СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела образовательной программы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа основного общего образования по биологии 7 класса "Биология. Многообразие живых организмов" является продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы»

Методическая разработка раздела образовательной программы Биология 7 класс «Царство Растения» Демина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии МБОУ «Мотызлейская ООШ», 1 квалификационная категория

Методическая разработка раздела образовательной программы

Биология 7 класс «Царство Растения»

Демина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии МБОУ «Мотызлейская ООШ»,

1 квалификационная категория

В учебно-методический комплект входят:

В учебно-методический комплект входят:

Содержание Пояснительная записка  Цели Задачи Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Ожидаемые результаты освоения темы Обоснование используемых технологий, форм, методов организации деятельности учащихся Система знаний и система деятельности Календарно – тематическое планирование по разделу Разработка урока Литература

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Цели
  • Задачи
  • Психолого-педагогическое объяснение специфики

восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

  • Ожидаемые результаты освоения темы
  • Обоснование используемых технологий, форм, методов организации деятельности учащихся
  • Система знаний и система деятельности
  • Календарно – тематическое планирование по разделу
  • Разработка урока
  • Литература

Пояснительная записка

  • Программа основного общего образования по биологии 7класса «Биология. Многообразие живых организмов» (авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова) является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 класса.
  • Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные растения (2 часа); Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)
  • Материал раздела «Царство Растения входит в КИМы ЕГЭ и ГИА.
  • К изучению данного раздела учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточным запасом биологических понятий и умений. Опорные знания и умения формировались в курсе 6 класса «Живой организм», где рассматривалось сравнение основных групп организмов, их строение и жизнедеятельность.
  • Для раздела характерны: большой объём информации и глубина изложения материала.
Цели Образовательные Развивающие Воспитательные воспитание трудолюбия, настойчивости для достижения конечных результатов; способности к преодолению трудностей; осознания ценности природы и формирование бережного отношения к ней расширение и углубление знаний о царстве Растений:  - происхождение, формирование умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; выбирать информацию из различных источников общая характеристика,  классификация, разнообразие видов,  особенности жизнедеятельности, распространенности, экологии

Цели

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

воспитание трудолюбия, настойчивости для достижения конечных результатов; способности к преодолению трудностей; осознания ценности природы и формирование бережного отношения к ней

расширение и углубление знаний о царстве Растений:

- происхождение,

формирование умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; выбирать информацию из различных источников

  • общая характеристика,
  • классификация,
  • разнообразие видов,
  • особенности жизнедеятельности, распространенности, экологии
Задачи Формировать знания  о многообразии и особенности организации основных групп растений, о классификации и происхождении, а так же экологической и хозяйственной роли растений Формировать умение  давать общую характеристику основных групп растений, указывать систематическое положение отдельных видов

Задачи

  • Формировать знания о многообразии и особенности организации основных групп растений, о классификации и происхождении, а так же экологической и хозяйственной роли растений
  • Формировать умение давать общую характеристику основных групп растений, указывать систематическое положение отдельных видов
Задачи Сформировать понятия о спорофите и гаметофите, об особенностях жизненного цикла растений  Выявить закономерности в смене жизненных поколений растений

Задачи

  • Сформировать понятия о спорофите и гаметофите, об особенностях жизненного цикла растений
  • Выявить закономерности в смене жизненных поколений растений
Задачи Формировать навык самостоятельного поиска биологической информации и составлении общей характеристики основных групп растений на основе имеющейся информации   Формировать и закреплять  навыки работы с гербарным материалом, определительными карточками, схемами, рисунками, таблицами

Задачи

  • Формировать навык самостоятельного поиска биологической информации и составлении общей характеристики основных групп растений на основе имеющейся информации
  • Формировать и закреплять навыки работы с гербарным материалом, определительными карточками, схемами, рисунками, таблицами
Психолого-педагогическая характеристика выбора методов и приёмов для передачи содержания раздела программы Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». В 7 классе учащиеся учатся использовать дидактические материалы, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

Психолого-педагогическая характеристика выбора методов и приёмов для передачи содержания раздела программы

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста».

