СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя не только поурочное планирование темы "Односоставные предложения", но и конспект  заключительного урока по теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела "Односоставные предложения"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение  средняя школа № 4 г. Бор Методическая разработка раздела

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа № 4 г. Бор

Методическая разработка раздела

"О дно с оста вные предложения"

о бразовательной учебной программ ы

п о русскому языку для 8 класса

Учитель Гусева Елена Петровна

20 17 -20 18

Содержание работы Пояснительная записка Цели и задачи раздела “Односоставные предложения“ Цели изучения раздела Познавательные задачи раздела Развивающие задачи раздела Воспитательные задачи раздела Психолого-педагогическ ое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Используемые технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся при изучении темы “Односоставные предложения“ Календарно-тематическое (поурочное) планирование Конспект урок а Ожидаемые результаты освоения раздела программы Задание первой группе Задание второй и третьей группе Результаты освоения темы Список используемой литературы

Содержание работы

  • Пояснительная записка
  • Цели и задачи раздела “Односоставные предложения“
  • Цели изучения раздела
  • Познавательные задачи раздела
  • Развивающие задачи раздела
  • Воспитательные задачи раздела
  • Психолого-педагогическ ое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
  • Используемые технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся при изучении темы “Односоставные предложения“
  • Календарно-тематическое (поурочное) планирование
  • Конспект урок а
  • Ожидаемые результаты освоения раздела программы
  • Задание первой группе
  • Задание второй и третьей группе
  • Результаты освоения темы
  • Список используемой литературы

Пояснительная записка

Предметом изучения школьного курса русского языка в 8 классе являеться синтаксис. Тема “Односоставные предложения“ - одна из самых непростых в синтакс исе.

Изучение данных предложений дает возможность показать богатство средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помошью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования “арсенала“ синтаксических конструкций.

Краткость односоставных предложений, способность актуализировать что-либо одно, наиболее важное для сообщения (действия, состояние, признак, явление) и создают их свойства.

Данная раработа представляет собой систему уроков русского языка по теме “Односоставные предложения“. Главная задача – заинтересовать учащихся научными знаниями, привлечь к чтению художественных произведений, помочь увидеть синтаксическое богатство односоставных предложений , подготовить к выполнению тестовых заданий по ОГЭ

С этой целью исплользованы в уроках наглядный материал, презентации, тексты, тесты. Яркий, эстически ценный дидактический материал, ясные, точные форм у лировки заданий позволяют активизировать умственную деятельность обучающихся, оптимально решать поставленные задачи

Цели изучения раздела : - усвоение знаний по теме “Односоставные предложения“ - формирование умений выделять это понятие среди других - развитие языкового вкуса - развитие личности школьника, его интелектуальных и творчиских способностей.

Цели изучения раздела :

- усвоение знаний по теме “Односоставные предложения“

- формирование умений выделять это понятие среди других

- развитие языкового вкуса

- развитие личности школьника, его интелектуальных и творчиских способностей.

Познавательные задачи раздела : - Заинтересовать обучающихся научными знаниями через постановку проблемных вопросов. - Сформировать у обучающихся стремление к совершенствованию речи как устной, так и писменной. - Привлечь обучающихся к чтению художественных произведений, интегрируя русский язык с литературой, историей, МХК, информатикой.

Познавательные задачи раздела :

- Заинтересовать обучающихся научными знаниями через постановку проблемных вопросов.

- Сформировать у обучающихся стремление к совершенствованию речи как устной, так и писменной.

- Привлечь обучающихся к чтению художественных произведений, интегрируя русский язык с литературой, историей, МХК, информатикой.

Развивающие задачи раздела : - формирование и развитие гуманитароной культуры шольника как составной и неотъемлемой части его общей культуры - развитие интереса к русскому языку, развитие мышления, воображния, памяти, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, умения извлекать информацию из различных источников - развитие у обучающихся устной и письменной речи

Развивающие задачи раздела :

- формирование и развитие гуманитароной культуры шольника как составной и неотъемлемой части его общей культуры

- развитие интереса к русскому языку, развитие мышления, воображния, памяти, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, умения извлекать информацию из различных источников

- развитие у обучающихся устной и письменной речи

Воспитательные задачи раздела:  - воспитывать уважение к русскому языку, культуре своего народа  - приобщать к ценностям национальной культуры  - воспитывать уважительное отношение друг к другу, работать в сотрудничестве, помогая друг другу.

