.
3.Опасные ситуации на дороге.
4. Мы – пассажиры.
5. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
6. Терроризм – это опасно!
Раздел №2.Безопасное поведение дома – 4 часа.
1. Как подружиться с электричеством.
2. Что делать при запахе газа.
3. Огонь – враг и друг.
4. Если кто-то звонит в твою дверь.
Раздел №3. Твоё здоровье – 4 часа.
1. Личная гигиена.
2. Витамины – наши друзья.
3. Чем важен сон.
5. Вредные привычки.
Раздел №4.Безопасное поведение в природе – 3 часа.
1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
2. Как не заблудиться в лесу.
3.Безопасность при любой погоде.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АЗБУКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол- во часов |
план | факт |
Безопасное поведение на улице | 6 |
1/1 | | | Вводное занятие. Как рождаются опасные события. | 1 |
2/2 | | | Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник. | 1 |
3/3 | | | Опасные ситуации на дороге. | 1 |
4/4 | | | Мы – пассажиры. | 1 |
5/5 | | | Как вести себя с незнакомыми людьми на улице. | 1 |
6/6 | | | Терроризм – это опасно! | 1 |
| Безопасное поведение дома | 4 |
7/1 | | | Как подружиться с электричеством. | 1 |
8/2 | | | Что делать при запахе газа. | 1 |
9/3 | | | Огонь – враг и друг. | 1 |
10/4 | | | Если кто-то звонит в твою дверь. | 1 |
Твоё здоровье | 4 |
11/1 | | | Личная гигиена. | 1 |
12/2 | | | Витамины – наши друзья. | 1 |
13/3 | | | Чем важен сон. | 1 |
14/4 | | | Вредные привычки. | 1 |
Безопасное поведение в природе | 3 |
15/1 | | | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 1 |
16/2 | | | Как не заблудиться в лесу. | 1 |
17/3 | | | Безопасность при любой погоде. | 1 |