В 7 классе учащиеся учатся использовать дидактические материалы, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

Исходя их специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения. Для учащихся 7 класса, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение задач, связанных с развитием таких качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе, развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за природными явлениями, осознания возможности, развития у учащихся умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развития у них экологической догадки.  
  • Исходя их специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.
  • Для учащихся 7 класса, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение задач, связанных с развитием таких качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе, развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за природными явлениями, осознания возможности, развития у учащихся умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развития у них экологической догадки.
  •  
различия в интеллектуальной деятельности  стойкие интересы к отдельным предметам,  стремление овладеть новыми знаниями  и умениями по этим предметам  с разбросанными или неопределенными интересами,  с низким уровнем мотивации  учебной деятельности, отсутствием познавательных  интересов, ограниченным кругозором необычные задания, иллюстрированный и логически выстроенный материал, могут высказывать свое мнение, любят выполнять занимательные задания  и лабораторные работы

различия в интеллектуальной деятельности

стойкие интересы

к отдельным

предметам,

стремление овладеть

новыми знаниями

и умениями

по этим предметам

с разбросанными или

неопределенными

интересами,

с низким уровнем мотивации

учебной деятельности,

отсутствием познавательных

интересов, ограниченным

кругозором

необычные задания,

иллюстрированный и логически выстроенный

материал, могут высказывать свое мнение,

любят выполнять занимательные задания

и лабораторные работы

Ожидаемые результаты освоения раздела программы знать: уметь: характерные признаки царства Растения, отличающие его от других царств живой природы принцип деления растений на низшие и высшие особенности жизненных циклов основных групп растений использовать : давать общую характеристику основных групп растений, классификационное положение различных представителей царства Растения сравнивать растения различных систематических групп между собой, делать выводы работать с карточками-определителями для выявления систематического положения растений давать описание растений по гербарным материалам, сравнивать, делать выводы об их принадлежности к той или иной систематической группе объяснять роль растений в природе и их практическое значение понимать эстетическую ценность растений и необходимость бережного отношения к природе

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

знать:

уметь:

характерные признаки царства Растения, отличающие его от других царств живой природы

принцип деления растений на низшие и высшие

особенности жизненных циклов основных групп растений

использовать :

давать общую характеристику основных групп растений,

классификационное положение различных представителей царства Растения

сравнивать растения различных систематических групп между собой, делать выводы

работать с карточками-определителями для выявления систематического положения растений

давать описание растений по гербарным материалам, сравнивать, делать выводы об их принадлежности к той или иной систематической группе

объяснять роль растений в природе и их практическое значение

понимать эстетическую ценность растений и необходимость бережного отношения к природе

Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся Методы обучения Обоснование Рассказ учителя с элементами беседы Работа с текстом Составление схем Сравнительные таблицы Анализ рисунков

Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Методы обучения

Обоснование

Рассказ учителя с элементами беседы

Работа с текстом

Составление схем

Сравнительные таблицы

Анализ рисунков

Структура содержания раздела Общая хар-ка растений Обще-научные знания и законы Учение о биосфере Низшие растения Знания из опреде-лённой научной области Высшие споровые растения Эволюционная теория (эволюционное развитие растений) Основы экологии (среда обитания и условия существования) Цитология. Гистология. Систематика. Онтогенез Голо-семенные Покрыто-семенные

Структура содержания раздела

Общая хар-ка растений

Обще-научные знания и законы

Учение о биосфере

Низшие растения

Знания из опреде-лённой научной области

Высшие споровые растения

Эволюционная теория (эволюционное развитие растений)

Основы экологии (среда обитания и условия существования)

Цитология. Гистология. Систематика. Онтогенез

Голо-семенные

Покрыто-семенные

Знания из конкрет-ной предмет-ной области Биомасса, биом, автотрофы, фотосинтез, хлорофилл. клеточная стенка, тургор, фитогормоны, высшие и низшие растения  Слоевище, хроматофор, фитопланктон, фитобентос, детрит  Виды тканей, органы растений, заросток, протонема, спорангий, спора  Шишки, строение семени, опыление  Цветок, соцветие, плод, двойное оплодо-творение