Воспитательные задачи раздела:

- воспитывать уважение к русскому языку, культуре своего народа

- приобщать к ценностям национальной культуры

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, работать в сотрудничестве, помогая друг другу.

Психолого  -  педагогическ ое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствиии с возрастными особенностями  1. Формирование элементов взрослости в социальном, умственном развитии подростка  2. Развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям  3. Осознание собственных интеллектуальных операций и стремление учиться управлять ими  4. Импульсивность, эмоциональная устойчивость, колебание настроения, несдержанность, нервозность

Психолого - педагогическ ое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствиии с возрастными особенностями

1. Формирование элементов взрослости в социальном, умственном развитии подростка

2. Развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям

3. Осознание собственных интеллектуальных операций и стремление учиться управлять ими

4. Импульсивность, эмоциональная устойчивость, колебание настроения, несдержанность, нервозность

Используемые технологии, методы, формы организации деятельности при изучение темы “Односоставные предложения“ МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ Личностно-ориентированного обучения Технология сотрудничества “ Образ и мысль“ Проектно - иследовательская Объяснительно – иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично - поисковый ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фронтальные Групповые Индивидуальные

Используемые технологии, методы, формы организации деятельности при изучение темы “Односоставные предложения“

МЕТОДЫ

ТЕХНОЛОГИИ

  • Личностно-ориентированного обучения
  • Технология сотрудничества
  • “ Образ и мысль“
  • Проектно - иследовательская
  • Объяснительно – иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемного изложения
  • Частично - поисковый

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Фронтальные
  • Групповые
  • Индивидуальные
Поурочное планирование по разделу (9ч + 2ч) № тема урока 1 Понятие об односоставном предложении. Главный член односоставного предложения 2 Кол-во часов Назывные предложения 3 1 Дата 4 Определенно-личные предложения Тип урока 1 Неопределенно-личные предложения Примечание 5 2 Урок объяснения нового материала с использованием технологии критического мышления. Урок объяснения нового материала Составить план параграфа о способах выражения главного члена в односоставном предложении. Материал урока даётся блоком. Работа проходит по опорным схемам-слайдам под контролем учителя 1 Обобщенно-личные предложения Работа со слайдами презентации Поэтическая пятиминутка (Есенин, Блок, Ахматова) Урок объяснения нового материала 1 Проверочная работа: описать репродукцию картины Д.И.Пименова «Ожидание», используя назывные предложения Урок объяснения нового материала Графический диктант, письмо по памяти Урок объяснения нового материала Изложение-миниатюра

Поурочное планирование по разделу (9ч + 2ч)

тема урока

1

Понятие об односоставном предложении. Главный член односоставного предложения

2

Кол-во часов

Назывные предложения

3

1

Дата

4

Определенно-личные предложения

Тип урока

1

Неопределенно-личные предложения

Примечание

5

2

Урок объяснения нового материала с использованием технологии критического мышления.

Урок объяснения нового материала

Составить план параграфа о

способах выражения главного члена в односоставном предложении. Материал урока даётся блоком. Работа проходит по опорным схемам-слайдам под контролем учителя

1

Обобщенно-личные предложения

Работа со слайдами презентации

Поэтическая пятиминутка (Есенин, Блок, Ахматова)

Урок объяснения нового материала

1

Проверочная работа: описать репродукцию картины Д.И.Пименова «Ожидание», используя назывные предложения

Урок объяснения нового материала

Графический диктант, письмо по памяти

Урок объяснения нового материала

Изложение-миниатюра

6    7     8 Безличные предложения Р.р. Рассказ на свободную тему 9 2    1 Обобщающий урок по теме 1 Контрольный диктант №3 “Конец сентября“(средний уровень) Урок объяснения нового материала, комбинированный урок Урок закрепления изученного материала 1 С использованием технологии сотрудничества Лингвистический рассказ по схеме. Сочинение –миниатюра «Вечер »      Урок контроля Работа в группах, терминологический диктант, работа с текстом

6

7

8

Безличные предложения

Р.р. Рассказ на свободную тему

9

2

1

Обобщающий урок по теме

1

Контрольный диктант №3 “Конец сентября“(средний уровень)

Урок объяснения нового материала, комбинированный урок

Урок закрепления изученного материала

1

С использованием технологии сотрудничества

Лингвистический рассказ по схеме. Сочинение –миниатюра «Вечер »

Урок контроля

Работа в группах, терминологический диктант, работа с текстом

Конспект урока Урок усвоения нового материала по теме “Односоставные предложения“ в 8 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского Русский язык программы общеобразовательных учреждений 5-9 класс 11-издание Москва “Просвещение“ 201 1 г.