Знания из конкрет-ной предмет-ной области

Биомасса, биом, автотрофы, фотосинтез, хлорофилл. клеточная стенка, тургор, фитогормоны, высшие и низшие растения

Слоевище, хроматофор, фитопланктон, фитобентос, детрит

Виды тканей, органы растений, заросток, протонема, спорангий, спора

Шишки, строение семени, опыление

Цветок, соцветие, плод, двойное оплодо-творение

Знания профес-сиональ-ного харак-тера Микро-биолог (изготовле-ние агар-агар) Эколог, косметолог, медицина, кулинария, садоводство, цветоводство Пожарный (торфяные пожары) Ланд-шафтный дизайн Цвето-водство, сельское хозяйство

Знания профес-сиональ-ного харак-тера

Микро-биолог (изготовле-ние агар-агар)

Эколог, косметолог, медицина, кулинария, садоводство, цветоводство

Пожарный (торфяные пожары)

Ланд-шафтный дизайн

Цвето-водство, сельское хозяйство

Календарно-тематическое планирование по разделу программы  N урока N п/п Раздел 3 Царство Растения Название темы Тема 3.1 Общая характеристика растений Кол-во часов Дата проведения 16 1 2 2 Клетки, ткани, органы и системы органов растений Тема 3.2 Подцарство Низшие растения Особенности жизнедеятельности растений систематика растений 1 1 1 2 Общая характеристика водорослей. Л/р Изучение внешнего строения водорослей 2 Тема 3.3 Подцарство Высшие растения 1 Классификация и значение водорослей 1 1 3 Общая характеристика Высших растений 1

Календарно-тематическое планирование по разделу программы

N урока

N п/п

Раздел 3 Царство Растения

Название темы

Тема 3.1 Общая характеристика растений

Кол-во часов

Дата проведения

16

1

2

2

Клетки, ткани, органы и системы органов растений

Тема 3.2 Подцарство Низшие растения

Особенности жизнедеятельности растений систематика растений

1

1

1

2

Общая характеристика водорослей. Л/р Изучение внешнего строения водорослей

2

Тема 3.3 Подцарство Высшие растения

1

Классификация и значение водорослей

1

1

3

Общая характеристика Высших растений

1

2 3 Отдел Моховидные. Л/р Изучение внешнего строения мхов 1 Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные 4 Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения 1 Отдел Папоротниковидные . Л/р Изучение внешнего строения папоротника 1 1 2 Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения 2 Происхождение и особенности голосеменных 1 Л/р Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Многообразие, роль и практическое значение голосеменных 1 1 2 6 Общая характеристика Покрытосеменных . Л/р Изучение строения покрытосеменных растений 3 1 Цикл развития цветковых растений 4 1 Классы Однодольные и Двудольные растения 5 1 Семейства Однодольных растений 1 Семейства Двудольных растений 6 1 Л/р Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения 1

2

3

Отдел Моховидные. Л/р Изучение внешнего строения мхов

1

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные

4

Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения

1

Отдел Папоротниковидные . Л/р Изучение внешнего строения папоротника

1

1

2

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

2

Происхождение и особенности голосеменных

1

Л/р Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Многообразие, роль и практическое значение голосеменных

1

1

2

6

Общая характеристика Покрытосеменных . Л/р Изучение строения покрытосеменных растений

3

1

Цикл развития цветковых растений

4

1

Классы Однодольные и Двудольные растения

5

1

Семейства Однодольных растений

1

Семейства Двудольных растений

6

1

Л/р Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения

1

Разработка урока  Тема: Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение

Разработка урока Тема: Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение

Этапы урока Организационный момент (2 мин) Актуализация опорных знаний  Контроль знаний в форме теста (7мин) Изучение новой темы (20мин)  Сообщение темы и цели урока Выполнение лабораторной работы (10мин) Закрепление (5 мин) Домашнее задание (1 мин)

Этапы урока

  • Организационный момент (2 мин)
  • Актуализация опорных знаний

Контроль знаний в форме теста (7мин)

  • Изучение новой темы (20мин)
  • Сообщение темы и цели урока
  • Выполнение лабораторной работы (10мин)
  • Закрепление (5 мин)
  • Домашнее задание (1 мин)
Тест 1. Какое расположение листьев у хвоща полевого?  а) очередное б) супротивное в) мутовчатое   2. Чем представлен спорофит у хвоща и плауна?  а) предростком б) зеленым растением в) заростком  г) спороносным колоском   3. Хвощи живут:  а) во влажных условиях б) в условиях недостатка влаги  в) в засушливых условиях г) в любой указанной среде   4. Почвы, на которых растут хвощи и плауны:  а) щелочные б) кислые в) нейтральные

Тест

  • 1. Какое расположение листьев у хвоща полевого? а) очередное б) супротивное в) мутовчатое 2. Чем представлен спорофит у хвоща и плауна? а) предростком б) зеленым растением в) заростком г) спороносным колоском 3. Хвощи живут: а) во влажных условиях б) в условиях недостатка влаги в) в засушливых условиях г) в любой указанной среде 4. Почвы, на которых растут хвощи и плауны: а) щелочные б) кислые в) нейтральные
5. Подземная часть хвощей  а) корни б) корневища в) луковицы г) ризоиды   6. Споры у хвоща развиваются на:  а) весеннем побеге б) летнем побеге в) на листьях г) заростке   7. Из споры хвоща развивается:  а) молодое растение б) проросток в) заросток г) спорофит   8. Функцию размножения выполняют:  а) летние вегетативные побеги б) весенние спороносные побеги  в) нет правильного ответа
  • 5. Подземная часть хвощей а) корни б) корневища в) луковицы г) ризоиды 6. Споры у хвоща развиваются на: а) весеннем побеге б) летнем побеге в) на листьях г) заростке 7. Из споры хвоща развивается: а) молодое растение б) проросток в) заросток г) спорофит 8. Функцию размножения выполняют: а) летние вегетативные побеги б) весенние спороносные побеги в) нет правильного ответа
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение Цель : ознакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности папоротников Задачи: 1. Расширить представления обучающихся о папоротниках, показать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека. 2. Продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновать их принадлежность к определенному отделу. 3. Прививать интерес к предмету. Оборудование: гербарные экземпляры папоротников; таблицы; учебник Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение

Цель : ознакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности папоротников

Задачи:

1. Расширить представления обучающихся о папоротниках, показать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

2. Продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновать их принадлежность к определенному отделу.

3. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: гербарные экземпляры папоротников; таблицы; учебник

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Отдел Папоротниковидные  (общая характеристика) Происхождение: от псилофитов(первые вымершие наземные растения) Папоротники – процветающая группа, представленная большим числом видов и населяющая самые разнообразные местообитания Особенности внешнего строения папоротников: короткий стебель, видоизмененный в корневище, листья-вайи, у основания взрослых листьев молодые листья свернуты в улитку В жизненном цикле преобладает фаза спорофита Гаметофит у папоротников представлен небольшой пластинкой – заростком, прикрепленной к почве ризоидами Папоротники встречаются по всему земному шару (наиболее разнообразны во влажных тропических лесах) Человек использует папоротники в народной медицине, выращивает как декоративные растения, употребляет в пищу Размножаются спорами

Отдел Папоротниковидные (общая характеристика)

  • Происхождение: от псилофитов(первые вымершие наземные растения)
  • Папоротники – процветающая группа, представленная большим числом видов и населяющая самые разнообразные местообитания
  • Особенности внешнего строения папоротников: короткий стебель, видоизмененный в корневище, листья-вайи, у основания взрослых листьев молодые листья свернуты в улитку
  • В жизненном цикле преобладает фаза спорофита
  • Гаметофит у папоротников представлен небольшой пластинкой – заростком, прикрепленной к почве ризоидами
  • Папоротники встречаются по всему земному шару (наиболее разнообразны во влажных тропических лесах)
  • Человек использует папоротники в народной медицине, выращивает как декоративные растения, употребляет в пищу
  • Размножаются спорами
Папоротники - Папоротники – большая группа высших растений. Насчитывает более 300 родов и 10000 видов. Все они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. В тропических лесах Азии, Америки и Австралии они достигают 15-20 м в высоту. Некоторые выращиваются как декоративные –комнатные растения (нефролепис, «олений рог» и др.) Современные папоротники - представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране. В Красную Книгу внесены такие папоротникообразные, как: орляк, щитовник, страусово перо. Древние славяне поклонялись богу Яриле. Ярило, как гласит предание, за почтительное к себе отношение или просто от щедрот своих сделал людям божественный подарок – даровал им огонь. Каждый год посылает он людям огонь, который разгорается и имеет вид огненного цветка – папоротника. Отсюда и название папоротника – «огнецвет», «царь-огонь», «цвет-огонь».