Конспект урока

Урок усвоения нового материала по теме “Односоставные предложения“ в 8 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского Русский язык программы общеобразовательных учреждений 5-9 класс 11-издание Москва “Просвещение“ 201 1 г.

КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

« ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ »

Цель: дать понятия о видах односоставных предложений.

Задачи.

 Образовательные: научить определять виды односоставных предложений по ОК (алгоритму); продолжить формировать навыки работы с текстом.

 Развивающие: продолжать работать над развитием орфографической и пунктационной зоркости (безударные окончания гл.1 и 2 спр., знаки препинания при однородн.чл.,в сложном предложении). Развивать умение пользоваться багажом ранее приобретённых знаний.

 Воспитательные: воспитывать внимание к слову, а также чувство собственного достоинства: я не могу быть хуже других, так как умею трудиться.

 ОРГМОМЕНТ. Сообщение темы и цели урока. Создание положительного настроя на обучение.

Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам учёного-физика А.Энштейна: « Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого не может быть, а один человек этого не знает. »

Попробуйте быть незнайками, чтобы стать гениями. И помните, что в науке решают 90% пота и только 10% таланта. Сегодня каждый из вас ощутит это, побывав в роли учёных-лингвистов. Первая группа – языковеды-исследователи. Им должны быть под силу любые задания. Вторая группа – теоретики. Вы должны отлично владеть теорией, а третья группа – практики. У вас будет отдельное задание.

 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

Для усвоения нового материала потребуются знания, полученные в 5 классе, когда мы говорили, что все простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Продолжите мою мысль.

А) двусоставные предложения имеют грамматическую основу, которая состоит из …

Б) односоставные предложения имеют грамматическую основу, которая состоит из …

Вывод (делают дети). Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

 ПОДГОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Работа по учебнику &20. Выполнение упр.181 (устно)  ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Но сегодня в нашу задачу входит определение вида односоставного предложения (показ презентации) ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СКАЗУЕМОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ  ОПР.-ЛИЧН.-  ЛИЧН. БЕЗЛИЧ. НЕОПР. НАЗЫВНОЕ ( НА ОДЕЛЬНЫХ СЛАЙДАХ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ)  ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Запишем несколько предложений. Работа у доски по алгоритму. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Скажи, братец, какую девушку держись у себя под караулом? На балконе соседней дачи зажгли свет. Мне долго не спалось. Середина декабря. Тишина. Урок.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. РАБОТА ВЕДЁТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРВАННО ПОД КОНТРОЛЕМ УЧИТЕЛЯ. 1 гр. Работает самостоятельно по карточкам с инд.з. (текст прилагается) 2 гр. Вместе с учителем по тексту, записанному на доске. (текст прилагается) 3 гр. По инд. карт. (карточки прилагаются)

 ПОДГОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Работа по учебнику &20. Выполнение упр.181 (устно)

 ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Но сегодня в нашу задачу входит определение вида односоставного предложения (показ презентации)

ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СКАЗУЕМОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ

ОПР.-ЛИЧН.-

ЛИЧН. БЕЗЛИЧ. НЕОПР. НАЗЫВНОЕ

( НА ОДЕЛЬНЫХ СЛАЙДАХ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ)

 ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Запишем несколько предложений. Работа у доски по алгоритму.

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.

Скажи, братец, какую девушку держись у себя под караулом?

На балконе соседней дачи зажгли свет.

Мне долго не спалось.

Середина декабря. Тишина. Урок.

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. РАБОТА ВЕДЁТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРВАННО ПОД КОНТРОЛЕМ УЧИТЕЛЯ.

1 гр. Работает самостоятельно по карточкам с инд.з. (текст прилагается)

2 гр. Вместе с учителем по тексту, записанному на доске. (текст прилагается)

3 гр. По инд. карт. (карточки прилагаются)

7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ УЧАЩИМСЯ.

Цифровой диктант. Запишем только № односоставных предложений.

1. На небе гаснут облака.

2. Соловьиное эхо несет с блестящей реки.

3. Целый день борешься с усталостью.

4. Лес полон шорохов.

5. В дверь несмело постучали.

6. Вспомнишь разлуку с улыбкой странною.

7. В горах произошел обвал.

8. В лесу голо и сумрачно.

9. Мне нездоровится.

10. Глушь да топь, коряги да пеньки.

8. ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Самостоятельная изучить материал &21

Эта четверть часть сегодняшнего материала.

1 и 2 гр.

Выписать из повести “Капитанская дочка“ 5-7 односост. Предл., определить их вид под ОК.

3 гр.

Упр. 183. Списать, подчеркнуть грамм. Основы предл.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Чему учились на уроке. Мне очень любопытно степень понимания изученного материала каждым из вас. Перед вами три разноцветных карточки. Желтый цвет означает, что на уроке трудились изо всех сил, всё понял. Зеленый – старался но понял не все. Синий – есть точка роста. Выйдите к доске с выбранными карточками, а я сделаю вывод, как мне спланировать урок. Спасибо.

Ожидаемые р езультаты освоения раздела программы : - Уметь находить односоставные предложения в тексте, определять их вид - Научиться видеть художественные особенности односоставных предложений - Уметь употреблять односоствные предложения в письменной речи - Способствовать развитию памяти - Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана) - Участвовать в обсуждение, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других обучающихся - Работа с худоджественными произведениями, репродукциями картин

Ожидаемые р езультаты освоения раздела программы :

- Уметь находить односоставные предложения в тексте, определять их вид

- Научиться видеть художественные особенности односоставных предложений

- Уметь употреблять односоствные предложения в письменной речи

- Способствовать развитию памяти

- Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана)

- Участвовать в обсуждение, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других обучающихся

- Работа с худоджественными произведениями, репродукциями картин

Задание первой группе 1) Она начинается сразу за нашими огородами и круто спускается к речке Сходне. 2) В деревне зовут её Живой водой. 3)Такое имя дали за многочисленные родники. 4) Приляжешь прислонишь ухо к земле и слышишь, как гора дышит, словно что-то приговаривает. 5) Идёшь по тропинке и боишься простыть – до того холодная земля. 6) И в речке долго не просидишь. 7) Но на жаре купаться в ней – одна благодать. 8) окунёшься разок-другой и заиграла кровь.  - озаглавь текст  - выдели грамматическую основу в каждом предложении  - выпиши номера любых пяти предложений и определи их вид  - поставь недостающие знаки препинания

Задание первой группе

1) Она начинается сразу за нашими огородами и круто спускается к речке Сходне. 2) В деревне зовут её Живой водой. 3)Такое имя дали за многочисленные родники. 4) Приляжешь прислонишь ухо к земле и слышишь, как гора дышит, словно что-то приговаривает. 5) Идёшь по тропинке и боишься простыть – до того холодная земля. 6) И в речке долго не просидишь. 7) Но на жаре купаться в ней – одна благодать. 8) окунёшься разок-другой и заиграла кровь.

- озаглавь текст

- выдели грамматическую основу в каждом предложении

- выпиши номера любых пяти предложений и определи их вид

- поставь недостающие знаки препинания

Задание второй и третьей группе Найди односоставные предложения, выдели в них граматическую основу. Найди двусоставные предложения, выдели грамматическую основу. 1) Век живи, век учись. 2) Я помню время золотое. 3) Рыбылка прекрасна сама по себе. 4) Он был совершенно прав. 5) На вокзал мы уходили рано на рассвете. 6) Кругом чистота. 7) Вот и леса

Задание второй и третьей группе

Найди односоставные предложения, выдели в них граматическую основу. Найди двусоставные предложения, выдели грамматическую основу.

1) Век живи, век учись.

2) Я помню время золотое.

3) Рыбылка прекрасна сама по себе.

4) Он был совершенно прав.

5) На вокзал мы уходили рано на рассвете.

6) Кругом чистота.

7) Вот и леса

Список используемой литературы 1. Костянова Т.М. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 кл. М.: Прсвещение, 2005 2. Малюшкин А.Б. Текстовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс. М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Сайт „Культура письменной речи“ http : // www. gramma. ru./RUS/ 4. Учебник русского языка 8 кл. 20 11 г. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Чешков и др. 5. Шапиро. Н.А. Учимся понимать и строить текст 5-9 кл. М.: Первое сентября, 2002г.

Список используемой литературы

1. Костянова Т.М. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 кл. М.: Прсвещение, 2005

2. Малюшкин А.Б. Текстовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс. М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Сайт „Культура письменной речи“ http : // www. gramma. ru./RUS/

4. Учебник русского языка 8 кл. 20 11 г. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Чешков и др.

5. Шапиро. Н.А. Учимся понимать и строить текст 5-9 кл. М.: Первое сентября, 2002г.


Скачать

© 2018, 1082 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!