Папоротники -

  • Папоротники – большая группа высших растений. Насчитывает более 300 родов и 10000 видов. Все они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. В тропических лесах Азии, Америки и Австралии они достигают 15-20 м в высоту. Некоторые выращиваются как декоративные –комнатные растения (нефролепис, «олений рог» и др.)
  • Современные папоротники - представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране. В Красную Книгу внесены такие папоротникообразные, как: орляк, щитовник, страусово перо.
  • Древние славяне поклонялись богу Яриле. Ярило, как гласит предание, за почтительное к себе отношение или просто от щедрот своих сделал людям божественный подарок – даровал им огонь. Каждый год посылает он людям огонь, который разгорается и имеет вид огненного цветка – папоротника. Отсюда и название папоротника – «огнецвет», «царь-огонь», «цвет-огонь».
«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно. Движется и становится все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя» - так писал Николай Васильевич Гоголь фантастическое событие, происходящее в ночь на Ивана Купалу.  С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, тот приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимым, а главное начнет видеть сквозь землю и, конечно найдет все клады, где бы они, не были спрятаны.
  • «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно. Движется и становится все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя» - так писал Николай Васильевич Гоголь фантастическое событие, происходящее в ночь на Ивана Купалу. С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, тот приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимым, а главное начнет видеть сквозь землю и, конечно найдет все клады, где бы они, не были спрятаны.
Жизненный цикл папоротника  щитовника мужского

Жизненный цикл папоротника щитовника мужского

Проблемный вопрос:   ??? Правда ли, что папоротник цветет? И с его помощью можно найти клад?  На этот вопрос мы сможем ответить чуть позже, после того как ознакомимся со способами размножения папоротника.
  • Проблемный вопрос: ??? Правда ли, что папоротник цветет? И с его помощью можно найти клад? На этот вопрос мы сможем ответить чуть позже, после того как ознакомимся со способами размножения папоротника.
Происхождение папоротников Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»  Папоротники – наиболее древняя группа вымерших растений. Но был на Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение. 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.  Итак, мы убедились, что для жизнедеятельности папоротников нужна вода.

Происхождение папоротников

  • Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения» Папоротники – наиболее древняя группа вымерших растений. Но был на Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение. 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Итак, мы убедились, что для жизнедеятельности папоротников нужна вода.
Многообразие папоротников Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными, травянистыми формами, эпифиты, растущие на деревьях. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м. И в настоящее время в Австралии и Новой Зеландии встречаются древовидные папоротники.  Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм. Около 2/3 из 10000 видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях и пустынях.

Многообразие папоротников

  • Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными, травянистыми формами, эпифиты, растущие на деревьях. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м. И в настоящее время в Австралии и Новой Зеландии встречаются древовидные папоротники. Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм. Около 2/3 из 10000 видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях и пустынях.
??? С чем связано такое распространение папоротников на планете?  ??? Какова среда обитания? В лесах встречаются несколько десятков видов папоротников: орляк обыкновенный, кочедыжник женский, щитовник мужской, лиственник, голокучник, страусник.  В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений.   Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.   ??? Что мы можем сделать для сохранения редких видов?
  • ??? С чем связано такое распространение папоротников на планете? ??? Какова среда обитания?
  • В лесах встречаются несколько десятков видов папоротников: орляк обыкновенный, кочедыжник женский, щитовник мужской, лиственник, голокучник, страусник. В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений. ??? Что мы можем сделать для сохранения редких видов?

Строение папоротника

  • Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2-3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни. От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто-рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями. По гречески «вайя» - пальмовая ветвь. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.
Размножение папоротникообразых на примере щитовника мужского Вегетативное :  * корневищами ( орляк размножается с помощью мощного корневища. Корневище ветвится, расползается в разные стороны, и папоротник таким образом захватывает большие территории. Держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды)   * почками (по длине листа, у некоторых представителей папоротников, располагаются почки. Из почек появляются маленькие папоротники, они отрываются от листа, пускают корни, прикрепляются к почве и превращаются в настоящие папоротники).   • Бесполое - спорами, которые образуются на листьях взрослого растения – спорофитах.   • Половое – половые женские и мужские клетки, которые образуются на зеленом заростке – гаметофит.

Размножение папоротникообразых на примере щитовника мужского

  • Вегетативное : * корневищами ( орляк размножается с помощью мощного корневища. Корневище ветвится, расползается в разные стороны, и папоротник таким образом захватывает большие территории. Держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды) * почками (по длине листа, у некоторых представителей папоротников, располагаются почки. Из почек появляются маленькие папоротники, они отрываются от листа, пускают корни, прикрепляются к почве и превращаются в настоящие папоротники). • Бесполое - спорами, которые образуются на листьях взрослого растения – спорофитах. • Половое – половые женские и мужские клетки, которые образуются на зеленом заростке – гаметофит.
  • В жизненном цикле папоротников чередуются бесполое и половое поколения - спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита - он, как правило, многолетний, и именно его мы называем папоротником.
  • На нижней поверхности листа развиваются спорангии, в которых образуются споры. В благоприятных условиях спора прорастает, и из нее формируется небольшая зеленая пластинка - заросток. Это гаметофит. Он у папоротников чаще обоеполый, на нем формируются женские и мужские половые органы, где образуются яйцеклетки и сперматозоиды. Оплодотворение происходит в капле воды. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает. Зародыш развивается в спорофит. У некоторых папоротников споры имеют неодинаковые размеры. Это разноспоровые папоротники. Их мелкие мужские споры - микроспоры - при прорастании дают начало мужскому гаметофиту, на котором образуются мужские органы размножения. Из крупных женских спор - мегаспор - развивается женский гаметофит, продуцирующий яйцеклетки. Накопление питательных веществ в спорах, особенно в мегаспорах, создает значительные преимущества для разноспоровых папоротников - гаметофит начинает развиваться уже внутри споры, используя питательные вещества, которые в ней содержатся. Вследствие быстрого развития оплодотворение происходит раньше обычного, и весь цикл развития завершается быстрее. Благодаря перечисленным особенностям разноспоровые папоротники хорошо переносят меняющиеся условия среды.
Значение папоротников декоративные растения; лекарственные растения - корневище щитовника от заболеваний кишечника, настойки из листьев для лечения ран, простуды и обезболивающие препараты;  использование в пищу – листья орляка, в Японии и сейчас это очень популярное блюдо, а в России корни орляка использовали вместо мыла;  образовали залежи каменного угля; корни орляка – укрепляют своими корневищами землю, не позволяет воде смывать плодородный слой почвы, препятствует образованию оврагов; щитовник – «аристократ» получил название потому, что любит плодородную богатую почву,- служит отличным кормом многим домашним и диким животным, особенно любят его лоси; в медицине из листьев папоротника готовят глистогонное средство.

Значение папоротников

  • декоративные растения;
  • лекарственные растения - корневище щитовника от заболеваний кишечника, настойки из листьев для лечения ран, простуды и обезболивающие препараты;
  • использование в пищу – листья орляка, в Японии и сейчас это очень популярное блюдо, а в России корни орляка использовали вместо мыла;
  • образовали залежи каменного угля;
  • корни орляка – укрепляют своими корневищами землю, не позволяет воде смывать плодородный слой почвы, препятствует образованию оврагов;
  • щитовник – «аристократ» получил название потому, что любит плодородную богатую почву,- служит отличным кормом многим домашним и диким животным, особенно любят его лоси;
  • в медицине из листьев папоротника готовят глистогонное средство.
А теперь давайте ответим на вопрос:   ??? цветет ли папоротник?   Нет, папоротники никогда не цветут.  Но существует один очень редкий папоротник, который может ввести людей в заблуждение. Дело в том что у всех папоротников споры располагаются в основном на листьях снизу, а у папоротника- ужовника – на вытянутой части вайи. И похожи они на бутончики маленьких цветков. Что возможно и ввело в заблуждение не очень осведомленного человека, и дали толчок к народным фантазиям.
  • А теперь давайте ответим на вопрос: ??? цветет ли папоротник? Нет, папоротники никогда не цветут. Но существует один очень редкий папоротник, который может ввести людей в заблуждение. Дело в том что у всех папоротников споры располагаются в основном на листьях снизу, а у папоротника- ужовника – на вытянутой части вайи. И похожи они на бутончики маленьких цветков. Что возможно и ввело в заблуждение не очень осведомленного человека, и дали толчок к народным фантазиям.
Использование каменного угля

Использование каменного угля

Лабораторная работа:  «Изучение внешнего строения папоротника» Цель : изучить особенности строения папоротника щитовника мужского и орляка Щитовник мужской Орляк

Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения папоротника»

Цель : изучить особенности строения папоротника щитовника мужского и орляка

Щитовник мужской

Орляк

Инструкция Опишите внешний вид папоротников (форма, окраска, размеры листьев и стебля) Зарисуйте растения и подпишите их части Сравните папоротники с хвощами. Заполните таблицу, используя гербарный материал и текст учебника

Инструкция

  • Опишите внешний вид папоротников (форма, окраска, размеры листьев и стебля)
  • Зарисуйте растения и подпишите их части
  • Сравните папоротники с хвощами.
  • Заполните таблицу, используя гербарный материал и текст учебника
Сравнительная таблица Признаки для сравнения Щитовник мужской Корни, корневая система Хвощ полевой Внешнее строение листа Наличие проводящей системы Особенности роста Наличие спорангиев

Сравнительная таблица

Признаки для сравнения

Щитовник мужской

Корни, корневая система

Хвощ полевой

Внешнее строение листа

Наличие проводящей системы

Особенности роста

Наличие спорангиев

Вывод  Папоротники – высшие растения, потому что они имеют корни, листья, корневище т. к. папоротники размножаются спорами, то они относятся к споровым растениям.  Спорофитом у папоротника является взрослая особь.  Гаметофитом - заросток, образующийся из споры.  Лист папоротника выполняет функции фотосинтезирующую и проводящую. Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы споры падали на землю.  Папоротник не цветет, так как нет цветков.  Папоротник отличается от хвоща наличием проводящей системы, поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи.

Вывод

Папоротники – высшие растения, потому что они имеют корни, листья, корневище т. к. папоротники размножаются спорами, то они относятся к споровым растениям. Спорофитом у папоротника является взрослая особь. Гаметофитом - заросток, образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции фотосинтезирующую и проводящую. Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы споры падали на землю. Папоротник не цветет, так как нет цветков. Папоротник отличается от хвоща наличием проводящей системы, поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи.

Допишите предложения В лесах умеренной зоны у папоротников _______ стебель, который находится в ______ и представляет собой ______. В стебле хорошо развита _______ ткань, между пучками которой располагаются клетки ______ ткани; имеются ______ корни. Листья вырастают из _____; они обладают верхушечным ростом, достигают ___ размеров и выполняют функции ______ и ______.

Допишите предложения

В лесах умеренной зоны у папоротников _______ стебель, который находится в ______ и представляет собой ______. В стебле хорошо развита _______ ткань, между пучками которой располагаются клетки ______ ткани; имеются ______ корни. Листья вырастают из _____; они обладают верхушечным ростом, достигают ___ размеров и выполняют функции ______ и ______.

Рефлексия - Назовите основные блоки информации нового материала - Отметьте активность своей деятельности на уроке по шкале  _______________________________________ пассивен низкая активен высокая  активность активность 1 2 4 3

Рефлексия

  • - Назовите основные блоки информации нового материала
  • - Отметьте активность своей деятельности на уроке по шкале

_______________________________________

пассивен низкая активен высокая

активность активность

1

2

4

3

Домашнее задание Стр. 61-65, записи Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» Составьте общую характеристику отдела папоротниковидные.

Домашнее задание

  • Стр. 61-65, записи
  • Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания»
  • Составьте общую характеристику отдела папоротниковидные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!